«ПОБЕДНЫЙ МАЙ» ПРОШЕЛ, РУБЛЬ МОЖНО ОПУСКАТЬ?

Доллар выше 56, евро выше 63 — таковы сегодня позиции рубля на валютном рынке. За три последние недели рубль потерял 14%. Скорость падения национальной валюты в разы превосходит темпы укрепления: рубль за 3,5 месяца — с января по 14 мая — укрепился на 17%. 14 мая официальный курс, установленный Банком России, достиг минимальной годовой отметки 49,54 рубля за доллар, но с тех пор курс пошел по наклонной.

Ускорение падению накануне дала сама глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Выступая на проходившем в Санкт-Петербурге международном банковском конгрессе, Эльвира Сахипзадовна ясно дала понять: укрепление рубля более не является для нее приоритетом. Скорее наоборот. Обстоятельства заставляют главу Банка России отпустить рубль в свободное плавание, что, по сути, означает его погружение на дно. Во-первых, Набиуллина заявила о том, что для поддержания устойчивости национальной финансовой системы ей требуется $500 млрд. международных резервов. Между тем по итогам этой недели они окажутся на уровне примерно 350 миллиардов. Недостающие $150 млрд. ЦБ придется докупать на рынке, что, конечно, многократно усилит давление на рубль.

«Естественной реакцией в таких условиях, вероятно, будет увеличение спроса на валюту как со стороны корпораций, так и населения, — прогнозирует Станислав Клещев, главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ24. — Получив подтверждение того, что ЦБ вышел на рынок с покупкой надолго, многие захотят возобновить игру против рубля в таких условиях. По паре доллар-рубль нельзя исключать возврата к отметке 60».

Во-вторых, ведомство Набиуллиной прекратило раздавать системообразующим банкам твердую валюту. Речь идет об отказе (временном) от годовых аукционов валютного репо. Это был самый дешевый для банков способ пополнения ликвидности под залог не слишком надежных российских ценных бумаг. С декабря минувшего года ЦБ раздал таким образом $26 миллиардов. Судя по всему, аукцион невиданной щедрости прекращен достаточно надолго.

В-третьих, надо учитывать то, что в этом году российским банкам и корпорациям предстоит погасить $40 млрд. внешнего долга. Пик выплат приходится на осень. Тогда же по давно заведенной традиции минфин начинает активно осуществлять бюджетное финансирование социальных трат и различных инфраструктурных проектов, а также переводить трансферы регионам. Значительная часть бюджетных рублей во второй половине года оказывается на валютном рынке, что еще больше давит на курс.

Очевидно, ЦБ принял решение беречь резервы, как говорится, на всякий пожарный, который у нас, как правило, наступает в августе-сентябре.

Как сказала Набиуллина на банковском форуме, «риски смягчились, но остались теми же самыми, и мы должны это осознавать». В общем береженого бог бережет, а рублем можно пожертвовать ради устойчивости банков, бюджета и контролируемых государством крупных корпораций.

МИНУС $150 - 170 МЛРД. В ГОД ОТ ЭКСПОРТА НЕФТИ

Что касается цен на нефть, то сегодня по сорту Brent они держатся вблизи уровня $62 за баррель, что на 11,4% ниже годового максимума, зафиксированного 6 мая на уровне $70 за баррель. Но относительно годового минимума $47,7 за баррель, зафиксированного 13 января, котировки находятся выше на 30%.

Напомним, что бюджет 2015 года сверстан исходя из $50 за баррель и 61 рубля за доллар, что дает рублевый ориентир 3050 рублей за баррель. Однако предыдущая версия бюджета на текущий год версталась из расчета $96 за баррель и 37,7 рубля за доллар, то есть предполагалось, что баррель будет стоить 3619,2 рубля. После сегодняшнего скачка курса баррель стоит более 3500 рублей, что приближается к комфортной для российского бюджета цифре.

Проблема в том, что сегодня все уверены в снижении нефтяных котировок. На ближайшем заседании ОПЕК, которое проходит сегодня, скорее всего, не будет принято решение о сокращении добычи. «Даже появились слухи, что квоты могут поднять, поскольку нефть с января подорожала на 40 процентов», — говорит аналитик компании «Альпари» Владислав Антонов. Вместе с намерениями Ирана наращивать экспорт это может привести к дальнейшему падению цены черного золота.

Та же Набиуллина ожидает, что в ближайшие годы цена нефти будет примерно в полтора раза ниже той, которая наблюдалась за последние пять лет. А значит, по ее оценкам, российская экономика ежегодно будет недополучать $150 - 170 млрд. от экспорта углеводородов.

