«ПОСЛАБЛЕНИЯ ВАМ, К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ СЕГОДНЯ ДАТЬ НЕ СМОЖЕМ»

Ставшая уже традиционной встреча чиновников с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» собрала вчера в конференц-зале отеля «Рамада» около 60 человек. На этот раз на рандеву пригласили министра экологии и природных ресурсов РТ Артема Сидорова. По установившейся традиции модератором встречи стал бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. «С министерством экологии у нас и у предпринимателей налажен хороший контакт, и обращений по этой теме не так уж и много, — отметил он. — Так что сегодняшняя встреча носит скорее профилактический характер». Нагуманов сообщил, что в семье министра пополнение — за несколько часов до мероприятия у Сидорова родился сын. Зал отреагировал бурными аплодисментами, что, кажется, немного смутило молодого отца. «Это здорово, что в такой праздничный для вас день вы смогли прийти на встречу с предпринимателями, но послабления вам, к сожалению, мы сегодня дать не сможем», — пообещал Нагуманов министру.

Впрочем, забегая вперед, надо отметить, что дискуссия прошла на редкость в спокойном ключе: острых тем не обсуждалось, министр фактически консультировал предпринимателей по частным вопросам и информировал о грядущих изменениях.

«ПРЯНИКИ» ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Как раз о них и задал свой первый вопрос Динар Аюпов из ООО «Эксперт Бизнес Центр». Он поинтересовался, каких улучшений ждать предпринимателям от введения нового экологического законодательства.

«Система природоохранного законодательства сейчас претерпевает революционные изменения, — заверил Сидоров. — Это касается и подходов к нормированию и выдаче разрешительной документации. Достаточно серьезно меняются вопросы лицензирования природоохранной деятельности, меняются подходы к осуществлению экологического надзора. Все это, так или иначе, меняет положение дел у субъектов малого предпринимательства». По его словам, вступающий в силу с 1 января 2016 года закон о внесении изменений в закон РФ об охране окружающей среды вводит категорирование всех предприятий по уровню воздействия на окружающую среду: «Пока четких критериев отнесения к той или иной категории нет — мы ждем подзаконные нормативные акты правительства России. Но уже можем сказать, что, согласно обсуждаемому сейчас проекту, большинство субъектов МСБ попадет в четвертую категорию, которая устанавливает режим максимального благоприятствования с точки зрения надзора. Для предприятий четвертой категории с 2019 года (а возможно и с 2016-го) будут запрещены плановые проверки. Для них значительно упрощаются нормирования, они будут освобождены от необходимости проведения собственного производственного контроля, соответственно, не нужно будет предоставлять отчеты о его проведении. Они также будут освобождены от получения нормативов выбросов и сбросов». Но самое «вкусное» Сидоров припас напоследок: «С 2016 года для предприятий четвертой категории вообще отменяется плата за негативное воздействие на окружающую среду, а для остальных предприятий уменьшается периодичность выплат: вместо ежеквартальных будут ежегодные».

«И это хорошо», — согласились предприниматели.

«КАК РАЗ ТО, ЧТО ВЫ ПРОСИТЕ»

Рафис Шингараев из ООО «Бакалея» задал вопрос о штрафах за отклонение от проектной нормы добычи полезных ископаемых, предусмотренной лицензионным соглашением: «В лицензионном соглашении отклонений никаких не предусмотрено. Но попасть в предусмотренную цифру практически никогда невозможно — влияет очень много разных факторов. Например, мы добываем песчано-гравийную смесь с акватории рек Камы и Волги. Навигационный период на реках может быть и 6, и 7 месяцев, невозможно предугадать уровень воды в реке, я уже не говорю об изменениях в экономике страны. До этого года проблем не было, но сейчас отклонение в 3 - 5 процентов привело к выписыванию больших штрафов, и сейчас мы судимся по этому поводу». Шингарев поинтересовался: что делать предприятиям-недропользователям, если малейшие отклонения влекут за собой наказание вплоть до отзыва лицензии? Предприниматель предложил ввести в лицензионное соглашение изменение, позволяющее безнаказанно отклоняться на 20 - 30% от установленной величины добычи. При этом он напомнил, что в лицензиях нефтегазовых компаний предусмотрены отклонения и до 50%.

Министр экологии признал наличие проблемы. «Действительно, очень сложно учитывать все факторы, мы это понимаем. Но действующее сегодня законодательство предписывает нам принимать меры к нарушителям», — сказал он, сообщив, что в этом году за нарушение лицензионных условий к административной ответственности привлекли уже около 50 компаний. Однако Сидоров смог обнадежить приунывших предпринимателей. Он сообщил, что министерство экологии уже подготовило проект постановления правительства РТ, допускающий определенные отклонения от заявленных в лицензии цифр добычи. «Причем цифры отклонений такие, как вы просите — 20 - 30 процентов. Сейчас проект постановления проходит процедуру согласования. Я думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет урегулирован», — рассказал он.

«Это хорошая новость!» — прокомментировал информацию Нагуманов. Правда, не для тех, кто уже в этом году выплатил многотысячные штрафы.

