1.jpg

КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО

Во всех матчах финальной серии казанской команде приходилось отыгрываться. «Ак Барс» еще по ходу сезона показал, что не умеет отыгрывать отставания в счете, и в плей-офф ничего не поменялось. По ходу всего плей-офф казанцам лишь дважды удавалось спасать матчи, проигрывая две шайбы — во второй встрече с «Автомобилистом» и в третьей со СКА. Экс-капитан армейцев Максим Сушинский назвал две шайбы казанцев в третьем поединке случайными, а финальная серия, по мнению бывшего хоккеиста, должна была заканчиваться еще в Санкт-Петербурге. «Если мы возьмем серию со СКА, я не видел в составе «Ак Барса» никого, кроме Меллера, кто бы мог хотя бы приблизиться к возможности забросить шайбу. Два случайных гола в третьем матче лишили СКА победы в четырех играх».

Накануне «Ак Барс» слишком много позволил своего сопернику. Пропустить четыре шайбы в первые 14 минут матча — это катастрофа. Такое отставание не отыгрывается, особенно «Ак Барсом». Подопечные Зинэтулы Билялетдинова оказались просто не готовы к началу матча. По ходу первого периода хоккеисты «Ак Барса» выглядели мальчиками для битья, которые не знали, что нужно делать на льду. Они были потеряны и ждали хоть какой-то подсказки или помощи от своего наставника, но тот не решался взять хотя бы тайм-аут, а лишь судорожно стоял и заглядывал в свой блокнотик.

2.jpg

«Согласен, что начало мы провалили», — ответил коротко журналистам Билялетдинов. При этом наставник не попытался объяснить, почему его команда провалилась в столь важном матче при поддержке переполненной «Татнефть Арены». Он лишь отвечал, что финал — это уже хороший результат. И правда, разве не так? Кого волнует, что команда с одним из самых больших бюджетов в лиге и с высококачественным подбором игроков оказалась не готова к важнейшему матчу сезона? Если не Билялетдинов, то кто в таком случае должен ответить за провал в пятом матче?

ИГРА ЗАЩИТНИКОВ

-4 и -2 — с такими показателями полезности закончили встречу Яков Рылов и Владимир Денисов. Два самых надежных защитника казанской команды в регулярном чемпионате провалили финальную серию со СКА. Денисов еще в первом матче позволил посмеяться над собой, когда его буквально «раздел» Евгений Дадонов. 4-й номер «барсов» крайне неудачно смотрелся и в последующих играх, часто теряя позицию и зарабатывая ненужные удаления. Накануне вчистую провалил матч Рылов. И это было ударом для Билялетдинова. Наставник «барсов» еще летом лично хотел видеть Рылова в своей команде, и по ходу сезона Яков не давал повода усомниться в правильности решения специалиста. Однако в решающем матче сезона защитник «привез» в свои ворота две шайбы — уже на второй минуте матча он не смог остановить шайбу на чужой синей линии, после чего Джимми Эрикссон убежал практически один на один и открыл счет. А спустя пять минут глупо удалился — Илья Ковальчук воспользовался шансом в большинстве.

3.jpg

Нет, конечно, нельзя винить только двух защитников, накануне плохо сыграла вся линия обороны казанской команды, просто неудачная игра Рылова и Денисова выделялась на общем фоне. Можно говорить, что в серии со СКА «Ак Барс» мало забивал, но основной причиной поражения стала слабая игра в обороне. И это удивительно. Команда Билялетдинова по итогам регулярного чемпионата и в плей-офф, не считая финала со СКА, надежно и грамотно играла в своей обороне, не пропускав по несколько матчей. Именно игра в защите должна была стать одним из главных преимуществ Билялетдинов перед Вячеславом Быковым. СКА весь сезон не мог похвастаться идеальной игрой в обороне, но в финале защита питерцев сыграла идеально — это ключевой показатель в победе команды с берегов Невы.

