Кыргызстан ждет российских туристов на Иссык-Куле, а Удмуртия — на юбилее Чайковского

Сегодня в выставочном центре «Казанская ярмарка» завершается 20-я международная специализированная выставка туризма и спорта KITS-2015. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший там накануне, выяснил, как кризис поменял тренды в данной отрасли. Среди приоритетов нынешнего сезона — медицинский туризм и отдых на родном галечном пляже...

print_658237_945854.jpg
Фото: миргостеприимства.рф

ТЕТЮШСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО...

Вот уж точно кризис не просто затронул туристическую отрасль, он на ней изрядно потоптался. И повлиял на характер KITS-2015. Еще при входе ситуация слегка обескураживала. С одной стороны девушки похожие на стюардес совсем не бюджетной авиакомпании предлагали посетить стенд с аэротакси, но, отведя взгляд направо, тут же можно было упереться взглядом в табличку ДРКБ. Все-таки в нашем сознании отдых пока еще ассоциируется с восстановлением сил, а не с полноценным лечением. Даже Турция в этом году рекламировала не свои белоснежные пляжи, а медицинское направление в туризме. Что касается Татарстана, то Сергей Иванов — глава госагентства по туризму РТ, заявил следующее: «Сегодня есть платные медицинские услуги, а турпродукта, связанного с этим, нет. Наша задача — сформировать турпродукт, упаковать, создать информационную площадку и дилерскую сеть. Чтобы этот продукт стал продаваться не только внутри Татарстана, но и за его пределами. Количественных показателей и сроков, когда это может осуществиться, пока нет. Идет проработка нормативной базы».

Главное отличие прошлогодней выставки от нынешней заключается в том, что на этот раз практически не было представлено зарубежных и особенно дальних путешествий. При этом ни один из крупнейших российских туроператоров не решился тратить свои силы и средства на саморекламу. Заграничных авиакомпаний, не считая «Астану», также не было представлено на этот раз. Зато представительств регионов России было куда больше, чем обычно. Великий Новгород, Ставропольский край, Ярославская область, Самара, Питер, Нижегородская, Кировская, Владимирская области, Карелия — это далеко не полный перечень. Так же хорошо были представлены и наши соседи. Удмурты зазывали к себе с помощью событийного туризма — 175 лет со дня рождения их земляка Петра Ильича Чайковского, чуваши — в свои санатории... ежиками, потому что они обитают исключительно в экологически чистых местах, то есть у них. Марийцы утверждали, что не только Казань меняется и хорошеет, за несколько лет в Йошкар-Оле появились три новых площади и два театра. И что в столице Марий Эл можно увидеть необычные для Росии достопримечательности, включая Йошкиного кота.

Широко были представлены и татарстанские районы, но о развитии республиканского туризма накануне подробно рассказывал в редакции «БИЗНЕС Online» все тот же глава госкомитета по туризму РТ Иванов. Тем не менее и здесь особенности местного колорита случались. К примеру, на презентации Тетюшского района представители похвастались, что именно у них была выловлена белуга весом в 960 кг, и, вообще, край богат рыбой. С этим словами чиновникам, которые обходили выставку, на подносе вытащили копченую, вяленую и соленую рыбу. И сразу после того, как почетная делегация покинула стенд, исчезла и тарелка с разносолами, тем самым давая понять окружающим, что гостеприимство в районе только «для своих»... В то время как легкая закуска и напитки были представлены, скажем, на стенде Свияжска для всех посетителей. А у стенда Карелии и вовсе давали отведать алкогольный напиток, настоянный на местных травах...

