Не каждый день столь представительное собрание как Госсовет РФ во главе с президентом Владимиром Путиным обсуждает такой «незначительный» вопрос, как поддержка малого и среднего бизнеса
Не каждый день столь представительное собрание, как Госсовет РФ, во главе с президентом Владимиром Путиным обсуждает такой «незначительный» вопрос, как поддержка малого и среднего бизнеса

АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ МСБ — ДЕЛО РЕШЕННОЕ?

От вчерашнего заседания Госсовета РФ ждали многого. Все-таки не каждый день столь представительное собрание во главе с президентом Владимиром Путиным обсуждает такой «незначительный» вопрос, как поддержка малого и среднего бизнеса. Да и вообще трудно вспомнить, когда подобное происходило в последний раз. Причину заседания в Кремле сам Путин кристально четко сформулировал, как ни странно, в заключительном слове, подытоживающем итоги заседания. «Я не случайно попросил вас собраться всех сегодня здесь, в Москве, в Кремле, именно по этому вопросу. Потому что ситуация такова, что она требует дополнительных энергичных усилий по развитию собственной базы экономики России. Среднее и малое предпринимательство может и должно быть такой собственной базой. В области малого и среднего предпринимательства есть все: и торговая деятельность, и производственная, и высокие технологии — все есть», — сообщил он. Интерес к Госсовету подогревали не только необычная повестка, но «радикальные», как они сами сформулировали, предложения экспертов по поддержке предпринимательства. Однако, судя по ходу заседания, что-то пошло не так, как задумывалось.

Впрочем, по первому вопросу — о создании новой госструктуры — не то что возражений не прозвучало, скорее, складывалось впечатление, что участники считают его решенным. Напомним, рабочая группа экспертов предложит президенту Путину создать единый институт развития МСБ. Он должен быть образован на базе МСП-банка («дочка» Внешэкономбанка) и агентства кредитных гарантий. После того как они сольются, все инструменты поддержки МСБ сфокусируются в формате одного окна — это должно максимально облегчить процедуру вхождения в бизнес. В теории предприниматели смогут обращаться сюда едва ли не с любой деловой проблемой: от кредитования до вопросов, связанных с арендой земли.

Именно отсутствие единой концепции и координации мешало ведомствам в полной мере помогать бизнесу. В итоге возникала ситуация из поговорки про семь нянек — такая мысль красной нитью проходила через многие выступления. «Я хотел бы остановиться на основных программах поддержки, которые существуют на федеральном уровне. Это прежде всего программа министерства экономического развития, которая предусматривает субсидии, гранты начинающим предпринимателям, субсидирование лизингом, поддержку малых экспортных компаний, микрозаймы и поручительство, программа льготного кредитования Внешэкономбанка, программа гарантийной поддержки агентства кредитных гарантий. На реализацию этих мер за 2013 - 2014 годы Федерация выделила более 130 миллиардов рублей, но потрачено было всего 96», — сообщил основной докладчик, тульский губернатор Владимир Груздев.

Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев всецело одобрил идею, добавив в лишь, что докапитализации упомянутых структур для проведения реформы и создания «единого интегратора» не потребуется. «Считаем, что имело бы смысл соответствующий указ президента Российской Федерации подготовить», — заключил министр. К слову, он невзначай отметил, что новое агентство, в частности, могло бы обеспечивать гарантированный доступ малых и средних предприятий к государственному заказу. Как известно любому, кто хоть раз слышал слово «госзаказ», вокруг этого лакомого пирога идет непрерывная возня с целью урвать от него кусок побольше. Именно это могло стать источником финансового вспомоществования для МСБ, напомнил Улюкаев.

«С этого года, с июля, мы приступаем к практике квотирования заказов на работы и услуги для малого бизнеса для государственных компаний, компаний с государственным участием и государственных корпораций. Это еще больший объем заказа, порядка 15 триллионов рублей, предполагается 10-процентная прямая квота и еще плюс 8-процентная косвенная квота через субподрядчиков для этих предприятий. Но необходимо сделать так, чтобы упростить возможности, с одной стороны, для малого бизнеса пользоваться этой льготой, а с другой стороны, гарантировать для заказчиков, для государственных компаний, что они будут иметь дело с качественными поставщиками и не снизят качество получаемых услуг», — сказал министр .

