ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР

Театральный мир республики продолжает бурлить. Но касается это не только творческой стороны жизни местных «жрецов Мельпомены», о которой «БИЗНЕС Online» информирует своих читателей регулярно. В последнее время в Татарстане участились конфликты внутри самих театральных институций, когда главные режиссеры, директора и ведущие актерские силы оказываются вдруг по разные стороны баррикад и начинают противостоять друг к другу в силу разнообразных причин, правда, чаще всего объясняя ситуацию не какими-то финансово-хозяйственными склоками, а самым что ни на есть творческим конфликтом. Своеобразными «первопроходцами» в этом деле в текущем году стали челнинские «Мастеровые», где местный директор Армандо Диамантэ «ушел» режиссера из Питера Георгия Цнобиладзе. Однако новая история из этой же серии кажется гораздо более резонансной, поскольку происходит не в челнинском муниципальном театре, а в Казанском государственном театре юного зрителя, ведущем свою историю еще с 1932 года.

По информации «БИЗНЕС Online», 26 сотрудников различных служб ТЮЗа обратились с письмом к первым лицам республики, в котором выразили несогласие с политикой, которую проводит в театре назначенный не так давно главный режиссер Туфан Имамутдинов. Неформальным лидером группы несогласных стал народный артист РТ и лицо телеканала «Эфир» Роман Ерыгин, среди подписантов также единственный в актерской труппе заслуженный артист РФ Александр Купцов, народный артист РТ Евгений Царьков и др. Как сообщил нашей редакции источник в руководстве ТЮЗа, информация о самом письме стала настоящим сюрпризом для Имамутдинова и директора театра Фарита Шамсиева, поскольку конкретно им до того публичных претензий никто не высказывал. Причем главный режиссер узнал об эпистолярном творении части своих сотрудников прямо накануне выпуска 1 мая своего первого спектакля в новой должности — международного проекта «Война глазами детей. Фрагменты», посвященного 70-летию Победы и вызвавшего немало споров и полярных мнений, в том числе и на страницах нашей газеты. Через пару дней Имамутдинов уехал в Новосибирск, где готовит к выпуску 29 мая брехтовскую «Мамашу Кураж» в драматическом театре «Старый дом». А с оппозиционерами встретился министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и пообещал, по нашей информации, урегулировать вопрос после возвращения главрежа из командировки в конце месяца. Правда, пока непонятно как именно.

Один из ответственных работников республиканского минкульта в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» также предложил дождаться появления Имамутдинова в Казани, прежде чем давать публичный комментарий по ситуации. Но неформально в профильном ведомстве дали понять, что «сдавать» молодого руководителя не собираются, высказавшись в том духе, что когда людей начинают заставлять по-настоящему работать, то сразу же возникают недовольные.

Туфан Имамутдинов
Туфан Имамутдинов

Напомним, что уроженец Набережных Челнов и выпускник РАТИ-ГИТИС Туфан Имамутдинов был назначен на нынешнюю должность в конце прошлого года, имея за плечами постановки в престижных столичных театре Наций и театре им. Маяковского, а также опыт работы с таким звездами, как Марина Неелова и Роза Хайруллина. С Казанским ТЮЗом постановщик уже был знаком, поскольку несколькими месяцами ранее выпустил на его сцене спектакль «Любовь людей», проходящий по разряду «новой драмы». Так что уровень труппы театра был ему понятен, также как и состояние здания, в котором обитает театр юного зрителя. Многострадальное здание бывшего купеческого собрания, серьезно пострадавшее во время печально знаменитого пожара 1995 года, и сейчас находится фактически в аварийном состоянии, несмотря на отремонтированный фасад. Одним из условий прихода 31-летнего Имамутдинова на должность главрежа было обещание минкульта РТ выделить средства на продолжение ремонтных работ в театре, где, к примеру, не функционирует малый зал и вообще для публики недоступен целый ряд помещений этого исторического здания.

