Сергей Иванов: «С моей точки зрения, сейчас для бизнеса наиболее благоприятная ситуация для вхождения в туристическую отрасль»
Сергей Иванов: «С моей точки зрения, сейчас для бизнеса наиболее благоприятная ситуация для вхождения в туристическую отрасль»

ТРИ КИТА РТ: КАЗАНЬ, ВОЛГА И ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Сергей Евгеньевич, начнем с актуального: сколько и откуда гостей мы ждем на майские праздники?

— Ожидается порядка 30 тысяч человек. Мы исходим из загрузки номерного фонда, который на майские праздники загружен практически на 100 процентов. Причем в эту цифру не входят те туристы, которые приезжают на один день или останавливаются на съемных квартирах и у друзей.

На майские праздники стартует совместный с «РЖД-Тур» проект туристических поездов в Казань из ряда российских городов, и по этой программе мы суммарно ждем порядка 2 тысяч человек. На сегодняшний момент в программе участвуют Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург. Покупая экскурсионный билет, человек получает не только билет на поезд туда и обратно, но и экскурсионное обслуживание в городе назначения. На первом этапе это туристы одного дня, на втором — туристы будут проводить в городе день и ночь.

— Сколько продано таких билетов в Казань?

— Продажи в городах идут по-разному, наибольшую активность показал Екатеринбург, где на сегодняшний день уже продано порядка 8 - 9 вагонов. Пакет билетов стоит 5,7 - 5,9 тысячи рублей на человека.

— Зачем едут? Как вы определяете туристический бренд Казани, Татарстана в целом? (Борис Силин)

— Туристический бренд Казани пока еще не сформулирован. Я могу сформулировать уникальное торговое предложение Татарстана, то есть то, что мы продвигаем на международном рынке: Казань, Волга и татарская национальная культура. Это три кита, которые мы по-разному комбинируем под конкретные туристические предложения.

Татарская национальная культура - один из трех китов туристического бренда республики
Татарская национальная культура — один из трех китов туристического бренда республики (фото: iskekazan.ru)

«СРЕДНЕЕ ПРЕБЫВАНИЕ ТУРИСТА, НАПРИМЕР, В ПАРИЖЕ — ДВА ДНЯ»

— Вы предлагаете Казань историческую или в целом?

— Казань — универсальный туристический продукт, и в этом ее уникальность. Здесь помимо классического культурно-исторического туризма развивается и активный туризм, и сити-брейк, и туризм, связанный с массовыми мероприятиями. Поэтому Казань продвигается как город с развитой туристической инфраструктурой, предлагающий большие возможности для туризма, с богатой культурной и спортивной программой, и как город с удобной логистикой по отношению к основным транспортным узлам.

— И все-таки вопросы приходят такие: «На майские праздники ждете 30 тысяч туристов, а чем вы их собираетесь удивлять? Казанским кремлем — и все? Кто думает над «фишками» для привлечения туристов?» (Эдуард)

— К сожалению, жители республики плохо знают свою республику. И эта проблема характерна для всех регионов России. Поэтому и вопросы такие задают. А при этом многие даже не знают, что есть в Казанском кремле помимо мечети «Кул-Шариф» и башни Сююмбике. Например, не все знают, что там есть филиал Эрмитажа, а ведь таких филиалов только два в стране. В Кремле работает музей естественной истории.

— А что смотреть помимо Казанского кремля?

— Национальный музей, музей 1000-летия Казани, музей изобразительных искусств Татарстана и т.д. У нас есть и частные музеи: Василия Аксенова, социалистического быта, чак-чака. Кроме этого, люди могут посетить большое количество культурно-развлекательных мероприятий: это и Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, и Большой концертный зал имени Сайдашева, и драматические театры.

— Но все это не является чем-то выдающимся, ради чего стоит приезжать в Казань на три дня. На один день — да, можно приехать, но не больше, поскольку нечего смотреть...

— Среднее пребывание туриста, например, в Париже — два дня. И это большая проблема для всех городов мира. Если это не курорт, то человек не задерживается там долго.

ЗА 10 ЛЕТ ТУРПОТОК В КАЗАНЬ УВЕЛИЧИЛСЯ В 6 РАЗ

— Что делать зарубежному туристу в Казани хотя бы два дня?

