«ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ Я САМ К ЭТОМУ ПРИШЕЛ НЕДАВНО»

Сегодня Рустама Минниханова в ГТРК «Корстон» ждали 10 больших белых планшетов. Как только врио президента РТ с сопровождающими зашел в холл, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов начал громко и даже как-то весело что-то ему объяснять, показывая на чертежи и графики на планшетах. «Сейчас у городов есть генпланы, но это инструменты советской эпохи, они плохо заточены под реальное управление городом», — рассказал позднее газете «БИЗНЕС Online» суть разговора Муратов. Теперь он предлагает использовать стратегию пространственного развития города, или стратегический мастер-план. «Если смотреть международный опыт, полезный во многих отношениях документ», — резюмировал наш собеседник.

Выслушав его, Минниханов и еще несколько десятков мэров, глав районов, а также представителей архитектурно-строительного сообщества РТ отправились в зал — так в Казани стартовала урбанистическая конференция «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». Ее уже принимали Хабаровск и Самара, а после столицы РТ форум переместится в Новосибирск и в Санкт-Петербург. Осенью серия конференций завершится московским международным урбанистическим форумом.

В Казани на пленарное заседание была вынесена тема «Вода в современном городе». Модератором выступил ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Он констатировал, что многие города в России (и даже в расчетливой Европе), находясь на реках и морях, почему-то никак не используют эти преимущества. Что из этого получается, характеризует случай с писателем Джорджем Оруэллом, который в 30-е годы прошлого века, впервые приехав в Барселону, увидел море только на третью неделю пребывания. Автору культовой антиутопии «1984» мешали хозпостройки, которыми были застроены все подходы к морю. Так и хотелось добавить, что хотя в Казани моря нет, но есть реки, и то же некое антиутопическое настроение, когда говорят про берега, набережные и подходы к воде.

Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов
Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов

Врио президента РТ начал с ремарки: на форум приглашены главы всех районов и городов, поскольку около 8% пространства Татарстана — это водные просторы. Но используются они или не по целевому назначению, или неэффективно.

— Вся беда в том, что самые красивые места — это либо промышленные зоны, либо они уже приватизированы, и доступ к ним ограничен. Нам необходимо пройти сложный путь, чтобы привести все в порядок.

Чуть позже стало понятно, что имел в виду Минниханов под «сложным путем» — не только непосредственное благоустройство, но и интересы чьих-то «родственников и друзей».

— У Казани и возможности большие, но и проблем очень много. Потому что все застроено, все поделено. Каждый чей-то родственник или друг. Придется все эти сложности пройти, и — вот тут телевидение — я обращаюсь ко всем: стандарт будет один для всех. Мы должны будем целиком и полностью переоценить то, что произошло. У нас огромные проблемы есть в Тукаевском районе: там, где водоохранная зона — начинают строить. С разрешения исполкома, может быть, даже не осознанно. Я не хочу никого винить, кто-то как-то нашел правильное слово. И потом ведь по большому счету я сам к этому пришел недавно. У нас были другие задачи, другие проблемы. Мы не были готовы к этому. Сегодня мы к этому готовы и видим, что это будет одним из наших приоритетов, — заявил глава республики.

Напомним, что кампания по наведению порядка по берегам рек стартовала после того, как Минниханов объявил 2016 год Годом водоохранных зон Волги и Камы. На этом фоне татарская природоохранная межрайонная прокуратура подала иск в Тукаевский районный суд о сносе здания, которое, как считают в городе, принадлежит челнинскому королю недвижимости Алексею Миронову, и потребовала привести берег Нижнекамского водохранилища в первоначальное состояние. Газета «БИЗНЕС Online» освещала данный конфликт.

Впрочем, возвращаясь к нашим берегам, врио президента РТ говорил о том, что людям на новых набережных должно быть комфортно, что Год парков и скверов не закончится в следующем году, но и при этом продолжится большая работа по благоустройству берегов озер и рек, что мы сами (то есть сидящие в зале мэры и главы районов) не понимаем, насколько повысится привлекательность районов после того, как, наконец, наведем порядок. Ну и, конечно, эти берега должны быть просто доступны. Хотя, судя по всему, вопрос с доступностью для населения будет решаться с помощью всех властных рычагов.

Шаронов поинтересовался у врио президента:

— Ваши подчиненные видят в этом [благоустройстве берегов] затратную часть или есть прецеденты, когда оно выливается в новый источник дохода?

