2.jpg

БЮДЖЕТНИКИ — КОСТЯК СРЕДНЕГО КЛАССА?

Каких-то конкретных результатов от проведенного 7 апреля заседания Госсовета пока ждать не стоит. Высказывались разные мнения, даны соответствующие поручения правительству. Но все же одно событие, произошедшее на Госсовете, можно считать в определенной степени судьбоносным для нашей страны. Это выступление Владимира Путина. Во-первых, президент сказал, что развитие малого и среднего предпринимательства — не только одно из ключевых условий обновления страны, но и в целом успешного движения вперед. Во-вторых, он сказал, что необходимо утвердить в обществе ценности предпринимательства, понимания особой роли предпринимательского труда как одного из важнейших ресурсов развития страны и долгосрочного ее экономического роста. В-третьих, было сказано, что государство, все уровни власти должны сделать все возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным. В-четвертых, было сказано о недопущении резкого роста налоговой нагрузки на бизнес, о необходимости совершенствования нормативной базы. И, что посчитал главным Владимир Путин, необходимо дать гражданам свободу, возможность реализовать себя, поддержать их стремление обустраивать свою собственную жизнь и приносить пользу стране.

Ну и что здесь особенного, скажут многие. Трава должна быть зеленой, небо голубым, вода мокрой. Рустам Минниханов про предпринимательство всегда говорил правильные вещи, да и Дмитрий Медведев что-то подобное тоже высказывал.

Да, это так. Вот только Владимир Владимирович всего этого раньше не говорил. А ведь у нас в стране ничего не решается без учета его мнения. Я внимательно слежу последние годы за всеми выступлениями Путина, и за все это время смог найти упоминание о предпринимательстве только в одном из предвыборных выступлений, когда он переизбирался в третий раз, дескать, малый бизнес может быть неплохим финансовым подспорьем для местного самоуправления. Еще одно упоминание о малом бизнесе прозвучало в декабре прошлого года, когда президент предложил ввести налоговые и надзорные каникулы для малого бизнеса.

И в этой связи необходимо сделать небольшой экскурс лет на 15 назад. Если кто помнит, в начале нулевых были попытки начать определенные реформы, но все остановилось, когда цены на энергоносители резко пошли вверх. В воздухе стала витать идея энергетической сверхдержавы, а любые проблемы стали решаться в соответствии с незатейливой формулой — «зальем деньгами». В этой ситуации не могло не произойти резкого снижения качества принимаемых управленческих решений. Да и разве можно было сомневаться в том, что высокие цены на нефть и газ — это не навсегда? Высокие цены на энергоносители позволяли не только «залить» любую проблему деньгами. Уровень этих цен позволил на какое-то время реализовать «бюджетный сценарий» построения стабильного демократического общества.

Идея проста: за счет бюджета обеспечить необходимый уровень благосостояния всех тех, кто является получателем средств из бюджета: чиновников, учителей, врачей, военных, полиции, пенсионеров, работников предприятий, обеспечивающих госзаказы и т.д. Понятно было, что это большая часть российского общества, большая часть электората, что на 100% позволяло демократическим путем обеспечить несменяемость существующей власти. Еще Салтыков-Щедрин говорил, что власть должна держать народ в состоянии полного изумления. Не знаю, как народ, но временами я сам лично впадал в состояние полного изумления, когда на самом высшем уровне звучали заявления о том, что бюджетники теперь являются «костяком среднего класса». И заявления не только звучали, но и реализовывались. Бюджетники, в т.ч. люди в погонах, действительно стали преобладать в группе населения, относимой по доходам к среднему классу.

НАЛОГ НА БОГАТСТВО РАДИ ЭЛЕКТОРАТА

Бизнес застонал. Все опросы предпринимателей показывали, что на первое место в перечне их проблем выходит проблема кадров. Рост зарплат в бюджетной сфере привел не только к снижению мотивации населения заниматься предпринимательством, но и вынудил бизнес также повышать уровень оплаты своих работников, что не могло не вызвать роста затрат и снижения инвестиционной активности. Я уже не говорю о том, что возникли колоссальные проблемы и у регионов, на уровень которых федеральный центр «спустил» реализацию т.н. «майских указов». Финансовые возможности регионов в части поддержки и развития предпринимательства были в связи с этим существенно ограничены.

И что самое главное в этой схеме «бюджетного консенсуса» — это то, что в ней вообще не рассматривались предприниматели как социальная группа, имеющая свои целеустремления и цели. Зачем нужно учитывать их интересы, если их голоса для обеспечения стабильной электоральной базы уже ничего не значат. Сам Владимир Владимирович на своем выступлении в Госсовете сказал, что лишь около 6% граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела. По данным же Института социологии РАН, рантье, которые сдают собственность в аренду или получают проценты по вкладам, — 4%, а тех, кто открыл собственный бизнес только трое из каждых ста граждан.

