В казанском филиале петербургского музея — новая выставка. «Образы Италии» — это живопись, графика и скульптуры нескольких поколений европейских художников, которые жили на Апеннинском полуострове с середины XVII по 60-е годы XX века. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на открытии экспозиции и поговорила с научным сотрудником самого большого музея страны о том, как казанский проект стал поводом для реставрации четырех уникальных работ из фонда Эрмитажа.
![]() |
Василий Успенский: «Выставка очень ценна, и я не удивлюсь, если кто-то из петербуржцев специально приедет сюда, чтобы ее посмотреть» |
«НЕ ЛЕЖАТ, А ХРАНЯТСЯ»
Выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII - XX веков из собрания Эрмитажа» состоит почти из 200 экспонатов. Основную часть времени эти картины, гравюры и скульптуры проводят в фондохранилище (сотрудники музея, услышав слово «лежат», обиженно возражают — «не лежат, а хранятся»), однако, по словам куратора Василия Успенского, это не повод считать экспозицию второсортной. «Казанцам покажут те вещи, которые обычно увидеть просто невозможно, — объясняет он. — Выставка очень ценна, и я не удивлюсь, если кто-то из петербуржцев специально приедет сюда, чтобы ее посмотреть». Вторая причина посетить казанский филиал Эрмитажа, по Успенскому, — соответствие подборки мировым искусствоведческим трендам. Импрессионисты, чьи работы выставлялись в городе в 2013 году, — то, что все любят и знают уже давно, а сейчас в центре внимания европейских исследователей — недооцененная ранее итальянская поствозрожденческая живопись.
С XVI века Италия становится центром притяжения для художников из Франции, Испании, Германии и Нидерландов. Изначально авторитетами для иностранных коллег были Рафаэль и Микеланджело, а с течением времени апеннинские веяния стали цементирующим ингредиентом культурного раствора всей Европы. Объединившие искусство Старого Света караваджизм и барокко (первый двигали голландцы и французы, второй невозможно представить без работ фламандца Рубенса) появились именно в Италии, где с XVII века начинает складываться особый тип автора — художник, приехавший на юг и оставшийся здесь навсегда.
В XVIII столетии территория полуострова стала обязательной частью маршрута Grand Tour — образовательного путешествия «английских милордов», «французских графов» и «русских князей», полагавшегося отпрыскам аристократов после окончания университетского образования и перед началом «взрослой жизни». Путешественники стали массово привозить в Россию неаполитанские пейзажи, виды на античные развалины и зарисовки из жизни венецианцев и римлян. Позже картины и скульптуры из Италии появились в коллекциях российских монархов, которые из-за специфики сюжетов и манеры изображения предпочитали размещать их в спальнях, а не в парадных залах. Именно этим собраниям Эрмитаж сегодня обязан одной из лучших в мире коллекций итальянской живописи.
![]() |
Наталья Демина (справа): «Слоеный пирог из красок и лака сложен, и надо уметь вовремя остановиться. Если снять слишком много, можно задеть краску или оставить картину подновленной, но при этом будто бы совсем голой» |
Казанская экспозиция аккумулировала наиболее репрезентативные работы художников разных школ, эпох и мировоззрений. Но самое примечательное в проекте «Образы Италии» — четыре картины XIX века, которые ранее никогда нигде не выставлялись. Три из них провели не одно десятилетие в фондах Эрмитажа в ожидании реставрации, а одну в плохом состоянии в 2014 году приобрели у частного коллекционера. С мировыми художественными премьерами корреспондента «БИЗНЕС Online» познакомила хранитель итальянской живописи XIX века, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Демина.
ЛЕНИВЫЕ НЕАПОЛИТАНЦЫ И ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА
![]() |
Ипполито Каффи, «Вид на замок Святого Ангела»
«Этот Каффи был куплен в очень плохом состоянии, но мы четко понимали, что наша реставрация с задачей справится. Любопытно, что это первая вещь Каффи в коллекции Эрмитажа — раньше не было, теперь есть. Его можно сравнить с Сильвестром Щедриным (российский художник, пейзажист, многие картины которого написаны во время пленэров в Неаполе и Сорренто — прим. ред.) — самобытным неочевидным автором, который украшает нашу коллекцию. «Вид на замок Святого Ангела» мы готовили специально под этот проект, поэтому представлять картину на суд зрителя особенно волнительно.
Каффи работал в 20 - 40-е годы XIX века. Устоявшийся искусствоведческий штамп гласит, что импрессионисты в противовес господствовавшей тогда традиции впервые вышли на пленэр, однако Каффи сделал ровно то же самое на несколько десятилетий раньше. Его работы — не умственная конструкция. Это потрясающие виды, в которых есть воздух, свет, жизнь».
