Общественный совет ОНФ определил победителей конкурса журналистских работ, которые получат денежную премию в размере 300 тыс. руб. и смогут принять участие в работе второго Медиафорума
Фонд ОНФ определил победителей конкурса журналистских работ, которые получат денежную премию в размере 300 тыс. рублей и смогут принять участие в работе второго медиафорума

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС: ОНФ ПОДДЕРЖИТ НЕЗАВИСИМУЮ ПРЕССУ В ЛИЦЕ ГОСИЗДАНИЙ

Сегодня итоги конкурса журналистских работ прокомментировали «БИЗНЕС Online» в фонде поддержки независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость». Фонд учрежден «Общероссийским народным фронтом». В понедельник первый заместитель руководителя исполкома ОНФ Дмитрий Миненко озвучил итоги конкурса — они опубликованы на сайте фонда.

В Татарстане победителями стали пятеро журналистов. Несмотря на то, что цели фонда заявлены как «поддержка независимых региональных и местных СМИ, а также усиление роли независимых региональных и местных средств массовой информации в повышении качества жизни граждан», премии получили в основном журналисты государственных СМИ. В число победителей вошли Владимир Матылицкий (журнал «Татарстан»), Ирина Халитова, Фарида Якушева (газета «Республика Татарстан»), Николай Артюшкин (журнал «Карл Фукс») и Ильнур Ярхамов (KazanFirst.ru). Четыре из пяти победителей представляют издания, входящие в госхолдинг «Татмедиа». Исключением выглядит KazanFirst, который контролирует Ярослав Муравьев. Но нельзя не отметить, что и его приход в медиабизнес совпал по времени с получением щедрого финансирования на информационные услуги от минэкономики РТ.

В самом фонде в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» пояснили, что в конкурсе имели право принимать участие только сами журналисты — редакции не допускались. Работы фонд начал принимать 22 сентября прошлого года от журналистов, освещающих исполнение «майских указов» лидера ОНФ Владимира Путина и антикоррупционную политику.

«В ноябре 2014 года общественный совет фонда принял решение о допуске к конкурсу работ журналистов, чьи работы публикуются в СМИ, которые нельзя назвать независимыми от властей, — сообщил председатель общественного совета фонда «Правда и справедливость» Дмитрий Миненко. — Но эти работы должны соответствовать конкурсной тематике, а значит, отражать ту или иную проблему региона, города, поселения».

Дмитрий Миненко: «Да, мы немного удивлены неактивностью татарстанских журналистов, — добавил он. — Поскольку медийная сфера республики очень развита, да и региону есть чем гордиться в области решения проблем»
Дмитрий Миненко: «Да, мы немного удивлены неактивностью татарстанских журналистов. Медийная сфера республики очень развита, и региону есть чем гордиться в области решения проблем»

При этом Минченко удивился малочисленности работ, поступивших из Татарстана. Участие в конкурсе могло быть лишь по инициативе самих журналистов, которые выставляют свои работы на профессиональную оценку коллег.

«Да, мы немного удивлены неактивностью татарстанских журналистов, — добавил он. — Поскольку медийная сфера республики очень развита и региону есть чем гордиться в области решения проблем».

ОТ 300 ТЫСЯЧ ОТКАЗАЛИСЬ ДВОЕ

На первый журналистский конкурс фонда поступило около 1,5 тыс. заявок почти из всех регионов страны. Конкурсная комиссия отобрала 500 работ, а затем общественный совет определил 279 победителей. Кроме того, общественный совет фонда выделил отдельную номинацию «За содействие повышению доверия к СМИ» и наградил 21 журналиста федеральных изданий и телеканалов, которые заявок не подавали. Всего, таким образом, награждены 300 человек — каждому из них выплатят 300 тыс. рублей. Наградной фонд составил 90 млн. рублей.

300-тысячная премия (а в сентябре сумма немного недотягивала до $10 тыс.) — крайне редко встречающееся в журналистике явление. Например, правительственные премии в области СМИ — это 1 млн. рублей, но вручаются они лишь 10 журналистам. Здесь же истратили в 9 раз больше — и фактически на PR-поддержку «майских указов» и борьбу с «чиновным чванством» в виде противодействия госзакупкам чего-нибудь роскошного.

Парадоксально на этом фоне выглядит широко разрекламированная борьба того же «Народного фронта» с тратами региональных властей на финансирование СМИ, которые ОНФ позиционирует как «PR-бюджеты». Очередной рейтинг таких расходов ОНФ составил в феврале, в нем Татарстан занял 5-е место с расходами в 1 млрд. 152,5 млн. рублей.

Чтобы открыть картинку, нажмите на нее

Возможно, этот когнитивный диссонанс и привел к редким демонстративным отказам от получения премий. Например, отказалась от денег журналист «Ведомостей» Сюзанна Фаризова, объяснив это политикой издания. Как пишет Lenta.ru, журналистка екатеринбургского издания Znak.com Екатерина Винокурова, также попавшая в список победителей, сообщила в Facebook, что полученные деньги направит на благотворительность. «Для меня лично ничего не изменится. Я продолжу общаться с источниками и критиковать власть», — отметила Винокурова.

