Ринат Билялетдинов: «К Mercedes у меня теперь не лучшее отношение»

«ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ ЗАБРАЛ КОРОБОЧКУ С КЛЮЧАМИ»

Сегодня получил продолжение скандал с контрактом «Рубина» и «Мерседеса», о котором писал «БИЗНЕС Online». Напомним, что в августе клуб с помпой подписал контракт с брендом, но с апреля команда стала выступать без логотипа немецкого автогиганта на рукавах формы, реклама исчезла и со стадиона. Представители «Мерседеса» в Казани «МБ-Ирбис» не выполнили большую часть условий договора, общая сумма которого была близка к 40 млн. рублей, из которых не было заплачечно ни рубля. Более того, как стало известно «БИЗНЕС Online», дилеры отказались даже от компромиссных вариантов — отдать клубу в счет контракта несколько микроавтобусов для детской спортшколы.

Но особенно вопиющей получилась ситуация с автомобилем, который во время презентации новичков команды вручили главному тренеру «Рубина» Ринату Билялетдинову. Специалист должен был получить в пользование один из внедорожников бренда. Сегодня сам наставник в красках рассказал историю о том, как это было: «В коробочке был один ключ из двух. Через 10 минут, пока все аплодировали и радовались, ко мне подошел представитель компании, забрал коробочку и сказал: «В ближайшее время вопрос решится». Но никакого Mercedes я в глаза так и не увидел».

По словам Билялетдинова, если бы он находился в Штутгарте, он отправился бы в главный офис «Мерседеса» и рассказал бы, как дилеры «работают на репутацию фирмы».

«Я считаю, что это клоунада, пыль в глаза. Если мне подарят велосипед, то я и на нем поеду. Говорю это для примера. Когда народу говорят одно, а втихаря делают по-другому, чувствуешь себя человеком, которого использовали и выкинули. К «Мерседесу» у меня теперь не лучшее отношение. В ближайшее время покупать не буду. Даже подержанный в лизинг не возьму», — сказал Билялетдинов LifeNews.

Так и получилось, что команда играла с логотипом «Мерседеса» на рукавах, а тренер с самого начала карьеры в «Рубине» ездил на служебном BMW. В то же время игрокам команды давали в пользование корейские внедорожники. Один из таких даже разыграли в прошлом году во время матчей весенний стадии. Он принадлежал Александру Рязанцеву.

«МБ-ИРБИСУ» НЕ ДО РЕКЛАМЫ?

Позицию автосалона узнать не удалось, на прошлые запросы ответ был один: все обязательства выполнены, а контракт продлен не будет. На сей раз ответа на запрос не последовало вовсе. Возможно, решение дилера так манкировать обязательствами связано с проблемами, которые появились в последнее время. Советский районный суд в начале марта по иску прокуратуры РТ постановил закрыть автосалон «Мерседес» на улице Космонавтов. Дело в том, что здание автосалона не было сдано в эксплуатацию, но при этом активно использовалось. Автодилер «МБ-Ирбис» был полон решимости обжаловать это решение. На какой стадии процесс сейчас, выяснить не удалось, но на волне дела «Адмирала» подход к вещам такого рода более чем строгий.

Вторая проблема «МБ-Ирбис» в том, что вскоре он перестанет быть монополистом на рынке продажи Mercedes в столице республики. Сейчас в Казани строится еще один автосалон «Мерседес». Компания «КАН-Авто», четыре года пытавшаяся завести элитную немецкую марку в столицу РТ, наконец подошла вплотную к строительству на улице Московской. Проект здания в историческом центре Казани одобрил президент РТ Рустам Минниханов. Площадь застройки составляет 3,5 тыс. кв. м, общая площадь здания автосалона — 7,3 тыс. кв. метров. В автосалоне, выполненном в премиальном стиле из соответствующих материалов, будет представлена вся линейка легковых автомобилей Mercedes и AMG.

Команда играла с логотипом Mercedes

В этой ситуации странной остается позиция «Рубина», который отказывается подавать в суд на бывшего партнера. Не исключено, что нежелание переводить дело в юридическую плоскость мотивировано связями спонсоров команды с владельцами бизнеса. Согласно справочно-информационной системе «Контур-Фокус», владельцы ООО «МБ-Ирбис» — люди непростые. По состоянию на 1 июля 2011 года основным собственником являлся Альберт Суниев (80,1% УК), по данным источников «БИЗНЕС Online», это человек из команды бывшего министра строительства РТ Марата Хуснуллина, вслед за ним перебравшийся в Москву. Сейчас Суниев занимает пост гендиректора ОАО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» на Новом Арбате, подчиняющегося департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы. Еще одним совладельцем «МБ-Ирбис» является предправления Акибанка Ильдар Галяутдинов (контролирует 19,9% УК).

