Наталия Фишман и ее команда организовали открытое обсуждение реконструкции парка Победы в автограде
Наталия Фишман и ее команда организовали открытое обсуждение реконструкции парка Победы в автограде с участием мэра Наиля Магдеева

ПОСЛУШАТЬ ВСЕХ И НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ

Накануне в Челнах до позднего вечера шел проектный семинар «Каким должен быть парк в городе? На примере парка Победы». Анонсировалось мероприятие активно — в соцсетях, в СМИ и на сайте города. К участию приглашались все желающие, кому небезразлична судьба парка. В итоге, как выяснилось, неравнодушных не так уж и мало. В шахматно-шашечном клубе, где и был объявлен общий сбор, собрались люди разных возрастов и интересов от представителей молодежных сообществ до преклонного возраста пенсионеров, и от творческой богемы до матерых бизнесменов — всего более 200 человек. На входе все зарегистрировавшиеся участники получили раздаточный материал — анкеты и карту парка, на которой можно было пометить места, по той или иной причине устраивающие или не устраивающие челнинцев.

Присутствовавший на семинаре руководитель исполкома Наиль Магдеев обозначил цель — послушать всех и найти золотую середину. Забегая вперед, скажем, что обсуждение было не просто жарким, а местами и скандальным. То ли принцип свободного микрофона развязал людям языки, то ли присутствие лично Магдеева и помощника врио президента Татарстана Наталии Фишман, до которых, по всей видимости, челнинцы пытались достучаться.

Надо напомнить, что о реконструкции парка определенно заговорили еще в октябре прошлого года, когда в автоград приезжал президент Татарстана Рустам Минниханов. Тогда же ему презентовали фор-эскизный проект челнинского архитектора Владимира Нестеренко. Картинки главе республики понравились, и он дал добро на их воплощение в реальность, пообещав 100 млн. рублей и назначив срок проведения работ на апрель 2015-го. Однако в апреле ничего так и не началось, так как концепция изменилась. Только лишь на нестеренковском проекте власти решили не останавливаться, объявив конкурс среди архитекторов. Два месяца назад были проведены публичные слушания, где общественности представили целых шесть проектов парка. Итоги конкурса были подведены лишь в конце мая — руководство города окончательно утвердилось во мнении, что реконструкция должна вестись на основе проектов Нестеренко и казанского архитектора Александра Дембича. И лишь в июле, наконец, до парка дошли руки — подрядная компания «Евростиль» начала с подготовки инфраструктуры: прокладки пешеходных дорожек, организации освещения.

НОВЫЙ ТРЕНД — ПАРК ВМЕСТО СТАЛЕЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА

И вот в разгар работ по утвержденному вроде бы проекту решать будущее парка Победы приехала молодая, креативная, амбициозная и в основном столичная команда во главе с Фишман. Модератором мероприятия выступило агентство стратегического развития «Центр» во главе с его руководителем Сергеем Георгиевским (он же, напомним, организует конкурс на разработку проектов реконструкции набережных Кабана). Партнером «Центра» на мероприятии выступило еще одно московское агентство городских коммуникаций «Публичные пространства», которое представляли две молодые девушки, записывавшие все предложения жителей на большой лист бумаги.

В столичный десант также вошли архитекторы бюро AI-architects Александр Томашенко и Иван Колманок, которые поведали о модных нюансах в деле освоения общественных пространств за рубежом, а также о своем самом впечатляющем детище — катке ВДНХ, который открылся прошлый зимой в Москве и стал самым большим катком в мире. Но если до катка такого уровня челнинцам пока очень далеко, то к некоторым мировым трендам в Год парков и скверов стоило бы присмотреться детально, и не только автограду, но и Татарстану. Оказывается, сейчас в моде создавать парки в самых неожиданных местах. Например, парк High Line, построенный на полотне устаревшей железной дороги протяженностью 2,5 километра. Дорога висит над улицами, и парк, соответственно, тоже получился зависшим в воздухе. Ливневый парк в Харбине чуть не пал жертвой урбанизации, из-за активной застройки место стало заболачиваться. Но там полностью восстановили систему ливневых стоков, и вся дождевая вода теперь собирается в парке, что естественным образом возродило экосистему. Самый креативный подход к общественным пространствам был представлен на примере ландшафтного парка Германии Duisburg Nord, который благоустроили на территории... отжившего свое сталелитейного завода. Немцы озеленили территорию, оставили строения как память, переоборудовав цеха под выставочные помещения, музей, центр дайвинга и школу скалолазов, постройки подсветили, сделав удивительные цветные инсталляции. Последний вариант вообще неплохо было бы взять на заметку автограду — глядишь, на случай затяжного простоя на КАМАЗе можно один из заводов и под парк перестроить.

