Здание казанского речного вокзала находится на реконструкции аж с 2005 года

ВОЛЖСКИЕ ВОРОТА ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПРИСМОТРА

Насыщенным оказался традиционный объезд-обход Казани врио президента РТ Рустамом Миннихановым (его, по обыкновению, сопровождали министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин, прокурор РТ Илдус Нафиков, помощники президента РТ Олеся Балтусова и Наталия Фишман) в эти выходные.

Началось все у речного вокзала. Как сообщает пресс-служба президента РТ, перед Универсиадой-2013 порт для безопасности был обнесен несколькими рядами металлических заборов. Минниханову сообщили о том, что ограждения создают трудности при передвижении и имеют непрезентабельный вид. Балтусова предложила открыть доступ к прогулочной зоне вдоль реки. Глава РТ ответил, что установка забора — требование безопасности, поэтому убирать его нельзя, но надо рассмотреть возможность создания дополнительных проходов. Отметим, что здание речного вокзала находится на реконструкции аж с 2005 года.

Далее Минниханов, пройдясь вдоль Волги (в сторону пляжа «Локомотив»), отметил, что это одно из самых красивых мест в городе и его необходимо обустроить. Поручение о разработке проекта по развитию набережной от порта до «Локомотива» дано Фишман и управлению архитектуры и градостроительства Казани. «Я настаивала на проведении этого маршрута осмотра города, потому что понимания по развитию этой территории до сих пор нет, — рассказала «БИЗНЕС Online» Балтусова, — не дает его и проект планировки «Центр», нужно более детально и пристально заниматься этой зоной, ведь речпорт и набережная от него — это волжские ворота в Казань. Особенно актуально это в связи с предстоящим 7 июля урбанфорумом, где первым вопросом как раз будет вода в большом городе... Казанский речпорт выглядит уныло, отталкивающе — об этом говорят круизные туристы, пишут в блогах путешествующие по Волге на катерах. Хорошо, что Рустам Нургалиевич обратил на это внимание и дал поручение городу и Наталии Фишман рассмотреть варианты благоустройства набережной, пляжа и порта. Набережная должна быть пешеходная, а автодорога — пройти внизу со стороны вокзала вдоль нее», — уточнила помощник президента.

Сегодня у города нет активной связи с «казанским морем» — волжская набережная фактически отрезана от города железнодорожными путями

По словам Фишман, в набережную нужны несущественные вложения, а эффект будет фантастический. «Город так и живет, есть какое-то количество точек, на которые стоит нажать — и все заработает. В этом смысле Рустам Нургалиевич, с моей точки зрения, предложил гениальную комбинацию. Осталось теперь это все проработать», — отметила она.

Сейчас единственная в городе волжская набережная фактически отрезана от города железнодорожными путями. Кто-то называет это градостроительной ошибкой, кто-то поясняет, что иного места для вокзала и путевого хозяйства предложить не представлялось возможным, объясняет Фишман.

«В любом случае сегодня у города нет активной связи с «казанским морем», а потенциал просто огромный. Только представьте: удобное соединение с речным портом, ж/д вокзалом и, как потенциальное направление, пешеходная связь с еще не завершенной, но уже такой популярной набережной Казанки! Связь с водой всегда поддерживается горожанами, тем более там такие виды. Также это хорошо «рифмуется» с курсом на развитие общественных пространств в республике и грядущим годом водоохранных зон», — полна энтузиазма помощница главы республики.

Сейчас помощница президента РТ уже запросила в главном архитектурном управлении Казани все проекты, которые разрабатывались по этой территории. «Здесь важно правильно их соотнести с утвержденным генеральным планом города, Большим казанским кольцом, — отмечает Фишман. — В этой части Казани есть довольно много резервной муниципальной земли. Важный момент: Рустам Минниханов дал еще одно поручение — обеспечить свободный доступ к воде и привести в порядок хозяйство, связанное с частными базами, которые там сейчас работают. С тем, что там понастроено, президент дал поручение разобраться прокуратуре».

«Вдоль набережной вовсю строятся частные базы, это вызывает вопросы, — прокомментировала Балтусова предстоящие прокурорские проверки законности строительства зданий вдоль береговой полосы. — Когда появится набережная, сюда придут люди на прогулки, и гулять вдоль высоких заборов закрытых лодочных баз будет не очень правильно».