Неофициально нежелание связываться представители клуба объясняют некими имиджевыми потерями. Казанцы якобы не хотят конфликтов со столь представительным брендом. Однако и отказ от разбирательства чреват репутационными потерями. «Рубин» же в таком положении предстает организацией, которая не борется за свои права, что идет вразрез с самой философией спорта и того футбола, которая показывает команда. Молодой амбициозный коллектив не берет чужого, но и позволять вытирать ноги о себя и своего тренера не должен.

«ЕСЛИ ИСТОРИЮ ОСТАВИТЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ, ИМИДЖЕВЫХ ПОТЕРЬ БУДЕТ БОЛЬШЕ»

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов на тему правильности решения клуба не подавать на экс-спонсора в суд за невыполнение своих обязательств.

Иван Мешков — директор компании Sellout Sport System:

— Ситуация сама по себе странная, я не знаю деталей соглашения, может быть, в нем есть какие-то тонкости, о которых не говорят, но которые заставляют «Рубин» не идти в суд. Однако если следовать логике, то, конечно, клуб должен обратиться в суд. На мой взгляд, имиджевых потерь будет больше, если эту историю оставят без внимания. Как так? Клуб выполнил все обязательства, сделал нашивки и рекламу, а партнер в ответ ничего не сделал и при этом еще остался без проблем. Неважно, кто на той стороне оппонент, ведь на футбольном поле команда играла с лучшими клубами мира, выигрывала их и так делала себе имя. Нет причин действовать иначе и вне футбольного поля.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Шансы выиграть в суде зависят от того, как все прописано в договоре, и от того, как исполнение договора фиксировалось той стороной, которая считает этот договор исполненным, то есть ФК «Рубин». С другой стороны, обращаться или не обращаться в суд — это воля сторон. Договор — это выражение воли сторон. И требовать возмещения по договору или не требовать — это право стороны. Это не обязанность. И если клуб посчитал, что ему эта судебная тяжба не нужна, что может обойтись без этих денег, то выражает свою волю тем, что не подает в суд. Кроме него, за него никто в Арбитражный суд заявление не подаст.

Михаил Дымшиц — генеральный директор маркетинговой компании «Дымшиц и партнеры» (Москва):

— По всей видимости, у компании «Мерседес» были какие-то основания, позволяющие не выплачивать эти деньги. Такие контракты всегда двусторонние, наверное, там были оговорены какие-то условия, которые ФК «Рубин» не выполнил. Но тут еще нужно понять, насколько другая компания относится именно к «Мерседесу»... То, что договор заключил официальный представитель «Мерседеса», вовсе не значит, что договор обязательно как-то связан с «Мерседесом». Но я думаю, что «Рубин» не предъявляет никаких претензий потому, что не выполнил возложенных на него обязательств. Моя практика показывает, что люди отказываются от претензий и от получения значительных сумм только тогда, когда они понимают, что в суде у них нет перспектив.

Елена Машкова — кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента НЧИ КФУ:

— Все индивидуально решают участники этого контракта. Если руководство «Рубина» считает, что это нанесет урон репутации их клуба, если после этого обращения их будут считать скандалистами, то тогда им лучше хранить гордость и ничего не требовать со своего партнера. Это их личный выбор. И ведь на самом деле бывают такие ситуации, даже в том же футболе, когда просто нет денег, когда ФИФА полтора или два года не могла оплатить гонорар тренеру. Значит, есть какие-то обстоятельства, которым руководство футбольного клуба идет навстречу. Значит, они понимают все трудности, которые могли возникнуть у «Мерседеса» или его представителя на нашей площадке.

С другой стороны, не нужно забывать, что с 2012 года идет значительное падение автомобильного рынка. И мы знаем, что ряд марок вообще ушли из Российской Федерации — и Opel, и Chevrolet, и General Motors, что они несут на нашей территории колоссальные убытки... Может, есть внутреннее понимание, что условия для развития бизнеса здесь настолько нехороши, что международные игроки просто не могут выполнить свои обязательства?

А вот обязательно ли обращение в суд связано с потерей имиджа... Я считаю, что такого подхода в принципе не должно быть, что раз компания обращается в суд, то она как-то по хамски отстаивает свои права. Ничего подобного! Это самый правовой ход, и он должен быть использован. Однако обстоятельства, по которым руководство футбольного клуба принимает другое решение, тоже можно уважать.