Сегодня успеха в бизнесе можно достичь только в симбиозе трех составляющих: успешной коммерции, науки и производства, уверен генеральный директор казанской компании по производству климатического оборудования ООО «ПП «ТехВент» Гумар Нагаметзянов. В своем интервью он рассказал о том, как татарстанскому предприятию удалось подняться до уровня швейцарского бренда, а также развеял миф об «отверточной сборке» российских производителей.
Генеральный директор компании «ТехВент» Гумар Нагаметзянов |
«УСТАНОВИЛ И УБЕЖАЛ» — ЭТО НЕ ПРО НАС»
— Гумар Салихович, среди тех, кто использует ваше климатическое оборудование, — «Леруа Мерлен», «Мегастрой», компании «Роснефти», агропромпарк, крупные больницы. Наверняка в этой области изрядная конкуренция. Почему все эти организации и компании выбрали вашу технику?
— Люди начинают четко понимать: если они приобретают дорогостоящую технику, то должны позаботиться и об ее качественном сервисе. А это весьма затратная часть и большая ответственность того, кто ведет гарантийное обслуживание. Компания находится по месту основного производства, и в любой момент мы можем выехать на объект, где установлено наше оборудование. Так что «установил и убежал» — это не про нас.
— Расскажите о линейке вашего оборудования. Насколько известно, вы выпускаете установки двух брендов — Mountair* и Airway**. Чем они различаются?
— Mountair — это швейцарский бренд. Совместно со швейцарцами был организован цех по производству оборудования под брендом Mountair. Изначально в Казани осуществлялась только сборка из комплектующих, которые поставлялись из-за границы. Сейчас, переняв опыт наших швейцарских коллег, мы выросли до самостоятельного завода и вот уже три-четыре года осуществляем полноценное производство климатического оборудования Mountair самостоятельно.
Не посчитайте за хвастовство, но по техническим вопросам мы уже находимся на одном уровне со швейцарцами. Компания оформила документы в Роспатенте, и сейчас мы выпускаем свое оборудование под брендом Mountair.
«Мы выросли до самостоятельного завода и вот уже три-четыре года осуществляем полноценное производство климатического оборудования Mountair» |
Под брендом Mountair мы производим более дорогое оборудование. К примеру, медицинские климатические установки для комплекса так называемых чистых помещений — операционных палат, хирургических отделений, где к очистке воздуха и климату предъявляются особые требования. У нас есть удостоверение Росздравнадзора, на его основании мы поставляем свои установки именно как медицинское оборудование или специализированное оборудование для спортивных объектов: бассейнов, ледовых дворцов — там также устанавливаем Mountair. Что касается нашего собственного бренда Airway, то это более бюджетный вариант для помещений общего назначения. Мы понимаем, что все умеют считать деньги. Условно говоря, зачем таксиста сажать на Lexus для обслуживания обычных пассажиров, когда с перевозками отлично справятся более экономичные модели автомобилей. Безусловно, заказчик вправе выбрать любой бренд. Но здесь выступает на первый план вопрос целесообразности.
— Есть такое ощущение, что в сфере климатического оборудования все устоялось и ждать каких-то новинок трудно. Так ли это? Или, может быть, есть новые технические решения, которые вы готовы предложить российскому рынку?
— У нас есть свое бюро научно-технических разработок и есть умы, что занимаются не только научной деятельностью, результат которой можно положить на полку до лучших времен. За последние три года нашей компанией было внедрено в производство 19 разработок, патенты на них находятся на стадии оформления. Я глубоко убежден, что успех возможен только при симбиозе трех составляющих элементов: коммерции, производства и науки.
— А где находите конструкторов? Ведь сейчас многие сетуют на дефицит специалистов в этой области.
— Надо признать, что стержень научного коллектива — люди еще советской школы. И проблема с технически грамотными кадрами, особенно молодыми, действительно есть. На днях я проводил собеседование с молодыми специалистами, так вы не поверите — люди не знают элементарных вещей, которыми обязан владеть любой инженер в нашей области. К примеру, как работает бытовой кондиционер. Тем не менее мы активно ищем молодые кадры, сейчас у нас проходят стажировку несколько выпускников вузов. Если у человека есть способности, желание, стремление, то из него можно «слепить» хорошего специалиста.
