Jukebox Trio
Jukebox Trio: Владимир Иванов, Игорь Стулов и Илья Иванов (слева направо)

«ИСПОВЕДУЮ ПРОСТУЮ ФОРМУЛУ СЧАСТЬЯ: РЕАЛЬНОСТЬ МИНУС ОЖИДАНИЯ»

Илья, создатели телешоу «Главная сцена» позиционировали свой проект как возможность для начинающих исполнителей пробиться в шоу-бизнес. Но вашу группу при всем желании трудно назвать начинающей: в прошлом году Jukebox отметил 10-летие, у вас куча наград и нет проблем с узнаваемостью. Для чего вам понадобилось участие в «Главной сцене»?

— Если честно, начинающих артистов там практически не было. Все участники, которые прошли дальше кастинга, это очень профессиональные музыканты, некоторые из них начинали даже раньше, чем наша группа. А пошли мы туда, потому что никто не отменял необходимости работы над продвижением. Не то чтобы нас все забыли, но лишний раз мелькнуть на экране никогда не помешает. Рейтинги у передачи, конечно, не такие высокие, как у аналогичных проектов на Первом канале, тем не менее многие люди о нас по-прежнему не знают, не слышали наших песен, а с «Главной сценой» у них появилась возможность это исправить.

— Кстати, о Первом канале. Недавно ваш брат Владимир, вокалист Jukebox, пытался пройти отбор на шоу «Голос». Группа легко его отпустила?

— Если бы в «Голосе» можно было участвовать всем вместе, мы бы обязательно попробовали. Мне, кстати, тоже предлагали туда пойти, но сам я в рамках этого проекта себя вообще не вижу, хотя в Jukebox достаточно много песен пою как сольный исполнитель.

— Члены жюри, большинство из которых были знакомы с творчеством Jukebox, не узнали голос Владимира во время слепого прослушивания...

— Ну, или сделали вид, что не узнали...

— Это как-то повлияло на коллектив? Появилось осознание, что лучше держаться вместе?

— Мне кажется, никак не повлияло. Все это опять же делалось для того, чтобы лишний раз мелькнуть на экране, чтобы люди вспомнили о нас или узнали, что мы есть. Ради этого мы пошли и на «Голос», и на «Главную сцену», ради этого даем интервью. Я уверен, что рано или поздно наступит момент, когда мы достигнем такой константы популярности, что окажемся вне времени, и у людей не будет возникать вопросов вроде «где они?» или «почему их не слышно?» Но пока над этим надо работать.

— Вы рассказываете про телепроекты и интервью так, будто бы это тяжкое бремя: нужно постоянно мелькать на экране, нужно, чтобы о нас узнали... Неужели это совсем не приносит удовольствия?

— Я не сказал, что не приносит. Мы очень круто провели время на «Главной сцене», там никто не ставил рамок, наоборот, сказали «делайте, что хотите». Нам разрешили самим заниматься выбором песен для конкурсных дней, самим выставлять все оборудование, поэтому веселились мы по полной программе. Так до финала и дошли, хотя в суперфинал не попали. Но у нас, если честно, даже цели такой не было, мы вообще не строили никаких иллюзий, не делали предположений. Дали возможность спеть песню — мы спели. Сказали, что проходим дальше и можно будет спеть еще одну, — отлично! Лично я исповедую простую формулу счастья: реальность минус ожидания.

— И какова реальность? Что в итоге дала «Главная сцена»?

— Новых слушателей. Если судить по соцсетям, к нам за время проекта добавилось порядка 4 - 5 тысяч человек. И это приятно.

«МЫ УЖЕ ВЗРОСЛЫЕ РЕБЯТА И ПОНИМАЕМ, ЧЕГО ХОТИМ ОТ УОЛТЕРА АФАНАСЬЕВА И МАКСА ФАДЕЕВА»

— Кстати, кто занимается вашими соцсетями? У группы есть СММ-менеджер?

