КАЗАНСКО-ФИНСКАЯ ПРОБЛЕМА

«Ак Барс» в этом плей-офф пока выступает в роли убийцы всех интриг, что порождает волну негатива по отношению к клубу со стороны не болеющих за казанцев зрителей. Зинэтуле Билялетдинову предъявляется обвинение в прагматичном хоккее ради результата, который дает эмоции только заинтересованным лицам, но неинтересен публике. Кстати, с похожими проблемами встречается и сборная Финляндии: болельщики часто критикуют команду за отсутствие зрелищности и натужные победы даже над слабыми соперниками. Если матч заканчивается со счетом 1:0 в пользу финнов, единственную шайбу называют случайной, и сразу начинаются разговоры о том, на самом ли деле сильна команда. Но в случае с «Ак Барсом» есть отличия: во-первых, сборная и клуб — разные вещи, что на своем примере показал Билялетдинов. А, во-вторых, финны год от года страдают из-за недостатка хоккеистов, особенно нападающих, у «Ак Барса» же были и есть возможности для того, чтобы забрасывать более одной шайбы за матч. Собрав все лучшее на рынке прошлым летом, команда вышла в финале конференции на «Сибирь», которая старается играть почти в тот же хоккей, но отличается уровнем хоккеистов. Сибиряки действовали на максимуме своих возможностей, но при равенстве бюджетов для «Ак Барса» все могло бы сложиться гораздо хуже.

СИСТЕМА РАЗРУШЕНИЯ

«Ак Барс» работает на льду», — это слова Сергея Гимаева-старшего. «Мы выполняем установку тренера, которую он хочет видеть», — слова игроков «Ак Барса». Сейчас у команды нет ярко выраженного звена лидеров, подобного тому, что есть у «Магнитки», было у «Салавата Юлаева» с Радуловым и даже у «Ак Барса» во времена первых кубков. Команда, которая, судя по платежной ведомости, должна быть битком забита звездами, на деле оказывается чем-то настолько однородным, что на льду видно только тактику. Выбиваются из схем разве что Меллер и еще пара игроков. Сухая система — это не самая главная составляющая успеха, по крайней мере, в других лигах, включая НХЛ. Билялетдинову удается нивелировать преимущество соперника в атаке тактически, он разрушитель, на льду его команды в первую очередь не дают играть другим, а потом уже ищут что-то свое. Созидатели всегда нравились публике больше, но иногда это единственно верный путь к успеху, к которому прибегают коллективы, не способные похвастаться высоким уровнем исполнителей. Подходит ли «Ак Барс» под этот случай — вопрос, из-за которого к игре казанцев и возникают претензии. Хотя это уже дело вкуса, и потому разделять хоккей казанцев по принципу «зрелищный — незрелищный» ни в коем случае нельзя.

ЗА НИЧЬИ ОЧКИ НЕ ДАЮТ

Что касается оборонительного характера игры Билялетдинова, то это не просто устоявшееся выражение, которое почему-то резко стало для тренера неприятным. Билл категорически отрицает, что его командда играет от обороны. Вероятно, наставник «Ак Барса» так реагирует на эту характеристику из-за всех тех изменений, которые он пытался привнести в свой хоккей в этом сезоне. Важно признавать, что Билялетдинов изменился после Олимпиады, он поменял взгляды на многие вещи, где-то переступал через себя, но все же остался тем же динамовским прагматиком, для которого не пропустить шайбу всегда важнее, чем забросить. Хотя в какой-то момент нововведения ушли, защитники перестали массово участвовать в атаках, желание сохранить контроль над шайбой вновь стало превалировать над желанием продолжить атаку в чужой зоне, а нападающие перестали обыгрывать и проводить диагональные передачи. Проблема позиции Билялетдинова в том, что ничьи в хоккее давно отменили, и отсутствие пропущенных шайб не может принести результат, его обеспечивают только заброшенные шайбы. Пока случалось так, что атака «Ак Барса» забивала один-два гола, которых было достаточно для победы, но многие отмечают отсутствие в соперниках казанцев сильного нападения, способного прорваться через защиту «барсов» и Андерса Нильссона.