«Если у человека есть способности, желание, стремление, то из него можно «слепить» хорошего специалиста» |
«У НАС ЕСТЬ БОЛЕЗНИ РОСТА, НО МЫ ВЕРИМ В НАУКУ И ПРОИЗВОДСТВО»
— Считается, что в России невыгодно заниматься производством: изначальные затраты на него большие, а прибыль часто получается в отдаленной перспективе. Вы согласны с этим?
— Что касается производства, действительно, в России оно всегда связано с длинными деньгами. Там, где «купи-продай», и деньги короткие, и прибыль быстрая. Но, наверное, мы те чудаки-патриоты, которые верят в потенциал России и Татарстана. Конечно, мы не можем играть на равных с теми зарубежными компаниями, что существуют на рынке по 50 - 60 лет. Компании всего лишь пять лет, и у нас есть болезни роста. Тем не менее мы верим в науку, в производство. Конечно, цель любого бизнеса — заработать. Но для нас это не первостепенная задача.
— Скептики утверждают, что если в России что и производят, то это чаще всего так называемая «отверточная сборка». А ваше предприятие подходит под категорию полноценного производства?
— Мы не занимаемся сборкой, то есть не привозим какие-то готовые каркасы и не накручиваем на них готовые панели. Наш завод расположен в Казани на улице Химической и занимает площадь более 2 тысяч квадратов, где организовано полноценное производство со станками, оборудованием, нормами безопасности, где есть отделы технического контроля и качества. Мы сами режем металл, сами делаем панели, сами монтируем устройства. Да, вентиляторы, к примеру, ставим немецкие. Ну нет у нас российских вентиляторов! Если какие-то потенциальные партнеры нас услышат, мы готовы рассмотреть все предложения.
— Вы говорите, что используете некоторые комплектующие импортного производства. Насколько весома их часть в вашем оборудовании? И вообще, где приобретаете материалы и сырье?
— Если брать в стоимостном выражении, то на 100 рублей продукции 50 рублей приходится, к сожалению, на импорт. Если говорить о физическом выражении, то здесь картина другая: российская составляющая — 70 процентов, импорт — 30. Из этих 70 процентов почти половина материалов приходится на татарстанских производителей. К примеру, у нас есть свое производство панелей. Но для некоторых установок мы приобретаем пенополиуретановые панели у местного производителя. К сожалению, российская составляющая — это не технологичные вещи. Это металл, каркасы, то есть что-то близкое к сырью. Технологии же пока все оттуда — датчики, вентиляторы…
«Наш завод расположен в Казани и занимает площадь более 2 тысяч квадратов, где организовано полноценное производство» (фото: president.tatarstan.ru) |
— У вас конвейерное производство или работаете под заказ?
— Сразу отмечу, бытовые кондиционеры и холодильники мы не производим. Наши покупатели — не физлица, а крупные строительные, монтажные компании. Конечно, есть складские запасы комплектующих, стандартных ходовых позиций канального оборудования. Но основная работа идет все же по индивидуальному заказу. Объясню, почему. У серьезных игроков рынка, чьи заводы находятся под Москвой и Питером, серийное производство. И они строго придерживаются своей серийной линейки. Вот представьте, завод выпускает, условно говоря, установку-1 и установку-2, а вам нужна установка-1,5. И вам говорят: бери либо две «однерки», либо одну «двойку», а «полтора» мы не делаем. А наша компания делает. За счет нашей компактности мы очень гибкие. И в этом наш плюс.
— Работаете ли вы за пределами Татарстана?
— Начинаем активно двигаться в этом направлении. Наше оборудование установлено на объектах в Нижнем Новгороде, Красноярске, Башкортостане, Чебоксарах… На днях отправили большую партию вентиляционных установок в Сибирь — на Сузунское нефтяное месторождение. Вы знаете, в других регионах Казань и Татарстан — это узнаваемые бренды, впечатление как о красивом, европейского уровня городе и регионе уже сформировано. Руководство РТ сделало многое, чтобы создать достойной имидж нашей республики, в частности Казани. Это приятно, конечно. Но и большая ответственность для татарстанского бизнеса, выходящего в другие регионы. Долг татарстанских компаний — поддержание заданной планки. Мы несем ответственность за репутацию нашего города и республики в целом.
