Одно время экономика еврозоны представлялась «лучом света в темном царстве». Рост цен на продукты и бензин ограничил потребительские расходы, однако европейские фирмы продолжали работать над заказами, объем которых увеличился за счет устойчивого внешнего спроса. Непоколебимая уверенность бизнеса, особенно в Германии, помогла укрепить курс евро, который в апреле на короткое время стал дороже 1,6 доллара.

Новые данные показывают, что первый квартал был на удивление хорош. ВВП вырос на 2,8% в годовом исчислении, что гораздо больше, чем в США и в Великобритании. Устойчивость Севера уравновешивала уязвимость Юга. Рост экономики Испании составил всего 1,2% - это самый низкий квартальный показатель за последние десять лет. Однако экономический рост в Германии составил 6%, поскольку строительные компании воспользовались преимуществами теплой погоды. Во Франции рост ВВП составил солидные 2,4%.

Однако это может оказаться наивысшей точкой подъема экономики еврозоны. Дела европейских компаний внезапно стали ухудшаться. Авторитетный обзор деятельности немецких компаний, проведенный мюнхенским Институтом экономических исследований Ifo, показывает, что в апреле доверие бизнеса снизилось до наименьшего значения более чем за два последних года. Деловая уверенность во Франции, укрепившаяся на какое-то время, также ослабла, а итальянские компании погрузились в еще большее уныние. Согласно ежемесячному обзору деятельности менеджеров по закупкам еврозоны, в апреле темпы роста обрабатывающей промышленности подобрались к самым низким показателям с августа 2005 года.

Неудивительно, что европейские компании чувствуют себя все менее уверенно. Прежнее оживление промышленности происходило по большей части благодаря экспортным продажам, что делало еврозону зависимой от глобального экономического спада. Пагубные последствия кредитного кризиса сейчас отчетливо ощущаются на самых крупных зарубежных рынках еврозоны: в Великобритании и США. Даже экспортная машина Германии начала давать сбои: объемы поставок снизились  сначала в феврале, а затем и в марте. Теперь европейские компании еще громче жалуются на то, что сильный евро подрывает спрос.

Вызывает озабоченность и неустойчивость потребительских расходов, ставшая тормозом экономики с тех пор, как летом прошлого года разразился кредитный кризис. В марте розничные цены упали снова, уже в четвертый раз за последние полгода; они снизились на 1,6% по сравнению с предыдущим годом. Продажи в Испании, до недавнего времени лидировавшей по потребительским расходам, снизились более чем на 5% по сравнению с прошлым годом. Немецкие домохозяйства, по всей видимости, не могут закрыть брешь в спросе, оставленную выдохшимися испанскими потребителями. Даже во Франции, где спрос казался стабильно высоким, продажи упали.

Снижение объемов розничной торговли отчасти отражает слабую покупательную способность. К концу прошлого года чистые располагаемые доходы домохозяйств еврозоны возросли на 3,8%, однако большую часть этого незначительного увеличения «съели» растущие расходы на топливо и продукты питания, из-за которых инфляция подскочила выше 3%. Несмотря на то что безработица в странах еврозоны осталась на прежнем уровне, обеспокоенные компании стали создавать меньше рабочих мест. А в Испании и Ирландии, по которым кредитный кризис ударил больнее всего, безработица растет.

Растущие цены на сырье стали головной болью политиков и бременем для потребителей. В апреле инфляция упала с 3,6% до 3,3%, однако надежды на ее дальнейшее снижение были разрушены новым скачком цены на нефть выше 120 долларов за баррель. Если цена на сырую нефть не снизится, инфляция в еврозоне, скорее всего, останется выше 3%, что намного превосходит установленный Европейским центробанком (ЕЦБ) предел в 2%. ЕЦБ не понизит учетную ставку, пока инфляция точно не пойдет на спад.

Инфляция - не единственный повод для беспокойства. Условия предоставления кредитов становятся все более жесткими. Количество кредитов, выдаваемых банками домохозяйствам, растет медленнее, чем в прошлом году. Как выявило недавно проведенное исследование ЕЦБ, банки планируют ввести новые ограничения на выдачу кредитов. Ужесточение условий кредитования способствовало охлаждению ситуации на рынках недвижимости, в частности, в Испании, где рост цен на жилье замедлился до уровня десятилетней давности, и число строящихся домов с прошлого года сократилось почти в два раза.

Последствия кредитного кризиса в еврозоне были менее значительными, чем в Великобритании или в США. Банковское кредитование компаний все еще достаточно оживленное, хотя это частично отражает замену финансирования со стороны слабеющего рынка капитала. Однако Испания все же пострадала. «Экономика Испании - наиболее очевидная жертва кредитного кризиса, так же, как она в свое время получила и наибольшую выгоду от кредитного бума», - отмечает Майкл Хьюм из Lehman Brothers. Испания - достаточно значимая страна, а спад в ее экономике достаточно резок, чтобы нанести серьезный вред экономике еврозоны.

Но в этом мраке есть и один проблеск: последние признаки экономической слабости сдерживали энтузиазм рынков по отношению к евро, который теперь снова понизился до отметки 1,55 доллара. Тем не менее мало кто верит, что доллар быстро вернет утраченные позиции. Каким бы неустойчивым ни было экономическое положение европейских стран, в США оно еще хуже. Высокие и постоянно растущие цены на нефть, хотя и губительны для перспектив Европы, наносят больший ущерб перспективам Америки. Страны еврозоны потребляют меньше нефти на душу населения, больше экспортируют в наводненные наличностью страны, производящие нефть, и имеют более здоровый внешнеторговый баланс, чем США, - все эти факторы говорят в пользу их валюты в сравнении с долларом. У ЕЦБ есть строго установленная обязанность сдерживать рост инфляции, поэтому растущие цены на сырье, вероятно, будут способствовать сохранению высокой учетной ставки, продолжая поддерживать евро.

Слабеющая экономика может лишь смягчить жесткую политику ЕЦБ, направленную на борьбу с инфляцией. В начале года трейдеры были уверены, что в середине года Центробанк начнет снижать учетную ставку. Неизменно растущая инфляция, видимо, похоронила эту надежду по крайней мере до конца нынешнего года. Непреклонный ЕЦБ - одна из причин того, почему тема снижения налогов стоит на политической повестке дня. Новое итальянское правительство уже обсуждает этот вопрос. «Большая коалиция» в Германии раскололась на тех, кто хочет укрепить бюджет, и тех, кто хочет снизить налоги. Испания объявила о мерах налогового стимулирования в размере 1% ВВП.

Для еврозоны, похоже, вряд ли стоит ожидать хороших экономических новостей. Джулиан Кэллоу из Barclays Capital считает, что во втором квартале года ВВП, возможно, не будет расти вовсе, поскольку особые факторы, способствовавшие раньше росту экономики Германии, теперь перестают действовать. Вполне вероятно, что данные, которые выйдут на следующей неделе, продемонстрируют, что экономика Италии балансирует на грани рецессии. Что касается кредитного кризиса, то худшее, быть может, и позади, однако для экономики еврозоны более трудные времена еще впереди.

(РБК, 27.05.08)