— Посмотреть на объект всемирного наследия ЮНЕСКО — Казанский кремль, посетить одну из галерей, спектакль оперного театра или концерт в ГБКЗ. Конечно, для иностранного туриста мы не позиционируем Казань как единственное место посещения в России, а продвигаем в составе трех столиц страны: Москва, Санкт-Петербург, Казань. У иностранцев к России есть большой интерес, и, посмотрев официальную и культурную столицы страны, им хочется увидеть что-то более душевное. А наши «козыри», повторю, — это татарская культура и Волга.

— Сколько иностранных туристов посетили Казань в прошлом году?

— Сложность подсчета заключается в том, что не все из них границу пересекают в Татарстане, а только те, кто прилетает самолетами иностранных авиалиний. По данным УФМС, в общем туристическом потоке иностранцы составляют 12 процентов, то есть порядка 250 тысяч жителей дальнего зарубежья.

— Насколько велика точность статистики по количеству приезжающих туристов в Казань (РТ)? (Марат)

— Мы используем данные Татстата о количестве людей, проживающих в коллективных местах размещения.

— Но там проживают и люди, которые приехали, например, на деловой форум.

— Это бизнес-туристы. В прошлом году мы дополнили список объектов Татстата, которые они мониторят, поэтому, надеюсь, что за 2014 год картина будет более полной.

— Какая динамика посещения Казани туристами?

— В 2005 году в Казань приезжали 400 тысяч туристов, в 2014 — 2,5 миллиона человек. Стоит задача за 7 лет довести это число до 4 миллионов человек.

«Наша задача заключается в том, чтобы такие города, как Елабуга, Чистополь (на фото), Набережные Челны, Билярск, Булгар были закольцованы в постоянный туристический маршрут по Татарстану»
«Наша задача заключается в том, чтобы такие города, как Елабуга, Чистополь (на фото), Набережные Челны, Билярск, Булгар были закольцованы в постоянный туристический маршрут по Татарстану» (фото: tw-tour.ru)

«РЕЧЬ ИДЕТ О МИЛЛИАРДЕ ДОЛЛАРОВ...»

— Кремль — это хорошо, но согласитесь, Казани необходимы еще центры притяжения. К примеру, построить здесь океанариум.

— Безусловно, такие мегаобъекты Татарстану нужны, и я даже прошу читателей вашего издания присылать идеи относительно подобных объектов. Но здесь должны быть частные инвестиции. В первую очередь нас интересуют такие объекты, которые задерживали бы туриста на два и более дней.

— Это, например, какие объекты?

— К примеру, недавно состоялась закладка камня на месте строительства выставочного центра около аэропорта «Казань». Этот объект станет местом притяжения делового туризма, когда человек прилетает не на один день, а на время проведения делового мероприятия.

Еще одним примером длительного туризма может стать развлекательный парк высокого уровня — типа Диснейленда. Но в европейском офисе Диснейленда мне сказали, что в ближайшие годы у них не запланировано строительство парков в России. Идея парка развлечений лежит на поверхности, но пока у нас нет конкретного плана по ее реализации.

— Сколько денег требуется на такой парк?

— Речь идет о миллиарде долларов, поэтому инвестор требуется крупный. Мы работаем в этом направлении. Но есть и объективные ограничения: потенциальный инвестор смотрит на объем туристического потока, на посещаемость территории, чтобы понять, сколько людей придут к нему на объект. И не всегда турпоток в 2,5 миллиона устраивает инвестора.

— Выходит, круг замкнулся?

— Нет, круг не замкнулся, поскольку мы одновременно ищем инвестора и увеличиваем туристический поток. Рано или поздно эти две линии пересекутся и проект состоится.

— Чистополь — одна из точек притяжения туристов. Туда федеральные деньги уже пошли?

— Пока еще нет, поскольку туристическая концепция города только разрабатывается. Головные организации всего этого процесса — министерство культуры РФ и РТ. Если этот проект реализуется, Чистополь будет введен в активный туристический оборот в России и за рубежом.

— А по Елабуге уже все определено, или вы планируете что-то дополнить?

— В Елабуге разработана своя концепция, и менять ее смысла нет. Наша задача заключается в том, чтобы такие города, как Елабуга, Чистополь, Набережные Челны, Билярск, Булгар были закольцованы в постоянный туристический маршрут по Татарстану.

