На этой неделе в столице Татарстана произошло несколько громких ДТП, а начальник городской ГИБДД Игорь Новиков заявил, что с момента начала ЧМ-2015 количество выявляемых нарушений выросло втрое. Не снижается и число пьяных лихачей. Изменилась ли культура вождения в Казани с появлением камер и ростом числа туристов? Ужесточать ли контроль со стороны ГИБДД или нет? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Вячеслав Зубарев, Айрат Абдулхаков, Ильгиз Гилазов, Марат Бариев и другие эксперты.
Начальник городской ГИБДД Игорь Новиков заявил, что с момента начала ЧМ-2015 количество выявляемых нарушений выросло втрое |
«СИСТЕМА НАСТРОЕНА НАОБОРОТ: «КТО КУЛЬТУРНЫЙ, ТОТ ЛОХ!»
Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:
— Культуры как таковой, пожалуй, нет. Сплошь и рядом неуважение к другим участникам движения. И по пятибалльной шкале я бы поставил единицу. Это, конечно, если брать культуру вождения в общем. Безусловно, бывает, что попадаются нормальные люди, но в основной массе получается, что культуры нет. И ситуация в лучшую сторону благодаря камерам, штрафам не меняется и не будет меняться, пока у нас наказание не станет неотвратимым. То есть пока имеется возможность всего этого избегать, то бесполезно.
Ужесточать до бесконечности бесполезно. Нужно, чтобы действующие меры работали, а они у нас не работают. Люди совершенно не боятся ни штрафов, ни ужесточений по одной простой причине — у нас наказания можно избежать. То есть за любые нарушения, если в поле зрения нет ни камер, ни инспекторов ГИБДД, ничего не будет. От этого рождается безнаказанность. Последний штраф мой был так давно, лет 10 назад, что я даже не помню за что.
Айдар Абдулхаков — председатель комитета по транспорту и связи исполнительного комитета муниципального образования города Казани:
— На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что культура вождения в Казани растет. Это видно и по тому, как водители уступают дорогу, выезжая с второстепенной, как останавливаются перед пешеходными переходами. К тому же планомерные работы правительства Татарстана, комплексные программы по безопасности дорожного движения, в частности в Казани, разметки, дорожные знаки — все это способствует увеличению культуры вождения. На мой взгляд, культура водителей однозначно растет.
Тут дело, наверное, не в том, чтобы ужесточить контроль со стороны ГИБДД. К сожалению, самый действенный фактор — это штраф. Хотя сегодня есть люди, для которых штраф в 500 рублей не является преградой. Я слышал, есть те, кто ездит по автобусным полосам и благодарит, что за это положен такой небольшой штраф. «Я заплачу и буду ездить спокойно», — так они считают. Что сказать? Автохамы были всегда. И мы ведь говорим не в частности, а в целом об уровне автомобилизации, которая у нас сейчас есть. К тому же количество автомобилей у нас растет из года в год, за последние 9 лет оно удвоилось. Было 170 тысяч автомобилей, сейчас же в Казани зарегистрировано больше 350 тысяч машин. И это увеличение способствует тому, что меняются правила игры и люди начинают по-другому в этом участвовать. Если раньше автомобиль был роскошью, то сегодня это действительно средство передвижения. А ведь если вспомнить, раньше, когда за нарушения на дороге ставили проколы и лишали прав, под страхом этого люди серьезнее относились к вождению... У меня самого очень давно был последний штраф, кажется, за превышение скорости за городом. При ограничении 90 километров в час я ехал 100.
Фото: inkazan.ru |
Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):
— По моему мнению, с культурой вождения в целом стало лучше, другое дело, что машин стало больше, поэтому мы больше видим негатива. А рост количества выявляемых нарушений с момента начала ЧМ произошел из-за усиления ДПС и большого количества приезжих.
