ПЕНСИОНЕРОВ ОСТАВИЛИ БЕЗ «ПОСЛЕДНЕГО ЯНЫЧАРА»

Сегодня, в День печати Татарстана, Казань осталась без телесигнала. С 9:15 утра до 17:00 из телевизора пропали вещательные телеканалы («Первый канал», «Россия + Татарстан», «Россия-Культура», «Петербург-5 канал», «Телевидение «Татарстан-Новый Век», «Звезда», программы первого и второго мультиплекса). То есть те, которые можно поймать на обычную антенну. Временно работу остановили и некоторые радиостанции, в частности, «Серебряный дождь», «Дети ФМ», «Радио «Ретро ФМ». Причина — профилактика на телебашне филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), транслирующего сигнал в Казани и республике.

Зрители лишаются возможности просмотра настоящих хитов дневного эфира — это, к примеру, программы «Давай поженимся» на Первом канале и сериала «Последний янычар» на «России». Понятно, что профилактика скажется преимущественно на аудитории возраста 45+. Кто еще будет смотреть телевизор в середине рабочего дня? Пенсионеры и безработные, возможно, еще школьники.

Профилактику планировали начать еще вчера и продолжать ее в течение 4 дней: с 19 по 21 мая. Впрочем, в понедельник телеблэкаут не случился: помешала погода. Об этом рассказал «БИЗНЕС Online» главный инженер филиала РТРС Ринат Сабитов. «На улице шел дождь. В туман, снегопад, в дождь, сильный ветер работы на высоте запрещены правилами, мы не имеем права это делать, — пояснил Сабитов. — Поэтому трансляция сигнала не прервалась». Отметим, что пасмурно в Казани и сегодня, однако отключение все же состоялось.

Антенно-фидерное хозяйство компании размещено в Казани на телебашне на высоте 180 м, объяснил главный инженер. Без отключения не обойтись: за полдня, даже за день разобрать, отревизировать, заменить в случае необходимости «подозрительные» детали и собрать обратно все, что подлежит плановой профилактике, невозможно. Оборудование сложное, и профилактика проводится ежегодно.

«Трактор за день собрать-разобрать можно? — спросил для наглядности Сабитов. — Вот и тут так же».

ПРОФИЛАКТИКУ ОТЛОЖАТ НА 22 МАЯ

График отключения вещания в обязательном порядке согласовывается с телеканалами, как местными, так и федеральными. Если разрешение телеканалы не дают, процедура переносится на другой день. Таков порядок, кроме, разумеется, аварийных работ. Необходимость в отключении оборудования связана, по словам главного инженера, еще и с тем, что сейчас телеканалы ведут круглосуточное вещание. В советские времена, например, местное телевидение включалось несколько раз в сутки: с 9 утра до 11, затем шел перерыв до 15 часов, далее вещание до 23 часов — и снова перерыв до утра. Теперь же сигнал идет непрерывно, так что нагрузка на оборудование выросла.

«А нам необходимо знать, что от весны и до следующей весны ничего не случится. Надо поглядеть: где тонко, там и рвется, чтобы не было аварийных отключений, — пояснил Сабитов. — Это называется планово-предупредительный ремонт. Есть он и на электросиловых установках. Если вовремя не посмотреть, и розетки гореть будут!»

Интересно, что завтра сигнал включат снова. Сабитов связывает такое решение с тем, что врио президента РТ Рустам Минниханов 20 мая в честь сегодняшнего Для татарстанской печати будет встречаться с журналистами. Однако понять связь сложно: транслировать встречу, как нас заверили в пресс-службе главы республики, ни по одному телеканалу не планируется.

Выключение сигнала РТРС повторит 21 мая, как это планировалось по графику, с продлением на 22 мая. Если потребуется еще один день отключения, придется вновь договариваться с телекомпаниями. «Мы снова запросим Москву, будем заново согласовывать график», — сообщил Сабитов.

«ОТКЛЮЧЕНИЯ СТАЛИ ПРОВОДИТЬ ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО»

Генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» комментировать тему отказался. Впрочем, рейтинги телекомпании в Казани (графики и данные есть в распоряжении нашей редакции) традиционно низки, а в дневные часы и вовсе практически нулевые.

Программный директор радио «Ретро ФМ» Светлана Говорунова в беседе с корреспондентом нашей газеты отметила, что профилактические отключения стали проводиться значительно чаще, чем это было раньше. Что не может не вызывать удивления.

«Понятно, что мы не довольны, потому что отключения стали проводить часто и достаточно длительно — не один день, а четыре. Последний раз отключение было полтора или два месяца назад. Раньше стабильно такие отключения были не чаще двух раз в год. Официальное письмо пришло заранее — две недели назад. В нем указано, что «в соответствии с графиком плановых ремонтных работ антенно-фидерных устройств на радиотелецентре будут проводиться ремонтные работы». Однако в понедельник нас не отключили — мы вещаем. Может быть, они пока решили обойтись малой кровью? Наши менеджеры по рекламе, конечно, сообщают клиентам об этом отключении, и мы никогда рекламодателя не ставим перед фактом или постфактум», — рассказала Говорунова.

Как правило, отключения сказываются на рекламных обязательствах СМИ. Так, по словам руководителя технического отдела вещательной корпорации «Проф-Медиа» Ильдара Каюмова, в договорах изначально прописываются условия отработки контрактов за пропущенные из-за профилактики эфиры.

«Нас предупредили об отключении достаточно давно — примерно за две недели, — рассказывает Каюмов. — Как нам сообщили, передатчики будут отключены только в рабочее время. Это связано, как я понимаю, с монтажом или демонтажом оборудования, будут подниматься какие-то новые станции. Я сам как связист понимаю, что ни один нормальный человек под работающие передатчики не полезет. Помню, такие длительные отключения были, когда включали цифровое телевидение, тогда велись большие монтажные работы. Но все ведь зависит от бригады. У нас, например, была бригада, для которой было важно только то, чтобы не было сильного шквалистого ветра — работать можно почти в любую погоду».

Подобные ситуации описываются во всех нормальных договорах с рекламодателями, добавил Каюмов. У «Проф-Медиа» есть практика: если происходит отключение (неважно, по инициативе компании или из-за внешних причин), это компенсируется. Например, двойной трансляцией материалов заказчика.

Необходимость проведения подобных работ описана в правилах технической эксплуатации установок, где число профилактик регламентировано. Поэтому никто ничего не придумывает, понятно, что это рабочая ситуация. Если вовремя что-то не сделать, то потом можно столкнуться с более серьезными проблемами, заметил Каюмов.