— Всеми пабликами и аккаунтами занимается наш импресарио Валерий Марьянов. С пиаром ему помогают специальные люди, которые в нужное время выкладывают нужную информацию для поклонников. Но мы сами тоже следим за обновлениями — дело ведь касается лично нас. Конечно, я в основном сторонний наблюдатель: люблю читать, а не писать. Хотя если считаю нужным выложить какую-то информацию сам, обязательно это делаю.

— Идею с собакой по кличке Бро, которая периодически появляется в Instagram группы и никогда не пропускает репетиции, тоже придумали пиарщики?

— Это вы про Вовкину собаку что ли? Редакторы «Главной сцены» почему-то решили, что мы везде ее с собой таскаем. Но на самом деле в тот день, когда нас снимали, она первый и последний раз была на репетиционной базе. Просто ее было не с кем дома оставить.

— Вы сказали, что у Jukebox есть импресарио. Валерий Марьянов выполняет еще и продюсерские функции?

— Нет, не так. Продюсирование подразумевает, что человек вкладывает деньги в развитие коллектива и, как любой бизнесмен, планирует их отбить и еще дополнительно заработать. Но мы сами в себя вкладываемся: все, что зарабатываем, тут же инвестируем. Поэтому Валера в данном случае является, скорее, менеджером, человеком, который занимается делами группы: организовывает концерты, отвечает журналистам, чутко следит за продвижением.

— На «Главной сцене» коллективом заинтересовались известные продюсеры: Максим Фадеев и Уолтер Афанасьев несколько раз говорили, что хотели бы с вами работать. Но, судя по вашим словам, группа уже привыкла к самостоятельному существованию. Вы готовы «продаться» профессионалам в обмен на часть гонорара?

— Все зависит от условий контракта. Конкретных разговоров пока не было, но скоро мы будем встречаться с Уолтером Афанасьевым. Посмотрим, что он скажет. Просто мы уже взрослые ребята и понимаем, чего хотим и от Уолтера, и от Макса Фадеева — от всех по чуть-чуть. С Фадеевым нам было бы интересно совместно написать какую-нибудь песню и продвинуть ее, используя его механизмы. Уолтер хорошо знает американский рынок, хоть и сошел с дистанции 25 лет назад, и мы были бы рады, если бы он помог нам организовать американский тур. Кроме того, у группы очень много песен на английском, в июне мы выпускаем новый полностью англоязычный альбом, и нам бы хотелось, чтобы он помог продвигать его в США. В общем, если овчинка будет стоить выделки, мы, разумеется, готовы делиться процентом с продаж.

Алла Пугачева дала группе мощный карьерный толчок
Алла Пугачева дала группе мощный карьерный толчок

«JUKEBOX ДАВНО НЕ ПОЗИЦИОНИРУЕТ СЕБЯ КАК ЧИСТО АКАПЕЛЬНАЯ ГРУППА»

— Долгое время Jukebox воспринимали исключительно как группу, исполняющую кавер-версии известных хитов, аттракцион для свадеб и корпоративов. Сейчас отношение как-то поменялось?

— Мы всегда были коллективом, который пишет собственные песни. Группа начала с того, что выпустила альбом, полностью состоящий из авторских композиций. Скорее всего, люди, которые воспринимали нас как кавер-группу, просто их не слышали.

— Когда вы исполняете и записываете каверы на песни российских музыкантов, трудно бывает договориться с правообладателями?

— Все исполнители, песни которых вошли, к примеру, в альбом Rodina, — наши хорошие знакомые и друзья. Покупать почти ничего не пришлось.

— Чем вообще занимается группа после «Главной сцены»? Кризис как-то повлиял на количество корпоративов?

— Корпоративов достаточно. В последнее время мы готовились к лирическому концерту, который дали в ЦДХ 22 апреля, теперь будем ждать 11 июня — у нас запланировано серьезное выступление в безумно большом зале, в клубе Yotaspace. Мы таких еще не собирали. Ну и параллельно пишем новый альбом, о котором я уже говорил.

