Город-курорт Сочи сегодня делает ставку не только на Китай и Иран, с которыми активно сотрудничает, но и на российские города, в том числе Казань. До того как лично презентовать город в столице Татарстана, Анатолий Пахомов рассказал в редакции «БИЗНЕС Online», рассматривает ли Крым в качестве конкурента в борьбе за туриста, за какую сумму казанцы могут отдохнуть в Сочи и многое другое.
«ПОСЛЕ ОЛИМПИАДЫ ИЗМЕНИЛОСЬ ВСЕ»
— Анатолий Николаевич, сколько человек посетили Сочи после Олимпиады?
— Активность большая — учитывая Олимпиаду, в летний сезон у нас побывали 5 миллионов человек, из них миллион — во время Игр. Обычно в год у нас всегда приезжали 3,8 миллиона туристов. За 3 месяца 2015 года мы приняли 800 тысяч гостей, раньше такого не было вообще. В самой Красной поляне у нас 17 тысяч объектов размещения, это немного, но работают другие города, хорошо загружается Адлер, Имеретинка.
— Что можно делать в Адлере зимой?
— Отельеры рассказывали мне, что в Адлере загрузка 80 процентов, а на мой вопрос, чем занимаются туристы, ответили, что автобусами их возят на Красную поляну. Возникли проблемы, о которых говорил и президент, и премьер-министр Дмитрий Медведев на недавнем совещании, сказавший, что люди недовольны очередями. Причины этому есть, мы надеялись, что будет 14 тысяч туристов, а получилось значительно больше, и они размещаются по всему Сочи. Надо увеличивать количество трасс — было принято решение о строительстве, хозяева курортов «Роза Хутор», «Альпика-Сервис» и «Горки Город» планируют построить более 300 километров трасс к имеющимся 100. Инвесторы Владимир Потанин, «Альпика-Сервис» — это «Газпром», «Горки Город» — Сбербанк.
— Каков потенциал Сочи? Сколько туристов вы готовы принимать?
— Сегодня мы можем принимать на миллион больше туристов.
— Сколько составляет региональный ВРП?
— Сочи сегодня дает 62 процента всего краевого бюджета от санаторно-курортной отрасли и туризма. ВРП города — 24 миллиарда рублей, и все это туризм, другой экономики в городе нет. Сопутствующие отрасли в городе есть, но все они работают на туризм. Главный инвестор у нас — турист. Мы говорим о том, что индустрия в России должна быть четко обозначена, но пока этого нет.
— Так было и раньше. Что тогда изменилось?
— В плане экономики Сочи и влияния на нее туриста — ничего. Но в плане изменения города — все! Сочи во время подготовки к Олимпийским играм получил новые возможности, и они огромны. Прежде всего это появление горноклиматического курорта высокого международного класса, который позволил сделать город круглогодичным курортом, сбылась мечта всех жителей города. Такого никогда не было, только в советское время подведомственные санатории работали круглый год. Затем пришла другая экономика, и многие туристы выбрали другие курорты мира.
Во время подготовки к Олимпиаде мы построили 362 километра дорог, в составе которых — 55 мостовых сооружений, 22 тоннеля. Теперь в городе вообще нет пробок. Естественно, наряду с автомобильным транспортом в городе используется и железнодорожный транспорт — построили второй путь железной дороги, есть электричка «Ласточка». Мы восстановили Терренкур, в Мацесте курорт с термальными водами. За пять лет 13 тысяч объектов подверглись реставрации. Государство строило олимпийские спортивные объекты, а город мы реставрировали или за счет бюджета города, или это делал бизнес.
Кроме того, лет 20, если вы помните, в Сочи не было света. Проблемой было отсутствие собственных генераций, 240 ватт приходило из Краснодарского края по высоковольтным проводам через горы, и все зависело от того, какая погода будет в горах. Сейчас проблема решена — построены две электростанции, протянут газопровод длиной в 62 километра по дну моря, чтобы было топливо для электростанций. Сегодня электростанция «Сочи» вырабатывает 160 мегаватт, а «Адлер» — 360, а пиковые нагрузки у нас бывают 480 мегаватт, то есть мы полностью обеспечили себя собственной генерацией. Это была страшная работа, перерыт весь город, чтобы заменить кабели. Люди терпели, и сегодня везде есть свет.