ДЛЯ КАЗАХОВ И УЗБЕКОВ ЦЕНА ОДНА, ДЛЯ РОССИЯН — НА 30% ДЕШЕВЛЕ

Еще одна тенденция этого года — то, что страны СНГ пошли со своим турпродуктом в российские регионы. К примеру, в Казани впервые на выставке участвовал Кыргызстан. «Мы хотим, если честно, чтобы к нам люди ездили вместо той же Европы, — скромно признался зампред ассоциации курортов Кыргыстана Денис Целенко. — Хотите, я вам про наш Иссык-Куль расскажу?» Но корреспондента «БИЗНЕС Online» больше интересовало то, как до этого курорта можно добраться из России. «Мы сейчас ведем переговоры с авиакомпаниями, чтобы ставить чартер сразу на курорт. 100 метров от аэропорта — и вы на пляже. Сейчас все рейсы осуществляются через Бишкек. Оттуда — 260 километров пути, не совсем удобно. А в аэропорту Тамчи в горах сделали реконструкцию, продлили полосу, и теперь он может принимать как «Боинг», так и и «Аэробус», — сообщил Целенко

Для того чтобы в условиях экономического кризиса заполучить российского клиента, в Кыргызстане разработали даже специальные цены. К примеру, для казахов и узбеков прайс один, а для россиян — на 30% дешевле. Таким образом, двухэтажный коттедж на 7 - 8 человек с питанием обойдется клиенту в 7 - 8 тыс., групповые заезды — в $30 на человека. А следующий год в среднеазиатской стране и вовсе объявлен Годом туристской медицины.

С первым заместителем министра курортов и туризма республики Крым Игорем Котлером разговор с корреспондентом «БИЗНЕС Online» также пошел не о природных красотах поистине райского места, а о том, как до них добраться, учитывая существующие проблемы. «Есть уверенность в том, что будет более эффективно функционировать Керченская паромная переправа в связи с тем, что там будут построены дополнительные причальные стенки, — говорит российский чиновник. — Это даст возможность увеличить частоту обращения паромов, и, соответственно, количество туристов, которые прибывают. Количество авиарейсов увеличивается практически вдвое. Если в прошлом году мы принимали до 80 рейсов в день, то в этом — порядка 140 - 150. Расширяется и география авиасообщения».

По словам Котлера, сейчас полным ходом идет реконструкция терминалов аэропорта в Симферополе, хотя, по нашей информации, дорога, которая ведет к нему, по-прежнему осталась однополосной. И уже при прошлогоднем трафике туристов там возникали пробки. На замечание от корреспондента «БИЗНЕС Online», что несмотря на то, что туристический сезон еще не начался, на Керченской переправе люди уже в середине апреля вынуждены были стоять сутки в ожидании, Котлер слегка раздраженно произнес: «Ну причальные стенки еще не введены в эксплуатацию, это сделать планируется только в мае». По словам чиновника, для того чтобы облегчить быт тем, кто часами будет ожидать своей очереди, на переправе будут работать информационные центры, где люди смогут получить исчерпывающую, «а главное, достоверную информацию о возможности отдыха и оздоровления в Крыму». Кроме того, будут оборудованы комнаты отдыха. По земле в этом году планируется перевозить до 50 тыс. человек в сутки, через «воздушные ворота» — 10 тыс. человек. При том что санаторно-курортная инфраструктура насчитывает 770 объектов, не считая частников, и рассчитана на 152 - 153 тысячи «койко-мест». Цены, конечно, повысятся, но останутся доступными. К примеру, в среднем по полуострову сутки с трехразовым питанием, с минимальным лечением обойдутся в 1,4 тыс. рублей, на южном побережье Крыма — в 1,8 - 2,2 тыс. рублей. Почти как в татарстанских санаториях, только с необычной природой и морем.

В СОЧИ И ЯЛТУ ТОЖЕ МОГУТ БЫТЬ ГОРЯЩИЕ ПУТЕВКИ

Специальным гостем казанской туристической выставки стала Ирина Тюрина — пресс-секретарем российского союза туриндустрии. Именно ее комментарий чаще всего мы слышим в случае ЧП с российскими туристами, которые в последнее время случаются в различных странах. Она является одним из самых компетентных экспертов в этой отрасли. В Казани она провела веселый мастер-класс для представителей туриндустрии и журналистов, приводя примеры из собственной практики. Из запомнившегося — название гастрономического фестиваля, который состоялся в Сочи в марте этого года и собрал лучших рестораторов России. То ли по нелепой случайности, то ли из-за переизбытка креатива, но называлось это кулинарное событие не иначе как Gastreet...