Народ разделился на два основных лагеря: молодое поколение старалось больше упирать на культурно-досуговую функцию, а возрастная публика ратовала за обязательное сохранение темы Великой Победы
Народ разделился на два основных лагеря: молодое поколение старалось больше упирать на культурно-досуговую функцию, а возрастная публика ратовала за обязательное сохранение темы Великой Победы

«КОГДА ДОЧЬ МЕНЯ СПРАШИВАЕТ, ЧТО ЗДЕСЬ О ПОБЕДЕ, Я УНЫЛО МОЛЧУ»

Если молодежь слушала московских архитекторов с интересом, то старшее поколение — с изрядной долей скепсиса. «Когда про Челны будете говорить?» — поинтересовалась бабушка на заднем ряду. Нетерпение публики было столь велико, что все дружно отказались от предложенного организаторами кофе-брейка и потребовали срочно начать обсуждение.

Если не считать бывших участников конкурса проектов, которые восприняли семинар как шанс вновь пролоббировать свои идеи, уже отвергнутые однажды исполкомом, собственно, весь народ разделился на два основных лагеря. Молодое поколение старалось больше упирать на культурно-досуговую функцию — обустройство велосипедных дорожек, проведение концертов на летних сценах парка с живой музыкой, интерактивные выставки каждый день, задействование парка для работы в зимнее время. Юная активистка Дарья Цыганова предложила открыть доступ к проведению мероприятий в парке молодежным организациям. «Так как это все закрыто, нужно долго в мэрию ходить и делать какие-то махинации», — под общий хохот в зале сообщила она.

Возрастная публика ратовала за обязательное сохранение темы Великой Победы вплоть до пожеланий установить скульптуры Сталина и Жукова. Житель города Хафиз Билятдинов рассказал москвичам, что парк закладывали в честь 30-й годовщины Победы, там создавались тематические входные группы, привозилась земля из городов-героев, поэтому необходимо сохранить саму идею. «Я часто гуляю с младшей дочерью в парке Победы, а когда она меня спрашивает, что здесь о Победе, я уныло молчу. Так вот я хочу сказать: то, что произошло с нашими стелами, это кощунство, на них уже и свастику немецкую нарисовали. С этим надо бороться». Председатель союза пенсионеров партии «Коммунисты России» Неонила Фазлыева потребовала в первую очередь, чтобы ветеранам вернули аллею и довели до ума состояние стел, за сохранение которых коммунисты еще в прошлом году собрали 1,5 тыс. подписей и отправили президенту.

«То, что произошло с нашими стелами, это кощунство, на них уже и свастику немецкую нарисовали. С этим надо бороться»
Челнинцы возмущены состоянием стел и расположением цирка шапито в мемориальной зоне парка Победы (фото: chelny-biz.ru)

«Возможно ли объединить в одном парке две функции — досуговую и мемориальную, удовлетворив пожелания обеих сторон дискуссии?» — с таким вопросом «БИЗНЕС Online» обратился к Фишман. Советник президента уверила, что размеры парка вполне это позволяют. «Для этого делается зонирование. В любом крупном парке есть большое количество зон: парадные, рекреационные, детские. Это нормальная практика. Мы же понимаем, что мемориальная зона — это подвиг во имя жизни, и очень здорово, что рядом с такой зоной идет жизнь. Если бы территория была крошечной, это было бы серьезной проблемой, но территория велика, поэтому, думаю, мы все пожелания реализуем», — ответила советник.

А вот комментировать, что понравилось в парке, а что нет, Фишман наотрез отказалась. «Для этого есть результат нашей сессии и проектировщики. В республике 140 парков делается. У меня просто не может быть своего мнения. Потому что тогда это будет лишь мое мнение, а не пожелания жителей. Ровно так же я не должна вмешиваться в работу проектировщиков. Мое дело, чтобы пожелания были зафиксированы, а профессионалы грамотно с ними работали, чтобы люди получили обратную связь и были удовлетворены. Я не контролирующий, скорее сочувствую, помогаю. Мне было важно, чтобы у нас была дискуссия», — объяснила она свою роль в этом действе.

ЕСЛИ У НАС ВАРВАРЫ-ЧИНОВНИКИ — ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО

Отдельно поговорили на семинаре об имеющихся недостатках. И здесь и стар и млад сошлись во мнении, что цирк шапито в мемориальной зоне парка — это проблема, от которой нужно срочно избавляться. Также одно из пожеланий — не пускать бизнес в зеленую зону, дабы не навредить ей.

Известного челнинского бизнесмена Сергея Майорова также волнует судьба парка
Известного челнинского бизнесмена Сергея Майорова также волнует будущее парка

Большая проблема, на которую указал директор юридической компании «Надеждин и партнеры» Михаил Надеждин, — это отсутствие систем безопасности. «Нужно включить парк в программу «Безопасная среда», установить камеры. Вечером и рано утром, когда выгуливают собак, ходить через парк страшно. Нет ни одной медицинской комнаты, которую можно было бы тут расположить. Не дай бог кого покусают», — опасается Надеждин. Также в числе советов традиционно снабдить парк большим числом скамеек, урн и туалетов. И, конечно, настоятельно рекомендовали объявить парк безалкогольной зоной. «Вот тут люди говорят, что парк в полной мере не работает. Это не парк не работает, а органы власти не работают. Если на такой большой территории создадут уют, люди будут туда идти. Это недоработка властей, раз за все время, сколько парк существует, его не облагородили», — угрюмо сказал некий мужчина, назвавшийся представителем фонда «Люди Татарстана»