— Говорить, что мы получим новый источник дохода, — рановато, — признался Минниханов. Но добавил, что на первом этапе будет неплохо, если эти территории будут сами себя содержать, а малый бизнес получит возможность зарабатывать. Привлечь предпринимателей — сегодня одна из главных задач.

— Вся проблема в том, чтобы мы не испортили, чтобы наша работа была системной. Как нас учили: нужна дорожка, скамейка и лампочка...

— И девушка с веслом.

— Да. И какая-то лодка. А мир уже продвинулся вперед. Мы очень много учимся у наших московских гостей, и наши зарубежные партнеры могут нас многому научить, — честно признался врио президента РТ.

Отметим, что следом выступал Эдуард Моро— основатель студии Off-the-grid из Франции, и некоторые из глав записали его признание: зачастую проекты проваливаются из-за недостаточно смелых решений.

— Мы сделали самые элементарные вещи на набережной Казанки, и она стала самым востребованным местом, — сказал Минниханов, заявив, что теперь надо начать работу на других участках.

В перерыве глава Зеленодольского района Александр Тыгин в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что такие конференции помогают выстроить, как принято говорить, «системную работу».

— А для Зеленодольска вода — особая тема. У нас даже в центре города есть живописное озеро. Идей масса. Мы работаем над программой 2016 года, и мы должны четко знать, куда мы пойдем.

ЧЕРЕЗ ЛЕТ ПЯТЬ МЫ ВЕРНЕМСЯ В ДОУНИВЕРСИАДСКИЕ ВРЕМЕНА

Олег Григорьев — первый замдиректора Института генплана Москвы (данная организация выиграла тендер на разработку генплана Казани), признался, что все гости города в восторге от водной поверхности, ведь в городе насчитывается почти 130 км береговой полосы. Но затем эти самые приезжающие сильно разочаровываются, поскольку прогуляться можно в общей сложности лишь на 17 километрах.

— Какие-то участки потеряны безвозвратно, теперь это частные территории, какие-то технически невозможно переделать под набережные. Но потенциал набережной в Казани — около 80 километров, — оптимистично заявил Григорьев.

Что нужно, чтобы на эти километры пришла жизнь, спросил с трибуны Григорьев и сам же и ответил, перечисляя. Во-первых, открыть подходы к воде, так называемые порты. Во-вторых, насытить их мероприятиями. В качестве примера он предложил праздновать 30 августа не на Булаке (где он, к слову, давно не празднуетсяприм. ред.), из-за чего приходится «перекрывать полгорода», а на набережной Волги, «когда она примет достойный вид». В-третьих, наша ментальность требует сервиса.

— Если мы пройдем по набережной Гонконга, то не встретим ни одного киоска для мороженого, только бронзовый Брюс Ли стоит — и больше ничего. Этого местной публике вполне хватает. Но если посмотреть на парк Горького, мы увидим, что он насыщен сервисными объектами. Они нашей публике важны, и об этом надо думать.

И самое главное, заявил Григорьев, нужна политическая воля. Ну тут вроде вопросов никаких нет.

В перерыве Григорьев поделился с «БИЗНЕС Online» тем, как идет разработка генплана Казани. Пройден первый этап — сбор исходных материалов. «Мы собрали достаточно хорошие данные, которые позволили нам сделать транспортную модель города. Провели большую работу по данным сотовых операторов, которые позволяют видеть реальное передвижение людей, грубо говоря, где симка ночует и где она работает. Можно сказать, что подготовка к Универсиаде позволила городу ездить нормально, практически все дороги развязаны, и локальные затруднены, которые сегодня есть, в пределах нормы. Но существующий темп автомобилизации позволяет прогнозировать, что через лет пять мы вернемся в доуниверсиадские времена», — рассказал Григорьев. Поэтому сегодня необходимо, например, смотреть, какие магистрали добавлять к существующим, а от каких, наоборот, отказываться. И тут отдельный вопрос, который поднимет Институт генплана, действительно ли нужно большое транспортное кольцо вдоль набережной Волги (у ж/д вокзала)? Впрочем, для принятия решения участки будут тестироваться.

Еще одна большая задача — по санации южной части города с выносом промпредприятий. «Нужно смотреть, какая тут затратная часть появится, что получит город от капитализации земли. Мы представим на оценку руководству города, республики», — сказал Григорьев. До конца года предполагается утвердить концепцию генплана, всю работу планируется завершить в 2018 году.

После панельного заседания работа конференции продолжилась на круглом столе «Общественная инфраструктура: развитие в условиях дефицита бюджетных средств». Газета «БИЗНЕС Online» готовит репортаж с продолжения конференции.