Тауфик Сафин (в центре)
Тауфик Сафин (в центре), более четверти века возглавлявший ГКБ №12, перешел на пост председателя совета директоров горбольницы (фото: minzdrav.tatarstan.ru)

«БОЛЕЕ 10 ЛЕТ В УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ — СЧИТАЮ, НУЖНЫ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ!»

О смене руководства в ОАО «Городская клиническая больница №12» сообщила компания на сайте раскрытия информации. 77-летнего Тауфика Сафина, более четверти века возглавлявшего учреждение, сменил 47-летний Рамиль Ахметов. Вчера он официально вступил в должность, а до этого руководил управлением здравоохранения по Казани. Сафин же переместился на пост председателя совета директоров ОАО — он остается работать в клинике и никуда не уходит. Такое решение было принято на внеочередном собрании акционеров. Управление здравоохранения пока возглавляет и. о. руководителя Альбина Малова.

Сам Ахметов в разговоре с «БИЗНЕС Online» рассказал, что предложение сменить работу поступило от мэра Казани Ильсура Метшина. «Меня пригласил мэр, это было его предложение, от которого я не мог отказаться, — пояснил новоиспеченный гендиректор. — Сам я хотел, скажем так, поменять работу и найти для себя новый стимул продолжать карьеру. Свое пожелание я высказывал и министру, и мэру. Понятно, что это не техническая замена, а серьезный карьерный и жизненный шаг. Я решился на него самостоятельно, и очень хорошо, что это совпало именно с предложением по ГКБ №12. 8 лет руководителем и 2 года заместителем — более 10 лет в управлении здравоохранением. Для любого человека, я считаю, нужны новые горизонты и новые задачи».

Говоря о функционировании нового места работы, экс-руководитель управления здравоохранения по Казани минздрава РТ оценил работу клиники как «неплохую», добавив, что на ней висят «очень серьезные кредиты, которые направлены на ее развитие». И одна из задач — сохранить платежеспособность, не копить больших долгов.

Отметим, что, согласно отчетности, на 31 марта текущего года ситуация катастрофой не выглядела. Долгосрочные займы по итогам первого квартала по сравнению с прошлым годом сократились с 46 до 29,2 млн. рублей, однако кредиторская задолженность (то есть долг перед поставщиками и заказчиками) при этом выросла на 22,6 млн. рублей (46,3%): с 48,8 млн. рублей на 31 декабря 2014 года до 71,4 млн. рублей на 31 марта 2015 года. То есть наблюдается тенденция ухода от банковского кредитования (уплаты подросших процентов) и переход на кредитование за счет поставщиков и заказчиков. Впрочем, неизвестно, что произошло с финансами клиники во втором квартале.

«Важно учитывать, что это ОАО, и такая юридическая форма достаточно уникальна для учреждения здравоохранения, — заметил Ахметов. — Порядка 40 процентов на руках у коллектива и других частных собственников. Хотя лечебное учреждение на 90 процентов финансируется за счет участия в программе госгарантий, на сегодняшний день это частная организация, но учредителем является город. Клиника работает неплохо и является травмоцентром по городу Казани».

Согласно документам ГКБ №12, 60% акционерного капитала контролирует КЗИО Казани, еще 40% распределены между физлицами. В основном это — сотрудники больницы. В частности, сам Тауфик Сафин владеет 4,31% акций
Согласно документам ГКБ №12, 60% акций контролирует КЗИО Казани, 40% распределены между физлицами, в частности, Тауфик Сафин владеет 4,31% акций (фото: gkb12.ru)

Источники «БИЗНЕС Online» предполагают, что на желание Ахметова сменить сферу деятельности могло повлиять и некоторое понижение статуса горздрава. Как известно, в 2012 году в системе здравоохранения Татарстана была выстроена четкая вертикаль: все муниципальные медучреждения перешли в ведение минздрава РТ, а городское управление здравоохранения из структуры исполкома стало подразделением министерства. Степень его влияния заметно ослабла, якобы крупные поликлиники вполне могли решать свои вопросы непосредственно через министерство. Сам Ахметов в ответ на вопрос о том, не видится ли ему каких-то статусных потерь от переезда на «землю» — из кабинета структуры минздрава в больницу, заявил, что это совершенно разная работа: «Управление здравоохранением — это роль координатора, который занимается подготовкой программ развития города, взаимоотношениями с исполкомом города, районами города Казани — глобальные, стратегические задачи, — объяснил он. — Задача руководителя городской клинической больницы №12 более конкретная — это больница, в которой более 400 коек, 600 человек коллектива, большая территория прикрепления. У всех свои серьезные задачи. Формат работы другой!»

Рамиль Ахметов
Рамиль Ахметов: «Для любого человека, я считаю, нужны новые горизонты и новые задачи» (фото: minzdrav.tatarstan.ru)

ЗА ГОД СМЕРТНОСТЬ В КЛИНИКЕ ВЫРОСЛА НА 48 ЧЕЛОВЕК

Сафин не стал комментировать «БИЗНЕС Online» произошедшую рокировку. Однако какая-то подоплека в этой смене руководства явно все-таки есть: на должность гендиректора Сафина выбирали в апреле, срок его контракта был пятилетним. Согласитесь, если бы пришло время 77-летнему гендиректору уходить на покой, ничто не мешало сделать это планово весной, а не выбирать его на очередную пятилетку... Причин уходить у самого патриарха медицины тоже вроде бы не было. Собственно, так он и говорил «Вечерней Казани».