Вся эта нефтяная составляющая сегодня играет против рубля. Самый негативный сценарий корреспонденту «БИЗНЕС Online» еще весной обрисовал известный биржевой аналитик Степан Демура. По его прогнозам, примерно в августе нефть американской марки Light Sweet подешевеет до $32 за баррель. Это, по его мнению, приведет к тому, что доллар будет стоить более 80 рублей. Сейчас Демура ожидает в этом году и вовсе запредельных 125 рублей за доллар.

6319450fc66d827c14d52d2d0b872362.jpg
Эльвира Набиуллина

СПЕКУЛЯНТЫ ПОБЕЖАЛИ С КОРАБЛЯ ПОД НАЗВАНИЕМ «РУБЛЬ»

Это, конечно, крайняя оценка. Однако третий фактор, прямо влияющий на курс нашей валюты, также относится к разряду трудно прогнозируемых и может преподнести любые сюрпризы. Речь идет о событиях на Украине, антироссийских санкциях и в целом о геополитике.

Здесь также наблюдается атака на рубль. Масштабные перестрелки на окраинах Донецка показали хрупкость минских соглашений. Президент Украины Петр Порошенко произнес в Раде свою самую антироссийскую речь, в которой чуть-чуть не договорился до прямого объявления нашей стране войны. Послезавтра в одном из баварских замков откроется саммит «Большой семерки», на который Россию опять не позвали. Зато противодействие ей значится первым пунктом в списке тем переговоров Барака Обамы с прочими членами «Семерки». Затем, в конце июня, пройдут саммит ЕС и встреча глав военных ведомств стран-членов НАТО. Ото всех этих «посиделок» наблюдатели ждут даже не продления санкций (это, говорят, уже дело решенное), а их расширения и ужесточения. В Вашингтоне уже прямо заявили о такой перспективе.

По словам Клещева, «обозначение главой ЦБ РФ оптимального уровня золотовалютных резервов ($500 млрд.), предполагаемые сроки выхода на обозначенную отметку (три-пять лет) и обоснование необходимости обладания таким уровнем резервов (закрытый доступ к рынкам капитала) заставляют говорить о том, что российские монетарные власти ждут сохранения финансовых санкций Запада не в течение года-двух, а гораздо большего срока. И уже начинают действовать исходя из соответствующих предположений».

Международную обстановку трезво оценивают не только в ЦБ. Российский валютный и фондовый рынки сегодня стали полем боя. На него совершают краткосрочные набеги валютные спекулянты. Спекулятивный капитал заходит в Россию на несколько месяцев, дождавшись начала роста или хотя бы стабилизации цен на нефть (а значит, и укрепления рубля). Капитал вкладывается в высокодоходные российские бумаги. Затем прибыль фиксируется, вновь откупается валюта, которая выводится из страны.

Сейчас мы находимся как раз в начале второй, понижающей курс рубля, фазы движения валютного маятника.

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА ЗАЯВЛЕНИЕ НАБИУЛЛИНОЙ — СКУПКА ВАЛЮТЫ

Эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали о причинах нового ослабления рубля и оценили то, насколько глубоким на этот раз окажется падение в валютную пропасть.

Олег Григорьев — экономист, научный руководитель проекта «Неокономика»:

— На июнь приходится очередной всплеск выплат внешних долгов — порядка 8 миллиардов долларов. Это очень давит на рубль. Кроме того, Центральный банк начал закупать валюту в резервы. Вообще ЦБ и минфин считают, что рубль сейчас сильно завышен. Это сходится со всеми экспертными оценками. По идее, наш бюджет сверстан при 61 рубле за доллар — если этот показатель ниже, бюджет недополучает средства и, более того, тратит резервный фонд. Так что очевидно — рубль надо ослаблять. На мой взгляд, курс может упасть даже ниже 61 рубля за доллар, чтобы в среднем компенсировать его высокую стоимость в апреле-мае.

Другое дело — внешнеполитические и внешэкономические факторы. Ситуация именно сейчас напоминает то, что было осенью прошлого года. Тогда тоже было понятно, что рубль нуждается в ослаблении, однако выяснилось, что безопасно сделать это невозможно. К процессу подключаются спекулянты, и у ЦБ не хватало ресурсов, чтобы справиться с этим. Вдобавок ко всем неприятностям осени упали цены на нефть. Этот фактор тоже находится за пределами нашего влияния и выступает в качестве «бога из машины».