РАБОЧИЙ ВАРИАНТ

Генеральный директор ОАО «Транснефтепродукт» Анатолий Косолапов поднял больную тему оснащения АЗС системами улавливания паров бензина. Он пожаловался на то, что рекомендованные системы рекуперации очень дороги. «Нет ли чего подешевле?» — спросил он министра.

Сидоров напомнил, что в Татарстане действует программа, согласно которой в 2015 году 230 АЗС в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске должны пройти переоборудование. А до конца 2018 года переоборудование должны завершить все 656 АЗС, расположенные в населенных пунктах республики. При этом он подтвердил, что установки рекуперации неподъемны для небольших автозаправочных компаний: иностранные стоят порядка 5 млн. рублей, отечественные немного дешевле — 1,5 - 2,5 млн. рублей. Поэтому, по его словам, недавно был предложен более дешевый вариант — переоборудование обвязки резервуаров АЗС, на что требуется порядка 100 тыс. рублей. Однако при этой системе доставка бензина на АЗС должна производиться специально переоборудованными бензовозами, которые одновременно со сливом топлива в резервуары забирают оттуда пары бензина. Таким образом, рекуперация происходит не на самой АЗС, а централизованно на нефтебазе. Переоборудование бензовоза обходится примерно в 500 тыс. рублей. «Думаю, этот вариант вам будет более интересен», — обратился министр к Косолапову.

«В принципе, это рабочий вариант», — согласился бизнесмен.

НЕЗАКОННАЯ СВАЛКА СМОЖЕТ ОБОГАТИТЬ ЖИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ

В ходе дискуссии министру было задано много вопросов о загрязнении окружающей среды. По мнению Сидорова, решить эту проблему поможет активная гражданская позиция жителей республики. Для этого министерство экологии РТ разработало механизм финансового стимулирования граждан за информацию о совершающихся нарушениях природоохранного законодательства, в том числе и о несанкционированных свалках. «Я думаю, что в течение двух недель мы этот механизм запустим», — сообщил министр. Впрочем, о том, сколько денег он готов заплатить за «сигнал», Сидоров не сказал. Так что оценить эффективность подобной системы пока не представляется возможным.

БУДЕТ ЛИ У ОТХОДОВ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ?

Важную тему вторичной переработки отходов подняла представитель строительной компании «Грань». По ее словам, каждый день компания вывозит на свалку сотни кубов мусора: гравия, кусков железобетона, цемента и т.д. Это ценный материал для вторичного использования на стройке, например, для отсыпки. Но нужны специальные установки для переработки и дробления отходов. Представитель компании спросила у министра, планируется ли в республике организация таких центров переработки.

Сидоров согласился, что проблема есть, и сообщил, что минстроем РТ совместно с минэкологии РТ готовятся территориальные схемы по обращению с отходами. Они предполагают создание 5 - 7 межмуниципальных комплексов, в которых будет проходить переработка отходов. «Данная сфера могла бы стать полем деятельности малого бизнеса в рамках частно-государственного партнерства», — отметил он.

«В ТАТАРСТАНЕ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ШТРАФЫ СРЕДИ ВСЕХ РЕГИОНОВ ПФО ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Заместитель председателя Общественной палаты РТ Мунир Гафиятуллин предложил ужесточить наказания для физических лиц за загрязнение окружающей среды: «За рубежом эти штрафы огромны и в этих странах отучили молодежь бросать мусор или окурки на улице или в лесу». Министр разделил озабоченность Гафиятуллина. По его словам, с 2011 года минэкологии РТ проводит планомерную работу по ужесточению санкций за нарушение природоохранного законодательства и сейчас в Татарстане штрафы для юридических лиц за нарушения правил обращения с отходами составляют 500 тыс. рублей, а при повторном нарушении — до 1 миллиона. «В Татарстане самые большие штрафы среди всех регионов ПФО для юридических лиц», — заверил он.

«Для данной аудитории это не очень хорошая информация», — отметил Нагуманов. «А я этого не скрываю», — возразил министр. На фоне драконовских штрафов для юридических лиц штрафы для обычных граждан не кажутся большими — сейчас им грозит штраф в 2 - 3,5 тыс. рублей. Однако именно на физических лиц в последнее время приходится все больше нарушений. «Мы хотим увеличивать штрафы, но федеральное законодательство не дает возможность поднять их более чем до 5 тысяч рублей, — посетовал Сидоров. — При этом мы хотим ввести некоторую шкалу штрафов: одно дело, когда бабушка выливает ведро с помоями, а другое, когда в лес целенаправленно приезжает водитель «КАМАЗа» и вываливает кучу мусора». Он сообщил, что сейчас совместно с депутатами Госсовета РТ министерство начало проработку законопроекта, предусматривающего введение ответственности за использование автотранспортных средств при нарушении природоохранного законодательства вплоть до их конфискации. Впрочем, министр признал, что это сложная тема, которая перекликается с федеральным законодательством, и не факт, что в Госдуме поддержат такую инициативу.