Доцент кафедры дизайна Камского института искусств, член международного союза дизайнеров Григорий Новиков выразил уверенность, что парк заработает тогда, когда сюда придет малый бизнес. «Появятся точки для гостей, может, какое-то интересное кафе нужно создать. Сейчас некуда пойти приезжим, людям со статусом или без, неважно. Первый вопрос от приезжающих: куда в Челнах можно пойти? Некуда. В парке должны быть созданы точки притяжения. Он выгодно находится — в середине города. Летний кинотеатр можно организовать», — предложил Новиков.

Второй вопрос, озвученный специалистом по дизайну, наверняка задал себе каждый сидящий в зале. «Почему мы не можем сами парком заниматься? У нас большие творческие силы. Соберите их на круглый стол. Все эти идеи много раз высказывались. Нам обидно, что Москва и Казань все за нас делает», — последние слова Новикова заглушили овации зала.

Лилия Мурашко: «Надо что-то серьезно менять, чтобы люди туда пришли. Ходить мимо кустов по парку страшно — нужно провести хорошее освещение»
Лилия Мурашко: «Надо что-то серьезно менять, чтобы люди туда пришли. Ходить мимо кустов по парку страшно — нужно провести хорошее освещение»

Далее критика шла по нарастающей. Управляющая пунктов проката спортинвентаря «Островок здоровья» Лилия Мурашко привела в пример слова беженцев с Украины, приезжавших в Челны в прошлом году. «Они сказали, что у нас ужасный парк. Он неухоженный, в Донецке у них таких парков нет вообще. Вся территория окультурена. У нас парк большой, и надо лишь привести его в порядок. Мы с детьми, а младшему у меня 11 лет, раз в год только ходим в парк аттракционов. Дети взрослые, и им там неинтересно. То есть надо что-то серьезно менять, чтобы люди туда пришли. Ходить мимо кустов по парку страшно — нужно провести хорошее освещение. И сцена для Сабантуя в этом году пустовала, потому что официальных мероприятий не было. Но там должны каждый день проводиться мероприятия, чтобы на ее ступеньках не сидели алкаши», — подытожила Мурашко.

Но самым эмоциональным выпадом стала речь Фазлыевой, которая припомнила нынешней власти все грехи предшественников. «Если у нас сидели варвары-чиновники — это очень плохо. Дойти до того, чтобы продавать парк Победы! Я лично разговаривала с начальником цирка, а он мне открыто сказал: я 6 миллионов заплатил — это моя земля. Сейчас аттракцион новый ставят (московские инвесторы устанавливают колесо обозренияприм. авт.) — тоже продана земля. Разве это не варварство? Молодежь молчит, мы молчим — вот это проблема!» — прокричала бабушка, а потом потребовала завести уголовное дело на предыдущего мэра Челнов и остановить разбазаривание земель.

«Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОЕКТИРОВАТЬ ПАРКИ ИСХОДЯ ИЗ ИМЕЮЩИХСЯ ДЕНЕГ»

По словам Магдеева, подводившего итог дискуссии, проект Нестеренко и Дембича, которые были выбраны исполкомом, лягут в основу, а пожелания горожан будут дополнением. «На ту сумму, которая есть, большую часть работ по созданию инфраструктуры нужно провести. Необходимо водоснабжение, электроэнергия, водоотведение, дорожки. Реальное наполнение парка — вопрос вкуса, и это все обсуждаемо с жителями. Сколько людей — столько мнений», — подытожил градоначальник, одновременно успокоив, что цирк точно перенесут подальше от парка, пока для него подыскивают подходящее место.

Размеры парков позволяют объединить в одном парке две функции — досуговую и мемориальную, удовлетворив пожелания обеих сторон дискуссии
Размеры парков позволяют объединить в одном парке две функции: досуговую и мемориальную, удовлетворив пожелания обеих сторон дискуссии

Насколько конструктивно прошла беседа — сразу сказать трудно, потому что больше она напоминала эдакий базар-вокзал. Тем не менее, как пообещала журналистам Фишман, эта дискуссия не последняя в Челнах в таком формате. «В прошлые разы все превращалось просто во взаимные оскорбления. Здесь же другая динамика. Это на самом деле не проблема — достучаться до власти. Глава сегодня пришел в пять часов, нашел время. Это люди между собой не могут договориться. Мы сделаем проект на основании того, что сегодня озвучено, а также на основании того, что мы будем делать в последующие годы. Я категорически против того, чтобы проектировали исходя из наличествующих средств. Это неправильно — надо иметь картину мечты и потихоньку реализовывать. Наше руководство тоже должно понимать, каковы наши аппетиты, и каким-то образом планировать. Понятно, что у нас не будет денег, чтобы разом свершить чудо, но мы будем понимать, к чему движемся», — пояснила Фишман.