«КТО-ТО ВАЖНЫЙ ЕДЕТ...»

Сегодня на крыльце Благовещенского собора в Кремле встречали нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Храм был открыт, и в его сумеречной глубине с улицы виднелись только вытянутый красный язык ковровой дорожки и застывшие в золотом облачении фигуры епархиальных священников, приготовившихся в первый раз увидеть своего только что назначенного архипастыря. Там царствовала полная тишина, в которой тем не менее угадывалось напряжение. На крыльце, наоборот, была суета: народ, привлеченный многолюдством и нарядными одеждами свиты, спешил протолкнуться в храм, на ходу расспрашивая, что сегодня за праздник. «Казанская вроде завтра», — растерянно говорили одни. Другие, более информированные, уточняли: «Кто-то важный едет». «Да не кто-то, а митрополит новый», — строго возражали им другие.

Среди встречающих корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил бывшего мэра Казани Камиля Исхакова. Из действующих чиновных VIP'ов к Благовещенскому собору вроде бы собирался прибыть председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, но его как раз в первых рядах не просматривалось. Тем более не было там врио президента Татарстана Рустама Минниханова — он уже не первый день находится с визитом в Сибири. Хотя, по слухам, владыка Феофан рассчитывал на «президентский прием», но немного разошелся с татарстанским лидером во времени.

Тут по толпе прошло волнение, и люди на крыльце поневоле выпрямили ряды, как армия в ожидании полководца. Митрополит оказался пунктуален: ровно в полдень, как и было обещано, он поднялся по ступеням Благовещенского собора и принял хлеб-соль от благоговейно склонившегося мужчины, который — возможно, от растерянности — не смог выговорить его имя. «Здравствуйте, владыка...» — произнес встречающий и запнулся, но митрополит помог ему: «Феофан». «Здравствуйте, владыка Феофан...» — мгновенно исправился тот. У дверей храма архипастырь задержался еще на секунду, чтобы благословить незнакомого ему мальчика в татарской тюбетейке, который по воле случая стоял у самого порога. После этого людской поток хлынул в церковь, слегка корректируемый немногочисленными охранниками, старавшимися не создавать давки. Началась торжественная литургия с участием нового главы казанской митрополии.

«КОГДА МЕНЯ ПРИЗВАЛИ В АРМИЮ, ТО ПРИВЕЗЛИ В КАЗАНЬ»

Служба длилась недолго — меньше часа. «Миром Господу помолились» и за патриарха Кирилла, и митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, который по случаю литургии и своего величания надел поверх черной рясы небесно-голубое облачение. Пел хор, неторопливо крестились священники и прихожане, заполнившие все пределы храма, перешептывались старушки.

В этой вневременной атмосфере митрополит Феофан в своей приветственной речи к епархии заговорил про «древнюю кафедру казанскую» и «славный Кафедральный собор». Служба завершилась, и владыка счел нужным вспомнить про свою пеструю биографию (о которой «БИЗНЕС Online» уже рассказывал): «Мы принимаем с радостью и благодарностью, куда бы нас ни посылали, — звучно и раскатисто, словно псалом, заявил Феофан. — Будь то Святая Земля или далекая Аргентина, бурлящий ныне Ближний Восток или же Сирия, далекий Магадан или же непростая кафедра Кавказа — Ставрополья, где позади Беслан, трагедия Южной Осетии и многое другое... А ныне здесь».

Храм безмолвствовал, все ждали, что же еще скажет новый глава Казанской епархии. Митрополит между тем продолжал: «Вспоминаю свою юность: когда меня призвали в армию, то нас привезли в Казань. Так что 50 лет назад именно в Казанском кремле я принимал присягу на верность воинского служения отечеству, а ныне вошел под эти древние своды собора как архипастырь...»

Своего предшественника, владыку Анастасия, Феофан, разумеется, помянул исключительно добрым словом. Правда, при этом случайно назвал его Афанасием, но сам же себя исправил: «Анастасий многие-многие годы нес здесь архипастырское служение, многое сделал. Но Святейший Патриарх и священный синод решили поменять нас, и мы должны это с радостью принять», — продекларировал митрополит.

Затем он постарался успокоить тех, кто опасается перемен в связи с такой масштабной рокировкой в епархиальном руководстве РПЦ: «Будем соработниками, — сказал, обращаясь к клиру, Феофан. — Я с вас не буду требовать больше, чем сам буду трудиться. Трудитесь не меньше, чем я сам буду, и все у нас будет нормально».