Все приезжают и знают, что чистое море только у нас. В том числе по сравнению с Турцией. Во-первых, Черное море у турков совсем плохое. Во-вторых, за время подготовки к Олимпийским играм мы построили три очистных сооружения и три глубоководных выпуска, слива у нас нет. Еще одной проблемой Сочи были свалки, которые находились на устьях рек. Теперь их тоже нет, мы их рекультивировали. Весь мусор мы перерабатываем, прессуем и вывозим вообще за 400 километров. Экология чистейшая. Администрация сейчас занимается незаконными врезками жителей в ливневки. Так что море у нас чистое. А в Турции как делают? Сбрасывают все так же в море, только очистные сооружения у них старые. А в Испании, например, Марбелья. Там запахи какие?! У них большая проблема с канализацией.
112 МЛРД. В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ
— Перешли ли вы на новый уровень в инфраструктуре с точки зрения отдыха?
— У нас хорошая природа, рекреационные зоны. Но раньше у нас были только мощные, хорошие санатории, нуждающиеся в реконструкции. Подготовка к Играм позволила нам отреставрировать старые санатории, базы отдыха. Основная масса санаториев — ведомственная, это и управление делами президента, и всевозможные министерства. Государство дало возможность все отреставрировать.
— Сколько средств было вложено во всю эту работу?
— Я могу говорить только о городе. 112 миллиардов рублей было вложено в городскую систему. Дороги, о которых я сказал, не входят в эту сумму. Основное строительство всех курортов делал бизнес.
— Сколько составили частные инвестиции?
— Мы до сих пор это не можем посчитать. Сюда входят горноклиматические курорты, а также 42 новых отеля, построенных частными инвесторами. Это дало нам дополнительные 24 тысячи номерного фонда. Все эти отели сразу же ушли под управление брендовых международных компаний — Hayat, Marriott, Radisson. Откровенно говоря, мы думали, что качество услуг будет лучше. Зимой мы начали работать на полные мощности, все получилось, сработало. Коммуналка, вода — все работало без перебоев, а эти ребята нас немного подвели. Мы заходили к немцам в Marriott и говорили, что у нас так не работают. Например, заканчивались продукты в ресторанах или мы во время проверки открывали бар, а там стоит бутылка шампанского — и все. Возможно, гости этого и не замечали.
Прокололся и наш бизнес в праздник. Например, Рождество, а бизнес услуг тоже решил отпраздновать его. Женщины хотят сделать прически, а парикмахерские все закрыты. Это человеческий фактор. А ведь бизнес без власти ничего не сделает. Просто так под лежачий камень ничего течь не будет. Да, бренд хороший «Сочи-2014», но россияне боятся — «там дорого», а иностранцы — санкций. И наши все красавцы сидят.
— Помимо физического присутствия — мэр, 20 человек, которые ездят по России и миру, — есть и современные средства продвижения. Продвигаете город в СМИ? Есть ли у вас рекламные акции? Почему бы не дать рекламу на федеральных телеканалах?
— У нас все есть. Лучше, чем работать непосредственно в городе или регионе, нет ничего. Я выбрал этот путь еще и потому, что он не такой дорогой, но наиболее эффективный. На презентациях, пресс-конференциях в городах присутствует много местных СМИ. А федеральные СМИ и дорогие, и не такие эффективные.
— Но ведь это вчерашний день в продвижении!
— Нет, не вчерашний. Вы видите, что покажут СМИ: «Приезжайте в город Сочи!» А у нас личное общение. Собираются туроператоры, профессионалы и напрямую задают мне вопросы. Почему в этом году к нам зашли международные туроператоры? Потому что со мной общались, с мэром! Туроператор Ирана тоже со мной общался. Их туристы начали к нам ездить. У нас аэропорт работает в режиме открытого неба (не нужно договариваться с минтрансом, достаточно лишь договора между аэропортом и авиакомпанией), и это облегчает работу.
Хочу вам откровенно сказать, бюджет города у нас очень небольшой. Собственных доходов у нас 7 миллиардов рублей, со всеми будет 14 миллиардов. Но у людей складывается впечатление, что манна сыпется. Или в Москве говорят, мол, у вас большой бюджет. А у нас все на болоте стоит, Олимпийский парк на болоте стоит. И сегодня все это легло на наши плечи. Еще это и 420 гектаров зеленых территорий. На дороги мы, конечно, деньги находим, а на «зеленку»... наверное, такой же опыт, как в Казани. Берем квадрат и говорим: это управление спорта, и так далее. На все это нужно заложить 320 миллионов рублей, но у меня таких денег нет.
— Кстати, недавно к вам приезжала Ксения Собчак, которая затем написала, что вы ей не позволили задавать вопросы.
