Круглый стол, посвященный проблемам велоинфраструктуры в городе, собрали накануне в Казанской ратуше депутаты Казгордумы. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на мероприятии, выяснил, где в ближайшее время появятся велодорожки, чему будет посвящена ближайшая «Велоночь» и почему казанскому велосообществу так трудно бывает договориться с чиновниками.
По инициативе депутатов Казгордумы в лице Ильдуса Янышева (справа) был проведен круглый стол, посвященный проблемам велоинфраструктуры |
ВЕЛОНОЧЬ НА ВОДЕ
О том, что велосообщество Казани растет, говорят многие показатели. К примеру, в 2007-м в столице Татарстана было 3 специализированных магазина по продаже «великов», в этому году их уже 11. По данным зампреда комитета по транспорту исполкома города Марата Хисамутдинова, количество владельцев велосипедов составляет 100 - 130 тысяч. В 2014 году в крупных торговых сетях было куплено 20 тыс. велобайков, всего же по Татарстану велопарк составляет 270 тыс. единиц с ежегодным приростом в 30%. Ежегодный оборот торговли в данном сегменте — 65 млн. рублей в год. Кризис повлиял и на цены. По сравнению с прошлым годом, цена на велосипеды выросла на 40 - 60% и в среднем составляет 17 тыс. рублей. Поэтому многие предпочитают покупать подержанные велосипеды, отчего возросло количество веломастерских по городу, в том числе и с выездом на дом.
Понятно, что вопросов для обсуждения между велосообществом и властью накопилось много, поэтому по инициативе депутатов Казгордумы в лице Ильдуса Янышева и был проведен круглый стол с участием представителей различных комитетов, а также велоактивистов. Однако последние оказались не совсем готовы к диалогу и иногда превращали обсуждение в балаган. Но обо всем по порядку.
Первой с небольшим докладом выступила руководитель комитета внешних связей и туризма исполнительного комитета Казани Евгения Лодвигова, которая немного раскрыла подробности предстоящей «Велоночи», которая пройдет в Казани в ночь с 30 на 31 мая. В основу глобальной экскурсии на колесах лег маршрут «Удивительная Казань», под разработку которого город получил в этом году федеральный грант — 15 млн. рублей. «В этом году мы не можем проехать так, как запланирована «Удивительная Казань», — рассказала Лодвигова, — поэтому маршрут пришлось немного изменить. Поскольку в этом году будет проведен чемпионат мира по водным видам спорта, то и велосипедисты посетят основные водные объекты города и услышат рассказы о Булаке, Казанке, Волге, Кабане». Планируется, что у велосипедистов будет 7 экскурсионных остановок.
В этом году в связи с чемпионатом мира по водным видам спорта маршрут «Велоночи» пройдет рядом с основными водными объектами города |
СПРОСИТЕ МЭРИЮ, КАК УСТАНАВЛИВАТЬ ВЕЛОПАРКОВКИ
Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева признала отсутствие в городе полноценной велоинфраструктуры. Она напомнила о попытках разработать концепции велодорожек, но они пока ничем не закончились — не хватило опыта решения подобного рода вопросов. «Сегодня в рамках работы по разработке комплексной схемы развития дорожного движения до 2020 года спроектировано 18 велосипедных маршрутов, но и эта схема на сегодня изобилует большими проблемами, — отметила она. — Ни один из прорабатываемых маршрутов нельзя назвать непрерывным. У нас есть ряд отдельных дорожек и территорий, отдельных участков, которые могут использовать велосипедисты, но они между собой ничем не связаны». Прокофьева рассказала, что ей хотелось бы, чтобы в городе появился нормативный документ, который обязывал при строительстве новых дорог или реконструкции старых создавать инфраструктуру для велодвижения. Но для этого необходимо финансирование. Чиновница заверила, что она открыта для сотрудничества, и призвала велосообщество к активному диалогу.
