До революции ученые не только не отвергали название «татары», они даже предпочитали более широкий термин «тюрко-татары», поскольку целый ряд народов был тесно связан по языку и культуре с татарами (фото: geo-politica.info)

ЛЮДИ ЖИВУТ ВЕСЬМА ПРИЗЕМЛЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ

Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.

Зинаида Гиппиус

Очень смешно слушать и смотреть передачи, в которых доказывают, что татары не татары, а, например, булгары или кряшены, что это имя, мол, нам навязали захватчики-монголы, а в ХIХ веке подхватили национальные идеологи типа Марджани, что будто бы мы всегда назывались по местности, например, мишари из Мещерской земли, или башкиры из башкирских территорий, или мусульманами и т.д. и т.п. Идеологическая машина, работающая по указке Сталина, дает сбои: татары остались татарами. Почему-то вокруг этнонимов других народов не существует таких споров, привязались именно к татарам.

Кстати, до революции весьма солидные русские и иностранные ученые не только не отвергали название «татары», они даже предпочитали более широкий термин «тюрко-татары», поскольку целый ряд народов был настолько тесно связан по языку и культуре с татарами, что их трудно было различать. Выдающиеся лингвисты знали всего лишь два диалекта: огузский и кыпчакский, а в последнем различали наречия, такие как татарский, казахский, узбекский, уйгурский и т.д. или говоры типа башкирского, ногайского и т.д. Это впоследствии советская историография накрутила мифы о татаро-монгольском нашествии, о якобы младописьменных тюркских народах, обретших свою профессиональную культуру благодаря социализму, сочинили множество языков. На поверку эти культуры оказались несравненно древнее русской, украинской и даже белорусской.

Древние летописцы прекрасно знали, кто такие татары: и китайские, и азиатские, и европейские, и русские. Думать, что весь мир ошибался и только наследники сталинской исторической науки правы — верх самомнения. Нелепо думать, что народ принял навязанное ему самоназвание. Об этом писать скучно, гораздо интереснее другой вопрос: насколько идентичность устойчива и каким она подвергается провокациям со стороны современных рыночных, во многом американизированных ценностей.

Российские СМИ старательно нагружают молодежь зарядом патриотизма, но одновременно монетаристская политика, рыночные отношения действуют гораздо эффективнее — они обещают успех, деньги, машину, дом. Если ты сумел показать свои таланты и добрался до Москвы, то перед тобой открывается возможность уехать дальше в Европу или даже в США. Существует понятие «американский образ жизни», который всем хорошо известен, хотя может быть и неприятен. Мы можем его ругать, но все слышали об «американской мечте». А каков же на этом фоне российский образ жизни? Это непростой вопрос. Может, это поездка за мечтой на крутой Lada Kalina по российским таежным дорогам? Или поиск родственников, знакомых, через кого можно пробиться на госслужбу и «наладить» жизнь? Не спорю, успехи в космосе вдохновляют население страны, все любят напевать знаменитые строки «И на Марсе будут яблони цвести…» Однако люди живут весьма приземленными интересами. Сколько денег тратится на разного рода стратегические центры, якобы выстраивающие российскую идеологию, но они пока реализовали только собственную мечту — неплохо пристроились…

С ТАТАРАМИ ЛУЧШЕ БОРОТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ САМИХ ЖЕ ТАТАР

Общероссийская идентичность, несмотря на старания СМИ, остается лоскутным и противоречивым сознанием. Она состоит из осколков разных эпох и народов, там смешаны монархизм, анархизм, сталинизм с православием, там нет генерализующей ИДЕИ. Кое-кто надеется, что все народы сами собой сольются в великой российской нации, но в реальности народы ищут иного — укрепления своей идентичности. У татар за последние годы гордость за республику, за свой народ резко выросла, однако, что скрывать, язык забывается, отношение к культуре стало весьма поверхностным. А что произойдет, если татары полностью перейдут на русский язык? Исчезнет ли в таком случае народ? Или татары приспособятся наподобие евреев к основному языку общения с минимальным знанием родного. Еврейская идентичность, возможно, пострадала от перехода на язык страны проживания, но народ не исчез, даже, наоборот, продемонстрировал великие способности всему миру. Понятно и без социологических исследований, что с потерей родного языка татары не теряют свою идентичность. Порой у русскоязычных татар даже обостряются национальные чувства. Потеря языка не ведет автоматически к этнической ассимиляции, хотя лишает людей тех ценностей, которые содержатся в родной речи.