— Она приезжала посмотреть постолимпийское наследие и начала с того, что свет в окнах домов не горит. Я ей отвечаю, что люди купили квартиры, но еще не заселились. Мы приросли на 60 тысяч по пропискам! Может быть, ремонт делают или живут в Казани, Москве, Екатеринбурге, а в Сочи приезжают летом, в сезон. Еще она почему-то сказала, что когда в Сочи приезжает президент, тут разбрасывают цемент на облака. Я не понял этого вопроса, а она сказала, что так говорят люди. Тогда я предложил ей пройтись по улицам и поспрашивать людей. После этого Собчак в статье написала, что мэр, видимо, хотел показать, как его любят. Там действительно на улице доброжелательно здоровались, благодарили, желали успехов.
После этого я посоветовал ей поехать в хинкальную-чебуречную, которую знает вся Россия. Хозяин-армянин (Оганес Чепнян) мне потом рассказывал, что ему звонила одна из девушек, которая была вместе с Ксений, и говорила, как было хорошо и как хочется вернуться.
— Есть бюджет на продвижение города? Сколько он составляет?
— Это все входит в бюджет города. Можно потратить деньги как Прага — показывать проект по Первому каналу. Это огромные деньги. Как такового бюджета на продвижение нет, поэтому и продвигаем разные способы.
— Иран — мусульманская страна. Их туристы захотят халяльную еду и раздельные пляжи для мужчин и женщин. У вас это есть?
— Бизнес должен уметь перестраиваться. Если это интересно бизнесу, он будет это делать. К Олимпиаде все было сделано. Повторюсь, что государство построило некоторые объекты спорта, а отели, рестораны, кафе делал бизнес. После Игр в Сочи остались даже некоторые иностранцы, открывшие заведения с разной кухней.
— Для многих людей Турция предпочтительнее, чем Сочи, потому что у вас надо думать, та это еда или нет, свинина или нет, а в Турции голова не болит — все, что хотят, едят в отеле, пища нормальная. Так есть у вас все-таки халяльная еда или нет?
— Есть! Заходите в отель Hayat, и там халяль.
«МНОГО ЛЕГЕНД, ЧТО СОЧИ — ДОРОГОЙ КУРОРТ»
— Какова цель вашего визита в Казань?
— Казань — 11-й город после Олимпиады, куда мы приехали с целой командой из 23 человек, это руководители объектов размещения. Сегодня с учетом того, что Сочи подзабыли и в то же время появились огромные возможности, цель визита — презентация наших новых возможностей. Совсем недавно я был в Ростове, до этого был в четырех префектурах Москвы, в Минске, Пекине. После Казани поеду в Нижний Новгород, Санкт-Петербург.
Очень много легенд создано о Сочи, о том, что это дорогой курорт, но это не так. «Пегас» — это международный турецкий оператор, и теперь он работает на Сочи. «Глобус» также работает на Сочи. Туроператор Ирана достаточно хорошо работал на Азию и возил куда угодно, но только не в Россию. Сегодня он тоже везет в Сочи.
Китайцы к нам тоже поехали. В Китае я провел два дня в Гуанчжоу, где мы сделали предложения предпринимателям туриндустрии, а затем поехал в Пекин. Там меня встретил начальник управления туризма, который на встрече спросил: «2 миллиона [туристов] для начала хватит?» В Китае я был в конце ноября, а уже 17 января приехала огромная китайская делегация — 30 туроператоров Китая и 2 перевозчика. И китайские туристы уже к нам едут.
— Какова программа пребывания в Казани?
— Очень кратковременная — всего день. Проводим пресс-конференцию, а затем презентацию, в которой принимают участие туроператоры и турагентства Казани, всего 100 человек.
— Вы изучали казанский опыт проведения Универсиады? Приезжали к нам?
— Да, и не раз приезжал. Мы с Ильсуром (Метшиным — прим. ред.) и на телефоне были. Ребята ваши открытые, делятся опытом.
— Какой опыт был наиболее интересен?
— Весь. Мы, например, увидели, за счет чего идет реставрация старых зданий — за счет бизнеса. Мы это сразу же перекрутили. Нам говорили, что в Казани много пришлось сносить, но мы снесли еще больше — переселили 2 тысячи объектов: частных домов, квартир, коттеджей. Мы предусмотрели, что надо выплачивать хорошую компенсацию. Переселяли и с территории Олимпийского парка, и там, где должны были пройти дороги.
«У НАС НЕТ КАЗИНО, НО МЫ ЖИВЕМ»
— Расскажите нам, почему стоит поехать в Сочи, а не в Грецию, например, или Испанию?