С творческой стороной жизни в ТЮЗе все последние годы было так же непросто, и это при том, что более титулованного драматического театра в республике нет. На счету тюзовцев единственная в Татарстане «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль года», полученная в середине 90-х за легендарную «Бурю» Бориса Цейтлина, а кроме того спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Георгия Цхвиравы уже в новом веке конкурировал в этой же номинации со спектаклями Льва Додина, Юрия Бутусова и Роберта Стуруа. Тем не менее в конце 2004 года главрежа Цхвираву «попросили» из театра, не продлив с ним контракт. Причем с любопытной формулировкой, в республиканском минкульте признали, что спектакли этого режиссера слишком интеллектуальны и непонятны широкому зрителю. Через год ТЮЗ возглавил Владимир Чигишев из Ростова-на-Дону. И в своих первых интервью в Казани вспоминал, что его «Три сестры» как-то также номинировались на «Маску». Но за все время работы в столице Татарстана ни одна из постановок Чигишева так и не стала настоящим событием, сам театр совершенно ушел на периферию общественного внимания, и многие казанцы вспомнили о нем, когда в июне 2013-го пришло трагическое известие о смерти главного режиссера. С тех пор полтора года Казанский ТЮЗ существовал без художественного руководителя.

Такие проекты, как
Такие проекты, как «Война глазами детей», вызывают раздражение у части труппы

«ЗАСТАВЛЯТЬ НИКОГО НЕ БУДУ»

Имамутдинов, полноценно заступив на должность уже в новом 2015-м, по словам соратников, начал чистку местных «авгиевых конюшен». В результате случился ряд увольнений и среди административного персонала, и в актерской труппе. Новый главреж сразу же заявил, что собирается возродить в ТЮЗе традиции интеллектуального театра, утраченные за последние годы, при этом не ограничивая себя рамками репертуарного театра и активно используя различные экспериментальные формы. «Наша новая политика заключается в том, что мы стараемся вывести ТЮЗ и наших актеров на качественно новый творческий уровень, отвечающий лучшим традициям классической русской театральной школы, а также самым актуальным зарубежным достижениям и тенденциям в сфере театрального искусства. Мы начали проводить с актерами тренинги по актерскому мастерству, вокалу, танцу, сценической речи. Тренинги ведут ведущие театральные педагоги Казани. Дополнительно приглашаются мастера из Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, в ближайшее время прибудет такой выдающийся мастер, как Юрий Альшиц. Кроме этого, приглашаются талантливые российские и зарубежные режиссеры, чтобы они делились своим опытом и мы тем самым наращивали свой. С этой целью уже в начале июня в рамках проекта «Арт-подготовка» приезжают режиссеры из Швейцарии, которые будут ставить с актерами театра спектакль по текстам Даниила Хармса. Сам я готовлю к постановке осенью «Cамоубийцу» Эрдмана и «Маленького принца» Экзюпери. Так же в наших планах запустить спектакли малых форм, часть уже готовятся самостоятельными работами актеров ТЮЗа», — рассказал «БИЗНЕС Online» Имамутдинов, комментируя нынешнюю ситуацию.

Что же до оппозиции в театре, то главреж ТЮЗа сказал следующее: «Если кто-то не согласен с этой политикой обновления, то он может просто не участвовать в этом, заставлять никого не буду». И добавил, что до сих пор не знает подробностей письма, отправленного в высокие инстанции, тем более что с самим Имамутдиновым бунтари говорить не захотели. Оказалось, что с текстом послания, отправленного врио президента РТ, в Госсовет и в республиканское министерство культуры, не знакомы и многие артисты, поскольку на собрании труппы оппозиция так его и не продемонстрировала.

