ВСЕМ МНК ХВАТИТ ТЕКУЩИХ ЗАПАСОВ НА 40 ЛЕТ

Говоря о добыче татарстанского черного золота в Татарстане, мы обычно подразумеваем «Татнефть» и порой забываем об активном участии в этом процессе малых нефтяных компаний. Между тем, к примеру, в первом квартале 2015 года на долю МНК пришлось 20,8% республиканской добычи или 1,7 млн. т углеводородов. Всего же «малыши» в этом году планируют суммарно добыть около 6,7 млн. т сырья (а это, на минуточку, больше добычи «Татнефти» в первом квартале), а также пробурить 200 эксплуатационных и 26 разведочных скважин.

В принятой недавно Госсоветом РТ «Стратегии развития ТЭК Татарстана до 2030 года» опубликованы любопытные данные по их текущим запасам. Оказалось, что по состоянию на 2013 год под контролем МНК находилось почти 275 млн. т извлекаемого сырья. Для сравнения: у «Татнефти» на ту же дату — 834 млн., то есть всего втрое больше. Мы решили выяснить, кому принадлежат крупнейшие частные запасы нефти в республике.

ПЕРВОЕ МЕСТО — ЗА «ВАРЯГОМ» АЛЕКПЕРОВЫМ

Первое место по объемам запасов на одном юрлице достается «варягу», «дочке» «Лукойла» «ТатРИТЭКнефть», которая входит в ОАО «РИТЭК». В ее распоряжении по состоянию на 2013 год было 57,5 млн. т нефти — пятая часть всех резервов МНК в Татарстане. Из них компания добывает около миллиона тонн нефти в год.

При этом внушительная выручка, отраженная в нашем рейтинге, носит, скорее, ознакомительный характер: отдельных данных по татарстанским оборотам ОАО «РИТЭК» нет. В целом же компания, выполняющая в империи Вагита Алекперова роль своего рода научно-технического полигона, добывает нефть в нескольких регионах РФ, например, в Ханты-Мансийском автономном округе, а также оказывает услуги «коллегам» по повышению отдачи скважин: разрабатывает и производит спецнасосы, химсоставы и т. д.

Заметим, что в последние годы ОАО «РИТЭК» ведет агрессивную политику поглощений. Скажем, в 2011 году он приобрел активы таких компаний, как ЗАО «Р-Внедрение» и ООО «Волганефть», владеющих ресурсами на территории РТ и Волгоградской области. Присоединив в 2013 году компанию «Самара-Нафта», птенцы гнезда Алекперова начали исследовать доманиковые отложения, расположенные на территории Самарской области. А это, заметим, практически непаханое поле: по данным на тот же год, только на территории Волго-Уральской нефтегазоносной провинции запасы такой нефти насчитывают более 30 млрд. т, из которых пока добыто незначительное количество.

Остается добавить, что география интересов «РИТЭКа» в Поволжье распределена равномерно: скажем, в прошлом году компания открыла 9 новых месторождений в Волгоградской, Самарской и Ульяновской областях и 12 залежей углеводородов на месторождениях в Татарстане, Пермском крае и Самарской области.

Шафагат Тахаутдинов
Самая крупная доля в «Кара Алтыне» принадлежит «Олимп Ю», которое контролирует лично член совета директоров «Татнефти» и ее бывший гендиректор Шафагат Тахаутдинов (фото: tatburneft.ru)

ИМПЕРИЯ ИМЕНИ ТАХАУТДИНОВА

На втором месте — ЗАО «Предприятие Кара Алтын» (в материалах стратегии компания указана как ЗАО «Кара Алтын») с объемом запасов нефти в 32,9 млн. тонн. Самая крупная доля в этой МНК принадлежит ЗАО «Олимп Ю», которое контролирует лично член совета директоров «Татнефти» и ее бывший гендиректор Шафагат Тахаутдинов. Среди бенефициаров «Кара Алтын» можно найти и других видных нефтяников. Например, бывшего топ-менеджера из команды Тахаутдинова Азата Салахова, закаленного бурением и добычей, он успел поработать начальником отдела имущества «Татнефти».

В числе соучредителей и Ралиф Зарипов, который с далекого 1989 года и до сих пор руководит другой МНК — ОАО «Татнефтепром» (у него также есть «дочка» — «Татнефтепром-Зюзеевнефть»), совокупные запасы которого составляли 29,4 млн. тонн. Исторически компания принадлежала правительству РТ. Но почти 20 лет назад Татарстан передал 75,9% пакета акций компании в уставный капитал татарстано-украинского ЗАО «Укртатнафта». Потом в ходе корпоративного конфликта акции были арестованы, в 2009 году их за 3,15 млрд. рублей выкупил «Алойл» (о нем речь ниже). Помимо этого, «БИЗНЕС Online» писал о скандале, связанном с офшорным акционером «Татнефтепрома». Кипрская компания настаивала на выкупе у нее 30 тыс. акций в связи с тем, что вышла из состава акционеров. Однако после целого года судебных разбирательств она неожиданно отказалась от своих претензий. Собственники компании на данный момент неизвестны, акции — в доверительном управлении УК «Инфраструктурные инвестиции».

