Алексей Миллер назвал открытие нового производства КАМАЗа «значимым шагом в развитии рынка газомоторного топлива в России»

«МЫ ПРОШЛИ КРИТИЧЕСКУЮ МАССУ»

Торжественную церемонию открыл врио президента Татарстана Рустам Минниханов, который поблагодарил председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, за то, что тот нашел время посетить КАМАЗ. «Мы у себя в республике поддерживаем эту программу, — заверил Минниханов. — Расширение географии газовых заправок и строительство завода по сжижению газа позволит увеличить потребление газомоторного топлива в разы! Мы считаем, что это очень перспективное направление как с точки зрения экономики, так и экологии. КАМАЗ провел огромную работу по продвижению таких автомобилей, и мы сегодня увидели целый парк грузовиков, которые могут ездить и на сжатом, и на сжиженном газе. Мы вас заверяем, Алексей Борисович, что принятая программа в Татарстане будет реализована, и благодарим вас за поддержку».

Миллер назвал открытие нового производства КАМАЗа «значимым шагом в развитии рынка газомоторного топлива в России». «Эта отрасль требует от всех участников рынка комплексного взаимодействия. За три последних года достигнуты очень хорошие результаты, объем продаж за это время в России увеличился в четыре раза. В этом есть большая заслуга Татарстана, КАМАЗа и «Газпрома». Мы наработали очень хороший положительный опыт, и я уверен, что, продолжая работать в таком же ключе, сможем вместе реализовать новые амбициозные масштабные проекты», — сказал глава «Газпрома».

Алексей Миллер и Рустам Минниханов ознакомились с особенностями технологической цепочки установки газобаллонного оборудования

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин отметил, что челнинский автогигант вышел «на новый этап для штурма российского рынка газомоторного топлива»: «Мы много времени потратили для того, чтобы совместно с «Газпромом» убедить правительство России, региональные власти, наших потребителей, что этот вид топлива имеет право на жизнь. Сейчас мы прошли критическую массу — инвестиции, которые делали КАМАЗ и «Газпром» на развитие газозаправочной сети, начинают работать. Мы сегодня видим, что не только «Газпром» заказчик, что продается не только техника, которая идет по госпрограмме субсидирования, но на этом конвейере сегодня стоит техника, которую покупают рядовые клиенты. Их еще не очень большой процент, но мы уверены, что данный показатель будет расти и расти. Наша многолетняя работа по убеждению клиентов наконец-то подготовила почву для штурма рынка России, который точно заслуживает того, чтобы газомоторная техника была ведущей. Как итог наш народ получит более здоровую экологическую среду в городах».

Новая линия по выпуску автомобилей «КАМАЗ», работающих на сжатом природном газе, будет выпускать более 50 моделей различного типа автомобилей и шасси для спецтехники

ПОКУПАТЕЛЮ КОМПЕНСИРУЮТ ДО 60% ГАЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Позднее Когогин уточнил, что он имел в виду, говоря о прохождении «критической массы»: «С нашей точки зрения, на российском рынке произошло главное — динамика по продаже газа в качестве газомоторного топлива перешла с отрицательной на положительную, в прошлом году было 7 процентов роста. Считаю, что на сегодня все созрело для того, чтобы рынок начал чувствовать себя хорошо, мы готовились к этому моменту. На разработку автомобилей мы потратили 1,5 миллиарда рублей, на открытие нового производства — 500 миллионов рублей. Сегодняшние мощности на КАМАЗе позволяют выпускать в год 8 тысяч автомобилей [на газу], 1000 автобусов в Нефтекамске и мощности для выпуска 1,5 тысяч машин есть у «Раритэка» (стратегический партнер КАМАЗа в развитии газомоторной отраслиприм. ред.). Таким образом, мы говорим о том, что КАМАЗ в состоянии выпустить более 10 тысяч автомобилей на газомоторном топливе в год. С моей точки зрения, объем продаж к этому подойдет через три-четыре года. В зависимости от развития рынка мы будем думать об увеличении мощностей».

В качестве топлива на ГБА производства ОАО «КАМАЗ» используется сжатый природный газ, который позволяет значительно снизить количество токсичных веществ в выхлопных газах

О том, как компания готовилась к появлению спроса на рынке, рассказал директор по газомоторной технике КАМАЗа Евгений Пронин. По его словам, новый производственный корпус размещен в здании, в котором еще в советское время развивалось газодизельное направление, но впоследствии корпус был заморожен, и сейчас его восстановили в новом виде. Здесь будут оборудовать готовые автомобили газобаллонным оборудованием. «Практически все дизельные аналоги, которые мы на сегодня имеем, есть и в газомоторном исполнении, а у нас 80 различных моделей в зависимости от комплектации, — поделился Пронин. — Автомобили с такой комплектацией дороже дизельных аналогов на 15 - 25 процентов. Потребителю это не очень нравится, но я хочу сказать, что техника на газу настолько эффективна, что разница в цене с обычным дизельным двигателем окупается с лихвой. Срок окупаемости получается примерно одинаковый, а стоимость владения гораздо ниже, за срок эксплуатации в 10 лет этот автомобиль приносит владельцу гораздо большую выгоду, чем обычный дизель».