А вот культура в общем (не только вождения) хромает в принципе. Вчера видел, как из окна машины с нашими номерами выкинули пакет из-под сока люди возраста под 50 лет — казалось бы, они должны быть примером, но нет. Тут вопрос надо решать системно, честно говоря, даже велосипед не надо изобретать. Просто создается система, в которой культурный человек живет лучше, чувствует себя лучше, а некультурный становится изгоем общества. Пока система так не настроена, возможно, она настроена наоборот: «Кто культурный, тот лох!» Наверное, вот такой был навязан тренд. «Здравствуйте» в подьезде незнакомым людям, «извините», улыбки и так далее — где это? Почему где-то есть, а у нас нет? Стоит только задуматься почему, так и ответ возникнет — как сделать, чтобы было комфортно жить.
Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:
— Вождение в Казани я оцениваю как среднероссийское, а среднероссийское я оцениваю очень неудовлетворительно. То есть в целом по России автомобили водят неаккуратно, неграмотно и, я бы даже сказал, бесшабашно, не задумываясь о последствиях. Я, конечно, говорю не обо всех водителях — сколько водителей, столько и манер вождения. Я сейчас говорю именно про часто встречающийся уровень, который определяет статус негативных впечатлений. Пусть меня извинят водители, которые ездят продуманно, аккуратно. Таких достаточно много.
Но, где бы то ни было, всегда встречается такая езда, когда есть водитель, который сидит за рулем и думает, что он классно ведет, агрессивно. Глядя на него, складывается впечатление, что основной его навык, опыт вождения — это вождение в компьютерной игре. Причем именно не симуляторы, а просто игры. Они не понимают, что автомобиль — это все-таки достаточно травмоопасное средство. И отсюда большое количество неоправданных ЧП, аварий, травм. Повторюсь, это не казанская проблема, а российская. Мне много где приходится ездить, и в некоторых регионах ситуация обстоит еще хуже, но, к сожалению, и в Казани неподобающая манера вождения встречается достаточно часто.
У всякой медали две стороны. Конечно, камеры, штрафы несколько сдерживают лихих водителей, статистика, наверное, благодаря им улучшается. Но все-таки главное изменение должно произойти в голове, а когда этого не происходит, все вышеперечисленные вещи не решают проблемы. Ну и, наверное, они порождают некое недовольство среди водителей. В том числе среди тех, кто ездит аккуратно, потому что мы все не любим, когда нас штрафуют и контролируют. Вообще, везде же камеры не поставишь, есть момент, когда люди их игнорируют.
Ильдус Янышев — председатель совета директоров ООО ЧОП «Агентство безопасности «Контр»:
— В целом уровень лучше, чем, предположим, в Китае или Индии, но ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Культура вождения отражает общий культурный уровень народа на данной территории. Водители стали более законопослушными. Понятно, что есть отдельные граждане, которые демонстративно нарушают какие-то правила, но их становится все меньше. По-моему, сейчас даже демонстрировать пренебрежение законом стало немодным. Кстати, в Казани значительно за последние годы вырос уровень культуры и пешеходов, которые стали останавливаться на красный свет светофора. Если двое-трое человек стоят перед красным светом светофора, то и другие следуют этому примеру. Я заметил, что пример законопослушного поведения нескольких граждан меняет поведение остальных участников движения.
После публикаций в ряде СМИ о том, что ГИБДД проводит акцию «Тоннель», кажется, вдруг все резко стали освобождать полосу для общественного транспорта. Также в преддверии массовых мероприятий граждане становятся более сознательными, пугливыми, культура на дорогах резко улучшается. Я наблюдал это на Универсиаде и сейчас наблюдаю на ФИНА. Могу отметить, что в целом положительные тенденции и поступки отдельных людей не должны портить общей картины.
Бывает, нарушаю, да. Но нарушения, как правило, в пределах 10 километров в час и то на трассе, не в городе.