На съемках клипа
На съемках клипа «Досуги-Буги»

— Расскажие немного о его концепции.

— Это наш четвертый альбом. Он будет полностью англоязычным, туда войдут как новые композиции, так и те песни, которые мы уже давно играем на концертах и которые уже давно пора записать и выпустить. Каждая песня по-своему хороша и слишком индивидуальна для того, чтобы увязать их все в какую-то единую концепцию. Могу сказать, что на некоторые аранжировки повлияло творчество группы Radiohead. Обещаю, мы сразу сообщим в соцсетях и на сайте, когда закончим работу и загрузим альбом в iTunes и GooglePlay.

— Вы говорите про аранжировки в духе Radiohead. Получается, от акапельного исполнения группа отказывается?

— На самом деле мы это практикуем аж с 2007 года. Jukebox давно не позиционирует себя как чисто акапельная группа, потому что иначе сразу появляются ассоциации со всей этой классикой жанра, всеми этими «шуби-ду-уап-па», некой джазовостью. Если честно, мне это чуждо, я такое терпеть не могу. И мне всегда бывает немного странно, когда нас пытаются скинуть в одну яму с акапельными коллективами. Мы делаем совсем другую музыку.

— Задам идиотский вопрос. Наверняка, он многих волнует, просто все стесняются спросить. Рот от битбокса устает?

— Нет! Самый длинный концерт, который у нас был, шел 3 часа 30 минут — и нет, не устал. Я думаю, это просто опыт: я этим занимаюсь уже давно и вообще не замечаю, сложно это или легко. Я больше удивляюсь офисным клеркам, которые сидят в одной и той же комнате каждый день с 9 до 6 пять дней в неделю.

«НА ГАСТРОЛИ МЫ ВЫЕЗЖАЕМ СОСТАВОМ ИЗ 6 ЧЕЛОВЕК, ТОЛЬКО ДВОЕ ИЗ КОТОРЫХ КАЗАНЦЫ»

Вы с братом переехали в Москву почти 10 лет назад, но первые два года Jukebox все же существовал как казанская группа. Какие у вас самые яркие воспоминания о том периоде?

— Наверное, наши выступления в Doctor Club. Было весело! Сначала все выглядело как междусобойчик, но очень быстро это ощущение пропало — внезапно люди стали специально приходить в «Доктор» не на тусовку, а чтобы послушать нас.

— Понятно, что казанцы всегда будут говорить про вас «наши ребята», ассоциировать себя с вашим успехом и звать выступать «на льготных условиях». Как вы относитесь к таким проявлениям народной любви?

— Иногда нас действительно просят приехать и выступить по дружбе, но это не всегда возможно. Дело в том, что группа базируется в Москве, и на гастроли мы выезжаем в составе 6 человек, только двое из которых казанцы — я и мой брат. Для остальных Казань родным городом не является. Чтобы выступить, нам нужно вырвать из рабочего графика два дня, каким-то образом приехать сюда, где-то разместиться, чем-то питаться и так далее. Это все расходы, которые кто-то должен брать на себя. И здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

«Мы всегда были коллективом, который пишет собственные песни. Скорее всего, люди, которые воспринимали нас как кавер-группу, просто их не слышали»

— В 2013 году солистов Jukebox назначили послами Универсиады. Что именно вы делали в этом качестве?

— Абсолютно ничего (смеется). Это просто красивый титул. Приехали, выступили, рассказали во всех интервью, что мы теперь послы. Конечно, было очень приятно, что власти республики нам это предложили, но вообще-то я до сих пор даже теоретически не представляю, что должно входить в обязанности посла Универсиады.

«Я С ДЕТСТВА ЗНАЛ, ЧТО ДОЛЖЕН РУБИТЬСЯ В РОК-ГРУППЕ»

Илья, я знаю, что параллельно с Jukebox вы занимаетесь собственным гранж-проектом. Расскажите, что это за группа и почему вы решили ее собрать?