В администрации театра связывают происходящее со всеми теми изменениями, которые происходят в театре, в результате чего и появляются обиженные люди. Хотя лидер театральной оппозиции Ерыгин — один из самых востребованных актеров в текущем репертуаре ТЮЗа. Кроме того, здесь говорят о том, что у части труппы вызывают раздражение международные проекты главрежа, один из которых «Война глазами детей. Фрагменты» уже реализован. В нем, как известно, было занято и пять немецких актеров. По словам нашего собеседника в театре, «легионеры» получили гонорар в 80 тыс. рублей за 8 месяцев интенсивной работы над проектом, которую они вели на родине с драматургом Рут Винекен, а затем на финальной стадии приехав в Казань. Получается, что это 10 тыс. рублей в месяц при том, что артистам пришлось отказываться от других предложений в Германии.

Роман Ерыгин
Роман Ерыгин (фото: inkazan.ru)

«ВОПРОСЫ ВОЗНИКЛИ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА С ТРУППОЙ»

«БИЗНЕС Online» поговорил с главным возмутителем спокойствия, народным артистом РТ Романом Ерыгиным здесь же на рабочем месте, в фойе ТЮЗа. Полгода назад он так комментировал нашей редакции случившееся назначение: «Наш новый главный режиссер моложе моей старшей дочери. И это вселяет определенный оптимизм, что он сможет решать эти непростые творческие задачи. Коллектив еще более сплотится — в данной ситуации по-другому быть не может. Мы должны помочь Туфану Имамутдинову, поскольку у него нет подобного опыта, он никогда не был главным режиссером, это тоже по-своему интересно. Сам тот факт, что он рискнул, — это тоже хорошо, потому что на то, чтобы взяться за прославленный театр, даже после постановок в Москве, требуется определенное мужество». Теперь же мнение ведущего актера театра и популярного ведущего вечерних новостей на телеканале «Эфир» изменилось.

— Роман, в чем суть вашего конфликта с руководством ТЮЗа, который сподвиг вас вместе с целым рядом коллег на написание коллективного письма?

— Я бы не назвал это конфликтом. Но вопросы возникли уже через 10 минут после знакомства нового главного режиссера с труппой. Поскольку в эти 10 минут Туфан Имамутдинов сформулировал те задачи, которые ставит перед собой как главный режиссер. И эти задачи кардинальным образом отличаются от тех задач, которые обычно ставятся перед государственным репертуарным театром.

А именно: главный режиссер заявил, что театр выходит на уровень освоения мирового фестивального пространства. Для чего нужен специфический репертуар, экспериментальный, лабораторный. И это является теперь главной задачей. Таким образом, была заменена главная задача целому государственному учреждению. Вопрос, на самом деле, решается проще простого: нужно, чтобы это заявил не Туфан Имамутдинов, а официальное лицо. Нужен документ, подписанный, например, министром культуры республики, где было бы сказано: да, с такого-то времени задача Казанского ТЮЗа меняется.

— А как формулируется старая задача?

— Обслуживание зрителя. А на деле это теперь эксперимент, лаборатория для освоения мирового театрального пространства. Достаточно такого документа или официального заявления — вопрос исчезнет сам собой.

Ведь, услышав о переориентациии театра, не согласился не только я. Просто по-разному люди отреагировали. Кто-то не захотел работать в театре, который не думает о зрителе данного конкретного города, третьей столицы России. И когда их стало много…

— Среди ушедших были те, кого можно считать потерей для ТЮЗа?

— Например, два заместителя директора, семья актеров Галямов и Фалалеева. Кстати, из-за этого театр два месяца латал дыры, вводил в спектакли новых актеров в авральном режиме в середине сезона. А сама ситуация из зимнего вопроса перешла вот в такой.

Надо отдать должное Туфану Имамутдинову, он человек последовательный. Он сказал: эксперимент и лаборатория, и именно это и происходит с середины декабря прошлого года. И все. Никаких мероприятий, направленных на улучшение обслуживания наших зрителей, не ведется. Все делается только на лабораторной, экспериментальной основе. В частности, у нас в драматическом театре готовятся вокальный проект, пластический проект с элементами хореографии. Готовятся несколько спектаклей малой формы, в которых нет режиссера, а все отдано на откуп актерам. Последнее произведение нашего театра («Война глазами детей» — прим. ред.) драматическим спектаклем не является. Это совместная с немецкой стороной литературно-драматическая композиция в стиле студенческой агитбригады 1970-х годов. Кстати, должен вам сказать, что студенты, которые занимались подобными произведениями, делали это настолько виртуозно, что наше произведение, на мой взгляд, может, даже и не дотягивает до того уровня.