Татарстан владыка охарактеризовал как «республику замечательную, многонациональную и многоконфессиональную». «Жила бы страна родная, был бы спокоен и мирен народ. А благоденствие и процветание — это то, ради чего мы должны трудиться», — заключил он.

Ответное слово было более лаконичным: Феофану напомнили, что в республике «мирно сосуществуют две мировые религии», и пожелали, чтобы «под архипастырским руководством мир на нашей земле продолжал быть».

Как раз где-то на этих словах у нового митрополита некстати зазвонил мобильный телефон, но Феофан, понимая, что сейчас не время отвлекаться, только мельком взглянул на дисплей. То, что казанский архипастырь архивостребован и вынужден почти всегда оставаться на связи, корреспонденты «БИЗНЕС Online» заметили еще в Ульяновске, где на прощальной пресс-конференции бывшему митрополиту Симбирскому и Новоспасскому тоже пару раз пришлось отвлекаться на телефонные звонки.

«КАКИЕ-ТО РОТАЦИИ БУДУТ, ЭТО НОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Прежде чем перерезать ленточку на открытии выставки икон «Казанская» в судьбах России», владыка Феофан еще раз вспомнил, как полвека назад впервые побывал в Казанском кремле в качестве новобранца. Для многих, не сумевших попасть в храм, это было новостью — люди поневоле заулыбались и, возможно, в первый раз взглянули на митрополита как на своего, «казанского».

«Вступаю под покров Царицы Небесной», — провозгласил Феофан еще в Благовещенском соборе, подразумевая свое появление в городе, подарившем России икону Казанской Божией Матери. На выставке в храме Всех Святых, где десятки старинных богородичных образов украшали стены и стеклянные витрины, этот покров можно было хотя бы отчасти увидеть воочию. Митрополит совершил неторопливую прогулку по храму, после чего вышел к казанским журналистам, тотчас же облепившем его своими микрофонами и диктофонами.

«Скажу сразу: мечтаю возродить знаменитую Казанскую духовную академию», — с ходу заявил владыка, поддержав таким образом проект ректора Казанской духовной семинарии игумена Евфимия. О кадровых перестановках и назначениях в своей епархии он говорить отказался: «Вопрос кадровой политики — это внутреннее дело», — подчеркнул он, предположив, что и президент Татарстана не стал бы отвечать на подобный вопрос. «Какие-то ротации будут, это нормальное явление», — резюмировал Феофан.

Преподавание в школах «Основ традиционных культур» (православия, ислама, буддизма и пр.), как уже писал «БИЗНЕС Online», владыка по-прежнему считает своим приоритетом. «Просвещение — это путь противодействия экстремизму», — подчеркнул митрополит. Впрочем, он не пообещал, что в Татарстане это произойдет скоро: «Не может быть, чтобы я приехал и сразу этот вопрос решил. Это должен быть диалог: с руководством республики, с общественностью, педагогами. Самое главное — на этом пути не должно быть конфронтации. Мы должны находить точки соприкосновения», — пообещал казанский архипастырь.

МИТРОПОЛИТ — ЗА ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

В Казани митрополит Феофан, по данным «БИЗНЕС Online», пока что остановился в Свято-Успенском Зилантовом монастыре, где в свое время были отстроены патриаршие покои. Но не исключено, что в будущем владыка подберет себе резиденцию в центре столицы РТ. Феофан любит повторять, что он за «историческую справедливость», а, согласно истории, Архиерейский дом всегда находился в Казанском кремле — там, где сейчас размещаются управделами президента Татарстана. По крайней мере, такие разговоры ходят в окружении владыки.

Уже завтра новый митрополит Казанский и Татарстанский собирается провести крестный ход в честь праздника иконы Казанской Божией Матери, которая, как известно, была обретена в Казани в 1579 году. Торжества начнутся с самого утра — с торжественной литургии в Благовещенском соборе. В связи с этим городской исполком ставит казанцев в известность, что с 11:00 до 11:30 проезжая часть маршрута от Воскресенской проездной башни Кремля по улице Батурина до Крестовоздвиженского храма по улице Большой Красной будет временно перекрыта. Любопытно, что в столице Татарстана ждут байкеров из знаменитого клуба «Ночные волки», которые сопровождают список богородичной казанской иконы по стране.