К ВОПРОСУ О КОРРУПЦИИ, ГОСЗАКУПКАХ И МАЛОМ БИЗНЕСЕ

И тут стало ясно, что рабочая группа по подготовке Госсовета не варилась в собственном соку, а действительно плотно контактировала с правительством в этом процессе. Тему госзаказа подхватил Андрей Никитин из агентства стратегических инициатив. «Только за неполный 2014 год заказчики заключили договоров на 14 триллионов рублей. Но значительный объем закупок — 40 процентов в 2014 году — производится у единственного поставщика. Также широко используются иные способы вроде закупок на основе устойчивых хозяйственных связей (хотелось бы понять, что это такое «устойчивые хозяйственные связи») или путем проведения анализа рынка. В отношении ГУПов и МУПов эта проблема стоит особенно остро. Зачастую региональные и муниципальные власти используют их для того, чтобы избежать конкурсных процедур», — возмущался он.

Собравшиеся одобрительно молчали, а кое-кто и высказывался за активное привлечения МСБ к госзакупкам. Лишь единожды прозвучало сомнение, мол, а не получится ли так, что начнут аки грибы плодиться подставные ООО для участия в торгах? Надо будет это дело проконтролировать. Как эта идея сочетается с еще одним лейтмотивом Госсовета — ослабление пресса проверок, затерзавших предпринимателей — представлялось не слишком хорошо. Но в целом сложилось впечатление, что малому бизнесу доступ к госзаказу таки облегчат как минимум на бумаге.

В том же духе высказались и эксперты «БИЗНЕС Online». «Привлечение к госзакупкам, несомненно, усилит роль МСБ. Госзакупки — это стабильный доход, и, конечно, к ним нужно привлекать малый бизнес. Другое дело, что система госзакупок у нас пока работает так, что продвигает свои, привилегированные компании. И систему госзакупок в целом нужно еще отлаживать», — сказал нам президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин.

Участие в госзакупках, безусловно, поможет усилить роль малого и среднего бизнеса, соглашается вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ Вадим Хоменко. «Потому что там достаточно развиты коррупционные схемы. Есть каналы, выходы крупных компаний на систему госзакупок, и зачастую малый бизнес там просто протолкнуться не может. Поэтому его обязательно нужно включать его в эту систему», — подтвердил он.

Игорь Шувалов и Михаил Абызов
Игорь Шувалов и Михаил Абызов

УЛЮКАЕВ ТОРПЕДИРОВАЛ НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ ДЛЯ ООО

Почти полное единодушие собрания нарушил министр финансов Антон Силуанов. Для начала он атаковал одну из идей налоговых послаблений для МСБ (до него Груздев и Улюкаев высказали предложения повысить пороговую планку для упрощенной системы налогообложения с 60 млн. рублей до 120 млн. рублей).

«Здесь есть и за, и против. Первое: большая часть бизнеса, примерно 80 процентов малого бизнеса, имеет годовой оборот до 15 миллионов рублей. И если мы будем расширять до 120 миллионов рублей, то в условиях льготного налогообложения, которые субъекты Федерации могут предоставить, уменьшив уровень налогообложения по упрощенке с 6 процентов до 1 процента, это будет стимулировать преобразование среднего и крупного бизнеса через дробление в малые предприятия. Поэтому нужно очень аккуратно к этому относиться», — сказал министр финансов довольно категоричным тоном.

После чего последовал сокрушительный залп по второму значимому предложению экспертов — ввести двухлетние налоговые каникулы для вновь создаваемых предприятий МСБ. По его словам, для этого надо внести изменения в порядок распределения «водочных» акцизов (сейчас по Бюджетному кодексу 40% от них получают регионы, а 60% — федеральный бюджет), а второе — передать налог на прибыль на уровень субъекта полностью (сейчас 20% ставки налога на прибыль делится в соотношении 18% в пользу регионов и 2% уходит в федеральный бюджет).

Впрочем, уже в начале Госсовета этот корабль Груздева накренился и затрещал. «С нового года поддержка предпринимателей, которые начали свое дело в форме ИП, начала работать — так называемые «каникулы». Мы предлагаем распространить эту практику на вновь создаваемые юридические лица и предоставлять льготу на два года один раз в жизни каждому гражданину, который регистрирует подобное предприятие», — начал было губернатор, затем последовал следующий диалог.

