Алла Головенькина
Алла Головенькина

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ

Нельзя говорить о качестве образования в России как о какой-то единой лакмусовой бумажке. Как нельзя сравнивать столичный город с провинциальным городком, так нельзя сравнивать образование в сельской школе и в городской гимназии. Это не связано с тем, что где-то количество часов больше или сильнее профессиональный состав преподавателей. Воедино складывается множество факторов, которые в конечном итоге нельзя ставить в единый ряд показателей успешности обучения.

Выпускники школы №1 в Нурлате учатся сейчас в Италии, магистратуре МГИМО и других престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Так что неважно, где прошел обучение ребенок. Закончил ли он школу в Москве, Казани или Нурлате. Дело в целевой установке на знания. Среди тех детей, которых я учила, многие достигли вершин в профессиональной деятельности. Это, например, ребята, которые создают сейчас заставки для программ на телеканале «Россия 2», или те, кто открывает свои фирмы и завоевывает признание на международном уровне.

Нести миссию победителя конкурса «Учитель года России» очень ответственно. Поэтому всегда понимаю, что только развитие и дальнейшее образование может позволить мне оставаться компетентным человеком на профессиональном уровне. Сейчас я участвую в разработке проекта «Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года». Это большое нововведение в системе образования. С 1 июня документ будет в открытом доступе. Документ готовился огромным количестве экспертов. Я внесла ряд предложений по корректировке работы учителей в российских школах. Такая ответственная задача на меня была возложена по линии министерства образования.

Помимо участия в разработке документов на государственном уровне я большое количество времени уделяю командировочным поездкам, в которых презентую свой педагогический опыт в разных городах и даже государствах. Буквально в апреле вернулась из Казахстана, где проводила мастер-классы для своих коллег. Это одна из тех миссий, которую выполняет победитель конкурса «Учитель года».

Всегда говорю о том, что необходимо вести обучение на междисциплинарном уровне и выходить на метапредметный уровень, то есть развивать некие компетенции, ну, например, уметь выделять и правильно воспринимать информацию. Если ребенок умеет анализировать текст и грамотно составлять схему или таблицу, он легко справится с этой задачей и на географии, и на биологии. К пониманию необходимости междисциплинарного взаимодействия я пришла, когда в курсе биологии в 10-м классе мы начали изучать происхождение человека одномоментно в учебном плане программы по курсу биологии, обществознания и истории. Получается, учителя трех разных предметов в один и тот же временной период ученикам говорят об одном и том же. При таком подходе у ребенка не должно быть линейных знаний. Это так же, как рассказывать ребенку про строение глаза, не говоря о том, что глаз — это система различных линз.

Если мы хотим, чтобы у школьника формировалось масштабное мировоззрение, то мы должны преподавать не только в рамках своего предмета.

ВСЕ ДЕТИ УМНЫЕ, ПРОСТО ТЕМПЕРАМЕНТ РАЗНЫЙ

Во время подготовки к ЕГЭ учителям нужно использовать разные формы работы. При выполнении только устных или только письменных заданий теряется некий интерес к процессу образования, а внимание детей не всегда устойчиво. Мы все оказываемся в одинаковых условиях, когда пишем экзамен. Но нужно понимать, что все дети разные, в первую очередь с разным темпераментом.

Этому нужно уделять серьезное внимание при подготовке к экзамену. У каждого ребенка, даже со смешанным темпераментом, свой темп усвоения знаний. Во время консультаций следует отходить от модели обучения, когда акцент делается исключительно на развитии памяти: запоминании фактов, зубрении формул. Это все, безусловно, пригодится, но очень часто даже в тестовых вопросах ЕГЭ нужно уметь связать две-три позиции внутри одного раздела. Если мы не научим устанавливать причинно-следственные связи и анализировать, тогда ребенок имеет меньше шансов максимально успешно сдать экзамен.