Патернализм и неизменно сопутствующий ему популизм стали основной доминантой развития нашего общества. Как результат — махровым цветом расцвело такое явление, как социальное иждивенчество. По словам вице-премьера РФ Ольги Голодец, 39 из 70 млн. работоспособного населения официально нигде не работают и, соответственно, не платят за себя ни в какие внебюджетные фонды, хотя пользуются всеми государственными медицинскими и социальными услугами, а впоследствии будут претендовать на государственную пенсию. Вторит ей Антон Дроздов — председатель пенсионного фонда России, без всяких причин (т.е. люди не студенты, не военные, не пенсионеры, не официальные безработные, не инвалиды) не поступают взносы в пенсионный фонд за 20 млн. человек. А учитывая солидарную схему распределения взносов, то есть гражданин России фактически платит в пенсионный фонд не за себя, а «за того парня», вся нагрузка в основном ложится на бизнес, в том числе и малый.

Насколько я могу понять из той дискуссии, которая велась в СМИ в течение ряда лет, рассматривались даже варианты введения своеобразной экспроприации имущество среднего класса, состоявшего еще недавно в большей части из представителей бизнеса, в виде налога на роскошь или налога на недвижимость. Был ли это запасной вариант на случай временного (конечно же) снижения цен на энергоносители? Я же прекрасно помню эти публикации в СМИ с письмами граждан и данными социальных опросов. Дескать, роскошь — это и дом больше 100 кв. метров, и машина дороже 500 тыс. рублей, и вторая квартира, даже если она куплена подрастающим детям и т.д.

А налог на недвижимость? Почти 10 лет пугали население планируемой ставкой налога в 2% от ее рыночной стоимости. Причем о льготах пенсионерам и речи не было, так 20 м вычета социальной нормы на душу — и все. Сравнение будущей пенсии с новым налогом, который превысил бы ее в разы, даже в десятки раз, не могло не быть сильнейшим демотивирующим фактором для тех, кто хотел бы заняться предпринимательством. Зачем, если все потом фактически отберут за неуплату налога? А так называемые социальные нормы на газ, тепло, электричество и воду? «Гениальная» идея! Освободить «ядерный» электорат от этих платежей (если сделать их условными), а все возложить на тех, у кого есть какие-то относительно комфортные условия проживания. На тех же прежде всего предпринимателей.

В конце концов, все эти идеи с налогом на роскошь и социальными нормами закончились пшиком, а налог на недвижимость вроде бы приобрел какие-то разумные очертания. Но осадок то остался! Зачем столько лет людей надо было пугать? Список подобных идей можно было бы продолжить, но хотелось бы выделить главное.

РАЗВОРОТ В СТОРОНУ МАЛОГО БИЗНЕСА

В этих условиях у предпринимателей (или у какой-то их части) не могли не возникнуть мысли: а вообще, кто он, предприниматель, в российском обществе, каково его место, что от него хотят? Или он должен замкнуться в своей скорлупе и ограничиться добыванием своего «куска хлеба»? Слава богу, по моему мнению, у нас в Татарстане так вопрос никогда не стоял. Я не могу даже представить, чтобы кто-то из руководства республики выдвинул какие-то идеи, ущемляющие интересы предпринимателей, если они, конечно, не расходятся с общественными. И на отсутствие внимания к себе татарстанским предпринимателям грех жаловаться. Проблема только в том, что большинство вопросов решается на федеральном уровне.

А вот на уровне федерального центра все по-другому. Не так давно даже такой известный экономист, как Сергей Алексашенко договорился даже до того, что Владимир Владимирович всех предпринимателей считает жуликами, не всех из которых еще посадили. И тут вот на Госсовете такой разворот. Что за этим стоит? Можно только догадываться. Известно, что еще в период высоких цен на энергоносители, в 2013 году, темпы роста экономики фактически обнулились. События на Украине лишь только ускорили то, что неизбежно должно было произойти. Констатацию того факта, что выбранные социальная и экономическая модели развития страны, мягко говоря, несовершенны.

Так что начинаем отчет новой (старой) модели развития нашей страны. Эксперимент с энергетической сверхдержавой и стабильностью за счет высоких цен на энергоносители фактически закончился. «Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы наши предприниматели смогли в полной мере реализовать свой потенциал. Это жизненно важно для развития страны, всех ее регионов, для того чтобы российские компании заняли достойное место и на своем собственном рынке и на международных рынках». Именно этой фразой закончил свое выступление президент России на Госсовете.

Остается только определить, что нужно сделать на пути к этому и что будет мешать намеченной цели. Но об этом в следующей части статьи.

Сергей Никифоров