Есть также отдельный разговор, связанный с благоустройством пляжа «Локомотив», добавила Фишман. Сроки реализации проекта в целом сейчас сложно конкретизировать. «Очень хочется верить, что кое-что из этих предложений мы сможем реализовать уже в этом году, — осторожно оценила она перспективы. — А вообще, вряд ли что-то серьезное удастся сделать быстрее, чем к следующему году».

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Концепция яхтенной марины «Казань»
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

В КАЗАНСКИЙ ПАРУСНЫЙ СПОРТ ИНВЕСТИРУЮТ ТУРКИ

Федерация парусного спорта РТ (ФПСРТ) представила на суд Минниханова проект яхтенной марины, который позволит повысить интерес горожан к водным видам спорта и парусному туризму. По сообщению пресс-службы президента РТ, уже нашелся и заинтересованный в проекте инвестор. Расположиться казанская марина должна на территории старого порта, то есть, по сути, на припортовых островах.

«Это стоянка для судов, эллинги для ремонта и зимнего хранения, — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель правления федерации Юрий Бродниковский. — В России это напоминает лодочные станции, а во всем мире это еще и рестораны, магазины, всевозможные салоны (типа спа) и так далее. Причем марина — это общественная зона, где всем и везде можно ходить. Но есть, конечно, и VIP-составляющая с ограниченным доступом».

Зачем, казалось бы, это Казани? Ведь парус здесь, по сути, экзотика. С такой постановкой вопроса Бродниковский категорически не согласен. «По объему воды Татарстан первый в Восточной Европе, при этом мы колоссально недооцениваем свои водные пространства, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Тот, кто говорит, что парус не для наших климатических условий, глубоко заблуждается! В Швеции они точно такие же, но это самая яхтенная страна в мире, там на шесть жителей приходится одна лодка, и на такой же территории, как наша, — 320 яхтенных портов и точек. Кстати, в Турции яхтенный сезон, как и у нас, с апреля по октябрь. В Италии еще короче. Но в России морской яхтинг развиваться не будет из-за жесткого пограничного контроля. А у нас под боком Камское Устье с разливом 40 на 170 километров, прекрасные маршруты».

По мнению Бродниковского, дурную услугу яхтингу оказали яхты олигархов и гламурная пресса, сделали из него жупел, развлечение для богатых. «СССР был в мировой тройке лидеров по парусному спорту, — напоминает глава федерации. — Мы многократные олимпийские чемпионы. И к пляжному отдыху это никакого отношения не имеет, это жесткий спорт, требующий огромного напряжения и серьезных знаний. Вы в курсе, что рулевой яхты оценивает ситуацию по 17 параметрам, а автомобилист — только по 6 - 7? Парус — это знание навигации, метеорологии, гидрологии и много чего еще. Потому в Казани парусный спорт и был развит, прежде всего в КАИ, на авиационном заводе и «Радиоприборе». По берегам Казани было 12 парусных школ! Парусный спорт характерен только для технически развитых стран». Напомним, что казанский речной яхт-клуб был образован в 1913 году.

Бродниковский подчеркнул, что самый массовый яхт-флот в мире — «микрушный», то есть это недорогие небольшие суда для «широких народных масс». Вместе с тем глава ФПСРТ указал, что, безусловно, есть и элитный сегмент: «Одновременно это и самый элитный спорт в мире, выше гольфа». Похоже, на этом «противоречии» и собираются сыграть идеологи проекта марины. «В Турции детские парусные школы содержатся с доходов магазинов в маринах», — привел пример яхтсмен.

Остановился Бродниковский и на бизнес-моменте: «Что касается экономики, то в Англии все, что связано с яхтингом, приносит денег в полтора раза больше, чем футбол. Парус за собой тянет огромное количество инвестиций. Не зря РБК проводит бизнес-регату на Карибах. Мы сейчас тоже прорабатываем с турками и агентством инвестиционного развития Татарстана идею бизнес-регаты». Турки упомянуты не случайно. Как осторожно выразился Бродниковский, «турецкие партнеры не против рассмотреть вопрос инвестирования в проект». Опосредованно они уже вкладываются: «Турецкая сторона — спонсор наших детей, обеспечивающий их проезд на турецкие регаты по итогам кубка «Возрождение».

