ПРЕЗИДЕНТ КИРГИЗИИ ПРИЛЕТЕЛ, НЕСМОТРЯ НА СМЕРТЬ БРАТА

Заключительный рабочий день уфимских саммитов начался еще накануне вечером. Журналистов, правда, организаторы от этих событий отвлекли. В то время, пока Владимир Путин встречался с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, в пресс-центре устроили роскошный фуршет с живой музыкой. Перед собравшимися выступали звезды шоу «Голос» и «Икс-Фактор», а также национальный симфонический оркестр. Пресса в миг смела фуршетные тарелочки, фужеры с вином и наслаждалась ужином. После двух напряженных дней этот момент, наверное, стал лучшим воспоминанием для иностранных гостей. Тем временем телевизоры с инфоканалом, которые здесь повсюду, в том числе и в ресторане, продолжали показывать, как работают главы государств.

Главе Башкортостана Рустэму Хамитову покой только снился, хотя как раз на сон у него времени не было. В ночь на 10 июля прилетел президент Киргизской Республики Алмазбек Атамбаев. Его визит до последнего был под вопросом, и, если бы киргизский лидер не посетил саммит ШОС, вряд ли его кто-то бы осудил — накануне мероприятий у него скончался брат. Атамбаев спускался по трапу, обнимался с Хамитовым и пробовал хлеб-соль, а мыслями наверняка был далеко отсюда.

ЗАЧИСТОК В УФЕ НЕ БЫЛО

В пресс-центре продолжали травить байки. Самые свежие — о бразильской делегации, которая отработала свою часть саммитов. Дело в том, что самые важные встречи бизнесменов и чиновников, входящих в пул участников саммитов, проходили в то время, когда у них на родине была глубокая ночь. Поэтому во время одной из таких встреч в городской администрации чуть ли не все бразильцы клевали носом, а одного из них даже пришлось растолкать перед финальным рукопожатием.

Другие обсуждали публикации в СМИ. Светских слухов вокруг саммитов БРИКС и ШОС ходит огромное количество. Чем скандальнее — тем лучше. Телеканал «Дождь» выдал информацию о том, что людей в Уфе нет. Дескать, город очистили от машин, людей и прочих отвлекающих факторов. При этом телевизионщики показали в подтверждение своих слов единственную в Уфе перекрытую на время международных форумов улицу. Улицу — длиной метров в 200. Хотя с другой стороны «Конгресс-холла» движение было свободным, бегали детишки, гуляли пары с собачками.

Программа саммита ШОС гораздо насыщеннее предшествовавшего ему саммиту БРИКС. Все, что было запланировано, следовало уместить в один день. Встречи накладывались друг на друга, брифинги следовали каждые полчаса. Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Дмитрий Мезенцев говорил с охотой. Даже побил неучтенный официально рекорд продолжительности брифинга Сергея Лаврова. Вместо заявленных получаса выступал 45 минут, а после еще долго отвечал на вопросы журналистов на улице.

— Вопрос от испанского издания. С тех пор, как ШОС начала существовать, границы между вашими странами, а конкретно Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана стали более удобными для граждан? Сохраняется ли минное поле, которое есть между Узбекистаном и Киргизстаном? Время от времени там взрываются пастухи или животные, или просто мирные люди. Делаете вы что-то в этом направлении или перемещение между этими странами также нелегко, как перемещение между залами вашего огромного представительства в Пекине? — возмущенно спросила журналистка из Испании на русском языке, заметно разнервничавшись в конце длинного вопроса.

— Спасибо за внимание испанского издания к делам ШОС, — отвечал Мезенцев. — Мы прекрасно понимаем, что становление новых государств — это сложный процесс, процесс осознания новых задач, формирования гражданского общества. Но я абсолютно убежден, что даже если возникают какие-то сложные задачи, институты ШОС не вмешиваются в систему двусторонних отношений, но содействуют формату разрешения споров. Вы заметили, что я не спрашиваю вас о ситуации в стране басков, — попытался перевести в шутку Мезенцев, о чем тут же пожалел.

— Это не тема этого саммита. Вы не отвечаете на вопрос. Это идеологический прием, извините! — парировала дама повышенным тоном.

— Я просто пошутил, я не хотел вас обидеть. На какой вопрос я не ответил?

— Есть мины на границе Киргизстана и Узбекистана?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Отвечу, подтверждая один из тезисов своего вступительного слова. ШОС должна содействовать более стабильной и открытой доверительной обстановке между государствами. Соглашение о сотрудничестве между странами ШОС будет тем инструментом, который будет решать такие вопросы.

Кажется, генсек ШОС так и не сказал: есть мины или нет...

«ШЕЛКОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ»: РОССИЮ И КИТАЙ СВЯЖУТ ЖЕЛЕЗНОЙ ИГЛОЙ ВСМ

Министра транспорта РФ Максима Соколова в зале ждали. Инфраструктурные проекты, связанные с транспортом, в том числе строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань — Пекин, широко обсуждались на саммите. Напомним, что министр финансов Антон Силуанов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», сообщил, что Банк развития БРИКС будет принимать участие в финансировании проекта ВСМ как минимум на участке Москва — Казань. Соколов вновь озвучил стоимость этого проекта.

«Стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали из Москвы в Казань, которая станет одним из участков международной скоростной магистрали Москва — Пекин, по предварительным данным, оценивается в 1 триллион рублей. Однако окончательная цифра станет известна после завершения проектных работ к концу 2016 года», — отметил министр.

Также министр рассказал о развитии автотранспортных перевозок и сообщил, как пройдет коридор автомобильной трассы из Китая в Санкт-Петербург по территории Татарстана и Башкортостана.

Максим Соколов
Максим Соколов (фото: mintrans.org)

«Накануне саммита ШОС в Уфе я провел встречу со своими коллегами, и мы обсудили все наши транспортные вопросы, в том числе и совместную работу по реализации достигнутых соглашений. Одним из таких соглашений, которое реализуется в рамках ШОС, является подписанное в прошлом году на саммите в Душанбе соглашение по развитию автотранспортных коридоров. Здесь работа идет полным ходом. По территории России проходит два из шести коридоров. Самый основной коридор курирует пока Западная Европа, его длина будет порядка 8,8 тысячи километров, из которых по территории Российской Федерации проходит 2,2 тысячи километров, Казахстана — 2,8 тысячи километров, и Китая — 3,4 тысячи километров. Начинается он, если говорить о территории стран Азиатско-тихоокеанского региона, в Китае и заканчивается в портах Санкт-Петербурга. Наши казахстанские партнеры уже реализовали ряд задач по развитию дорог в рамках этого коридора, в том числе за счет Евразийского банка. В целом они заработают к 2020 году, а на территории нашей страны обустройство дорожной инфраструктуры идет полным ходом. Если говорить о конечной точке этого пути — Санкт-Петербурге, то недавно было открыто строительство головного участка из СПб длиной 140 километров. В целом вся скоростная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, а это 670 километров в рамках этого коридора, будет построена в 2018 году. Головной участок в Москве был введен в конце прошлого года.

Далее трасса пойдет по существующим и реконструируемым дорогам М7 «Волга», правда, там тоже есть участки обхода поселений и мегаполисов, в первую очередь Балашихи. Третий этап обхода Нижнего Новгорода будет завершен уже в этом году и дальше через территорию Чувашии трасса переходит в Татарстан. Наши коллеги из Татарстана реализуют проект государственно-частного партнерства по строительству абсолютно новой траектории этой трассы на участке Шали — Бавлы с переходом через Каму. И на территории Башкортостана этот проект будет реализован в новом формате, за счет новой дороги, которая начнется в Бавлах и пойдет на территорию Оренбургской области, где в этом году начинается строительство восточного обхода Оренбурга. От Оренбурга трасса пойдет до пограничного перехода с Казахстаном в поселке Сагарчин. Большая часть этого участка реализуется за счет привлечения инвестиций на принципах государственно-частного партнерства», — подробно рассказал Соколов.

Так что проект по строительству участка автодороги по территории Татарстана, который уже несколько лет ведет владелец «СМП-нефтегаз» Фоат Комаров, похоже, обретает второе дыхание.

КИРГИЗСКИЙ ФОТОГРАФ ВЗОБРАЛСЯ НА АНТИКВАРНЫЙ СТУЛ В «КОНГРЕСС-ХОЛЛЕ»

Время приближалось к главному выступлению Путина — итоговой пресс-конференции. Президент России подводил итоги, хотя в его графике значилось еще две встречи: с президентом Афганистана Ашрафом Гани и президентом Пакистана Мамнуном Хусейном. Пресса собралась в шатре, откуда президентские пулы забирали работники федеральной службы охраны и вели в «Конгресс-холл». Для того чтобы посетить мероприятие, необходимо было получить специальный бейдж, потому что зал вмещал около 200 работников СМИ, а на саммит были аккредитованы 1,7 тысячи.

Мимо пробежали представители Средней Азии. Они работали на официальном приеме Путина по случаю проведения заседания совета глав государств-членов ШОС. «Киргизский фотограф взобрался на антикварный стул, всех перепугал», — сказала женщина с румынского радио. «Он и понять не мог, что такое антикварный стул, наверное», — отвечал ей бородатый коллега. Тем временем ФСО ослабила оцепление. Пул собрался, журналистов впустили внутрь.