Василий Лихачев — депутат Госдумы РФ:
— Последнее время у меня было много знакомых, которые побывали и в Казани, они отмечали, что серьезно усилена техническая и административная ответственность за вождение. С одной стороны, люди жалуются, что есть психологические и иные административные барьеры. С другой стороны, мы должны констатировать, что такого рода жесткость оправданна. К большому сожалению, культура вождения сегодня находится на низком уровне. Не знаю почему. У меня такое впечатление, что происходит какое-то расхождение между общей политической культурой и линией поведения на дорогах. Это нетипично для Казани, должна быть какая-то гармония. Поэтому остается только одно: чтобы люди нормально воспринимали правила поведения, жесткие меры и критерии, которые предъявляются в республике. Что касается московской и общероссийской ситуации, то она аналогична: это проблема и головная боль для служб, обеспечивающих безопасность на дорогах, естественно, для тех структур, которые призваны заботиться. Конечно, нормативных актов очень много. Но коль скоро трагедии существуют, охватывают и старшее, и младшее поколение, то работать над этой темой надо всем: и законодателям, и правоприменителям.
Фото: inkazan.ru |
«ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ГОРОДАМИ КАЗАНЬ ВЫГЛЯДИТ ДОСТОЙНО»
Марат Бариев — депутат Госдумы РФ:
— Сравнить ситуацию на московских и казанских дорогах можно, и это сравнение не в пользу казанских водителей. Казанские водители ездят очень опасно, плохо по сравнению с Москвой и другими городами, опасно и для себя, и для участников дорожного движения, и для пешеходов. Очень много нарушений: выезд на встречку, пересечение сплошных линий, нарушение скоростного режима, все время гоняют. Такое ощущение, что каждый стремится ехать первым. Мы это давно заметили, и приезжие отмечают. К сожалению, это есть. Вот потом и выливается в трагические последствия.
Нужно, чтобы ответственность была прежде всего: нарушил — ответил. У нас, к сожалению, этого нет. Если бы многие чувствовали, что за каждое нарушение несут ответственность, то, конечно, не нарушали бы. А так многое сходит с рук. Я не могу сказать, по какой причине. Вроде и камеры стоят. Но факт есть факт.
Айрат Камалов — председатель правления «Тимер Банка»:
— Я считаю дороги Казани довольно безопасными. За последние 10 лет, начиная с празднования 1000-летия Казани, культура казанских водителей значительно повысилась. Это особенно заметно, когда выезжаешь на автомобиле за пределы нашей республики. Думаю, что повышение количества выявленных нарушений связано не с тем, что наши водители стали менее ответственными. Просто в связи с чемпионатом мира количество инспекторов на дорогах города значительно увеличилось, и они могут зарегистрировать большее количество нарушений. С появлением камер, фиксирующих нарушения, многие действительно стали ездить осторожнее. Казанские водители эволюционируют, но, конечно, есть еще много возможностей для развития. Дальнейшее ужесточение правил и наказания за нетрезвое вождение должно помочь нам стать еще цивилизованнее. Кроме наказаний, считаю, хорошо работает пропаганда взаимной вежливости водителей. Не так давно, наверное, все обратили внимание на плакаты с изображением баранов и призывом не создавать пробки. Надо и дальше формировать позитивный образ законопослушного и ответственного водителя, воспитывать уважение к ответственным действиям на дороге, чтобы все поняли: лихо газовать сразу после проезда камеры стыдно и непрестижно.
Надо, чтобы и дорожные знаки, и разметка также соответствовали высоким стандартам и иногда просто здравому смыслу. Например, из-за узости размеченной полосы движения при повороте с улицы Карла Маркса на улицу Батурина очень трудно не выехать на встречную полосу движения, такая же ситуация при повороте с улицы Кремлевской на улицу Астрономическую. Последний штраф мне выписали за выезд за стоп линию по результатам видеофиксации года полтора назад. Считаю, что это замечание было сделано справедливо. Стараюсь больше таких нарушений не допускать.
Сергей Чернов — вице-президент группы компаний «КАН Авто»:
— За последние пять лет казанских водителей воспитали. Мне очень часто приходится ездить на машине по России, могу сказать, что культура вождения в Казани намного лучше, чем во многих других городах России. Особое внимание этому уделялось и при подготовке к 1000-летию Казани, и при подготовке к Универсиаде и водному чемпионату мира. И дороги стали лучше, и разметка, дороги стали логичнее в плане организации перекрестков. Сами водители сначала, конечно, сопротивлялись установленным камерам, автобусным полосам, но на сегодня я не вижу каких-то явных нарушений на дорогах. Нельзя сравнить то, что было пять лет назад и сейчас. Даже по себе замечаешь, что, садясь в машину, если не пристегнешься ремнем безопасности, чувствуешь, что чего-то не хватает. Камеры и повышение штрафов повлияли — никому не хочется переплачивать лишние деньги.