Вариантов у Центробанка два: или держать курс без возможности контролировать инфляцию, либо контролировать инфляцию без контроля курса. Сейчас ЦБ просто меж двух стульев. Не хотел бы я в таких условиях быть главой Центрального банка.

c2d7ac872cf4de28d2e29d6d9701b645.jpg

Павел Щипанов — руководитель аналитического отдела Romanov Capital:

— Российский рубль продолжает движение на ослабление курса с середины мая, но на этой неделе падение ускорилось. На это влияет ряд факторов.

Во-первых, на востоке Украины возобновились боевые действия, что может привести к паническим распродажам российских активов инвесторами на фоне выработки новых антироссийских санкций.

Во-вторых, продолжается развитие нисходящей динамики на рынках нефти, что ослабляет курс канадского доллара и российского рубля, а также валют других стран, зависящих от экспортных поставок черного золота.

В-третьих, ЦБ РФ продолжает ежедневные покупки иностранной валюты на сумму 200 миллионов долларов с целью пополнения международных резервов, истраченных для стабилизации курса рубля в период его обрушения в ноябре-декабре 2014 года, а также ликвидации дефицита федерального бюджета.

В-четвертых, на июнь приходится выплата 7,8 миллиарда долларов по кредитам, взятым в западных финансовых организациях российскими компаниями и банками. Они уже начали скупку валюты на рынке.
Факторов, которые могли бы оказать сейчас поддержку для рубля, просто нет. Поэтому стоит ожидать продолжения снижения его курса. До конца месяца доллар может укрепиться в рамках консервативных прогнозов до района 57,5 рублей, а до конца 2015 года может вновь достичь уровней 62,5 - 65 рублей. Евро до конца месяца имеет потенциал роста к 65 рублям, до конца года сохраняется возможность для движения к 72,5 - 75 рублям.

Станислав Клещев — главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ24:

— Участники рынка вынуждены прислушаться к сигналу монетарных властей. При таком фоне, предполагающем сохранение напряженности в отношениях России и Запада, стоит ожидать снижения привлекательности рублевых активов. Внимание инвесторов на рынке акций вновь сместится в сторону компаний-экспортеров. Если же исходить из перспективы очень длительного периода закрытого для России рынка капитала, то стоит с крайней осторожностью относиться к обремененным долгами компаниям.

Присутствие регулятора на валютном рынке в качестве покупателя затянется надолго. Чтобы нарастить объем резервов со скоростью 200 миллионов долларов за один торговой день до комфортного в сложившихся условиях, по мнению главы Банка России, уровня в 500 миллиардов долларов, потребуется около трех лет. Это та новая реальность, с которой придется иметь дело всем участникам валютного рынка.

При этом стоит отметить, что наращивание золотовалютных резервов сегодняшними темпами приводит к увеличению темпов роста денежной массы на 7 процентов в год. Такой «впрыск» ликвидности будет иметь положительный эффект для российской экономики, переживающей сейчас непростые времена. Конечно, данная мера является потенциально инфляционной, однако, дождавшись прохождения инфляционного пика, у ЦБ появилась дополнительная возможность для маневрирования. Регулятор осознает потенциальные риски, поэтому Набиуллина сделала акцент на том, что снижение инфляции является главным приоритетом деятельности ЦБ. Соответственно, если будет усиление инфляционных рисков, стоит ждать корректировки поведения ЦБ РФ на валютном рынке вплоть до временной приостановки покупок валюты.

Владислав Антонов — аналитик «Альпари»:

— С учетом внешнеполитических рисков и последних заявлений Эльвиры Набиуллиной рубль не мог не подешеветь. Дополнительное давление исходило от дешевеющей нефти. Курс доллара вырос до 56,46, евро — до 63,57 рубля. Из-за дестабилизации обстановки в Донбассе придется целевую область по доллару поднять до 58,5 - 60 рублей, по евро — до 65 рублей.

Ленар Валеев — исполнительный директор и совладелец ООО «Эйдос»:

— В целом рост курса доллара положительно влияет на наш бизнес: наша продукция становится более конкурентоспособной и на экспортных рынках, и на внутреннем. С другой стороны, высокий курс доллара нежелателен для инвестиций российских компаний за рубежом. Зато с внешней стороны становится выгодно вкладываться в российские проекты, потому что они более эффективны.

На мой взгляд, очередной рост курса иностранный валюты связан с санкциями и с изменениями в глобальной экономике, конечно, есть влияние и ситуации на Украине.

В любом случае рост доллара — это очень хорошая возможность для российского бизнеса. Сейчас много импортного оборудования стало недоступно для потребителя, что дает прекрасную возможность для отечественных производителей мобилизовать свои силы и начать что-то производить самостоятельно.