Комментируя решение Фаризовой и Винокуровой, Минченко отметил, что работа журналиста публична по определению. «Ее оценивают и читатели, и коллеги. Как распорядиться премией фонда — личное дело каждого. Равно как и отношение к оценке своей работы коллегами по перу», — заметил он.

«ТЕ, КОМУ ЭТО НАДО, БЫЛИ В КУРСЕ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поздравили коллег и поинтересовались, как удалось принять участие в конкурсе.

Владимир Матылицкий — журналист в издании «Татарстан»:

— Я понятия не имел о конкурсе. Подавал заявку не я, у нас в редакции есть человек, который отслеживает конкурсы. Я узнал об этом только неделю назад, когда вышел в финал. Для меня победа — большой сюрприз. Насколько мне известно, отбор проходил по одной статье — у меня это был материал о ЖКХ под названием «Вприпрыжку за тарифами». Суть его заключается в вечной борьбе государства с гражданином: мы ставим счетчики, начинаем потреблять разумно, падают объемы потребляемых услуг, соответственно, монополисты поднимают цены. Что касается независимых изданий, я думаю, оценивали именно статью, она написана, скажем, не с официальных позиций. Видимо, в оценке имелся в виду сам принцип независимой журналистики.

Я до сих пор не уверен, что то, о чем говорят, — реальность. Например, я не удивлюсь, если я приеду на петербургский форум (кстати, если на него вообще пригласят, потому что пока я не получал никакого письма), а там выберут победителей, которым дадут приличную премию. Остальным, ну — рукопожатие, допустим. Мне кажется, будет именно так.

Ильнур Ярхамов — журналист KazanFirst:

— Так как я журналист и общаюсь с представителями «Народного фронта», знакомые мне сбросили информацию об этом конкурсе. На конкурс я подавал тексты на тему межнациональных отношений. В частности, я писал материал о том, что нельзя сравнивать количество мечетей и церквей в Татарстане. Представители общества русской культуры подняли дискуссию о том, что в республике церквей меньше. Я был не согласен с ними, по крайней мере, возле моего дома в Азино строилась церковь Александра Невского, и я видел, что никто этому не мешает. Непонятно, почему Михаил Щеглов (глава общества русской культурыприм. авт.) решил, что это не так. Плюс к этому у меня были другие тексты — с судебных заседаний по делу «Хизб ут-Тахрир». Я стараюсь такие вещи отмечать, мне это интересно, потому что я по образованию историк. Как собираюсь распорядиться денежной премией, пока не знаю. От вас в первый раз слышу, какой именно приз получат лауреаты.

Артем Наумов — исполнительный директор ТРО «ОПОРА России»:

— Насколько я понимаю тематику конкурса, речь идет именно о работах, освещающих деятельность ОНФ, а не просто независимых СМИ. Поскольку у нас никто, кроме государственных СМИ, работу «Общероссийского народного фронта» не освещает — пропорцию можно почувствовать. Видимо, выбрали из тех, кто об этом пишет.

Откуда журналисты могли узнать о конкурсе? Когда говорят, что «мы не знали» — это примерно так же, как в случае с поддержкой предпринимательства. Помощь есть, а «мы не знали». Вроде бы через официальные источники, через региональные представительства, через «Татмедиа», насколько я знаю, делалась рассылка о конкурсе. Скорее всего, было поручено исполнительным дирекциям ОНФ на местах оповестить все региональные СМИ. Может быть, здесь коммуникация прервалась, поскольку задача стояла как раз собрать наиболее широкий пласт людей, которые бы работали в этом направлении. ОНФ в последнее время — это серьезный источник актуальной и интересной информации. Может быть, они рассчитывали, что политические СМИ регулярно отслеживают их сайт, где они размещали положение о конкурсе, те, кому это надо, были в курсе.

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Как мои сотрудники узнали об этом конкурсе, я не знаю. Официально заверяю, что никакая информация лично мне не поступала. Это действительно инициатива Фариды Якушевой и Ирины Халитовой. Я на планерках всегда ориентирую сотрудников на активное участие в конкурсах, потому что потенциальные творческие возможности наших журналистов, я считаю, очень большие.

Для меня это было большим удивлением, когда сегодня утром пришла сотрудница и сказала, что она в числе победительниц, потом оказалась что еще одна из журналисток также была отмечена. Это было приятной неожиданностью. Всегда приятно, когда твоего сотрудника награждают на федерльном уровне.

Я бы хотел добавить еще вот что. Во-первых, мы не входим в структуру «Татмедиа». Во-вторых, почему государственные издания не имею права участвовать в конкурсе? Речь идет не о статусе журналиста, из государственного он СМИ или из независимого, хотя таких, на мой взгляд, не бывает. Речь идет о качестве публикаций. Два материала, которые были отправлены на конкурс, я хорошо помню и считаю их вполне достойными. Один текст, как я узнал после, был отмечен в номинации «Качество жизни» о реальном благосостоянии населения, второй — был посвящен госзакупкам и теме коррупции.

Фото и видео: onf.ru