Пронин также заметил, что рост динамики спроса зиждется на государственной поддержке. Он уточнил, что принятой госпрограммы в данном направлении пока нет, существует только его проект. «Однако есть отдельные постановления, которые касаются субсидирования, в частности, предусмотрено 3 миллиарда рублей на поддержку газомоторной техники. Допустим, меры господдержки при покупке больших автобусов составляют около 2,5 миллионов рублей, на грузовые автомобили — это где-то 1,3 - 1,6 миллиона рублей, то есть ориентировочно 30 процентов от стоимости. Регионы не ограничены в софинансировании, и каждый из них вносит свою лепту в зависимости от своих возможностей. В итоге потребитель получает технику с компенсацией от 35 до 60 процентов. Оставшуюся часть мы, как правило, закрываем с помощью лизингового финансирования», — заметил Пронин.

«МЫ НЕДОВОЛЬНЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ, СЧИТАЕМ, ЧТО ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»

Совещание по развитию рынка газомоторного топлива РФ с участием представителей соседних с Татарстаном регионов провели в закрытом режиме, однако журналистов допустили на начало, для так называемой протокольной съемки. Открыл совещание премьер-министр РТ Ильдар Халиков, поскольку Минниханов к тому времени уже улетел в Казань для участия в заседании межправительственной комиссии Россия — Куба. «Начиная с 2013 года мы очень тесно работаем, подписано трехстороннее соглашение между правительствами РФ и РТ и «Газпромом», — отметил премьер. — Важно, что совещание проходит на КАМАЗе, который совместно с компанией «Раритэк» создал целую линейку хорошей продукции. Хотел бы отметить, что в 2013 году газомоторные автобусы хорошо себя зарекомендовали на транспортном обслуживании Универсиады, а также на городском хозяйстве. Это очень важный фактор, так как это постоянный возобновляемый спрос, притом имеющий источники финансирования. Хотя мы недовольны своими результатами, считаем, что это только начало и потенциал развития этой темы очень большой. Самое главное — эти два года показали, что да, это возможно, это воспринимается и малым бизнесом, и населением».

Совещание по развитию рынка газомоторного топлива провели в закрытом режиме

Миллер подчеркнул, что совещание неслучайно проводится в Набережных Челнах, так как Татарстан — лидер по развитию рынка газомоторного топлива в России, а КАМАЗ — лидер по производству автомобилей, которые работают на газе. «Газпром» в рамках стратегии своего развития определил для себя газомоторное топливо как одно из приоритетных направлений, — заверил Миллер. — Это не просто общие слова, в рамках политики диверсификации мы для себя определили, что расширяем ассортимент конечных продуктов производства. Мы все прекрасно понимаем, что газомоторная отрасль требует от всех нас слаженной синхронизированной работы. Потому что темпы развития рынка определяются суммарным вектором нашего движения, и только совместными усилиями мы можем достигать общих целей».

Он также сообщил, что «Газпром» заключил 23 соглашения с основными автопроизводителями России и поставщиками оборудования и техники для газомоторной инфраструктуры, 35 соглашений подписано с субъектами РФ. «В «Газпроме» принято решение перевода автопарка на газомоторное топливо, — поделился Миллер. — По итогам 2015 года мы выйдем на уровень 30 процентов, а к 2017-му — на 50. Львиная доля закупок — это, конечно же, камазовские автомобили. В прошлом году их было куплено 626, а на этот год запланировано в два раза больше — 1200».

Подписание соглашения между «Газпромом» и КАМАЗом

«РЯДОВЫЕ КЛИЕНТЫ — ЭТО ЕЩЕ НЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ»

Интересно, что еще до начала официальной церемонии запуска нового корпуса Пронин, общаясь с корреспондентом «БИЗНЕС Online», отметил, что в 2014 году было продано 1200 автомобилей на газе, а твердый портфель заказов на этот год — 1800 единиц, включая «НЕФАЗы». «На чисто коммерческий рынок планируем выпустить порядка еще 200 автомобилей, то есть в целом на этот год намечена поставка около 2 тысяч автомобилей», — сказал Пронин. Невольно вспоминаются слова Когогина о том, что «рядовые клиенты — это еще не очень большой процент». Получается, что их пока только около 10%, а все остальное — заказы «Газпрома» и госзакупки по коммунальной технике. Напомним, что в данной программе участвуют Набережные Челны, Альметьевск, Буинск, Бугульма, Зеленодольск.

Объясняя, что сдерживает бизнесменов от приобретения такой техники, гендиректор компании «Раритэк» Рафаэль Батыршин в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» говорил о недостатке газозаправочных станций, которых в Татарстане пока всего только 10. «Но перелом наступает. Появился единый оператор — «Газпром газомоторное топливо». Эта компания заходит со своими инвестициями, у нее подписано соглашение с республикой о развитии сети станций. Татарстан по соглашению закупает столько техники, сколько готовы обслужить новые заправочные комплексы. В этом году будет построено порядка 6 - 7 заправок. Намечается строительство завода СПГ (сжижение природного газаприм. ред.). Инвестиции «Газпрома» превышают 3 миллиарда рублей. Этот завод — главный успех, он быстро развяжет нам руки. Строительство, наверное, займет года два, и в 2017 году мы должны хорошо пойти вперед», — говорил Батыршин.

Но, как выяснилось вчера, дела обстоят не очень. Во время пресс-подхода после подписания соглашения между «Газпромом» и КАМАЗом о синхронной работе по развитию рынка газомоторного топлива Халиков признал проблемы: «Процессы, которые произошли в общем в экономике страны, серьезно сказались на банках и приостановили на сегодня реализацию проекта. Но мы, обсуждая этот вопрос, отмечали, что, безусловно, это необходимо делать. Первые этапы (а это проектирование, подготовка территории, выделение земельного участка) уже завершены. И сейчас те инвесторы, которые начали было стройку, находятся в стадии завершения переговоров с банками на получение финансирования».