Нужен официальный документ, и тогда мои недоумения пропадут. Я буду понимать, что да, пришло время, и перевод репертуарного театра на экспериментальные рельсы — это новое веяние, и, таким образом, начиная с нашего театра, министерство культуры решило перестроить театральную жизнь в республике. Или нужен подобный указ президента. Мне, проработавшему в ТЮЗе 26 лет, недостаточно слов главного режиссера, который впервые занимает подобную должность. Туфан Имамутдинов хорош именно в этом деле — эксперименте. Я ведь не идиот и не считаю, что нам не нужно это направление работы в театре. Но оно не должно подменять всю работу учреждения. К тому же, традиционно в русском театре такие экспериментальные формы были закреплены не за главным режиссером, отвечающим за репертуарную политику, а за вторым режиссером. Пусть Имамутдинов займет в ТЮЗе должность, соответстующую направлению его деятельности, и я первым приползу к нему роль просить.

— Вы опасаетесь за будущее ТЮЗа, ратуете за сохранение традиций. Но есть ли что охранять, учитывая то состояние творческой жизни театра, которое мы наблюдали все последние годы?

— Может быть, и не было. Может быть, и время настало. Я хочу увидеть официальное заявление властных органов: разогнать, заменить…

(фото: inkazan.ru)

— Вас критикуют за то, что прежде чем писать письмо несогласные не поговорили и не обсудили ситуацию с директором и главным режиссером.

— Все правильно. У меня нет вопросов к директору и главному режиссеру. У меня есть вопрос к министерству культуры РТ.

— У авторов письма была встреча с министром культуры РТ Сибагатуллиным, о чем на ней шла речь?

— Пока есть попытка перевести ситуацию в производственную плоскость. Мне это не интересно. Не хотят услышать мой вопрос. Но как только я получу на него четкий ответ — проблема сразу же снимется.

— Еще говорят о том, что вся эта буча затеяна вами с целью стать главным режиссером театра.

— Это мог сказать только человек, который меня не знает, они в курсе, что я этого не хочу и не хотел. Кроме того, каким же нужно быть идиотом, чтобы на протяжении полутора лет, пока у нас не было главрежа, не предпринимать ни одного подобного шага, а сейчас заниматься этим, когда место занято. Мне 55 лет, что я могу хотеть…

— О чем же все-таки идет речь в этом самом письме, неужели в нем присутствует единственный вопрос, касающийся изменения главной задачи театра?

— Вопрос о главной задаче театра — это мой личный вопрос. И я не являюсь идеологом инициативы, это 26 человек, представляющие все службы театра. Письмо направлено на имя президента РТ, в Госсовет РТ, в минкульт и председателю СТД РТ. На мой вкус, оно чересчур эмоционально. Конечно, в нем приводятся факты тех же самых увольнений…

— При этом часть труппы поддерживает главного режиссера, включая, например, ваших давних коллег по театру Елену Ненашеву, Сергея Мосейко…

— Это очень тонкая тема. Конфликт и конфронтация подразумевают противостояние. Я вам скажу так, если Туфан Имамутдинов становится причиной противостояния с моими коллегами, товарищами и даже друзьями, то это ему много чести. Я не считаю его причиной конфликта и не нахожусь в режиме конфронтации со своими коллегами и товарищами. А если они, мои друзья, так считают после 25 лет совместной работы, то бог им судья.

— Не опасаетесь, что вся эта история закончится тем, что вас «попросят» уйти из ТЮЗа?