— Я с детства знал, что должен рубиться в рок-группе! И вот недавно звезды наконец сошлись, и я ее собрал. У меня всегда было много собственных песен, которые не укладывались в концепцию Jukebox, потому что были чересчур суицидально-депрессивные (смеется). И я решил, что для этого нужен отдельный проект — он называется PlayGround и существует уже два года. Нас четверо, классический роковый состав: две гитары, бас, барабаны. Сначала я познакомился с барабанщиком, он катализировал процесс создания команды. Ему, кажется, всего 21 год, но рубится очень круто — Дейв Грол, не меньше! (Дейв Грол — американский рок-музыкант, автор песен, барабанщик Nirvana, лидер группы Foo Fighters — прим. ред.).

«У меня всегда было много собственных песен, которые не укладывались в концепцию Jukebox»

У нас куча планов: недавно Евгений Маргулис познакомил меня с человеком, который имеет непосредственное отношение к группе Nirvana и работал над созданием их самого главного альбома — Nevermind. У нас уже было несколько разговоров, ему в общем-то нравится наш материал, и при первой же удобной возможности мы начнем работу над первыми записями.

— Планируете уходить из Jukebox, чтобы оставалось больше сил на сольную деятельность?

— Пока таких мыслей нет.

— А у остальных ребят из трио тоже есть сайд-проекты?

— Нет, зато недавно у нас появилась еще одна задумка в рамках группы. Когда мы готовим какие-то новые песни, мы сидим перед компьютерами — каждый у себя дома — и набрасываем пробные версии, чтобы потом принести их на репетицию и показать остальным. Эти демки неплохо звучат сами по себе, и мы решили, что не будем перерабатывать их в самостоятельные акапельные аранжировки. Хотим сделать из них еще один проект: это будем мы же, Jukebox, только c инструментами.

«Мне хочется, чтобы люди ассоциировали группу не с тем, что ее участники крутые ребята, а с конкретными песнями»

— Назовите самую амбициозную творческую цель — свою и Jukebox Trio?

— Амбиции и планы у нас сейчас сходятся практически на 100 процентов. Мне хочется, чтобы люди ассоциировали группу не с тем, что ее участники крутые ребята, а с конкретными песнями. Мы продолжаем сочинять, пишем много новых вещей и верим, что рано или поздно какая-нибудь из них выстрелит. Это единственное, что мы можем сделать, чтобы все продолжало работать — писать-писать-писать... Но чтобы группа ассоциировалась с материалом, а не с солистами, нужно, чтобы песни оказались в нужное время в нужном месте — даже если ты вдруг напишешь невероятно гениальную вещь, ее должны услышать правильные люди. Например, Radiohead когда-то выстрелили с песней Creep, но на момент, когда она стала хитом, ей было уже три года, если я ничего не путаю. Что-то произошло, кто-то нужный ее услышал, поставил на радио, стал рассказывать своим друзьям про группу. Но такие вещи нельзя предугадать, это не математические расчеты.

— Есть песни, на которые вы особенно рассчитываете?

— Надо понимать, что мне нравятся одни песни, а радийщикам и редакторам на телевидении — абсолютно другие. Это нечто само собой разумеющееся, сердцу не прикажешь, невозможно сказать людям: «Любите эту песню!» Главное, что лично мне не стыдно за все, что мы написали и спели. И даже те вещи, которые в нашем репертуаре публика считает жвачкой, все равно сделаны качественно.

— Некоторые группы пытаются воспитывать своих слушателей и намеренно не поют на концертах старые «попсовые» хиты. Jukebox такое практикует?

— Не надо воспитывать публику на концертах — лучше сначала выпустить новые песни на пластинке, дождаться, пока люди их послушают, примут и полюбят, и только потом пытаться играть их на выступлениях. Мы много раз замечали, что новый материал проваливает динамику на концертах, люди начинают отвлекаться. Поэтому слушайте наши альбомы и бегом на ближайший концерт!