«Люди переплачивают за услуги, либо они недовольны сервисом. Вот над чем нам всем надо работать»
«Люди переплачивают за услуги, либо они недовольны сервисом. Вот над чем нам всем надо работать»

8 ТЫС. ЧЕЛОВЕК НА СВИЯЖСКОЙ МАСЛЕНИЦЕ

— Какие меры государственной поддержки в реализации проектов в сфере туризма оказывает возглавляемый вами госкомитет? (Искандер Ахмедов); Каким образом поддерживаются частные инициативы по развитию туризма в Татарстане? (Наиль)

В прошлом году мы запустили механизм поддержки инициатив со стороны представителей туристической индустрии. Так, в августе 2014 года была реализована идея проведения фестиваля исторической реконструкции «Великий Болгар». Костюмы, амуниция, обустройство стана воинов соответствовали периоду XIII - XV веков. Представители исторических клубов бились по-настоящему, чтобы установить, кто из них самый сильный. За два дня фестиваль посетили более 14 тысяч человек. Мы даже не ожидали такого интереса! Фестиваль завоевал первое место в номинации «Лучший проект исторической направленности в 2014 году» на национальной туристской премии в области событийного туризма Russian Event Awards-2014.

Мы также организационно поддерживаем проведение Свияжской масленицы, поскольку считаем, что этот проект идеально ложится в концепцию острова. В этом году мы ожидали, что примут участие 3,5 тысячи человек, а было 8 тысяч, поэтому возникли определенные проблемы с инфраструктурой, с парковкой. Все вопросы мы проанализировали, и в следующем году при проведении этого мероприятия они будут решены.

В текущем году мы также проводим конкурс идей в сфере туризма. Честно говоря, приносят и слабо проработанные проекты, и узко коммерческие, которые не работают на развитие республики, поэтому в прошлом году многие заявки мы отклонили. Но это естественный процесс роста. Я уверен, что в этом году нам заявят более проработанные проекты, что они будут не разовыми, а такими, на которых можно построить новый туристический продукт или новый информационный ресурс, актуальный для туристической отрасли.

— Где у вас «точка входа» с идеями?

— Информация о начале конкурсного отбора будет вывешена на нашем сайте. Думаю, конкурсный отбор мы проведем в начале лета. В этом году на реализацию всех проектов предусмотрено 2 миллиона рублей.

Куда можно обращаться с идеями по брендингу территории и продвижению Татарстана в сфере туризма? Есть готовые PR-проекты и желание их реализовать. (Анна)

— С интересными идеями и проектами можно напрямую обращаться в нашу пресс-службу, контакты размещены на сайте.

Известно ваше продуктивное взаимодействие с ассоциацией турагентств и другими. Каково ваше видение взаимодействия с бизнес-ассоциациями с позиций стратегии «Татарстан-2030»? (Рафик)

— Мы открыты для взаимодействия с любыми ассоциациями и предприятиями — как республиканскими, так и российскими. Чем активнее они будут вовлечены в процесс развития туризма, тем эффективнее будет наше взаимодействие. С моей точки зрения, сейчас для бизнеса наиболее благоприятная ситуация для вхождения в туристическую отрасль.

«СОБИРАЕМСЯ ПОКАЗАТЬ ФИННАМ ДЕРЕВНИ МАРИЙЦЕВ И УДМУРТОВ»

— Что больше всего мешает развитию туризма в РТ? Что вами предпринимается для преодоления этих трудностей? (Дмитрий)

— Трудности для развития туризма можно разделить на две части: внутренние и внешние. К внешним я отношу все-таки слабую информированность о том, что есть в Казани и Татарстане. Ситуация на уровне России лучше — о нас все-таки что-то позитивное знают. Но не знают, что конкретно здесь есть интересного. Поэтому за прошлый год мы запустили туристический портал Республики Татарстан visit-tatarstan.com, и он сегодня работает в тестовом режиме. Стратегически я понимаю, что нам необходимо быть конкурентоспособными в интернете, поскольку в сфере туризма он занимает сегодня 80 процентов каналов коммуникации. Наша задача — через этот портал сформировать у человека желание приехать сюда. Помимо этого, в прошлом году мы размещали прямую рекламу в СМИ в столицах регионов ПФО.

Кстати, и российские, и иностранные туристы после посещения Казани бывают приятно удивлены: город чистый и красивый, здесь есть что посмотреть и где развлечься. Мало того, кроме Казани в республике есть еще интересные места, куда можно поехать: Свияжск, Болгар, Елабуга, Чистополь, речная акватория. Туристам здесь объективно нравится, и они рекомендуют посетить Татарстан своим друзьям и знакомым. Более того, они сами сюда возвращаются.