Не знаю, нужно ли еще ужесточать контроль со стороны ГИБДД. На какую тему? По-моему, сейчас уже ужесточено все по всем пунктам. Я сам попадал в аварии несколько раз. Мой последний штраф — 500 рублей за превышение скорости на 2 километра в час.
Эдуард Юнусов — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:
— Чем больше население будет иметь достаток, тем оно будет образованнее. А та культура вождения, которую мы сейчас имеем на дорогах, — это то, как есть на самом деле. Правила ужесточаются, это хорошо, для нашего населения нужна дисциплина. Все начинается с обучения, с детского садика — с уважения к соседям, старшему поколению. Повышение штрафов — это хорошо. Они и меня воспитывают.
Чтобы решить, нужно ли ужесточать контроль со стороны ГИБДД, надо владеть статистикой, причем общей, а не оперировать единичными случаями. Если нет положительных результатов, надо закручивать гайки сильнее. Сам я, слава Аллаху, попадал в аварию очень давно. Мой последний штраф — за превышение скорости. Видимо, где-то поторопился.
Фото: inkazan.ru |
Евгений Сеньковский — владелец сети цветочных магазинов «Букет столицы»:
— В последнее время делаются, на мой взгляд, серьезные шаги в плане упорядочивания движения на дорогах республики. То, что в данный момент мы видим на дорогах, и то, что было, скажем, лет 7 - 8 назад, — это совершенно разные вещи. Но, несмотря на это, нагрузка на дорожную сеть серьезно подросла, особенно в нашем городе, количество автомобилей растет с каждым днем. Лично я для себя принял решение за рулем практически не передвигаться самостоятельно, то есть использую услуги водителя. С аварийностью у меня все в порядке: имея большой водительский стаж, каких-либо серьезных аварий у меня не было, но в условиях пробок, в условиях отдаленности мест друг от друга достаточно неэффективно проводить впустую 30 - 40 минут своего времени, находясь за рулем. Куда эффективнее провести это время в обнимку с блокнотом или с телефоном.
Что касается других регионов, то там, наверное, менее строгое отношение сотрудников ГИБДД к автолюбителям, но в Казани, я считаю, создана вся инфраструктура для того, чтобы культура вождения повышалась. Что-то ужесточать еще сильнее не нужно. Я считаю, что и так достаточно сильно все гайки закручены, система сбалансирована, на мой взгляд, местами даже какой-то перекос есть.
Мы для системы внутреннего контроля у себя на предприятии поставили GPS-маяки и вместо госавтоинспекции применяем некоторые санкции к водителям, которые превышают скорость. Если мы видим по итогам дня, что какой-то из водителей нарушил, то проводим либо разъяснительные беседы, либо ставится вопрос о депремировании. Мы стараемся делать так, чтобы культура наших водителей была на достаточно высоком уровне. Все-таки мы имеем приметный автопарк, люди по одному водителю способны сформировать отношение ко всей нашей торговой сети.
Инна Яркова — директор фонда поддержки современного искусства «Живой город»:
— По сравнению с другими городами Казань выглядит достойно, как бы то ни было, при внешнем преобразовании города и водители, представляется, стали вести себя куда интеллигентнее . Другое дело, большими штрафами не изменить ментальность и психологию автолюбителей, это вопрос серьезный. Мне кажется, человек должен в первую очередь сам осознать, что он может причинить другому вред своими действиями, а большими штрафами и наказаниями ситуацию можно как-то выровнять, но не изменить.
ПОЧЕМУ В АЦТЕКСКОЙ ИМПЕРИИ НЕ БЫЛО КОРРУПЦИИ И НАСИЛЬСТВЕННЫХ СМЕРТЕЙ?