Евреям сохранить свою нацию помогает иудаизм, чего не скажешь об исламе у татар. Исторически татары умели подстраивать религию (ислам или православие) под свои интересы. Если религия помогала в жизни, народ ее терпел, мешала — выбрасывал, как гнилой товар. В последнее время появились такие течения в исламе, которые отвергают национальность, они поставили себе цель превратить татар в чистых мусульман, а потому пропагандируют чужую одежду — начинается именно с этого. Надел якобы мусульманскую одежду (каковой в природе не существует) и вроде стал правоверным, а главное сделал шаг к отказу от национальности. Затем идет требование изучения арабского языка, затем вводят запрет на поклонение могилам родителей, наконец, пропагандируют нормы ханафитского мазхаба взамен светских законов. Я встречал татарок, укутанных с ног до головы в какие-то тряпки, презирающих татарский язык, но старательно изучающих арабский. Какой продукт нам выдают дремучие медресе арабских стран? Ведь исламская система обучения не изменилась со времен Средневековья и она приспособлена под уровень знаний и мораль тех шакирдов, кто не может поступить в нормальные университеты и специальные учебные заведения, да и трудиться не желает.

В своей карьере татары не могут положиться на сородичей, как евреи, всегда поддерживающие своих не только на словах, но и на деле. Для татар характерно обратное — зависть за успехи товарищей толкает их на самые неожиданные и даже мерзкие шаги. Это не конкуренция, как может показаться на первый взгляд. Это зависть в своей первичной наготе. Сталин это хорошо знал и пояснял партийцам, что с татарами лучше всего бороться с помощью самих же татар. Нетерпимость татар друг к другу связана не только с рабским прошлым, но и с отсутствием больших национальных целей, объединяющих различные интересы вокруг общих задач. Когда интересы мелкие, то и отношения мельчают. Материальное обогащение, чем активно занялись татары, не может быть такой целью, скорее, оно ведет к этническому нигилизму и нездоровой конкуренции. Пока что сабантуй остается единственным объединителем, но это первичное, исходное в этнической культуре, а вовсе не высокая ИДЕЯ. Значит, татары и дальше будут грызть друг друга. Страшно вспомнить, как Институт истории им. Марджани два с лишним года боролся за выживание, сколько родных татар ученых (особенно химиков и филологов), депутатов требовали ликвидации института, хотя другого научного учреждения по изучению татарской истории нет. Татары были готовы остаться без истории, но лишь бы кто-то не сделал прорывные открытия в той сфере, которая непосредственно связана с идентичностью.

Идентичность формируется в семье, школе и окружающей среде (фото: islam.ru)

РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЧЕЛОВЕК ВСПОМИНАЕТ О СВОЕМ ПРОИСХОЖДЕНИИ

«Есть только две бесконечные вещи:
Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен»

Альберт Эйнштейн

Карьерный рост, успехи в жизни далеко не всегда имеют ясно выраженный этнический аспект, если, конечно, это не сфера искусства и литературы. В науке нет этнических признаков. Даже татарской историей в значительной степени занимаются русские и иностранцы, что абсолютно правильно. Можно по-разному служить своей нации. Например, Рудольф Нуриев волею судьбы был оторван от своего народа, но во всем мире его называли «летающим татарином». Такие люди становятся национальными символами и лучше любого лингвиста служат укреплению идентичности.

Идентичность формируется в семье, школе и окружающей среде. Пока воспитывают бабушки и дедушки, можно не волноваться за этническую привязанность. Проблемы начинаются с детского садика и продолжаются в школе. В системе образования уже не одно столетие идет борьба с татарской культурой. В царское время был запрет на открытие татарских светских школ, в советское время была идеология слияния наций, а в демократической России нерусские школы закрывают без всякой идеологии.

Существует определенное преувеличение роли семьи в деле воспитания. Мы всегда интересуемся, из какой семьи человек родом, любим разные поговорки типа «яблоко от яблони недалеко падает» и т.д. Но, оказывается, реальное влияние окружения не меньшее, а порой даже более значительное, нежели семьи. Как только молодое поколение подрастает, его начинает волновать ближайший круг друзей. Если в детстве не заложены крепкие моральные принципы, то внешняя среда начинает играть доминирующую роль. Превалирование значения окружающей среды над семьей вполне объяснимо, ведь молодежь, определившаяся в своих отношениях с родителями и родственниками, затем стремится утвердиться в обществе. Вступая во взрослую жизнь, молодой человек пытается добиться успеха и начинается это в ближайшем окружении. Отсюда стремление самоутвердиться в кругу друзей, начинается погоня за лидерством, появляется командный дух. Влияние среды может привести к проблемам с семьей, что выражается в феномене «отцов и детей».

Интересен, конечно, такой вопрос: что такое успех по-российски, если ты не русский? Мешает ли твоя фамилия добиваться высот? Может, лучше забыть свой язык и свою национальность, ругать татар и твои старания будут отмечены? Это во многом связано с нравственными принципами, заложенными семьей и школой, и чувством гордости за свою нацию. Можно прикинуться русским и сделать успешную карьеру в России, но это не значит, что таким способом можно добиться душевного спокойствия. Рано или поздно человек вспоминает о своем происхождении.

