Олег Вьюгин
Олег Вьюгин: «Где-то через полмесяца, может, даже быстрее все это успокоится, ситуация стабилизируется» (фото: bfm.ru)

«НАСКОЛЬКО Я ВИЖУ И ПОНИМАЮ, ЦБ НЕ ВМЕШАЕТСЯ»

— Олег Вячеславович, нынешнее укрепление рубля — это долгосрочный тренд или нет?

— Нет, конечно, он временный.

— Как долго мы будем этот процесс наблюдать и есть ли ему предел?

— Надо исходить из факторов, а сейчас они следующие. Первое: все-таки изменилась немного ситуация с платежным балансом — это фундаментальный фактор. Второе: то, что сейчас идет приток краткосрочных инвестиций в рубль, так называемый carry trade, со стороны иностранных хедж-фондов. Третье: определенная паника среди неквалифицированных инвесторов в рубль, грубо говоря, физических лиц, которые испугались и продают доллары, спасая свои рубли. Сейчас ровно этот процесс мы наблюдаем. Из всех этих факторов фундаментальным является только первый. Платежный баланс действительно изменился, и он покрывает все платежи по внешним долгам. Поэтому рубль должен быть где-то в балансе. Но сейчас доллар по отношению к рублю чрезмерно проседает пока еще за счет спекулятивных и панических действий. Думаю, где-то через полмесяца, может, даже быстрее все это успокоится, ситуация стабилизируется. Наверное, рубль будет опять волатильным с тенденцией к определенному ослаблению.

— Центробанк, по вашему мнению, в нынешней ситуации вмешивался с интервенциями?

— Насколько я понимаю и вижу, нет, не вмешивался.

— Значит, вы согласны с министром экономики Алексеем Улюкаевым, что рубль укрепился за счет фундаментальных факторов?

— Не совсем так. Я сказал, что фундаментальный фактор только один, он мог вывести рубль на уровень 55 - 60 рублей за доллар. Но есть сейчас еще спекулятивные и панические факторы, которые толкают вниз доллар.

— Что может привести к обратному тренду? Можем ли мы снова увидеть 100 рублей за евро?

— 100 мы вряд ли увидим, этого не получится. Carry trade вот чем заканчивается: опытные спекулянты всегда умеют нащупать момент, когда надо прекратить покупать рубли и начать их продавать и выводить прибыль, номинированную в долларах. В этот момент тренд резко изменится, но все же он будет колебаться около фундаментального уровня, я так думаю, 55 рублей будет вполне.

— То есть вы считаете, что 55 - 60 рублей за доллар — это оптимально?

— На несколько лет вперед — да, скорее всего, более-менее оптимален.

«НЕ НУЖНО СЛЕДОВАТЬ ДОГМЕ ПЛАВАЮЩЕГО КУРСА»

— Но в нынешних условиях, когда цена нефти невысока, укрепление рубля — это благо? Некоторые эксперты полагают, что это может негативно сказаться на экспортерах и даже бюджете.

— Мне кажется, Центральному банку как раз нужно быть гибким и не следовать слепо догме плавающего курса, а возможно, в таких ситуациях, как carry trade, частично покупать валюту, чтобы не допускать резкого спекулятивного движения. Иначе все это будет повторяться. Это вопрос вкуса: можно так, а можно так.

— А стоит ли заставлять экспортеров сдавать валютную выручку, как это было в конце года?

— Нет, конечно. Тогда их особо и не заставляли. Не было такого, чтобы экспортеров заставляли сдавать всю валютную выручку, просто предложили продавать ее все-таки равномерно — это первое. Во-вторых, ее все-таки продавать, а не заимствовать рубли. Правда, эта ситуация отпала, когда ставки повысились. В декабре до повышения ставок на ожидании глубокой девальвации экспортеры не продавали выручку, а, чтобы заплатить налоги и обеспечить другие рублевые платежи, занимали деньги у банков, понимая, что при ставке 10 процентов годовых это все равно выгоднее, потому что рубль упадет больше, чем на 10 процентов. Но этот мотив не продавать валюту после повышения ставки ушел. Правительство договорилось, что экспортеры будут равномерно продавать и не станут создавать искусственных провалов рубля.

«КУРС ПО ГОДУ БУДЕТ ПРИМЕРНО ТАКОЙ, КАК В БЮДЖЕТЕ»

— Если в декабре все призывали поддержать рубль, не дать ему слишком просесть, то сейчас, например, депутат Владимир Гутенев просит Центробанк, наоборот, не допустить излишнего укрепления рубля, ссылаясь на то, что пострадают отечественные экспортеры. Так ли это?