Сафин стоял у руля серьезного эксперимента: в 1995 году он начал воплощать идею создания негосударственной больницы — она была акционирована. Это был эксперимент, который, как считается, прошел удачно: по словам Сафина, за последние три года в переоборудование клиники было вложено 175 млн. рублей — и это не бюджетные деньги. Сафин имеет 13 научных работ, в его прошлом — пост замминистра здравоохранения ТАСС в 1982 - 1985 годах, должность начальника горздрава Казани с 1985 по 1987 годы и, наконец, должность главврача «двенадцатой». Кроме того, был он и депутатом Госсовета РТ в 2000 - 2008 годах. Так что Ахметов отчасти повторяет путь своего предшественника!

Согласно документам ОАО 60% акционерного капитала контролирует КЗИО Казани, еще 40% распределены между физлицами. В основном это сотрудники больницы. В частности, сам Сафин владеет 4,31% акций. Искать «подводные камни» в деятельности самой больницы у владельца контрольного пакета — казанской казны — тоже вроде бы нет особых причин. Согласно годовому отчету число пролеченных больных снизилось на 7,4%: с 18 155 человек в 2013 году до 16 809 человек в 2014 году. Тем не менее свой план по натуральным показателям учреждение перевыполнило на 8,9%. Несмотря на уменьшение койко-дней и пролеченных больных, выручка больницы выросла на 5%: с 362,8 млн. рублей в 2013 году до 381,1 млн. рублей в 2014 году. Впрочем, аналогичным темпом росли и основные издержки, и валовая прибыль увеличилась на скромные 1,9 млн. рублей до 13,2 млн. рублей. Собственно говоря, это незначительное улучшение было нивелировано за счет роста суммы выплаченных акционерам процентов на 1,8 млн. рублей до 5 млн. рублей. Чистая прибыль городской клинической больницы №12 увеличилась на 36,4%: с 2,2 млн. рублей в 2013 году до 3 млн. рублей в 2014 году. Хотя все-таки не обошлось и без неприятного превышения прошлогодних показателей. Так, число умерших выросло на 18%, или на 48 человек, до 319 пациентов по итогам 2014 года. Показатель общей летальности по стационару вырос с 1,5 до 1,9. Однако, напомним, и сама система медобслуживания в Казани поменялась, произошло перераспределение сфер ответственности крупнейших медцентров. И если весной этот факт никак не повилял на решение акционеров, не мог он, надо полагать, повлиять и сейчас.

КАНДИДАТУРА АХМЕТОВА БЫЛА ЕДИНСТВЕННОЙ

Комментируя смену руководства ГКБ №12, министр здравоохранения РТ Адель Вафин сообщил, что Ахметов был единственным соискателем на должность гендиректора ОАО. Он также подтвердил, что смена руководства полностью в компетенции учредителя и произошла по его инициативе, хотя и по согласованию с министром — это обычная процедура.

«Я бы оценил Ахметова как человека, безусловно, достойного, профессионального, знающего свое дело, — добавил Вафин. — Те задачи, которые ставил исполком города Казани, когда Ахметов был еще в подчинении исполкома, и те задачи, которые ставило министерство здравоохранения, когда произошло переподчинение, он выполнял ответственно. И те достижения, которые сегодня есть по Казани, они говорят сами за себя. Нам многое удалось. Концепция медицинского обеспечения разрабатывалась при его непосредственном участии. Все это надо было и выполнить».

Вафин напомнил, что задача по формированию новой структуры казанского здравоохранения была поставлена на уровне минздравсоцразвития РФ. В Казани появился основной госпиталь Универсиады — центр экстренной медицины на базе горбольницы №7. Изменилась вся медицинская логистика города. В результате никаких нареканий к работе медиков в ходе Универсиады не было, медобеспечение оказалось на высшем уровне — для этого проводились учения и переподготовка персонала.

Вафин оценил и опыт бывшего гендиректора Сафина — в том числе и при его участии формировалась новая структура оказания медицинской помощи. Город зонирован на сферы ответственности трех крупных клиник: РКБ, горбольница №7 и горбольница №12. «Это позволило нам значительно повысить эффективность догоспитального этапа скорой медицинской помощи, доставки пациентов, пострадавших до клиник, где были созданы травмоцентры, сосудистые центры. Это все работает, и сегодня Казань является примером. Результаты последнего исследования Финансового университета при правительстве РФ говорят о том, что среди всех городов с численностью более 500 тысяч Казань вошла в тройку лидеров по удовлетворенности медицинской помощью. В этом, безусловно, есть и заслуга управления здравоохранения Казани».

Министр отметил, что очень многое по переоснащению ГКБ №12 было сделано Сафиным. И вряд ли произойдет какая-то радикальная смена курса, хотя ожидания по развитию больницы есть. «Там сформирована совершенно четкая команда, коллектив, есть корпоративные ценности, пациентоориентированность, неустанное стремление к совершенствованию качества оказания медицинской помощи, там многое сделано. Какие направления получат свое развитие? Я думаю, по прошествии двух-трех месяцев новый руководитель сформирует стратегию и представит ее в исполком, минздрав, и дальше будем обсуждать».

Вафин пока не стал говорить, кто сменит Ахметова на посту руководителя управления здравоохранения. «У нас есть несколько кандидатур, мы провели заседание комиссии по кадровому резерву, и я думаю, что совсем скоро мы определимся с кандидатурой, — сказал он. — Пройдут консультации с мэром, с исполнительным комитетом города Казани — и начальник управления будет назначен. Пока я считаю преждевременным называть эти кандидатуры».