«К установкам для объектов водных видов спорта, конечно же, требования намного жестче» (бассейн олимпийского стандарта «Буревестник») |
— В Татарстане строится немало спортивных объектов, и на многих из них установлено ваше оборудование. В чем специфика техники для такого рода объектов? Учитывая, что сейчас в Казани проходит чемпионат мира по водным видам спорта, интересно, насколько суровые требования предъявляются к вентиляционному оборудованию для бассейнов и водных стадионов…
— К установкам для объектов водных видов спорта, конечно же, требования намного жестче, чем к объектам общего значения. И нормы по вентиляции там рассчитываются совсем в других параметрах, учитывается все: уровень фильтрации воздуха, его качество, условия подачи... Если на спортивном объекте с крытым бассейном остановится климатическая установка, бассейн просто перестанет функционировать. Поэтому для таких объектов мы рекомендуем использовать оборудование швейцарского бренда, к примеру, как в бассейне олимпийского стандарта «Буревестник». Мы серьезно «нарастили мускулы» во время подготовки к Универсиаде, под эгидой которой в районах Татарстана было построено и модернизировано множество плавательных бассейнов. И все они работают на нашем оборудовании. С недавних пор в линейке экономичного оборудования Airway появилась установка для помещений с крытым бассейном R2, которая уже успешно функционирует на объекте в Набережных Челнах. Кстати, помимо вентиляционного оборудования мы также «дружим» и с холодом. Буквально год, как стали заниматься новым направлением: холодильными установками разного назначения.
«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ, ДОЛЖНЫ ПРОИЗВОДИТЬ СВОЕ»
— Вы уже говорили, что бытовые холодильники не выпускаете. А что за холодильные установки и для каких целей производите?
— Это системы климатического холода, намораживания льда. Один из последних объектов — Ледовый дворец «Арча Арена» в Арске. На таких объектах требуется лед со структурой определенного качества, кстати, хладагенты приобретаем в том числе и на «Казаньоргсинтезе». Считаю, оборудование, что мы туда установили, ничуть не хуже, а даже лучше известного американского производителя, который давно существует на рынке. Во-первых, по цене мы выигрываем. Во-вторых, благодаря ноу-хау компании энергопотребление нашей установки значительно ниже американской. И это не просто слова, а результат экспертизы республиканского центра энергосберегающих технологий, подтвержденный техническими замерами. Еще пример: в агропромпарке установлено наше оборудование шоковой заморозки, которое позволяет не только длительно хранить продукт, но и сохранять полезные вещества после размораживания.
«Наши покупатели — не физлица, а крупные строительные, монтажные компании» |
— Может быть, в ближайшее время «ТехВент» порадует новыми разработками?
— На стадии разработки расширение линейки чиллеров (это большие холодильные установки). Линейка уже почти разработана и в ближайшее время будет представлена на рынке. Кратко поясню, где применяются чиллеры. Если вы бывали в Европе, то, наверное, обратили внимание — на фасадах зданий у них практически не встречаются висящие блоки кондиционеров. Дело в том, что там используется чиллер: мощная холодильная установка, которая подает холод сразу на все здание через фанкойлы — аппараты, предназначенные для охлаждения или нагрева воздуха. Вместе с чиллером они функционируют в системе центрального кондиционирования. Чиллер устанавливается либо на крыше, либо в отдельном помещении или на площадке возле здания. Гораздо выгоднее установить одну такую машину, к примеру, в большом офисном здании, нежели оснастить его помещения 100 кондиционерами. В результате вы получите централизованное кондиционирование, а фасад здания не будет изуродован «лапшой» из проводов и многочисленными внешними блоками. Мы и раньше производили чиллеры, но это были проекты в рамках совместного предприятия с иностранными компаниями. Потом стало очевидно: если мы хотим быть конкурентоспособными, должны производить свое. Первый проект, который был реализован полностью на наших разработках, — международный общеобразовательный центр на улице Федосеевской.
— Холод — это все же совсем другое направление, нежели вентиляция, в которой вы уже зарекомендовали себя профессионалами. Почему решили сделать ставку на производство холодильных установок?
— Нам эта тема интересна. Спектр применения холода очень широкий: и в медицине, и в пищевой промышленности, и в нефтепереработке... Кроме того, рынок в этом направлении пока еще достаточно свободен, нет необходимости, образно говоря, толкаться локтями. И, что особенно ценно, здесь хорошая возможность для полета мысли. Работать стандартно уже не получится, нужно думать. А думать мы умеем.
*«Mountair» (монтэйр) — горный воздух
**«Airway» (аирвей) — воздушный путь
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.