НЕКОТОРЫЕ ПИШУТ НА ТАТАРСКОМ, ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ РАДОСТЬ

Кате 19 лет, она с телефона показывает мне фотографии своей недавней выставки рисунков. В проект «Классная драма», где дети и подростки пишут собственные пьесы с помощью наставников, она попала случайно — уговорила знакомая. Сама Катя всегда больше интересовалась графическим искусством и считала, что тексты писать не умеет.

Ее пьеса почти готова — она о творчестве: художнике, которая решает отказаться от творческих мук, но в итоге возвращается к тому, что будет творить только в хорошем настроении. «В тексте я объясняю, как это случается», — поясняет Екатерина. Девушка говорит, что главного героя она с себя не списывала, но они похожи. Пока перечитывать текст не хочет — устала видеть одно и то же. «Сейчас есть желание все истории перенести на бумагу, и мой наставник Юрий Клавдиев говорит, чтобы я продолжала писать. Вчера он читал мой текст и чем-то восхищался, я так и не поняла чем», — смеется она.

Катя рассказывает, что некоторые ребята пришли сюда с готовыми идеями, но многие в процессе работы их поменяли. Сама она быстро придумала пьесу к третьему дню занятий. «До этого мне казалось, что тексты и сценарии пишут какие-то невероятные люди, но оказалось, что они легко могут тебя сидеть и учить. А когда понимаешь структуру, то и сам можешь делать то же самое».

Мы разговариваем с Катей в одном из залов театра юного зрителя, вокруг нас идет занятие «Классной драмы» — за двумя столами сидят подростки от 14 до 19 лет, которые пишут тексты на ноутбуках или в тетрадях. Занятия здесь похожи на обычные школьные уроки, только в свободной форме. Вместе с работой над текстом наставники — сами профессиональные драматурги — рассказывают подросткам базовые теоретические вещи (какими должны быть герои, как возникают конфликт, композиция, сюжетный поворот) и помогают писать. До воскресенья их тексты должны быть готовы к читке, а актеры и режиссеры будут их слушать, чтобы с понедельника начать репетиции пьес. Те, что написаны на русском языке, — в театре юного зрителя, на татарском — в театре им. Камала.

Организаторы проекта рассказывают, что его участники очень разные — домашние дети, приемные. Есть дети с заболеваниями, которые ограничивают их жизнь. Есть девочка, которая специально приехала из маленького поселка, а здесь живет у родственников. Некоторые пишут на татарском, это отдельная радость.

Юрий Клавдиев
Юрий Клавдиев

ПОДРОСТКИ ЧАСТО «ВЫПАДАЮТ» ИЗ ТЕАТРА

Юрий Клавдиев — один из наставников проекта «Классная драма», драматург и сценарист. Самые известные его работы — это сценарий к фильму Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» и сериалу «Школа». В подобных проектах он участвует уже около 11 лет. Все началось в 2004 году, когда в Тольятти, где он жил, приехали представители эдинбургского театра Traversе с программой обучения подростков Class Art, тогда и появилась идея создать подобное в России. «Мне сразу понравилась эта методика, — говорит он. — Наверное, потому что самому подобных вещей не хватало, когда я учился в школе. Я и так с литературой дружил, но эти занятия помогают понять ее изнутри».

Юрий рассказывает, что основная их задача — показать детям приемы ремесла через написание пьес, чтобы они в дальнейшем могли создавать художественный текст. Темы, на которые они пишут, свободные. «Это в основном любовь, дружба, законы, по которым в мире происходит так, как происходит, одиночество, невозможность поговорить с миром на равных. Цель проекта не создание канонически правильного театрального текста. Мы добиваемся того, чтобы ребенок рассказал историю, которую в иных условиях он бы не рассказал просто потому, что люди вокруг считают, что он слишком мал или недостаточно понимает жизнь, чтобы позволять себе суждения о каких-то вещах. Взрослые люди обычно общаются с детьми с позиции их чему-то научить. Им, как правило, неинтересно, что ребенок думает».