— Для этого нужны основания. Что значит «попросят уйти»? Истерики никто от меня не дождется. Как говорил Дюма устами графа де Ла Фер: допускать нужно любую ситуацию. Но никаких акций и демаршей устраивать не собираюсь. Я хочу получить четкий ответ на четко поставленный вопрос.

В гримерной театра
В гримерной театра

«НЕ ЗНАЮ, ЧЕГО РОМЕ БОЯТЬСЯ»

Одна из многолетних коллег Ерыгина по театру, народная артистка РТ Елена Ненашева, напротив, поддерживает главного режиссера. «У нас было собрание, где мы пытались узнать, в чем у них конфликт с Туфаном Рифовичем. Я в курсе относительно письма, но его содержание и претензии так и не были озвучены. Они сказали, что нужно коллективное собрание театра чуть ли не со всеми начальниками, и только тогда они смогут озвучить свою позицию», — сообщила Ненашева корреспонденту «БИЗНЕС Online» о результатах собрания, на которое главный режиссер пригласил актерскую труппу. «Сначала это говорится в доме, а потом уже идут в суд и подают на развод», — говорит актриса относительно действий авторов письма.

Объясняет Ненашева и для чего ТЮЗу необходимо участие в различных, в том числе и международных, проектах: «На следующий сезон театру не выделено ни копейки на новые постановки. Денег у театра на постановки нет вообще. Хотя у нас в плане стоит «Маленький принц» в постановке Имамутдинова. Уже висит распределение ролей, где есть и те актеры, которые подписали письмо. «Самоубийцу» Эрдмана мы уже начали репетировать». А за счет «разовых» проектов актеры имеют возможность работать с новым и интересным материалом, который потом имеет шанс войти в репертуар, как тот же самый спектакль «Война глазами детей». И это происходит, по словам Ненашевой: «Тихо говоря, не за счет театра».

Нынешнюю позицию Ерыгина она объясняет следующим образом: «Наверное, это связано с какими-то внутренними страхами. С Владимиром Чигишевым мы жили очень спокойненько, брали одну пьесу, репетировали. Что ты мог — ты и играл. Использовались актеры в их амплуа, как по старинке. И, может быть, сейчас у кого-то и «голова едет». Мы приходим и репетируем что-то новое. Хотя не знаю, чего Роме бояться — он очень хороший актер. Я не понимаю его опасений. Потому что репертуарный театр, он никуда не девается. Мы играем каждый вечер, приходите. И ни одного спектакля из репертуара Туфан не снял».

«Главный режиссер взял ответственность за театр — взял, он знает, куда его вести, — знает. Причем тут страхи актеров, да всегда они есть. Но это нормально, это суть профессии», — резюмирует Ненашева.

Прокомментировал письмо 26-ти казанских театралов и один из его адресатов, председатель союза театральных деятелей РТ, худрук Камаловского театра Фарид Бикчантаев: «Мы уже привыкли, что в театрах возникают конфликты между директорами и режиссерами. У нас в республике, в «Мастеровых», еще в нескольких театрах, не буду называть их, вообще по всей России. Это случается, когда, административная часть и художественное руководство не могут договориться. Но когда не могут найти общий язык творческие работники… Это вызывает серьезное беспокойство. Коллектив ТЮЗа я очень давно и хорошо знаю, они для меня почти родные, я работал с ними. Все казанцы знают, какие тяжелые времена переживал ТЮЗ в прошлом, не так давно они потеряли главного режиссера... Сейчас это крайне ранимый коллектив. К ним надо относиться очень бережно. И то, что возникла такая ситуация… Я даже не знаю, как к этому относиться. Надо серьезно разбираться. Хотя я знаю, что такие разбирательства обычно ни к чему не приводят… Этот конфликт между художественными работниками, он гораздо страшнее. Он разрушает саму суть репертуарного театра. И если художественное руководство не может найти общий язык с артистами… Здесь должно быть единение. А расколоть труппу надвое? Надо было очень сильно постараться, чтобы расколоть такой дружный коллектив, создать в нашем ТЮЗе ситуацию конфронтации…»