Путин: Но таких граждан у нас 145 миллионов.

Груздев: Да, Владимир Владимирович, но, к сожалению, лиц, которые взяли на себя инициативу, всего пять. 18 миллионов заняты в малом и среднем бизнесе, но предприятий-то у нас всего 5 миллионов. Конечно, есть риск: кто-то пойдет и перерегистрируется, но на самом деле мы дадим определенный толчок. Есть тема, ее нужно просто проработать, обсудить.

Путин: Надо это проработать, понимаете, потому что это же не потому, что у нас любят жульничать. Нет, дело совершенно не в этом. Но если закон дает такую возможность, то почему же ею не воспользоваться? Для предпринимателя же, кроме всего прочего, очень важна еще прибыль с предприятия, которое он создает. Поэтому сегодня создал на себя, завтра — на вас, послезавтра — на тещу, еще через два года — на шурина. Вот и все. Вопрос-то ведь в чем? В том, что юридическая техника у нас должна быть отточенной.

Груздев: Это правда.

Путин: Должны быть соблюдены и интересы государства, и интересы граждан, в том числе предпринимателей в данном случае. Я не отвергаю это прямо с порога, просто надо продумать все, понимаете?

Но если президент высказался довольно мягко и обтекаемо, то Силуанов был беспощаден. «И второе предложение рассматривалось: давайте передадим 2 процента налога на прибыль в субъекты Российской Федерации. Это около 230 миллиардов рублей, мотивируя тем, что в случае отмены налогов для малого бизнеса будут потери у субъектов РФ. Считаю, что у нас задачи как на федеральном, так и на региональном уровне, они все важные. У нас на федеральном уровне задач, которые требуют финансирования не меньше, а то и больше, чем на региональном уровне. Поэтому сейчас принимать какие-то решения о передаче налогов с одного уровня на другой мне казалось бы преждевременным, особенно в нынешних условиях», — после чего глава минфина потребовал исключить оба предложения по налоговым льготам из перечня поручений правительству.

После этого заключительное слово Путина (первая часть которого цитировалась выше) звучало вполне логично. «Мы сейчас говорили, что у нас на федеральном уровне нужно создать еще дополнительные инструменты и механизмы поддержки, но и на региональном тоже должны быть созданы такие механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Еще раз прошу вас самым внимательным образом относиться к тому, что мы обсуждали, и самое главное — внедрять все, о чем мы с вами договорились, в реальную жизнь, в практику», — подвел итоги президент.

Рустам Минниханов, присутствовавший на Госсовете, выступать не стал. Напомним, две недели назад горячий вопрос о налоговых каникулах предприниматели адресовали ему при личной встрече. Причем в форме укоризны — на федеральном уровне решение уже принято, но в Татарстане медлят. «Мы внимательно следим за всеми решениями федеральных органов. Как только информация будет обобщена, решение будет принято», — пообещал врио главы республики, уточнив, что это случится скоро. Осталось дождаться, какие выводы Минниханов сделает из вчерашнего заседания Госсовета.

Сергей Нарышкин и Владимир Путин
Сергей Нарышкин и Владимир Путин

«ВЫГОДЫ ОТ НАЛОГОВЫХ КАНИКУЛ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ РИСКОВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» были единодушны в оценках итогов заседания Госсовета РФ. По их мнению, действенной мерой поддержкой МСБ стали бы налоговые каникулы (судьба которых, похоже, решена не в пользу предпринимателей). Практически одобренное создание института развития они считают лишь удачным приложением к другим протекционистским мерам.

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Что касается новых структур, институтов, которые обязаны поддерживать малый бизнес, то их хватает. Создание новых структур обычно говорит о том, что старые не справляются. Взять даже нашу республику. У нас есть ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ, которую Хайдар Халиуллин возглавляет. Кроме этого, функция поддержки возлагается и на минэкономики, по отдельным составляющим — на другие отраслевые министерства. В принципе, организаций, которые несут ответственность за развитие малого и среднего бизнеса, хватает. Есть даже специализированные профильные организации. У нас есть структуры, которые даже разрабатывают программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Другое дело — почему мы эффекта не видим? Вот это уже другой вопрос. Поэтому создание новой структуры лишь отчасти может решать вопрос, но не полностью.