Ильгиз Гилазов — председатель Верховного суда РТ:
— Мне есть с чем сравнивать. Я не говорю про европейские страны, про Америку, где мне доводилось ездить на машине. Даже если сравнить в рамках нашей страны, например, в Москве люди значительно терпимее. Терпимее относятся к участникам дорожного движения даже при том, что этот участник может быть в чем-то не прав. Стараются с пониманием подойти, пропустить, дать возможность перестроиться. У нас все-таки народ более агрессивный. То ли у нас темп жизни такой, накладывает отпечаток на людей, то ли это состояние общества, которое на сегодняшний день достаточно напряженное. А ведь дорога и участие в дорожном движении — это часть нашей жизни. Здесь еще более ярко проявляется вот этот стиль поведения в жизни. Мне, скажем, не очень нравится, как наши водители ведут себя на дорогах. Это, кстати, не только мое субъективное мнение, это мнение и тех людей, которые приезжают в Казань.
Уменьшение происходит, уменьшение серьезных дорожно-транспортных происшествий, особенно в городе, так как штрафы, камеры все-таки дисциплинирует водителей, скоростной режим становится меньше. Ужесточить еще больше? Вопрос, конечно, философский. Наша советская школа считала, что важно не само наказание, а неотвратимость наказания. Несколько лет назад читал про империю ацтеков, которую в свое время захватывали испанцы, португальцы. Так вот захватчики столкнулись с тем, что в Ацтекской империи совершенно нет коррупции, там не было насильственных смертей. Это их заинтересовало, и они начали выяснять почему. Оказалось, что по этим категориям у них назначена высшая степень наказания. То есть как бы мы ни относились к этому, исторические факты свидетельствуют о том, что сама мера наказания, ее жестокость несет превентивную меру. Поэтому когда за управление автомобилем в нетрезвом состоянии было лишение водительских прав, а сейчас введена уголовная ответственность, наверное, это все-таки обоснованно. Мне кажется, это принесет свою пользу.
У меня очень большой стаж, я езжу с 1974 года достаточно активно, стараюсь соблюдать правила дорожного движения. Но единичные незначительные случаи, связанные с нарушением скоростного режима, имеют место. Скрывать не буду.
Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы РФ:
— В целом в России культура вождения, я считаю, очень хромает. Причин тому много, в том числе, наверное, получение водительских прав. Надо признать, мы не сумели добиться того качества работы организаций, которые готовят водителей. Зная, как они готовят, мы были вынуждены ужесточить требования к этим организациям. Часть из них закрылась из-за слабой материальной базы, слабых педагогических кадров, многочисленных нарушений при выдаче водительских удостоверений. Я знаю много случаев, когда, не обучаясь, а числясь заочно, получают права.
По сути дела, неумение водить, незнание правил приводит к ДТП. Очень много молодежи, которая думает, что машина — это безопасный транспорт, поэтому игнорирует правила. Много водителей с агрессивным стилем вождения, что приводит к разным ДТП. Мы неоднократно пытались законодательно закрепить наказание за агрессивное вождение. Конечно, где-то несоответствие наших дорог и дорожного покрытия приводит к ДТП, нагруженность наших центральных, федеральных дорог, смотрите, какой грузопоток, соответственно, это тоже приводит к ДТП. Кроме того, у нас нет требований, как в ряде зарубежных стран, к тем людям, которые работают водителями автобусов, грузовиков. За рубежом очень жесткие требования к нормативам их нахождения за рулем, технической безопасности, состоянию машин — это все у нас пока бессистемно. Могу еще много перечислить причин, которые вкупе приводят к ДТП. Часто даже игнорируют требование пристегнуть ремень у ребенка. Наш менталитет: «С кем угодно, но со мной не случится». Поэтому в целом с культурой вождения в стране, будь то в Казани, в Москве или другом городе, печально, это требует комплексного внимания, даже законодательных мер.