— Я бы отошел от частных интересов. Конечно, для экспортеров хорошо, если рубль будет послабее, понятно, что они за тот же доллар больше рублей получают. Но я бы не хотел дискутировать, все понятно. Есть такой вариант: исходя из того, что рубль объективно очень волатилен и из-за того, что эта валюта во многом завязана на нефть и газ, может быть, ЦБ стоит иногда вмешиваться в торги, может, не слишком явно это делать. Скажем, когда чрезмерно укрепляется рубль, его все-таки можно поддерживать какими-то покупками валюты. Можно этого и не делать, потому что сейчас рубль укрепится, а потом ослабнет, выйдет на какой-то более объективный уровень. Рынок здесь работает, экономика работает и без Центрального банка.

— То есть все-таки Центробанк должен отстраниться? Не могу понять вашу точку зрения: ему стоит вмешиваться или не следует?

— Моя точка зрения: в таких ситуациях ЦБ имеет смысл вмешиваться достаточно аккуратно и препятствовать чрезмерной волатильности. Кстати, ЦБ никогда этого не отрицал — у него такое право есть.

— Но при этом вы утверждаете, что сейчас он этого не делал?

— Да, по моим сведениям, он этого сейчас не делал, хотя я со свечкой не стоял, ЦБ может делать это тихо.

— Если рубль будет укрепляться дальше или же сильно ослабнет, не придется ли переверстывать бюджет?

— Поскольку это краткосрочные движения, я думаю, не придется. По году курс как раз будет более-менее тот, который в бюджете заложен.

РУБЛЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ДЛЯ СПЕКУЛЯНТОВ

— Сегодня вы считаете рубль привлекательной валютой для иностранных инвесторов?

— Для краткосрочных инвесторов он особенно привлекателен, потому что на этом можно просто зарабатывать. Ставки по рублям пока остаются достаточно высокими, а в краткосрочном плане рубль укрепляется. Поэтому тот, кто купил, например, рубли по курсу 60, это было, скажем, 2 - 3 недели назад, вложил эти рубли в краткосрочные инструменты, например, даже в государственные или корпоративные облигации, заработает на них в годовом выражении 12 - 14 процентов, затем вовремя их продаст и выйдет с хорошей долларовой прибылью, которую на других рынках, европейском или американском, не заработать. Но это, конечно, удел спекулянтов, это их и привлекает.

— Вот именно спекулянты только курс раскачивать будут. Как с ними бороться и нужно ли это делать?

— Есть два варианта. Либо не бороться, говорить: «Ну и что? Вот такой рынок, вот так раскачивается». Либо Центробанк может достаточно аккуратно этим процессом управлять, покупать валюту в небольших объемах.

«КРЕПКИЙ РУБЛЬ ТРЕБУЕТ БОЛЬШОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ КОМПАНИЙ»

— Каков ваш среднесрочный прогноз по рублю?

— На этот год, я думаю, средний уровень курса будет гулять от 50 до 60 рублей за доллар. А в 2016 году, скорее всего, так же и будет. Это все, конечно, при положении, что санкции остаются, Россия существует в ограниченном доступе на рынки капитала. А многие инвесторы очень боятся серьезно работать с российскими активами, потому что они тоже боятся санкций. Соответственно, и нефть прогнозируется на уровне 60 долларов за баррель. Если какие-то эти два фактора будут меняться, если нефть уйдет опять на 100, как это было год назад, то рубль будет 40. Мы вполне можем увидеть такой курс. А если еще санкции снимут и ситуация изменится, то рубль вполне может быть крепким. А это может быть даже не очень хорошо. Чрезмерно крепкий рубль требует большой эффективности от российских компаний, а они сейчас не таковы.

— Что же им мешает быть эффективными?

— Инвестиции нужно делать, реализовывать большие программы. Собственно, этот инвестиционный цикл, который должен был начаться, я его ждал, не начался именно из-за того, что в 2014 году произошли известные геополитические события, а затем экономические последствия.

— Обычным людям, которые не являются спекулянтами, которые просто копили деньги, покупали доллары, стоит ли им поддаваться нынешней панике и бежать продавать доллары?

— Вот точно сейчас продавать не надо. Если, конечно, доллары были куплены по курсу 30 и нужны рубли, то можно и продать, тогда будет без потерь и даже с положительным результатом. Но если покупали на более высоких уровнях, то точно продавать не надо, потому что это локальное падение, связанное с факторами, о которых я говорил.