Евгений Сеньковский
Евгений Сеньковский

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СМОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ РЫНОК ЦВЕТОВ ЛИШЬ НА 10 - 20%

Глубоко понимая рынок, считаю слова о том, что ввод санкций не приведет к дефициту цветов, равно как и к росту цен на них, не совсем корректными. По словам первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, значительную часть цветочной продукции, поступающей в Россию, отечественные производители могут покрыть сами. В интервью одному из федеральных изданий он заявил, что в Краснодарском крае давно налажено выращивание цветов, которые ко всему прочему лучше импортных по ряду параметров: «Они имеют запах, в отличие от импортных цветов, которые просто целлулоидные. Это мертвые цветы, они долго не стоят, а наши розы имеют запах, цвет, они более естественны».

Но я могу с уверенностью говорить, что, по последним данным, отечественный производитель способен удовлетоворить спрос на рынке цветов в среднем лишь на 10 - 15%. Конечно, эта цифра варьируется в зависимости от региона: где-то южнее, возможно, обеспечение рынка отечественными цветами выше и находится на уровне 20 - 30%.

Наша республика расположена не в самой лучшей климатической зоне для взращивания цветов, поэтому я думаю, что татарстанские производители или владельцы цветочных теплиц, расположенных в непосредственной близости от республики, не смогут покрыть спроса, более того, у нас в стране по понятным причинам нет полного ассортимента продукции, которая необходима. Например, возьмем тот же Краснодар. Как там вырастить ванды или орхидеи?

Банальные розы мы, конечно, сможем получать из наших теплиц, но розы, собственно, и не попадают в санкционный список, поскольку они идут из стран Латинской Америки. Особенно из Эквадора и Колумбии. Еще один крупный игрок на рынке импорта цветочной продукции в этой области — это Кения. Голландская роза как таковая существует просто как удачное словосочетание, как бренд, который зарекомендовал себя в 90-х, но сейчас голландскую розу практически не ввозят в Российскую Федерацию. Вместо этого используется, как правило, более качественная и стойкая эквадорская роза, чуть менее стойкая и чуть более дешевая колумбийская роза, ну и Кения — это для тех, кто любит экономить и в то же время хочет иметь качественный продукт.

Голландия выращивает цветочную продукцию, которой немало. Упор делается на хризантему (как на кустовую, так и на одноголовую), лилию и зелень. Но в общей массе это, возможно, лишь 30% от всей продукции, которая поступает к нам оттуда. Все, что идет к нам, в 100-процентном выражении проходит через логистический узел, находящийся в Голландии. Основная причина, почему владельцы цветочного бизнеса боятся санкций, — это экзотические цветы. Потому что экзотика крайне востребована в последнее время на рынке, а найти адекватную по цене и качеству замену ей в других странах довольно сложно.

Спасение, возможно, придет из таких стран, как Таиланд или острова Бали. Подходящих вариантов на самом деле много, просто они достаточно далеко удалены, получается, что с точки зрения логистической составляющей цена вырастет существенно. И конечно, во-первых, придется какое-то время почувствовать дефицит. Соответственно, возможны какие-то и спекулятивные всплески — вероятно, кому-то удастся вывозить цветы прежними маршрутами, несмотря на запреты, но в то же время это будет стоить каких-то определенных накладных расходов. Такие большие логистические центры, какие созданы в Голландии и заточены под цветы, в другом месте воспроизвести в ближайшее время не получится. Поэтому придется транспортным компаниям, которые обеспечивают доставку цветочной продукции на территорию Российской Федерации, серьезно задуматься. Но я считаю, что выход есть. Единственное, он скажется на ценах. Удаленность поставщиков от нас прямым образом будет накладывать отпечаток на цены. Тем более при росте валюты, который наблюдается в последнее время.

СУЩЕСТВУЮЩАЯ ЦЕПЬ ДОСТАВКИ — ЭТО САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБ

Я не знаю, каким образом будет введено эмбарго, если и будет действительно введено в итоге. Если это коснется только продукции, которая произрастает в Голландии, — это один вопрос, другое дело — если запретят транзит. Это будет совершенно другая структура ценообразования. Цена в таком случае вырастет существенно. Допустим, если получим на выходе ограничение только по закупке голландской продукции, то, возможно, в совокупном выражении у нас стоимость по цветочной продукции вырастет незначительно. Но если же мы получим полностью запрет на транзит, то схему действующего сегодня логистического пути и транспортного потока придется каким-то образом перестраивать так, чтобы не потерять в качестве. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу авиаперелета как основного способа доставки, а не наземного транспорта, который компенсировал нам основную часть пути.

Сложно предсказать, насколько вырастет цена в таком случае. Не исключено, что и в два раза. Таможенные сборы и транспортные расходы — это основное, что увеличивает стоимость каждой позиции. Авиатранспорт — самый дорогой способ транспортировки, наземный транспорт существенно дешевле. Существующая цепь доставки — самый оптимальный способ по транспортировке цветов. Если эта цепь будет разрушена, то придется менять звенья на более дорогие.

Если перед нами встает выбор, купить товар у отечественного производителя или за рубежом, то мы руководствуемся параметром «цена/качество», выбор падает на зарубежного производителя, потому что там селекционеры работали годами, выводя тот или иной сорт цветов. Возможно, есть семьи садовников, которые работают и сотни лет. А у нас после развала страны возрождение сельского хозяйства, конечно, идет, но до цветочной отрасли это еще не добралось.


Кризис уже негативно сказался на цветочном бизнесе. Цветы — это не товар первой необходимости. Грубо говоря, по пирамиде Маслоу это не первая и даже не вторая ступень человеческих потребностей. Сейчас общая реализация существенно снизилась, доход, естественно, тоже. Мало того, что сама по себе выручка снижается, снижается и рентабельность бизнеса. Это происходит за счет того, что розничную цену мы стараемся держать фактически на докризисных условиях, а сами при этом закупаем продукцию на послекризисных условиях. Сейчас в городе появилось достаточно много магазинов-дискаунтеров. Мы тоже не преминули возможностью открыть подобного рода цветочную базу.

Это совершенно иной проект, отличный от нашей компании. Там все заточено под то, что люди покупают ту же самую продукцию по минимальным ценам. Но в таких магазинах есть свои особенности: в дискаунтерах невозможно купить букет — там цветы реализуются сразу пачками, но зато в итоге выходит такая экономия, о которой раньше только мечтали. Правда, доход от таких сетей составляет лишь незначительную часть, а что касается реального дохода в отрасли и конкретно у нашей сети, то он упал существенно. Я думаю, что у наших коллег по цеху — тоже. Мы закупаем цветы в валюте, а поднимать от колебаний курса отпускную цену, то есть розничную, не можем. Люди просто от нас отвернутся.

Евгений Сеньковский