ПУТИН ПОСОВЕТОВАЛ УЧИТЬ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК

Большой зал подсвечивался голубым сиянием с логотипом Шанхайской организации сотрудничества. Народ постепенно рассаживался, фотографы настраивали аппаратуру по свету, видеооператоры отлаживали баланс белого. Путин задерживался. «Вопросы все, наверное, расписаны», — пробурчал журналист на переднем ряду. Кажется, корреспондент «БИЗНЕС Online» его уже видел ворчащим на каком-то из брифингов. До таких никогда не дойдет микрофон.

— Можешь сказать на трех языках «Уважаемые журналисты, вам будет доступен синхронный перевод на трех языках» и сказать, какой на каком канале»? — спросила девушка-распорядитель у милой волонтерши по правую руку от меня.

— Погоди, уточню, как на английском будет «синхронный», — ответила волонтер и выдала информацию на трех языках. Третьим был китайский, что собравшиеся в зале встретили аплодисментами.

— Вы специально к саммиту китайский выучили? — нашелся повод заговорить с девушкой.

— Нет, — засмущалась она, — я его еще в школе учила.

На стойку в центре сцены вынесли блокнот, по залу пробежалось: «Идет, значит». Путин вышел быстрым шагом, начал говорить. Нужно отметить, что говорил президент на фоне спикеров из числа федеральных министров и прочих чиновников, не рассусоливая. Упомянул про масштабы саммитов, как никак, «в Уфе собрались главы 15 государств, представляющих несколько континентов: Евразию, Южную Америку, Африку». После вступительного слова ему посыпались вопросы.

Представитель башкирского СМИ попросил Путина похвалить республику: «Оцените уровень подготовки республики. Может ли Уфа принимать крупные международные события?»

— Конечно, если приняли такое количество глав государств, гостей и представителей прессы, то почему нет? В период подготовки к саммитам в Башкирии привели в порядок не только инфраструктуру, не только подготовили эти замечательные помещения для работы, но и построили гостиницы. Сколько гостиниц построили? — уточнил Путин у президента БР Хамитова, сидящего в первом ряду, и, получив уточняющий ответ, продолжил. — 7 гостиниц. Мы вместе с руководством республики будем думать и искать спортивные и другие мероприятия, в том числе и политические.

Припомнили Путину обещание, данное премьер-министру Индии, заняться йогой. Можете, спрашивал журналист, похвастать какими-то успехами? «Йога предполагает развитие, как физическое, так и духовное. Будем считать, что я начал пока с духовного», — нашелся президент, после чего сам передал слово женщине из зала (привет тем, кто говорит, что вопросы расписаны).

— Я представляю журнал «Редкие земли».

— Непрофильное издание, — добавил с улыбкой через усы пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

— Редкие металлы знаю, земли не знаю, — снова пошутил глава.

— Каким будет мир через 10 - 20 лет в свете последних договоренностей? Какой язык учить нашим детям?

— Русский надо учить и башкирский, — ответ Путина ушел в овацию.

ИНДУС ПРИЗНАЛСЯ В ЛЮБВИ ХАМИТОВУ

Хамитов после пресс-конференции задержался. К нему подошли волонтеры, в том числе парень из Индии. «Он признается вам в любви, — смущенно перевела коллега индуса. — Говорит, что молится за вас и благодарит за работу». «Спасибо, я обязательно подойду к волонтерам, пообщаемся еще», — ответил глава Башкортостана.

— Все получилось, что хотели? — это уже его атаковали местные журналисты.

— Саммит еще не завершился, — устало ответил Рустэм Закиевич. — Основные мероприятия прошли, и получилось даже больше того, что планировали. Мы показали Уфу, показали республику. Все главы государств высоко оценили организацию. Я их встречал, провожал, все говорили слова высочайшего восхищения. Поразил их город, организация. То, как наши люди помогали всем, то, как их встречали в отелях, как кормили. Полный восторг. Владимир Владимирович подтвердил, что будем дальше в этой части работать. Конкретнее я расскажу на пресс-конференции, которая состоится во вторник. Потому что нагрузка была очень большой, но на самом деле все хорошо.

— Поспать-то вам за эти три дня удалось? — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online» о наболевшем.

— Абсолютно нормально спал. Пять часов — замечательный сон, — посмеялся Хамитов.

— В отпуск теперь со спокойной душой?

— Я еще две-три недели поработаю, а потом на недельку или на 10 дней схожу в отпуск. Сейчас мы завершили политические дела, теперь вернемся к экономике, сельскому хозяйству, подготовке к учебному году, осенне-зимнему периоду. Работы много.