![]() |
Джачинто Джиганте «Монастырь в горах в окрестностях Сорренто»
«В то же время, что и Каффи, на пленэр выходит Джиганте. Джачинто Джиганте является крупнейшим художником неаполитанской школы Позилиппо (сложившаяся в 20-х годах XIX века группа пейзажистов, изображавших виды неаполитанского побережья; одним из видных представителей школы был Сильвестр Щедрин — прим. ред.), в собрании Эрмитажа несколько его картин. Данная работа написана маслом на бумаге — довольно традиционно для Джиганте, но чрезвычайно сложно для реставрации. Покрытая очень толстым слоем коричневого лака картина долго хранилась в запасниках: общие очертания различимы, но деталей не разобрать. Ничего прелестного — ни голубого, ни зеленого, ни грота, ни мостика. Все это проявилось только в ходе реставрации.
За картину взялись охотно, потому что даже сквозь лак было видно, что это хорошая и качественная живопись. Обычно процесс реставрации можно разделить на четкую последовательность действий, но в случае с этим пейзажем из-за нестандартных материалов после каждого шага приходилось останавливаться и думать, как быть дальше. Могу сказать, что наш специалист работала над Джиганте очень любовно — думаю, по результату это видно. Возможно, картину нельзя назвать шедевром мировой живописи первой величины, но, по-моему, это прелестная вещица, которая значительно украсила нашу коллекцию».
![]() |
Франц Винтерхальтер «Послеобеденный отдых неаполитанцев»
«Совершенный образец дольче фарньенте (с итальянского «сладкое ничегонеделание») — «Послеобеденный отдых неаполитанцев». Когда мы говорим: «Я хочу в Италию», мы наверняка имеем в виду, что неплохо было бы оказаться одним из героев этого полотна: слушать прекрасную музыку, есть фрукты и смотреть на Везувий в приятной компании. Это типичные образы неаполитанцев — в воспоминаниях русских путешественников XIX века часто говорится, что жители Неаполя знают толк в лени. Важно понимать, что Италия в XIX веке еще не была единой, образы жителей разных частей страны отличались друг от друга — неаполитанцы закрепились в памяти путешественников именно такими.
Винтерхальтера в Эрмитаже много, но это в основном портреты, а «Отдых» — большая многообразная картина. Она тоже была в ужасном состоянии: вы можете заметить, что на холсте ужасно много трещин — радиальные, например, означают, что кто-то когда-то ее ударил. У картины был сильно поврежден красочный слой. Полотно складывали, на нем было много заломов и морщин, как на человеческой руке, поэтому процесс реставрации растянулся на несколько лет. Сначала картина должна была долго отлеживаться и укрепляться, только потом мастера работали со слоями краски.
В Эрмитаже консервативная реставрация, что мной крайне приветствуется. Мы никогда не снимаем лак до конца: может быть, облака были совсем белыми, а небо — совсем голубым, но эта легкая желтизна — один из слоев лака, на котором решили остановиться — уважение к возрасту работы. Все-таки картине, которой больше 150 лет, полагается отличаться от той, которую написали вчера. Слоеный пирог из красок и лака сложен, и надо уметь вовремя остановиться. Если снять слишком много, можно задеть краску или оставить картину подновленной, но при этом будто бы совсем голой».
![]() |
Габриэле Смарджасси «Вид на Неаполитанский залив»
«Однажды ко мне приехал коллега из Италии. Мы стали вместе смотреть коллекцию итальянской живописи Эрмитажа, и он за десятками других работ разглядел этот пейзаж: «Не может быть! У вас есть такой Смарджасси!» После этой реакции мы принесли полотно на реставрационный совет и получили положительный ответ. Вообще, очередь на реставрацию в музее формируется лет за 10, но проекты, подобные казанской выставке, дают возможность обхитрить систему. В итоге мы получили прекрасный пейзаж — дивный вид на Неаполитанскую бухту. Известно, что картины Смарджасси такого формата и сюжета висели в покоях Зимнего дворца. Конкретно эта работа хранилась в фонде больше 100 лет, и ее история неизвестна.
Как хранитель я с удовольствием и опаской готовлюсь к выставкам коллекций фондов — с одной стороны, мы даем картинам новую жизнь, с другой — не всегда ясно, какой результат получится после реставрации. Вообще, специалистам нравится работать с живописью, которую я храню, потому что она действительно высокого качества. Импрессионисты сбили нашу оптику: все любят только их, не обращая внимания на мастерство других художников, и мне хочется изменить сложившуюся ситуацию».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.