Накануне вечером в Верховный суд Татарстана поступили материалы громкого уголовного дела в отношении ряда высокопоставленных сотрудников МВД по РТ. Следом из Москвы в казанское СИЗО переезжают и сами фигуранты. Ожидается, что на суде ключевым свидетелем и потерпевшим станет рецидивист Олег Кучаев, который недавно признался в том, что оговорил подчиненных Артема Хохорина под давлением УФСКН. Война компроматов между двумя силовыми ведомствами движется к развязке?
ОФИЦЕРОВ МВД БУДУТ СУДИТЬ В КАЗАНИ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», материалы уголовного дела по так называемому «делу ОБНОН» накануне поступили в Верховный суд Татарстана. Это значит, что судить офицеров полиции будут в Казани, а не в Москве, где они провели в следственном изоляторе последний год.
— Уголовное дело насчитывает 111 томов, — сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Верховного суда РТ Наталья Лосева. — Дата предварительного слушания еще не назначена.
Напомним, об окончании следствия 25 июня рапортовал лично пресс-секретарь следственного комитета Владимир Маркин. На скамье подсудимых шесть человек: бывший начальник полиции Казани Руслан Халимдаров, начальник ОБНОН МВД РТ Андрей Алексеев, начальники ОБНОН по Казани Дмитрий Андриенко и Яков Кононенко, старшего оперуполномоченный отдела Марат Садыхов, старший оперуполномоченный отдела «К» МВД Наиля Сафиуллина. Они обвиняются в превышении должностных полномочий, незаконном обороте наркотических средств, воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.
— Мой подзащитный не признает свою вину, — объяснил «БИЗНЕС Online» адвокат Всеволод Добрынин, представляющий интересы Халимдарова. — Томов в деле очень много. Но там много лишних документов, рабочих томов, которые по существу относятся к делу, не так много. И в этом деле нет никакой сложности, в нем важна объективность и принципиальность.
По словам Добрынина, защитникам было не принципиально, где будет рассматриваться это дело. И все-таки до сих пор родные стены сотрудникам ОБНОН, угодившим в жернова уголовного преследования, всегда приносили удачу. В местных судах после громкого задержания их под аплодисменты коллег выпускали из- под стражи, а в какой-то момент им даже удалось признать незаконным постановление о возбуждении уголовного дела. Все поменялось, как только следственный комитет России решил изъять дело из производства местных сыщиков и командировать в Казань собственную следственную группу. Спустя несколько месяцев Басманный суд Москвы отстранил от должности всех фигурантов, и вскоре они были заново арестованы.
В ближайшее же время сотрудники ОБНОН будут доставлены из Москвы в казанский следственный изолятор.
ЧТО РАССКАЖЕТ КЛЮЧЕВОЙ СВИДЕТЕЛЬ-ПЕРЕБЕЖЧИК?
По словам Добрынина, ключевым свидетелем в суде должен стать Олег Кучаев. Напомним, изначально именно разоблачительные показания этого рецидивиста стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Халимдарова и Ко. Но, как выяснилось, история с Кучаевым не столь однозначна. В декабре 2013 года было обнародовано видео, на котором он за чашкой чая в МВД сдает с потрохами сотрудников Госнаркоконтроля. Стало ясно, что «дело ОБНОН» положило начало войне компроматов между силовыми ведомствами, чьи «сферы влияния» накладываются друг на друга. Кучаев стал своеобразной разменной монетой. К слову, сам он был в очередной раз осужден в ноябре.
Основной вопрос: в чью пользу Кучаев выступит в Верховном суде? Долгое время он разоблачал сотрудников ОБНОН. Но затем резко поменял показания. Это случилось после того, как рецидивист услышал, какой срок наказания просит назначить ему прокурор. «Мы так не договаривались!» — в сердцах прокричал Кучаев.
И уже спустя несколько месяцев, снова появившись на публике, «разоблачитель» рассказал совершенно иную историю: «В апреле 2013 года, после того как я направил жалобу в прокуратуру РТ на действия сотрудников УФСКН, в которой рассказал об их преступных действиях, меня в скором порядке перевели в московское СИЗО №5. Там меня продержали до декабря 2013 года. Меня лишили всех средств к существованию, говоря простым языком, меня душили, прессовали и пытали. Постоянные угрозы, давление и шантаж! В итоге я не выдержал и стал выполнять все требования и указания. Это началось осенью 2013 года. Первое, что от меня требовали, — отказаться от слов о преступной деятельности сотрудников УФСКН. Второе — оговорить сотрудников ОБНОН. Я был сломлен и подавлен и оговаривал сотрудников ОБНОН. Последние полтора года я находился под постоянным тотальным контролем сотрудников УФСКН...»
Но самое главное: Кучаев сообщил, что после того, как его осудили (суд назначил ему наказание в виде 12 лет и 8 месяцев лишения свободы в колонии особого режима), он написал заявление в ФСБ, получил защиту оперативников и адвоката, который теперь представляет его интересы. В своем заявлении в ФСБ он сообщил о том, как и почему он оговорил сотрудников ОБНОН, и раскрыл свое видение «подноготной работы» Госнаркоконтроля.
Интересно, какой же версии будет придерживаться Кучай в Верховном суде? Ведь дело фактически развалится на глазах, если основной свидетель и ко всему прочему потерпевший повторит вышеизложенную историю.
ГЛАВНЫЙ ОПЕР ШАБАЕВА ЖДЕТ СУДА
При этом игра идет с нулевой суммой: если сотрудники ОБНОН невиновны, тогда возникают вопросы к УФСКН. Немаловажно, что параллельно следователи расследуют уголовное дело в отношении бывшего главного опера Госнаркоконтроля РТ Юрия Казакулова. Его задержание стало первым серьезным потрясением в войне компроматов для ведомства Фаяза Шабаева. Расследование этого дела покрыто завесой непроницаемой тайны. Так, уголовное дело в отношении Станислава Деткова, «карманного наркодилера» Казакулова, поступило в суд с грифом «совершенно секретно». Такие примеры в судопроизводстве встречаются крайне редко. Судья назначил Деткову наказание в виде 6 лет и 6 месяцев колонии строгого режима. Приговор довольно мягкий, если учесть, что максимальная санкция по инкриминируемой статье — 20 лет лишения свободы.
В настоящее время известно о трех эпизодах противоправной деятельности Казакулова в части его сотрудничества с Детковым. Дважды из Санкт-Петербурга наркодилеры привозили в столицу Татарстана гашиш, о чем начальник оперативного отдела узнавал от Деткова, но не предпринимал никаких действий, доводя при этом дело до стадии оперативного наблюдения. На третий раз, в августе 2010 года, история повторилась — из Санкт-Петербурга снова привезли 20 кг гашиша. При этом Казакулов знал, что Детков получил 8 кг от общего объема и собирается сбывать наркотическое средство, считает следствие. Никаких мер он не предпринял. И даже когда были задержаны поставщики наркотиков из Северной столицы в Казань, Детков изначально не был привлечен к уголовной ответственности.
По версии обвинения, за «крышу» наркодилеру приходилось рассчитываться. В частности, следствие полагает, что осенью 2012 года он передал Казакулову взятку в размере 500 тыс. рублей на парковке ТЦ «Новинка» в Ново-Савиновском районе Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.