СХЕМЫ И ТАКТИКА

У «Ак Барса» есть две схемы для форчекинга (массированного прессинга): два игрока с левого фланга прессингуют защитников, а третий нападающий страхует правый фланг, переключаясь на свободного игрока. Во второй схеме атака начинается с правого фланга, но опять же, там используется лишь один нападающий казанцев, остальные двое с левого фланга подключаются после начала атаки. По большому счету игры в чужой зоне у «Ак Барса» достаточно, именно благодаря активному прессингу Джастин Азеведо сравнял счет в матче с «Автомобилистом», дождавшись ошибки Андрея Антонова, так были забиты два гола во втором матче с «Сибирью». Но на деле схемы работают не всегда, сам «Ак Барс» редко действует так, как указано в расстановках. Этот прессинг сам по себе довольно пассивный, ЦСКА, «Кузня» и «Атлант» — очень быстрые команды, в матчах с которыми у казанцев были большие проблемы в регулярном чемпионате с выходом из своей зоны, они атакуют числом, но делают это несколько иначе.

Играющие в энергозатратный хоккей команды очень быстро подбираются к игроку с шайбой, московские «армейцы» перемещаются по площадке всей пятеркой, «Динамо» Харийса Витолиньша бегает вчетвером, молодые «Кузня» и «Атлант» пытаются забрать шайбу на скорости. У «Ак Барса» же непосредственно на владеющего игрока уходит один нападающий, остальные включаются в атаку только после отбора или заминки у борта. Защитники же, в отличие от того же ЦСКА, страхуют свою зону и до последнего стоят на синей линии. «Ак Барс» не играет в постоянное давление, приоритет в любом случае отдается защите, каждый хоккеист из пятерки начинает отходить назад, как только пропадает явный шанс на отбор.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРОСТОГО БОЛЕЛЬЩИКА

Билялетдинов по большому счету исправил проблему разрыва линий, существовавшую у «Ак Барса» в прошлом году. Тогда в случае потери в чужой зоне команда могла восстановить контроль над шайбой только у своих ворот, поскольку нападающие ехали на смену, а защитники, также изначально стоявшие на красной, откатывались до упора. Сейчас пятерка казанцев встречает соперника при входе в свою зону или даже раньше. Хоккей Билялетдинова — это почти точный баланс с небольшим перекосом в защиту. Гораздо легче назвать игру оборонительной или атакующей, просто разделив игру на два вида, чтобы широкой публике стало яснее, что показывает команда на льду или на поле. Эта терминология существует давно, и выходом для Билядетдинова будет либо смирение с ней, либо простое и доступное объяснение того, во что играет его команда.

Конечно, тренер может держать все в тайне, но вряд ли оно того стоит в общении с публикой, если тебе противостоит такой же профессионал, который наверняка и сам знает, что и как ты делаешь. Однако Билл молчит и каждый раз срывается, когда речь заходит об оборонительном хоккее. Повторимся, что разделять игру его команды на зрелищную или скучную никто не собирается. Это вкусовщина чистой воды, но признать, что «Ак Барс» играет в оборонительный хоккей все-таки стоит, а дежурные фразы на тренировках и резкие ответы ни к чему хорошему не приведут. Тренер уже испортил отношения с федеральной прессой и болельщиками, и какой смысл наступать на одни грабли два раза? Все-таки хоккей — это всего лишь игра, и ее главный потребитель — болельщик, а на дворе уже не ХХ век с правилами полудикой Суперлиги.

«ЕСЛИ ВРАТАРЬ ИГРАЕТ НА НОЛЬ В ШЕСТИ МАТЧАХ, ХОККЕЙ МОЖНО НАЗВАТЬ ОБОРОНИТЕЛЬНЫМ»

Экспертам нашей газеты был задан вопрос о том, можно ли называть хоккей «Ак Барса» времен Билялетдинова оборонительным.