Фарид Бикчантаев

Кроме Юрия в проекте участвуют драматург Кира Малинина, казанский поэт Рузаль Мухаметшин, режиссеры Никита Кобелев, Фарид Бикчантаев, Олег Кинзягулов и Татьяна Лядова. Их выбирали не только по профессиональному опыту, но и по умению работы в социальных проектах. «С детьми должны работать профессиональные режиссеры, которые не боятся разговаривать с ними; профессиональные актеры, которые будут читать далеко не чеховские тексты, но попытаются донести до зрителя те мысли, переживания, которые важны для авторов», — говорит сооснователь проекта «Живой город» Инна Яркова.

«Проект «Классная драма» в России существует уже 11 лет, — рассказывает Мария Крупник, куратор театрального направления культурного центра ЗИЛ. — Разные команды его по-разному придумывают, но ни один театр не принял его к себе для развития аудитории, социальной деятельности. Подростки очень часто выпадают как из спектра театров юного зрителя, потому что они ориентируются на более старшую аудиторию, так и из спектра взрослого театра, потому что они ориентируются на более юную аудиторию. В результате подросток не находит театрального продукта. Сейчас мы даем инструмент, который налаживает между ними язык».

Руководители фонда «Живой город» Инна Яркова, Артем Силкин, Диана Сафарова

ПРОБЛЕМА С АДАПТАЦИЕЙ ИЗ-ЗА ПРИВЫЧКИ К ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Сама Мария занимается проектом с 2008 года, под нынешним названием он под ее руководством существует с 2011 года. За это время «Классная драма» дважды проходила в Москве, а также в Перми, Воронеже, Можайске. «В Можайске был важный для меня опыт — мы там вместе с «Театром.doc» при поддержке проекта «Театр плюс общество» организовали занятия в колонии для несовершеннолетних, — рассказывает Крупник. — Мы работали с 12 ребятами, написали тексты, которые они прочитали на публику в родительский день, когда к ним пускали родных и близких. Позже в «Театре.doc» сделали постановку всех пьес и сняли это на видео. Мы надеялись, что ребят, хотя бы тех, у кого облегченный режим заключения, привезут на спектакль, но этого не случилось. Поэтому мы им показали смонтированный фильм».

Мария Крупник

По ее словам, подобный проект в Шотландии работает уже больше 20 лет. Он в основном направлен на детей из неблагополучных районов, школ и бедных семей. По их статистике, у участников исправляется успеваемость, повышается интерес к учебе, вырастает самооценка. «После проекта только единицы посвящают себя театру, но становятся посетителями театра. Travers сознательно разрушал британский стереотип о том, что культура — для богатых», — говорит Мария.

Организаторы также планируют провести для своих учеников экскурсию по театрам и цехам, показать все профессии, которые участвуют в жизни театра. «Не обязательно быть актером, режиссером, драматургом для того, чтобы делать театр. Можно быть звукоинженером, художником по свету, монтировщиком, буфетчиком, уборщиком. Без всех этих людей театр загнется», — рассказывает куратор театрального направления культурного центра ЗИЛ.

По словам Марии, у многих детей бывают проблемы с адаптацией из-за привычки к школьной дисциплине. «Наш проект разрушает этот шаблон — тут не бывает правильно. Правильно так, как ты придумал. Тем детям, у которых есть определенные трудности, он дает почувствовать свободу, здесь любая идея поддерживается, ребенок немного по-другому оценивает свои способности. Как правило, у трудных детей чуть богаче опыт столкновения, конфликтов, травматичных и грустных историй, что хорошо для драматургии — есть о чем написать».

14-летний Арслан не успевает сдать свой текст к сроку (готова «в лучшем случае половина»), поэтому, кажется, немного злится, когда я начинаю задавать ему вопросы. Он пишет пьесу в жанре фантастики, потому что в основном сам читает такие книги. «Мне интересно было узнать, как писатели делают свои произведения, ведь есть какие-то приемы, поэтому я здесь. Особенно мне нравится то, что здесь не как в школе — можно пить чай или есть печенье, когда хочешь», — говорит он.

Арслан удалил свой первый сценарий, потому что он показался ему скучным. На вопрос, какую пьесу он хочет написать, отвечает: «Я хочу создать свой мир, потому что этот не настолько крут. А мой может быть таким, каким я хочу. Причем там буду не только я — читатели тоже, если прочтут, будут воображать и уходить от этого не очень крутого мира».