— Потому что Сочи — город резонансов. Стоя в теплом море в апреле, вы можете смотреть на заснеженную вершину горы. А это значит, что, покупавшись в море, вы можете доехать на Красную поляну ровно за 35 минут, взять лыжи и покататься на снегу.
У нас очень много событий. В Сочи 102 объекта природного показа. Нашим туристам интересно смотреть природные возможности — пещеры, водопады. У нас есть 33 шикарных водопада! А в Турции вы будете ехать часа три, чтобы посмотреть только три водопада. Можно посмотреть культуру адыгов.
И до Олимпиады, и после нее был большой интерес прессы, цеплялись за все, почему собаки где-то бегают. Особенно активизировалась европейская пресса в канун года со дня проведения Игр. Очень хотелось им приехать и посмотреть, что объекты стоят. Как же они разочаровались или порадовались, потому что все объекты, наоборот, загружены очень сильно. Например, в Ледовый дворец пришел Илья Авербух и на протяжении четырех месяцев проводил в нем шоу. А в этом году ко мне приехали Евгений Плющенко и Яна Рудковская и три дня во время грядущих майских праздников будут ставить ледовое шоу. Спортивных мероприятий проходит очень много.
Кроме этого, Сочи является серьезной базой для тренировок наших команд. Появился федеральный детский центр, который по инициативе президента России Владимира Путина развивается не только как спортивный, но и как творческий для одаренных детей.
В то время, когда я был мэром Анапы, с 2004 по 2009 годы, я переделал все набережные, скверы. Но сравнивать Сочи и Анапу нельзя. Поверьте мне, нет курорта лучше Сочи.
— В марте вы говорили, что «Библио-Глобус» с «Трансаэро» запустят прямой авиарейс из Казани в Сочи. На какой стадии планы?
— Откроют! Планы есть. С июня. Что касается цен... Цена на качественные услуги может быть минимальной, если создается турпродукт. Туроператор все продумал за туриста: и перелет, и размещение, и культурную программу. Если за четыре месяца до поездки в Сочи купить билет, он будет стоить 2 тысячи рублей.
— Такого не может быть!
— Я сказал образно, но имею в виду, что цены дешевле, если покупать билеты заранее. Обычно человек в последний день покупает билет по самой высокой цене. Выгодно работать через туроператора. Если турист полетит из Казани в Сочи, предложения для него будут очень недорогие, такие же, как и в Турцию.
— Дайте нашим читателям цифры, сколько стоит отдохнуть в Сочи?
— У нас есть разные предложения. Единовременно в большом Сочи мы можем разместить 120 тысяч человек в отелях плюс 80 тысяч в частном секторе — гостевых домах, мини-гостиницах. Если пятизвездочный отель, цена номера в сутки обойдется летом от 7,5 тысяч рублей, трехзвездочный отель — от 3,2 тысячи, а трехзвездочный санаторий — от 2,8 тысячи. Все это цены высокого сезона.
Если скажете дорого, у нас есть и другие предложения, например, гостевые домики. Есть номер и за 300 рублей в сутки, где яичницу с кофе утром подадут. Объясню, что такое гостевой дом: на первом этаже — ресторан, кухня, и там же живут хозяева, а на втором, третьем, четвертом этажах сдаются порядка 50 небольших номеров. Частный сектор дает предложения до тысячи рублей.
— А ведь есть еще частники, которые сдают по одной-двум комнатам в своих домах?
— Я их даже не считаю, но они есть, хотя таких людей в Сочи все-таки не очень много. В советское время было такое, сейчас нет.
В межсезонье, с ноября до мая, в прибрежной части работает программа «Открытый Юг», по которой номер в санатории обойдется от 1,2 тысячи рублей. Есть много предложений не только по медицинской части, но и по развлекательной, а это еще казино у нас не открылось. В этом сезоне оно у нас откроется на Красной поляне.
— Без казино олимпийская инфраструктура не выживает?
— У нас пока нет казино, но мы живем.
— Не думаете, что, создав местный Лас-Вегас, вы оттолкнете нормальных, нравственно здоровых людей?
— Рядом с Олимпийским парком, другими объектами казино не будет. Оно будет только в горах, там где «Горки Город».
— Безопасен ли Сочи?