Елена Войтко — коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера»:
— В целом уровень культуры вождения в Казани значительно повысился. Для водителей и пешеходов созданы комфортные условия. Многополосные широкие дороги на основных транспортных магистралях, удобные «карманы» для маневров, которые позволяют водителям не мешать друг другу, надземные и подземные переходы — все это благоприятно отражается на всех участниках дорожного движения. На мой взгляд, культура вождения в Казани выше среднего, но при этом встречаются отдельные водители, которым не хватает вежливости, но это, скорее, вопрос воспитания. Мысль о том, что уважение на дороге — это залог безопасности, должна прививаться человеку с детства в семье и в школе.
Увеличение штрафов и камеры на дорогах — меры, которые дисциплинируют. И я положительно отношусь к подобным нововведениям. Татарстан в этом отношении очень продвинутый регион. Учитывая тот факт, что республика динамично развивается и количество автомобилей на дорогах увеличивается в геометрической прогрессии, подобные меры необходимы, иначе порядка на дорогах не будет. Ослаблять контроль, конечно, не нужно. А увеличивать его, на мой взгляд, нужно только в отношении контроля скорости во дворах и на паркингах. Это потенциально опасные зоны, ведь ребенок или велосипедист может оказаться перед машиной в любую секунду. Нужно вести пропаганду как среди водителей, так и среди пешеходов.
Я сама за рулем пользуюсь навигатором, считаю, это очень полезный гаджет: всегда можно найти самый короткий маршрут, объехать пробку. Думаю, было бы полезно популяризовать среди казанских водителей использование навигатора. Еще мне очень нравится европейская практика установки на пешеходных переходах светофоров, которые управляются самими пешеходами с помощью кнопки. В ночное время или на скоростных магистралях разметки и предупреждающего знака недостаточно, а подобный светофор значительно повысил бы безопасность пешеходов и водителей. Я нечасто получаю штрафы, стараюсь соблюдать правила, это залог безопасности меня и моей семьи. Последний штраф был год назад за неправильную парковку, это было в Москве. Проблема с парковкой в центре города уже знакома и казанским водителям, с этим трудно что-то поделать.
Махмуд Аракаев — радиоведущий «БИМ-радио»:
— Никто никогда не добивался желаемого одними наказаниями! Ужесточать дальше не имеет смысла, так как смертная казнь в РФ запрещена. Но вот за разговоры по телефону можно и нужно поднять штраф до 10 тысяч рублей в первый раз и до 25 тысяч рублей во второй. Я бы посоветовал ГИБДД перестать заниматься сбором штрафов (не для того эта служба создавалась в 1936 году), а заниматься обеспечением безопасности дорожного движения. Ну а автомобилистам — не выключать мозг и соблюдать ПДД, помня, что они написаны кровью беспечных ангелов.
фото: autotat.ru |
Ильфир Якупов — директор Татарского государственного академического театра им. Камала:
— Не вижу смысла еще больше ужесточать контроль со стороны ГИБДД. Еще с Универсиады наблюдение за водителями довольно строгое, однако, несмотря на это, попадается много пьяных водителей, просто лихачей. На мой взгляд, дело в менталитете, который не изменить мгновенно. Думаю, что-то на наших дорогах изменится в лучшую сторону, когда сменится одно поколение. На мой взгляд, надо прививать культуру поведения на дороге с самого детства, иначе порядок не поменяется.
Я сам автолюбитель и, конечно, отметил увеличение количества камер, думаю, это работает, ведь ты постоянно чувствуешь, что за тобой наблюдают. Вообще, я всегда соблюдаю скоростной режим и в целом являюсь примерным водителем. Последний штраф в размере 1 тысячи рублей был в июле — на заднем сидении бабушка не пристегнула ремень безопасности.
Нурислам Шарифулин — руководитель чайхоны P.Love:
— Культуру вождения на дорогах Казани оцениваю невысоко. Я считаю, что стоит ужесточить экзамены на получение водительских прав и исключить коррупцию. Именно из-за возможности купить права или сделать их по блату, на мой взгляд, у нас так много необразованных водителей, которые даже не всегда могут объяснить, что такое «помеха справа».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.