Либеральная платформа «Единой России» обсудила в Москве вопросы налогообложения МСБ. Эксперты спорили о том, кого считать самозанятым, сколько должен стоить патент и кому будет выгодно нововведение. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, как «Деловая Россия» предложила переложить уплату НДФЛ с работодателя на физлиц.
«АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА РАЗУМНА, НО НЕ ВИДНО, ЧТОБЫ ОНА БЫЛА ДЕЙСТВЕННОЙ»
В пятницу, 24 июля, в Москве состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы налогообложения малого и среднего бизнеса (МСБ). Организатором выступила либеральная платформа партии «Единая Россия». Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, выступавший модератором дискуссии, казалось, хотел расшевелить присутствующих на беседу об экономической ситуации в России, а не только о заявленном налогообложении. «Экономическое положение, мягко говоря, не блестящее. Антикризисная программа правительственная, наверное, разумна, но не видно, чтобы она была действенной... Сейчас я не понимаю, что надо делать. Идут разговоры о структурных реформах, но нет ничего, кроме того, чтобы поднять пенсионный возраст, закрыть лишние медицинские и образовательные учреждения и сократить военные расходы. Пока я больше ничего не услышал. Не понимаю, как это позволит преодолеть спад промышленного производства», — рассуждал Фадеев. Он, кажется, был уверен, что страшные цифры, свидетельствующие о спаде промышленности вот уже в течение 7 месяцев и грозящие за год выйти на отметку в 8%, обязательно подтолкнут пришедших поговорить и на эту тему тоже. Однако все как один клонили в сторону малого бизнеса. Тем более в раздаточных материалах предлагалось обсудить внесенный рядом депутатов законопроект по устранению противоречий в законодательстве.
Суть документа сводилась к тому, что ответственность за несвоевременную уплату налога при применении упрощенной системы налогообложения, ЕНВД и при патентной системе является разной. Так, предприниматели, работающие по «упрощенке» и ЕНВД, допустив просрочку платежа, платят пени за каждый день просрочки. В том же случае при патентной системе предприниматель утрачивает право на ее применение в текущем году и вынужден перейти на общую систему налогообложения, заплатить налоги на доходы физлиц, добавленную стоимость и имущество физлиц. В итоге сумма налогов может превышать стоимость патента. Соответственно, это противоречие депутаты и предложили устранить, исключив из условий утраты патента несвоевременную уплату налога.
Впрочем, конкретно об этом законопроекте рассуждал вовсе не один из его авторов — председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, а соруководитель партийного проекта «Комфортная правовая среда» Игорь Судец. По его словам, этот недочет законодательства нашли его челябинские коллеги. Судец отметил, что индивидуальные предприниматели, которые работают по патентной системе налогообложения, сталкиваются с рядом проблем. «Многие индивидуальные предприниматели не разбираются в бухгалтерии. Допустим, предприниматель на один день просрочил срок и не оплатил 1 рубль по патенту. В результате он вынужден будет платить штрафы и пени. Это приведет к закрытию бизнеса», — привел он пример. Судец заметил, что не выступает против ответственности индивидуальных предпринимателей, однако она, по его словам, «не должна заключаться в закрытии бизнеса».
САМОЗАНЯТЫЕ ВЫВЕДУТ МАЛЫЙ БИЗНЕС ИЗ ТЕНИ
В свою очередь, Плигин, ни слова не сказав про законопроект, основной задачей в рамках работы по развитию малого и среднего бизнеса назвал глубокое изучение того, какие стимулирующие меры могут быть дополнительно приняты, лежат ли они в области налогового регулирования или же этот ресурс уже исчерпан. «В РФ есть 5,6 миллиона субъектов малого и среднего бизнеса. В них занято 17,8 миллиона трудоспособного населения. Примерно доля этого бизнеса составляет 21 процент от ВВП РФ. К сожалению, 54 процента ИП в России заняты в сфере торговли», — сожалел он.
Вновь пессимистическую ноту взял уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Так, по словам омбудсмена, малый бизнес в России развит недостаточно, не в тех объемах, чтобы экономика стабильно функционировала. «Наша экономика для крупного бизнеса, малый бизнес еще развит недостаточно», — отметил он. Впрочем, Титов убежден, что уже принятых по поддержке МСБ решений достаточно, главное — претворить их в жизнь. «То, что мы решили, за исключением отдельных вещей, пока не реализовывается», — добавил он. Например, омбудсмен вспомнил про трехлетние налоговые каникулы, которые, однако, как считает эксперт, стали неким «компромиссным вариантом». «Это не совсем то, что мы хотели сделать», — считает Титов.