Время, за которое один ученик может выполнить задание, для другого может оказаться недостаточным. Сразу после окончания государственного экзамена по русскому языку я попросила наших одиннадцатиклассников рассказать о своих ощущениях. Все ребята были едины в оценке: задания оказались интересными, но уложиться в заданное время не удалось. Вот это умение уложиться в строго обозначенные сроки, четкое распределить свои силы на каждый этап выполнения заданий очень важно. И это легко можно воспитывать и развивать у детей в процессе обучения.

Детей надо постепенно приучать к ограниченности во времени. Поделюсь опытом: во время урока я всегда обозначаю время, которое даю на обдумывание ответа. Например, 30 секунд. И раньше этого времени их не спрашиваю, хотя дети с более быстрым мыслительным процессом готовы дать ответ сразу же. Получается, если у них быстрее срабатывает скорость реакции на процесс осмысления, а остальным меланхоликам или, предположим, флегматикам какое-то время нужно подумать, то это не значит, что они не знают ответ. И когда я обозначаю временные рамки, то примиряю их, ставлю в одинаковые условия.

НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Я очень рада, что в России было решено возродить сочинение как вид государственного экзамена. Потому что сочинение по литературе резко отличается от эссе по русскому языку. Эссе по русскому — это некий алгоритм определенного плана, творческий подход там, к сожалению, не оценивается. Более того, сочинение — это возврат к чтению, что тоже очень радует. Потому что наши дети должны быть возвращены к прекрасному миру литературы. Во время написания сочинения происходит развитие воображения. Школьники могут рассуждать, мыслить, сопоставлять и аргументированно высказывать свою точку зрения на какие-то процессы, которые именно они считают важными.

Наша школа не показатель ситуации в целом по досрочной сдаче экзаменов. В нашей школе в этом году 44 выпускника. Спросите, сколько из них досрочно сдавали ЕГЭ? Ни один! Им просто это не нужно.

Что касается разделения математики на профильный и базовый уровень, тут получается очень интересная ситуация. Большинство детей выбрали и профильный, и базовый уровень, хотя многие ориентируются только на результат профильной части. Когда я спрашивала, зачем нужно сдавать дважды, дети сказали, что хотят попробовать обе формы ради интереса. У них появляется некий азарт.

Если говорить о появившейся в этом году возможности сдачи ЕГЭ по отдельным предметам сразу после окончания их изучения, то я не вижу в этом ничего плохого. Можно, конечно, сослаться на то, что в данном случае активно будет задействована краткосрочная память и сложно оценить комплексные знания по предмету. Но ведь по такому принципу работают вузы во время сессий. Получается, что экзамены в высших учебных заведениях тоже не показатель объема усвоенного материала. Я считаю такое мнение несколько ошибочным.

Я за честное ЕГЭ. Я за то ЕГЭ, когда нет информации, заранее выложенной в интернете. Я за ЕГЭ, когда в одинаковых условиях оказываются ученики с разными способностями обучения и с разным уровнем подготовки. Потому что это именно их труд, именно их достижения. У нас каждый год проходят разные консультации и обучение, как нужно вести себя в аудитории, потому что сейчас постоянно идет либо оnline-трансляция, либо оffline-запись с дальнейшим отсматриванием материалов. Конечно же, все пункты, где проводятся экзамены, уже давно оборудовали металлоискателями для того, чтобы школьники не проносили с собой сотовые телефоны.

Но я за ЕГЭ, которое не связано с унижением. Унижением, когда детей обыскивают во время сдачи экзамена, когда учителям строго воспрещается просто проводить ребенка в уборную. Почему надо в каждом действии ребенка подозревать попытку и желание списать? Мне кажется, что все должно быть очень уважительно. Без элементов морального унижения, не говоря уже о большем. И неприятно, что такое поведение допускают люди, работающие с детьми. Надо понимать, что каждый сдающий экзамен — это тоже чей-то ребенок, который нуждается в поддержке и моральной помощи.

Алла Головенькина

Фото: golovenkina.info