В связи с этим перед нами стоит задача, решение которой не требует капитальных вложений: продать то, что у нас уже есть. А гостиничная инфраструктура у нас создана с запасом и позволяет наращивать турпоток в 1,5 - 2 раза.

— Речь идет только о российском туристе?

— Не только. Например, сегодня мы отрабатываем туристический продукт для Финляндии. С 24 апреля возобновляется прямое авиасообщение Хельсинки — Казань три раза в неделю, и наша задача — привлечь сюда финских туристов. Я недавно посетил Финляндию, чтобы найти там контрагента для налаживания турпотока, и первым рейсом к нам прилетят крупные финские туроператоры. Здесь мы с ними определим, какой туристический продукт будет для финнов актуален, который они смогут продать у себя в стране. Мы собираемся показать им Казань, Волгу и деревни финно-угорских народов — марийцев и удмуртов.

654.jpg

«За прошлый год мы запустили туристический портал Республики Татарстан visit-tatarstan.com, и он сегодня работает в тестовом режиме»
(Нажмите на картинку, чтобы перейти на портал)

«ПРЕДПРИЯТИЯМ ОБСЛУЖИВАНИЯ НУЖЕН ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА»

— Что вы относите к внутренним проблемам, которые затрудняют развитие туризма?

— Вторая задача, которую мы решаем, — внутренняя технология обслуживания туристов. В первую очередь это качество работы гостиниц, предприятий общественного питания, экскурсоводов; второе — разнообразие туристических объектов. Ежегодно мы проводим тренинги для гостиничного персонала, очередной из них проходил с 14 по 18 апреля. Бизнес-тренеров мы приглашали из международной турецкой сети отелей. В июне мы планируем провести тренинг по навыкам сервиса для предприятий общественного питания.

Мы активно работаем с гидами и экскурсоводами, и в этом году впервые совместно с КФУ направили на обучение 50 экскурсоводов со знанием иностранных языков — арабского, китайского, турецкого, испанского и французского. В конце апреля они окончат обучение и с мая смогут начать работать.

Что касается разнообразия туристического продукта, то для этого мы как раз реализуем программу грантовой поддержки проектов в сфере туризма. Наша задача — появление новых интересных туристических продуктов, чтобы мы могли работать с любой аудиторией.

— У вас есть замеры уровня обслуживания в гостиницах и предприятиях общепита?

— В прошлом году мы провели глобальный мониторинг гостиниц, кафе и ресторанов, транспортных узлов, чтобы выявить соответствие реального уровня заявленному. Конечно, разброс соответствия был очень большой — от 35 - 40 процентов до 92-х. В среднем уровень обслуживания у нас пока невысокий: по отелям он составляет 65 процентов от заявленного, по хостелам — 58, по ресторанам и кафе — 63 процента, по транспорту — 61 процент, аэропорт — 67, речной вокзал — 30 процентов. Это очень низкие проценты! Это значит, что люди переплачивают за услуги, либо они недовольны сервисом. Вот над чем нам всем надо работать.

— После мониторинга какую-то работу провели?

— Определенная работа была проведена по секторам, и каждому предприятию, принимавшему участие в программе, был предложен экшен-план действий для введения постоянной программы контроля качества. На предприятиях обслуживания задействовано большое количество сотрудников, и невозможно за один раз объяснить им правила работы, чтобы они выполняли их на протяжении пяти лет, поэтому необходимо внедрение системы постоянного контроля качества. Только тогда будет результат. Экшен-планы сегодня реализуются, а летом будет сделан следующий замер качества работы.

Кстати говоря, Казань и Татарстан в прошлом году были отмечены несколькими наградами. По итогам престижной российской национальной премии «Моя планета» Татарстан был признан лучшим регионом для путешествий по России. Голосовали 100 экспертов, из которых 75 — российские, 25 — международные. Кроме того, Казань попала в Топ-10 самых быстро развивающихся туристических направлений в мире: она оказалась на третьем месте в Европе и на восьмом в мире. Другие российские города в Топ-10 не попали. Это очень важно, потому что наш век — это век рейтингов, и при выборе направления для путешествия многие ориентируются на рейтинги и отзывы. Количество положительных отзывов о Казани и Татарстане довольно большое, и наша задача — чтобы они не снижались.