Игорь Бахмутов — трехкратный чемпион России, экс-глава центрального скаутского бюро КХЛ:

— Мне довелось в своё время поработать с Зинэтулой Хайдаровичем. И одна из его установок звучала так: «Оборона начинается в момент потери шайбы». Все, включая первого игрока, ближайшего к шайбе, становятся защитниками и начинают обороняться. Я думаю, с тех пор система несильно поменялась, я вижу ту тактику, в которую мы с ним играли в начале 90-х. Может быть, он должен быть гибким — когда у него есть один состав, он играет в один хоккей, а когда есть яркие голеадоры вроде Морозова и Зарипова, то зачем их ограничивать? На мой взгляд, это нормальный, правильный подход, который позволяет выигрывать, у всех задача в финале победить

Билялетдинов считает, что залог успеха лежит в обороне, разве это не так? Пусть он это отрицает, это его взгляд, мы не может его осуждать и ругать за это. Я не вижу ничего особенного в том, что кому-то нравится называть его хоккей оборонительным, что в этом такого уничижительного? А Билялетдинов будет считать, что раз он выигрывает, забивает на одну шайбу больше, чем соперник, причем ведь не из своей зоны, а из чужой, значит, хоккей его атакующий. Если атаке хватает 16 бросков для победы, значит, он нашел рецепт успеха команды тем составом и, соответственно, стилем, который есть.

Как зрителю, конечно, мне больше нравится атакующий, залихватский, быстрый и размашистый хоккей с обилием голов. Но как специалист я прекрасно понимаю, что первое место — одно, второе место — обидно, пройти сезон и проиграть в финале — плохо. На алтарь победы нужно укладывать все, пусть и хоккей оборонительный, в истории останется эта победа, а зрелищность уйдет. Самое главное — это табло.

Андрей Потайчук — бывший тренер СКА, «Атланта» и «Югры»:

— Я не скажу, что хоккей «Ак Барса» чисто оборонительный. Да, они играют строго, безошибочно, там сильно построение обороны начиная со средней зоны. В команде есть креативные игроки: Меллер, Бурмистров, Азеведо, Варнаков, это исполнители, на чей хоккей наверняка ходят смотреть болельщики в Казани. Без разницы, в какой ты лиге играешь, в плей-офф побеждают оборона и вратарь, это придумали еще до нас, упреком это я не могу назвать. В серии с «Сибирью» очень здорово сыграли вратари, были интересные атаки, большинство у «Ак Барса» хорошо работает. Хоккей называли оборонительным даже когда блистала тройка Зарипов-Зиновьев-Морозов, но это неправда. Это сбалансированная игра, просто к минимуму сведены все ошибки.

Есть тренерское задание. Есть ли смысл идти в блок в средней зоне, если он на 100 процентов владеет шайбой? Лучше просто откатиться. Если бы я был тренером, у меня бы тоже было такое требование. Зинэтула Хайдарович работает много лет, у него такой стиль, и зачем он будет его менять, если команда приходит к результату? Можно называть как угодно, но команда находится в финале.

Мика Норонен — бывший вратарь «Ак Барса»:

— Сейчас казанцы показывают хорошо сбалансированный хоккей. С одной стороны, от терпеливый — игроки в первую очередь стараются выполнить работу в обороне, а уже потом задумываются об атаке. Когда «Ак Барс» получает преимущество в счете, хоккей становится совершенно оборонительным — шайба в чужую в зону забрасывается, вся пятерка готова тут же бежать назад и ждет контратаки. И вообще, если вратарь команды в 6 матчах из 15 играет на ноль, должно быть, хоккей ориентирован на оборону.

Но при равной игре Казань активно идет в атаку, очень быстро проходит среднюю линию, активно используют форчекинг. Но все равно не тройкой, один нападающий всегда стоит чуть сзади и уже готовится к защите своей зоны. Я бы сказал, это победный стиль хоккея — всем понятно, что лучшей в плей-офф станет команда, которая хорошо играет в обороне. В последних сериях «Ак Барс» стал действовать осторожнее, исключая ошибки, теперь уже нет выходов 3 в 1, 1 в 0 в воротам Нильссона. Этот хоккей не очень развлекательный, но он приносит победы. Посмотрите на СКА, в команде много лет подряд собирались лучшие индивидуальные хоккеисты, показывавшие интересную игру, но они не побеждали.

Зато в этом сезоне все по-другому, и скоро «Ак Барсу» предстоит сыграть против одной из лучших забивающих команд. Будет интересно посмотреть, как Казань сыграет с питерским клубом, пока у «Ак Барса» не было такого серьезного соперника в плей-офф, хотя вряд ли даже у СКА будет много голевых моментов.