МАРКЕРЫ ИДЕНТИЧНОСТИ

«Успех всегда был великим лжецом»

Фридрих Ницше

Свою идентичность татары определяют не по языку и не по религии, а по происхождению, причем происхождение существенно не только в плане татарского самосознания, а по той местности, откуда вышли родители. Этническая и земляческая идентичности не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга. Некоторые народы (например, казахи) помнят свой род, другие (например, узбеки) — территорию (Фергана, Бухара, Хорезм), а для татар важна та деревня, откуда родом предки до седьмого колена. Выяснить свои корни и означает для татарина быть татарином.

Один из маркеров идентичности — это круг общения и количество межэтнических браков. Тут татары отличаются как высоким процентом смешанных браков, так и межэтнической дружбой, работой в полиэтничных коллективах, даже уличные группировки в Казани в свое время были интернациональными. Этого нельзя ставить в вину татарам, ведь одна из наших характерных национальных черт — открытость культуры, что является громадным преимуществом. Именно благодаря открытости татары в ХIХ веке быстро вошли в капиталистические отношения и стали конкурировать с русскими, открытость позволила в ХХ веке татарам по образованности и культуре стать вровень с развитыми нациями. Альтернатива открытости — резервация. Однако у открытости есть своя оборотная сторона — смешанные браки, в которых ассимиляция в сторону доминирующей нации и языка происходит быстрее, чем в мононациональных семьях. В этой ситуации для сохранения татарской или двойной идентичности существенно полноценное двуязычие.

Вопрос идентичности не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, у каждого человека существует целый комплекс идентичностей: этническая, религиозная, гражданская, региональная, наконец, космополитическая. А еще могут сформироваться частные, корпоративные идентичности. Человек выполняет множество ролей в жизни, и оказывается в системе разнообразных отношений, он вынужден подчиняться каким-то коллективным правилам, не всегда совпадающим с его предпочтениями. Авторитаризм нам навязывает свои стереотипы, противоречащие нашей природе, в результате жизнь оказывается собранной из разных осколков интересов, предубеждений, моральных и корпоративных норм, религиозных ритуалов и гражданских обязанностей. Эти «осколки» не собраны под единым началом, нет общегражданских ценностей, а навязываемый патриотизм содержит в себе заряд конфликтогенности. Скоро пройдут победные праздничные дни, и вновь восторжествует идейная опустошенность. Российская общественная мысль оскудела, она призывает к материальному обогащению и конкуренции, похожей на поедание друг друга. Общество шарахается от коммунизма к либерализму, от прозападной политики к сталинизму. Русская культура, всегда выполнявшая притягательную роль для народов страны и вызывавшая уважение во всем мире, выродилась в детективные блокбастеры. После «золотого» и «серебряного» века вдруг наступил период полного провала. Впрочем, в татарской литературе происходит то же самое. В стране отсутствует общая идеология, а потому остается полагаться на республику.

В Татарстане сумели использовать открытость русской и татарской культур для формирования региональной идентичности. Основу этой терпимости заложила идея суверенитета, которая была провозглашена от имени всего многонационального народа. Конечно, шовинистам не по нутру межэтническая терпимость, а потому они ополчились на суверенитет Татарстана и даже запретили упоминать его решениями Конституционного суда России. Было бы грустно, если бы что-то зависело от потерявшего всякий авторитет Конституционного суда. Терпимость и взаимопонимание — это бесценный капитал татарстанского сообщества, фактор инвестиционной привлекательности, гарантия благополучия, надежда на лучшее будущее наших детей и внуков. При этом региональная идентичность не отменяет ни этнической, ни гражданской идентичностей. Это особая тема.

О! из глуши моих родных степей
Я слышу вас, далекие народы,—
И что-то бьется тут, в груди моей,
На каждый звук торжественной свободы.
Мне с юга моря синяя волна
Лелеет слух внезапным колыханьем...
Роскошных снов ленивая страна —
И ты полна вновь юным ожиданьем!

Что ж? Начинай! Уж гордый Рейн восстал,
От долгих грез очнулся тих, но страшен,
Упрямо воли жаждущий вассал
Грозит остаткам феодальных башен.
На Западе каким-то новым днем,
Из хаоса корыстей величаво,
Как разум светлое, восходит право,
И нет застав, земля всем общий дом.
Как волхв, хочу с Востока в путь суровый
Идти и я, дабы вещать о том,
Что видел я, как мир родился новый!

И ты, о Русь! моя страна родная,
Которую люблю за то, что тут
Знал сердцу светлых несколько минут,
Еще за то, что, вместе изнывая,
С тобою я и плакал и страдал,
И цепью нас одною рок связал,—
И ты под свод дряхлеющего зданья,
В глуши трудясь, подкапываешь взрыв?
Что скажешь миру ты? Какой призыв?
Не знаю я! Но все твои страданья
И весь твой труд готов делить с тобой,
И верю, что пробьюсь — как наш народ родной
В терпении и с твердостию многой
На новый свет неведомой дорогой!

Николай Огарев. Упование. 1848 год