— Дешевых гостиниц мало. Так что к потоку туристов мы не готовы. (Анонимно)

— Я не согласен, что у нас не хватает дешевых гостиниц. В Казани есть гостиницы на любой вкус и кошелек, начиная с хостелов за 500 рублей.

— Хотим открыть хостел в многоквартирном доме, ждем выхода ГОСТа «Общие требования к хостелам». Когда в Татарстане будет введен этот ГОСТ? (Ришат)

— В прошлом году приказом госкомитета РТ по туризму утверждены требования к хостелам, разработанные на основе действующего законодательства РФ. Текст размещен на нашем сайте, и любой желающий открыть хостел может руководствоваться им.

ex01.jpg
«Мы планируем совместно со всемирным конгрессом татар разработать специальную программу посещения Татарстана для татар, живущих за его пределами» (фото: kazan-kremlin.ru)

«НЕ ХВАТАЕТ СЕРЬЕЗНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»

— Вы учитываете в своей работе такое направление, как паломничество по святым местам? В Татарстане в этом плане много достопримечательностей — и Болгар, и Казанская икона Божией Матери.

— Вы абсолютно правы. Болгар как мусульманская святыня пропагандируется очень активно и нами, и муфтиятом Татарстана и России. Не хватает серьезного продвижения Казанской иконы Божией Матери. На мой взгляд, об этой святыне недостаточно информации продвигается со стороны русской православной церкви. Все-таки информация для паломников должна в первую очередь исходить от храмов. А сегодня к иконе больше приходит туристов, чем паломников. А вообще, посещение Казанской иконы Божией Матери заложено во все туристические маршруты.

— А тема «татары всего мира» вами используется?

— В этом году мы планируем совместно со всемирным конгрессом татар разработать специальную программу посещения Татарстана для татар, живущих за его пределами. С моей точки зрения, это не классические туристы, они глубже интересуются жизнью Татарстана. Им нужны контакты с татарской интеллигенцией, с представителями сельской местности, участие в культурных событиях, которые ярче раскроют современное состояние республики. Поэтому программа должна быть адаптирована под интересы этих людей. Вообще, сегодня рынок туризма очень сегментирован, и для каждого турпотока требуются свои акценты в маршрутах.

Рядом с поселком Привольным располагается взлетно-посадочная площадка авиации общего назначения «Вишневка», которая уже сейчас востребована частными пилотами не только города и республики, но и из центрального региона РФ, которые прилетают в Казань с целями авиатуризма и транзита на восток. Есть ли у вас интерес к этому вопросу? (Радик)

— Тема авиатуризма очень интересна, потому что виды, которые открываются с воздуха, в Татарстане просто уникальны: это и Свияжск, и акватория Волги, и Болгарский музей. Причем у нас есть точки, которые могут быть связаны между собой.

Мы готовы встретиться и пообщаться с авторами этого вопроса. Единственное, здесь должны быть проработаны вопросы безопасности полетов. Важно, чтобы турист был защищен, в том числе юридически. С ростом туристического потока вероятность каких-либо инцидентов с людьми, безусловно, растет, и надо предусмотреть все, чтобы предоставляемая услуга была безопасной, а если что-то произойдет, была моментально оказана медицинская помощь.

Как вы оцениваете перспективы въездного туризма в Татарстан из новых субъектов РФ — Севастополя и Республики Крым? Чем Татарстан может заинтересовать жителей регионов, которые и сами столь привлекательны для туристов? (Искандер Ахмедов)

— Думаю, в силу сложности логистики серьезно рассчитывать на туристический поток из Крыма и Севастополя нереально. К тому же с 1 мая по 30 сентября жители этих регионов сами принимают туристов. Когда у них туристический сезон заканчивается, у нас начинается зима. С точки зрения зимнего туризма какие-то возможности у нас, конечно, есть.

Вопрос из вашего родного города, из Северодвинска: что вы можете сказать о туристических связях Татарстана и Архангельской области? (Елена Николихина)

— Это направление мы отдельно не выделяли, но работаем с Архангельской областью в рамках проведения выставок и форумов, которые проходят в Москве. Наша задача — развивать отношения со всеми регионами России. К сожалению, между Казанью и Архангельском непростая логистика. Но природа там шикарная!

По интересу к себе Россия находится на 5-м месте в мире, а по популярности путешествий — на 53-м. Это колоссальный разрыв! То есть люди хотят, но не едут в силу разных причин.