ОТСУТСТВИЕ ГИБКОСТИ У БИЛЯЛЕТДИНОВА

Билялетдинов остался верен себе и не стал менять ничего в составе команды перед последним матчем. Естественно, он не думал, что пятый матч станет заключительным в этом сезоне, однако при счете 1-3 в серии команда явно нуждалась в свежести, новых игроках. Своеобразное упрямство тренера позволило ему лишь поменять местами Михаила Варнакова с Игорем Мирновым, в итоге совершенно пропали оба нападающих, а звено Петра Враны без активной игры 18-го номера команды и вовсе потухло. Изменения в звеньях «Ак Барса» пошли уже того, как счет стал 4:0 в пользу СКА, все движения тренерского штаба походили на агонию — вместо Степана Захарчука и Денисова стали выходить Дамир Мусин и Зият Пайгин, последний вообще до этого провел в плей-офф полторы смены.

4.jpg

Для такого матча было слишком поздно проводить ротацию, да и резервы команды на скамейке оказались уж слишком скудными. Зато вне состава остался защитник-легионер Шелдон Брукбэнк, нападающий сборной Беларуси, выведенный из-под потолка зарплат, Сергей Костицын, а про участь Федора Малыхина вообще вспоминать неприятно. Билялетдинову не хватило гибкости даже в этих моментах, тренер СКА Игорь Захаркин после победы заявил, что «Ак Барс» играет прогнозируемо, и это наиболее точная характеристика казанской команды. Предугадать можно было не только решения тренеров, схемы и тактику, но и действия каждого отдельного игрока.

НИЛЬССОН ПРОВАЛИЛСЯ

До последнего Билялетдинов не выпускал на лед Эмиля Гарипова, пытаясь сберечь психику вратаря, но стоило ли так печься о каком-то будущем, если сезон висел на волоске? Каким бы высококлассным вратарем ни был Андерс Нильссон, какими бы спорными ни были его шайбы, менять шведа нужно было еще после третьей шайбы. Дело не в наказании для вратаря, не в воспитательной работе, а в реальной возможности изменить ход матча. Гарипов едва не отыграл свой отрезок на ноль, пропустив лишь на последней минуте, когда команда уже почти не играла. Хотя по нему было заметно долгое отсутствие игровой практики, но главная суть замены была в сигнале для команды. Вообще, Нильссон плохо сыграл в финальной серии, в причинах такого результата еще придется разбираться, но это был не тот швед, который «тащил» команду в сложные моменты.

5.jpg

По ходу сезона у Нильссона прослеживалась тенденция — он играл на определенном уровне, но не делал сверхусилий, в финале же случилось так, что вратарь не сыграл даже на том самом своем уровне. Потери ворот, дальние выходы, броски в противоход — для габаритного вратаря это слишком много. Вероятно, Нильссон уж слишком поверил в себя, но, скорее всего, виной всему стала сильная зависимость от игры команды. Швед каждый раз повторял и объяснял после своих «сухарей», что команда ранее не играла так плотно в защите, полевые игроки брали на себя все, не допускали выходов один на один и бросков с ближних дистанций. Нильссон мог просто отвыкнуть от того, что творил СКА в зоне «Ак Барса», хотя, конечно, не имел на это права. Нельзя сказать однозначно, что именно произошло с самым явным претендентом на титул MVP в составе «Ак Барса», но ясно, что его игра могла принести победу команде, однако он с этим не справился.

Кубок Гагарина. Финал. Пятый матч
«Ак Барс» (Казань) — СКА (Санкт-Петербург) — 1:6 (0:4, 1:1, 0:1)
19 апреля. «Татнефть Арена». 8152 зрителя.
0:1 Эрикссон (01:13)
0:2 Ковальчук (Панарин, Шипачев, 06:31, бол.)
0:3 Дадонов (10:44)
0:4 Поникаровский (Хохряков, А.Белов, 14:05)
1:4 Глухов (Врана, Медведев, 21:17)
1:5 Ковальчук (Торесен, 22:03)
1:6 Червенка (Панарин, А. Белов, 58:57)
Вратари: Нильссон (Гарипов, 23:09) — Коскинен
Счет в серии: 1-4 (2:4, 0:1, 2:1, 2:3, 1:6)