Мы не могли не поинтересоваться у Тюриной, как, по ее мнению, выглядит Татарстан в плане туризма на фоне остальных регионов России: «Казань еще до всех разговоров об Универсиаде сильно удивляла своим колоссальным развитием. Татарстан в отличие от очень многих российских регионов делает много для того, чтобы привлечь к себе турпоток. Я думаю, что эта отрасль, ориентированная на прием туристов, никакого кризиса на себе не испытывает. Далеко не к каждому региону в России существует заинтересованность со стороны туристов и туроператоров. И что самое главное, что туристическое руководство, которое занимается воплощений своих идей, очень грамотное, знает, к чему и куда стремится. Не везде оно адекватное в России, к сожалению».

Что касается ситуации на туристическом рынке России, что ждать от предстоящего летнего сезона в эпоху кризиса Тюрина ответила следующее: «Операторы по внутреннему туризму кризис не чувствуют. Зато крупные компании, ранее предлагавшие выезд за рубеж, со своими туристскими технологиями пришли в Крым и Краснодарские край». Туроператоры, ориентированные на внутренний туризм, никогда не предлагали полностью турпакеты. Построить чартерные программы они не могли, поскольку нужно было договариваться с авиакомпаниями. Да и перелеты по России облагались НДС в 18%, тогда как чартеры, летающие за рубеж, лишены этого налога. «Мы часто обращались в соответствующие органы с просьбой отменить данный налог и добились того, что его снизили на 10 процентов, — говорит Тюрина. — Чартерные рейсы за рубеж лишены НДС, они этот налог не платят. А внутренние — 18 процентов. И внутренним нужно было договариваться с авиакомпаниями».

У крупных туроператоров есть свои авиакомпании, поток зарубеж упал, а борта загружать чем-то надо. Самолет, который стоит на приколе, требует недешевого обслуживания, но денег никаких не приносит. Нужно переориентировать их на внутренние черноморские курорты. Сложно сказать, смогут ли «крупняки» вернуть утерянную в связи с экономической ситуацией и политическими событиями прибыль, каковой она была на выездном туризме. Но есть еще одна проблема. Продажи туров на внутреннем рынке слегка притормозились в связи укреплением рубля. И народ стал задумываться. Не получится ли отдых в России опять дороже, чем за рубежом. Последние годы была конкуренция между туром в Египет, где все включено, и перелетом в Сочи туда и обратно. Как вы думаете, какой выбор чаще всего делали туристы, задает вопрос Тюрина.

«Все будет зависеть от ситуации с рублем, — продолжает пресс-секретарь российского союза туриндустрии. — Но крупные компании, набрав огромные объемы на Крым и Краснодарский край, при понижении спроса начнут демпинговать цены, как это было с Турцией и некоторыми другими арабскими странами». Тюрина привела ряд цифр: Турция принимала 3 - 4 млн. российских туристов. Крым вместе с украинцами в 2013 году принял 6 млн., в прошлом году здравницы были заполнены на 70% от потока 2013 года. «Но после Турции, Египта, Греции и Кипра крымский сервис и уровень «пакетов» размещения гораздо хуже. Люди, которые в прошлом году на волне патриотизма поехали в Крым, вернулись не очень довольными. Особенно те, кто добирался самостоятельно с помощью парома. Проблема эта не решена. Даже если появятся дополнительные площадки для автомобилей — паром все равно работает в зависимости от погодных условий. Повезло Анапе. Она выступила в качестве перехватывающего курорта. Люди, которые ехали на паром и вставали в очередь, к ним приезжали из Анапы и переманивали к себе. 50 процентов — рост в курортном городке. Обещанных дешевых авиабилетов не было. Они появлялись в системе и тут же куда-то исчезали», — заключает московский гость.

При этом по-прежнему для 80% наших туристов главным фактором удавшегося отпуска является море. Поэтому несмотря на кризис пока самыми популярными курортами среди россиян по-прежнему остаются Египет, Турция и ОАЭ. И с этими предпочтениями, видимо, ничего не поделаешь.