В число бенефициаров «Кара Алтын» входит также Ринат Гамиров, который работает онкологом в республиканском онкологическом диспансере, расположенном на Сибирском тракте, 29. Что характерно, другой участник этой нефтедобывающей компании Римма Гамирова — по специальности врач-педиатр, ныне же доцент в КФУ, точнее, в Институте фундаментальной медицины и биологии. Гамировы выступают миноритариями и в ряде других МНК, как правило, по соседству с Тахаутдиновым.

В общем, налицо проникновение одаренных профессионалов от медицины в нефтяную отрасль Татарстана. Как тут не вспомнить неравнодушие семьи бывшего шефа «Татнефти» к лечебному делу в целом и стоматологии в частности. К примеру, Ринат Гамиров владеет 10% доли в компании «Дион медикал групп», где 90% контролирует Светлана Шафагатовна Галлямова — дочь Тахаутдинова. А его зять Айрат Галлямов, возглавляющий стоматологическую клинику «Эксклюзив дент»,миноритарий ОАО «ГРИЦ», у которого в закромах 2,9 млн. т нефти. В свою очередь, 50% в ООО «Дион», контролирующем клинику, принадлежит Рустему Тахаутдинову. Любопытно, что долей в ОАО «ГРИЦ» владеет Минсагит Шакиров — председатель совета муниципальных образований РТ. Основным бенефициаром МНК, впрочем, является ее руководитель Станислав Головко.

В другой МНК — ЗАО «Геотех» (2,3 млн. т) — мы обратили внимание на такого бенефициара, как Светлана Пискунова. Она владеет 50% в ЗАО «Фактум» (Москва), специализирующемся на аренде легковых авто. Вторая же половина этой компании числится за Виктором Кальяновым, который является гендиректором уже известного нам тахаутдиновского ЗАО «Олимп Ю». Создается впечатление, словно мы ходим по кругу, с каждым шагом убеждаясь, что случайных лиц среди владельцев татарстанской нефтянки нет. Любопытно, что Кальянов, помимо прочего, числится одним из учредителей ТСЖ «Виаком», расположенного в селе Большое Сареево Одинцовского района Московской области. А это не что иное, как популярное среди нуворишей российской столицы Рублево-Успенское шоссе.

В целом с именем Шафагата Тахаутдинова так или иначе связана практически половина компаний из 33 включенных в наш перечень. Напрямую эта связь просматривается в 14 МНК (включая ОАО «Меллянефть» с участием Рустема Тахаутдинова) с общим объемом запасов на 97,66 млн. т, общим извлеченным объемом нефти 26,98 млн. т, совокупной выручкой за 2013 год 26,8 млрд. рублей и чистой прибылью 5,5 млрд. рублей.

Помимо этого с именами действующих и бывших руководителей «Татнефти» связаны ЗАО «Алойл», ЗАО «Веллойл», ЗАО «Селенгушнефть», а также контролируемое начальником нефтегазодобывающего управления «Елховнефть» Ардинатом Нугайбековым ОАО «Акмай». У этой группы общий объем запасов составляет 6,24 млн. т, добытой нефти — 3,45 млн. т, выручка — 3,48 млрд. рублей, прибыль — 570 млн. рублей.

Отдельного внимания заслуживает ОАО «Татойлгаз», где членом совета директоров является опять-таки экс-глава «Татнефти». Единственным не анонимным бенефициаром компании выступает ее гендиректор Роберт Фассахов. Причем ситуация любопытна не только в связи с этой офшорной схемой владения, но и с «личностью» изначального учредителя «Татойлгаза»: еще в 2006 году 50% компании принадлежало «Татнефти», а вторая половина числилась за немецкой компанией «Минералоль-Роштофф-Хандель Гмбх».

В целом для всех близких к Тахаутдинову и «Татнефти» компаний характерна довольно дробная структура собственности — так, как будто акции и доли раздавались «портфельным инвесторам» как некие опционы. Отметим, что, несмотря на всю трудноизвлекаемость запасов, нефтяные компании очень прибыльны. Владение даже небольшим «кусочком» — это в любом случае возможность рассчитывать на хорошие дивиденды.

Сама «Татнефть» контролирует ЗАО «Татех» с запасами на 9,28 млн. тонн. Официально это совместное предприятие создано как американская «Текснефть» на паях с «Татнефтью». Но, по данным агентства Bloomberg, Texneft из штата Оклахома сама является дочерней компанией татарстанских нефтяников. То есть по существу реальный бенефициар у «Татеха» один, а зачем маскировка, не очень понятно.

ДАЛЬНЕЕ ЭХО ДЕЛА ЕВТУШЕНКОВА?

Третий по значимости «центр силы» с объемом запасов 28,24 млн. т — ОАО «Татнефтеотдача» (в стратегии указано ЗАО). Компания входит в группу НК «Альянс», которая на 100% контролируется офшором «Альянс Ойл Компани Лтд» (Бермудские острова), где бенефициаром выступает бывший первый вице-президент и заместитель председателя правления «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

Напомним, первоначально компанией владел Игорь Изместьев — скандально известный сенатор от Башкортостана, которого несколько лет назад приговорили к пожизненному заключению как лидера кингисеппской ОПГ. Бизнес-группа Изместьева «Корус» в 90-е и в начале 2000-х была активным трейдером «Татнефти». В 2005 году он продал свою нефтяную компанию НК «Альянс» — на тот момент структуре Мусы Бажаева, уроженца Чечни, миллиардера из списка Forbes.