Что касается налоговых каникул, то как одна из необходимых мер они нужны. Вообще, малый бизнес — это молодая поросль. И очень нежная, ее задавить легко. Пока она не защищена, ей требуется поддержка. И налоговые каникулы ей очень нужны. Но не только в налогах дело. А вот эти проверки постоянные? Они же душат предпринимателей! Проверок должно быть меньше! Тарифы на энергообеспечение, на аренду тоже душат! Почему у нас в агропромпарке такие цены высокие? Потому что тарифы очень высокие. Ставка по кредиту для МСБ тоже должна быть посильной. Поэтому меры по поддержке должны приниматься в комплексе!

Я думаю, что возможные выгоды налоговых каникул гораздо больше рисков. Сейчас у нас малые предприятия просто не могут встать на ноги. Надо сформировать комплексный механизм поддержки и дать возможность развиться этому малому предпринимательству. Посмотрите, в какой зачаточной форме оно у нас пребывает. Мы даже на 30 процентов никак не можем выйти.

Иван Грачев — председатель комитета Госдумы России по энергетике:

— Советники Путина всегда должны помнить о практике. Вот я слушал сегодня этого Силуанова, и он опять рассказывал, как крупные предприятия будут из себя изображать горсть малых предприятий. В наше время говорили, что «Газпром» разобьется на кучу малых предприятий и получит льготы. Но ведь закон о господдержке малого предпринимательства, который я провел в 1994 году, уже работал. И в нем были налоговые каникулы, и никакие «Газпромы» и другие крупные предприятия этими каникулами не воспользовались. Был обеспечен рост малого предпринимательства, и не было никакого мошенничества. Так что практика не подтверждает тезис о том, что закон будет массово использоваться в каких-то мошеннических схемах. На мой взгляд, это сильное преувеличение. Это довольно легко контролировать по людям, по недвижимости.

Я считаю, что все эти институты развития и госзакупки могут играть роль только небольших добавок к тому, что действительно у нас в стране работает хорошо. А хорошо работают именно налоговые каникулы. Когда мы провели упрощенку, которая тоже была в моем налоговом пакете, сразу образовалось полмиллиона малых предприятий. А фонд работал так, средне, какого-то решающего значения в поддержке он не оказывал. Теперь этот фонд хотят назвать институтом развития, но принципиального значения это не имеет. Все эти институты нужны только как прибавка к каким-то более сильным мерам, которые действительно работают. А вот что безусловно нужно сделать, так это облегчить доступ к кредитам. И если ключевую ставку Центробанка не уменьшить, то по этой линии будут отсекаться кредиты для малых предприятий. Там есть и дополнительные проблемы с кредитами для МСБ, связанные с тем, что они более рискованные. Вот здесь институт развития может на себя взять часть гарантий.

Хайдар Халиуллин — президент ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Для того, чтобы малое и среднее предпринимательство развивалось эффективно, чтобы экономика России росла, нужно менять всю систему. Всю систему идеологии подхода к малому бизнесу. Надо Конституцию менять! То, что создали какую-то структуру, институт развития, — это, конечно же, хорошо. Но я не верю, что одна эта структура сможет что-то изменить. Надо менять банковскую и финансовую политику, налоговую политику в стране. И рассматривать в числе необходимых мер не только налоговые каникулы, но и уменьшение количества проверок, уменьшение бюрократии, препятствий по разрешительной системе. Условий для производственных компаний у нас практически нет. Из малого бизнеса только 2 процента в производственных компаниях, все остальное держится на услугах и на торговле.

Наверное, налоговые каникулы имеют определенную пользу. Я даже считаю, что право на налоговые каникулы важнее давать именно тем организациям, которые что-то производят. Даже если они через два года поменяют название своей компании, то производство-то останется. Работники останутся. Поэтому я не думаю, что производственные компании будут менять название своей компании или юридическое лицо, будут перерегистрироваться. Но если уж будут налоговые льготы, то государству придется как-то следить за этим делом. И, возможно, придумывать какие-то виды наказания, чтобы такого мошенничества с налогами не было.