— Шустрых людей поперли, как только могли. Шесть лет только их и перли. Все самые сильные службы России шерстили как могли. Постарались, чтобы до Игр даже судимых не было. После никто в Сочи не вернулся. Более того, во время подготовки к Играм в городе установлено 6,2 тысячи камер. 1,4 тысячи камер стоят на территориях скверов, парков, улиц, остальные — на закрытых территориях. После Олимпиады уровень преступности упал и держится на том же уровне. Полицейские после Игр уехали, и мы ввели ДНД (добровольная народная дружина). Они эффективны. Казачьи патрули также есть. В Сочи 300 казаков, которые несут службу на постоянной основе, и они более эффективны, чем полиция, потому что казак считает себя хозяином этой земли и должным обеспечить на ней порядок. Если помните группу девочек Pussy Riot, они напали на казака, который давно хотел им отомстить. Он их отлупил нагайкой, и они убежали из Сочи. Это был единственный случай на моей практике, когда казак не сдержался.
Город у нас многонациональный — 124 национальности. Вы когда-нибудь слышали, что были потасовки между армянами, греками? Никогда!
— Рассматриваете Крым как конкурента в борьбе за туриста?
— Надо понимать, Крым — там, а мы здесь. Мы на границе с Абхазией, а они далеко. Сегодня мы имеем действительно шикарную материально-техническую базу туризма. Нам может завидовать любой туристический город Европы. Они завидуют.
К нам надо приезжать, потому что вы побываете на чемпионатах мира, потому что можете посмотреть спортобъекты, походите на хороший шопинг. Правда, говорят, китайцы вынесли и увезли все, что можно, но это ничего — пополнят. Можно подлечиться, сейчас хорошая диагностика — к Олимпиаде это все поменяли.
Кстати, будет господдержка и будет морское сообщение Сочи — Севастополь. Морской туризм — это здорово.
«ЕЛЕ ВКЛИНИЛИ «НОВУЮ ВОЛНУ» В ГРАФИК»
— Вы отобрали у Казани «Новую волну». Как так получилось?
— Мы ничего не отбирали, даже были удивлены, что все-таки «Новая волна» пришла к нам. Могу сказать, что нам достаточно событийных мероприятий, и это нелегко для бюджета города, потому что в любом мероприятии мы принимаем участие. Например, мы каждый месяц проводим чемпионаты мира. В феврале прошел чемпионат мира по санкам и по бобслею, в марте — чемпионат мира по шахматам среди женщин. В апреле — «Спортаккорд» и чемпионат мира по керлингу. В мае — шоу Евгения Плющенко. Он делает свой проект, а я даю ему бесплатные рекламные площади — так договорились. 25 мая пройдет авиашоу.
«Новая волна» начнется в Сочи 25 августа, и мы ее еле вклинили в график, потому что далее сразу идет фестиваль КиВиН. Местом проведения «Новой волны» станет Медальная площадь в Олимпийском парке, где будет установлена летняя конструкция. Потом будет экономический форум, «Формула-1». Будет еще кубок по теннису.
— Кто принял решение о проведении фестиваля в Сочи?
— Игорь Крутой. Он этого очень хотел.
— Какой эффект ожидаете от «Новой волны»?
— Эффект будет хороший. Этот проект любят. Я случайно был последний раз в Юрмале на этом фестивале. Там так много людей приехало на КВН, со всей России! А на «Новую волну» — еще больше. Там были все артисты.
— Вы считаете правильным перенос фестиваля из Юрмалы?
— Для самой «Новой волны» это новый шаг. Это Сочи, условия будут созданы другие, будет больше людей, все по-другому. Уверяю вас, в Казани вы таких мероприятий не проводили!
— Политически правилен перенос?
— А как вы считаете? Надо, чтобы плюнули в лицо, а мы должны вытереться и сказать: «Извините, раз так, мы еще раз придем, плюньте нам еще раз». Конечно, правильно.
— Сколько человек ожидаете на мероприятие?
— Не могу сказать. Но я уверен в том, что мы сделаем лучше, в несколько раз лучше, чем в Юрмале!
Справка
Анатолий Пахомов
День рождения: 2 сентября 1960 года.
Место рождения: ст. Новоархангельская, Краснодарский край, Россия.
Мэр Сочи с января 2009 года.
Ранее — вице-мэр Сочи (2009), мэр Анапы (2006 - 2009), исполняющий обязанности мэра Анапы (2005 - 2006), глава департамента комплексного развития курортов и туризма администрации Краснодарского края (2004 - 2005), руководитель управления Госторгинспекции по Краснодарскому краю (2001 - 2004). Последний первый секретарь Краснодарского горкома ВЛКСМ (1989 - 1991).
Кандидат экономических наук, доктор технических наук.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.