Однако в конце сентября 2014 года Бажаев продал Alliance Oil (а вместе с ней и «Татнефтеотдачу») Независимой нефтяной компании (ННК) Эдуарда Худайнатова. Сообщалось, что Бажаеву средства от продажи актива нужны на проект освоения южной части медно-никелевого месторождения «Норильск-1», лицензией на разработку которого владеет контролируемая бизнесменом группа компаний «Русская платина».

Однако сделка произошла в разгар знаменитого «дела Евтушенкова», что дало повод для разговоров о том, что она не вполне добровольная. Тем более что именно Худайнатова тогда называли одним из наиболее вероятных покупателей «Башнефти» — бывшей жемчужины АФК «Система». Как утверждали «Ведомости», Худайнатов встречался с председателем совета директоров «Башнефти» Феликсом Евтушенковым, сыном основного владельца «Системы» Владимира Евтушенкова, и предлагал объединить «Башнефть» с ННК, но получил отказ. В итоге Евтушенков на некоторое время отправился под арест, а акции бывшей нефтяной жемчужины АФК «Система» были возвращены государству.

Худайнатов считается близким соратником и доверенным лицом Игоря Сечина. В «Роснефть» он пришел в 2008 году, в 2010 - 2012 годах занимал пост ее президента (Сечин возглавлял совет директоров). В мае 2012 года Сечин сам возглавил госкомпанию, а Худайнатов стал его первым замом. Но в 2013 году ушел из «Роснефти», объявив о создании ННК, целью которой назвал скупку перспективных нефтегазовых активов. В качестве источника финансирования при этом назывались заемные средства.

Поглощение нефтянки Татарстана «Роснефтью» или близкими к ней структурами — давний «страшный сон» республики. Что ж, можно считать, что первый флажок правой рукой Сечина воткнут в прошлом году.

Общий объем запасов Шаймиевых — 10,07 млн. тонн нефти
Общий объем запасов братьев Шаймиевых — 10,07 млн. т нефти (фото: tatarstan.ru)

ДЕПУТАТ И БРАТЬЯ-МИЛЛИАРДЕРЫ

Еще две компании — ОАО «СМП-Нефтегаз» и ООО «Трансойл» — подконтрольны депутату Госсовета РТ Фоату Комарову. Располагают они довольно внушительными запасами на 10,47 млн. т нефти, извлечено 7,13 млн. тонн. Совокупная выручка двух компаний в 2013 году составила 6,23 млрд. рублей, а «чистыми» они заработали 1,23 млрд. рублей.

Сразу три компании связаны с долларовыми миллиардерами Айратом и Радиком Шаймиевыми, включенными журналом Forbes в список богатейших людей России. Наиболее крупный актив братьев — ООО «Мнкт» («Малая нефтяная компания Татарстана»), через которое контролируются «ТНГК-Развитие» и «Дружбанефть». Интересно, что с прошлого года совладельцем и директором всех трех компаний стал Тимур Шаймиев — сын Айрата Шаймиева. Таким образом, на авансцену постепенно выходит третье поколение династии первого президента РТ Минтимера Шаймиева. Общий объем запасов Шаймиевых — 10,07 млн. т, извлечено 7,57 млн. т, выручка — 4,09 млрд. рублей, прибыль — 985 млн. рублей.

Следующей по объемам запасов нефти в Татарстане идет независимая компания «ВУМН» с 8,72 млн. т нефти. К сожалению, данных по ее выручке и бенефициарам в открытых источниках нет, известно лишь, что исполнительным директором является некий Александр Куряшов.

Что касается других участников нашего рейтинга, то ЗАО «Макойл», обладающее 1,07 млн. т запасов, было ликвидировано в октябре 2013 года, а Нурлатская нефтяная компания, располагавшая 1,19 млн. т и также демонстрировавшая убытки, находится в стадии ликвидации.

Подводя итоги, можно констатировать: к действительно независимым МНК, то есть не связанным с «Татнефтью» (либо ее менеджментом, действующим или бывшим), другими крупными игроками или со знаковыми для Татарстана фигурами, можно причислить разве что ВУМН, «Макойл» и Нурлатскую нефтяную компанию. Если приплюсовать к ним «варягов», дочерние предприятия федеральных игроков — «ТатРИТЭКнефть» и «Татнефтеотдачу», то суммарно на эти компании придется 96,7 млн. т или 35% от всех текущих запасов. Остальные две трети запасов малых нефтяных компаний РТ (объем, превышающий 20% запасов «Татнефти») контролировались местными бенефициарами, имена которых на слуху у татарстанцев.

«БИЗНЕС Online» намерен продолжить цикл публикаций по материалам «Стратегии развития ТЭК Татарстана до 2030 года».

==table624==

==table625==