Вместе с тем, по мнению главы ФПСРТ, никакой бизнес эту тему не столкнет с места: «Во всем мире — и в Турции, и во Франции, и в Южной Корее — ее всегда толкало государство. Бизнес не будет вкладываться в пустые территории, должен быть сигнал извне». По всей видимости, в Татарстане такой сигнал отправлен и получен кем надо. По сообщению пресс-службы президента РТ, Минниханов, выразил уверенность в том, что в скором времени идея будет реализована. «Предложение турецкого инвестора выглядит симпатично, — уточнила Балтусова. — Что касается предложения федерации, то оно касается развития всей территории Локомотива, где исторически сложилась наша яхтенная школа, известная своими мастерами и участниками кругосветок. Она нуждается и в инфраструктуре, и в комфорте, и просто в порядке содержания. Также минспорту даны поручения по проработке вариантов развития яхтенной марины с инвестором, и по развитию инфраструктуры детской парусной школы».

Как выяснил «БИЗНЕС Online», проект марины ведет архитектурная мастерская «Старая Казань».

Парковку возле касс дальнего следования планируют сделать цивилизованной

НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ БУДЕТ НЕГДЕ ВСТАТЬ?

Завершился обход на улице Саид-Галеева, возле касс дальнего следования. Минниханов ознакомился с проектом реновации данной территории, сообщила пресс-служба: предполагается убрать прилегающую парковочную зону, а на ее месте соорудить заезд с пропускной системой, а также, судя по эскизам, с торговлей.

«Там есть проблемы с беспорядочной парковкой у касс дальнего следования, — пояснила Балтусова. — Предложения «Ак Барс Девелопмента» касались этой части. Предлагается немного перенести трамвайные пути для благоустройства территории и схемы парковки, как в аэропорту (см. иллюстрацию — прим. авт.). В целом предложение одобрено, дано поручение детально проработать технические возможности и финансовые затраты».

Таким образом, мест для того, чтобы просто «бросить» машину, не останется — добро пожаловать в платную парковку под Привокзальной площадью, инвестором которой перед Универсиадой как раз и выступил «Ак Барс Девелопмент». В пресс-службе компании на запрос «БИЗНЕС Online» пообещали ответить позднее.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«ПРОЕКТОВ ПО НАБЕРЕЖНЫМ МНОГО — И НАШИХ, И ИНОСТРАННЫХ»

Прокомментировать реновацию волжских берегов в районе речпорта корреспонденты «БИЗНЕС Online» попросили экспертов.

Фарида Забирова — преподаватель КГАСУ, зампредседателя татарстанского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

— В Казани 14 километров набережных, а летом негде гулять! Конечно, в этом районе нужна благоустроенная набережная. И засыпать Волгу — федеральный объект — конечно, незаконно. Раньше эта набережная от речпорта до Кремля была, мы по ней гуляли. Для советских времен это было достаточно благоустроенное место.

По набережной было достаточно много проектов, в том числе и иностранных. Много дипломов написано. Просто нужно их все поднять, посмотреть. Набережная — это лицо города. Но меня очень волнует судьба другого объекта — Прилуцкого монастыря, который расположен прямо на пляже. Его тоже нужно благоустроить, отреставрировать. Раньше там был стекольный завод, потом Прилуцкий молитвенный дом. Эта территория имеет большую историческую ценность. Именно оттуда известные художники рисовали панораму Казани. Уже был готов проект реставрации и даже заказчик, но потом все заглохло. Вообще, он входит в буферную зону Казанского кремля, этот памятник видно, когда подъезжаешь к Казани.

Виталий Логинов — председатель союза архитекторов РТ:

— Благоустройство волжских берегов необходимо, и об этом говорят уже лет 15 - 20. Но ничего не делают. Во-первых, нужно осуществить доступ к этой набережной. А осуществить ее можно единственным способом: сделать широкую эспланаду от ЦУМа через железную дорогу, которая спускалась бы на эту дамбу. А там что угодно можно делать, и яхт-клуб в том числе. В чем от этого польза для горожан? Гулять люди там будут! Как в Самаре, как в Саратове гуляют по набережной. Она же, эта набережная, сейчас пустая, вся в рытвинах, в ямах, а там ведь можно поставить парочку кафе... Это самая приятная вещь, когда ты на берегу реки, сидишь и отдыхаешь, глядя на пароходы.