Активисты движения «Негонки» решили использовать данную возможность для выяснения отношений: «Почему когда реконструировали Ленинскую дамбу, не предусмотрели возможностей нормального движения для велосипедистов? Кто виноват?» «Я бы не хотела сегодняшний разговор начинать с того, как получилось так, что ничего не получилось, — ответила Прокофьева. — Действительно, были недоработки. Давайте начнем с новой точки отсчета». После этого был задан первый конструктивный вопрос: должен ли хозяин магазина или иного учреждения обращаться за разрешением в мэрию, если вдруг захочет оборудовать велопарковку перед входом, ведь земля ему не принадлежит. «Теоретически, конечно, может, но один случай другому рознь — согласовывать все-таки с нами надо, — посоветовала Прокофьева, — чтобы не было конфликтов с пешеходным движением. Пока не было случаев, чтобы к нам обращались с подобным вопросом. Как только будут прецеденты, мы разработаем облегченную форму подачи документов и выдачи разрешений». А зампред комитета по транспорту мэрии Казани Марат Хисамутдинов решил развить идею и предложил не давать разрешения на эксплуатацию здания до того момента, пока возле него не появится велопарковка, как это сейчас делается с автомобильными парковками.
Хотя власти города уделяют внимание проблемам велосипедистов в Казани, все же главный архитектор Казани признала отсутствие полноценной велоинфраструктуры |
Далее активист «Негонок» Александр Бикмуллин посетовал на то, что велосипедистов не зовут на обсуждение проектирования и строительства велодорожек: «В парк Горького позвали на последнюю стадию, когда уже закатали бетон. И получилась какая-то, извините, ерунда. Давайте все-таки советоваться. А то об это покрытие дети разбивают себе носы, на асфальте было менее травматично падать». «Татьяна Георгиевна, давайте я приду к вам на помощь, — вступила в разговор помощник врио президента РТ Наталья Фишман и обратилась к активисту. — Я не знаю, как внутри вашего велосообщества организовано, раз вы ничего не знаете, но один из ваших активистов участвует в реконструкции всех 32 парков, которые проводятся в этом году в Казани, и все предложения учитываются. Если есть комментарии по поводу покрытия, хорошо было бы, если бы вы не в режиме обвинения чиновников выступали, а предоставляли требования или свои ожидания». Фишман рассказала, что для разработки веломаршрутов привлекли велоактивиста Алексея Митяева — советника руководителя департамента транспорта Москвы. Он помог сформировать первый нормальный маршрут, который должен объединить четыре парка и сквера: от Лядского садика, через парк Горького, по набережной к Черному озеру и снова снова к Лядскому садику. «Президенту данный проект был представлен, он дал задание его обсчитать, — рассказала Фишман. — И в высокой степени вероятности этот проект будет реализован к 30 августа».
Активисты требовали, чтобы мэрия установила ангарчики для хранения крупногабаритного спортинвентаря у многоквартирных домов |
КОЛЯСКИ ВАЖНЕЕ
Настоящий балаган начался, когда приступили к обсуждению того, где парковать велосипеды людям по месту жительства. Активисты требовали, чтобы мэрия установила ангарчики для хранения крупногабаритного спортинвентаря у многоквартирных домов, мотивируя это тем, что для бюджета это ничтожные суммы. «Сами соберитесь и сделайте! — посоветовал один из чиновников. — Почему город должен делать за вас? Тысяч 10 можно наскрести на все». Представительница сферы ЖКХ парировала атаки активистов, рассказав, что организовывать стоянки для автомобилей и велосипедов — не обязанности муниципалитета, потому что земля принадлежит самим жильцам в долевой собственности и управляющая компания тут ничего тоже сделать не может. «Никто же не требует организовать хранение детских колясок, а это намного сложнее, дороже и намного важнее», — аргументировала чиновница.
Когда дошла очередь представлять свои доклады велоактивистам, и вовсе стало скучно. Ален Хайруллин, который перед Универсиадой проехал на велосипеде кругосветку, зачем-то стал рассказывать чиновникам о том, как устроена велоинфраструктура в разных странах мира. Информация, конечно, любопытная, но не лучше бы было использовать ситуацию для того, чтобы решить сиюминутные проблемы, пользуясь тем, что представители многих ведомств находились за круглым столом? Потом о своей деятельности начали рассказывать представители клуба «Негонки», по сути, повторяя ошибки Алена. И когда дошла очередь до действительно полезного доклада о том, как чиновники могли бы облегчить жизнь казанского велосипедиста, они его слушали ну уж совсем невнимательно. А жаль. Там были действительно очень рациональные мысли, но поданные не самым «вкусным» способом. Просьбу сделать на городских трассах более низкий бордюр, чтобы было проще на него заезжать, велосообщество донести до чиновников так и не смогло, видимо, не хватило времени и самоорганизации...
Как заметили по окончании мероприятия, проблемы с велоинфраструктурой известны всем и давно, просто нужна политическая воля к их решению.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.