В то же время он полагает, что, несмотря на довольно либеральное налоговое регулирование для малого бизнеса в России, еще есть резервы. «Это резервы те, которые лежат в компенсации потерь, которые мы сами себе создали, введя увеличенные налоги на малый бизнес в 2013 году, — это знаменитые страховые платежи для ИП, они просто убили развитие, которое было до этого», — подчеркнул омбудсмен. Поэтому до сих пор в России выгодно работать «в тени». Титов предложил дать таким предпринимателям условия, чтобы появилась уверенность, стимул выйти из «тени». «Но это должны быть серьезные меры, потому что в третий-четвертый раз они вряд ли нам поверят», — посоветовал он.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей напомнил, что по самозанятым уже есть поручение президента, которое к осени должно вылиться в конкретный законопроект. Между тем сам Титов ратует за то, чтобы регистрация самозанятых представляла собой «легкое административное действие», чтобы начать работу. Как вариант — купить патент, иными словами, свидетельство либо сертификат о праве на работу. Такой документ можно купить как на месяц, так и на год. Еще один рассматриваемый вариант — оставить регистрацию, но выделить в специальный разряд самозанятых.
В то же время возникает еще одна проблема — стоимость такого свидетельства. По словам Титова, минфин и ПФР настаивают минимум на 20 тыс. рублей в год. «Такие суммы эти люди не потянут, поэтому нужно специальное решение государства», — считает сам омбудсмен.
СТРЕМЛЕНИЕ ЗАРАБОТАТЬ НА ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ ЕЩЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К БИЗНЕСУ
Продолжил рассуждать о самозанятых ответственный секретарь экспертного совета по вопросам социального предпринимательства комитета Госдумы по экономической политике Виктор Калинин. Он считает, что вопрос самозанятых особенно актуален для моногородов как еще один способ сохранения жизнедеятельности таких населенных пунктов. «Для таких категорий жителей, безусловно, важно облегчение процедур вхождения в предпринимательскую деятельность», — считает он.
Порассуждать о самозанятых предложил гендиректор ЗАО «Каротэкс» Артур Пахомов. По его мнению, самозанятые — люди, которые зарабатывают себе на текущий день, на хлеб насущный, однако у них вовсе нет желания заниматься предпринимательской деятельностью. Вторая категория — лица, которые имеют очень профессиональный навык и обслуживают домохозяйства. Третья категория — творческие работники. «Они совершенно не относятся к предпринимательству и не должны рассматриваться в рамках законопроекта и в рамках налоговой системы как лица, которые должны уплачивать какие-либо налоги. Им надо давать доступ к этой их активности», — считает Пахомов.
Он уверен, что все-таки надо создать институт самозанятых людей. К ним в итоге, по мысли Пахомова, отнесут многих граждан в регионах, при этом муниципальные образования должны регулировать систему патентов и давать доступ к этой деятельности. При этом ценообразование сертификата, которое поставило в тупик Титова, должно зависеть от средней заработной платы в регионе, плюс коэффициент по безработице.
НАДО РАЗОБРАТЬСЯ С НДФЛ
Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, рассуждая о налогах, предложил разобраться с НДФЛ. По его мнению, надо переходить к персональной плате этого налога. «Если налоги платит персональный индивид, то корпорация, освобожденная от налогов, — это инвестиция в будущего налогоплательщика», — заявил он. При этом гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов не верит в реалистичность предложения по персональной плате НДФЛ. Как вариант он предложил создать специальную группу для самозанятых, а в ней уже отслеживать уплату НДФЛ. Впрочем, Остаркова поддержал Пахомов, считающий, что без реформы института НДФЛ не произойдет никаких изменений. «Та система отношений на предприятии «работник — работодатель» практически искажена. Искажена тем, что работник фактически не чувствует, что платит государству... Необходимо возвращать в нормальное русло. Когда человек начнет платить НДФЛ, он будет уметь осуществлять вычеты, он будет понимать, за что он платит, куда он потратил средства в семейном бюджете», — заметил эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.