1.jpg
Ильшат Гафуров, Сун Чженьхуа, Наиль Магдеев и Махмут Ганиев открыли в инжиниринговом центре КФУ учебный центр китайской компании Haier

ПРОЕКТ HAIER СОЗДАСТ 500 РАБОЧИХ МЕСТ

Сегодня в инжиниринговом центре Набережночелнинского института КФУ открылся учебный центр китайской компании Haier. В торжественном мероприятии приняли участие руководитель исполкома автограда Наиль Магдеев, ректор КФУ Ильшат Гафуров, генеральный директор торговой компании «Хайер Рус» Сун Чженьхуа. В своем приветственном слове Гафуров дал понять, что это только первый этап сотрудничества Haier и КФУ, и не исключил, что в будущем интеграция института и китайского производителя станет гораздо серьезнее, по примеру взаимодействия с компанией Samsung. Позже директор челнинского института КФУ Махмут Ганиев рассказал, что подготовка к открытию учебного центра Haier заняла всего четыре недели. А вообще, в инжиниринговый центр, которому чуть больше года, со своими лабораториями уже пришли Ford Sollers, Siemens, Mitsubishi и ряд других компаний. Еще через несколько месяцев, ориентировочно в августе, здесь откроется совместная лаборатория с КАМАЗом по гибким производственным системам, реализация проекта оценивается ориентировочно в 90 млн. рублей. «Это говорит о том, что промышленность понимает: без науки, обучения, кадров невозможно двигаться вперед», — прокомментировал Ганиев.

Магдеев высказал пожелание, чтобы завод компании Haier в КИП «Мастер» заработал как можно скорее. «Появятся высокотехнологичные, высокооплачиваемые рабочие места. Мы в ручном режиме смотрим, как идет подготовка площадки. Сотрудничество с компанией Haier приветствуем, поддерживаем», — заключил Магдеев.

Чженьхуа рассказал, что к нынешним достижениям на мировом рынке бытовой техники и электроники Haier шел 30 лет. И сейчас компания ежегодно производит больше 20 млн. холодильников, стиральных машин и т.д. «В прошлом году мы приняли решение приехать в этот прекрасный город и реализовать проект по производству холодильников. При этом мы постоянно чувствуем поддержку администрации города и руководства республики. Этот проект создаст не менее 500 новых рабочих мест», — пообещал гость из Поднебесной.

2.jpg
«HAIERле юл!» («Счастливого пути!»)

«КАК У ВАС С КИТАЙСКИМ? А ЧТО ВЫ СМЕЕТЕСЬ?»

Затем VIP-гости разрезали символическую красную ленточку перед входом в учебный центр и совершили по нему экскурсию. К слову, холодильников тут не оказалось, только кондиционеры, как бытовые, так и промышленные. Как пояснил гендиректор ГК «Инжиниринг Плюс», официального дистрибьютора компании Haier, Павел Евдокимов, это начальный этап. Дело в том, что производство холодильников на КИП «Мастер» еще не началось, а кондиционеры уже продаются в регионе. Соответственно, на данный момент компании Haier необходимы специалисты по продажам этой техники и ее сервисному обслуживанию. А вообще, как сообщил Евдокимов «БИЗНЕС Online», ранее у китайского производителя было всего два учебных центра (в Москве и Екатеринбурге), то есть Челны стали третьим городом в этом списке.

Евдокимов также рассказал, что оборудование в учебном центре полностью рабочее и подключенное, чтобы можно было «сначала сломать, а потом починить». Он показал Магдееву и новые разработки Haier. Например, кондиционер, которым можно управлять через интернет. Правда, продемонстрировать новинку у Евдокимова не получилось — как раз в этот момент в помещении пропал Wi-Fi.

Евдокимов обратил особое внимание сити-менеджера на то, как Haier подходит к интеграции с Татарстаном. В учебном классе обнаружилась и фирменная тюбетейка Haier и надписи типа «HAIERле көн!» («Добрый день!») или «HAIERле юл!» («Счастливого пути!»).

3.jpg
Магдеев, общаясь со студентами челнинского института КФУ, порекомендовал пойти работать как раз к китайскому производителю

В свою очередь, Магдеев, общаясь со студентами челнинского института КФУ, порекомендовал пойти работать как раз к китайскому производителю. Правда, при этом поинтересовался: «А как у вас с английским?» Получив утвердительный ответ, продолжил: «А как с китайским?» Чем вызвал смех собравшихся. Однако всеобщее веселье сити-менеджер не поддержал: «А что вы смеетесь? Вот пример, — он указал на Суна Чженьхуа, — он знает русский! А кто из нас говорит на китайском?» На что Магдееву ответили, что работа по изучению студентами китайского языка уже начата.

POZIS: ДАЙТЕ НАМ ТЕ ЖЕ ЛЬГОТЫ, ЧТО И КИТАЙЦАМ!

Напомним, что соглашение об открытии на площадке КИП «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус» было подписано 6 марта 2014 года. Договор с финансовым директором корпорации из Поднебесной Шао Юнфеном подписал гендиректор КИП «Мастер» Максим Стеблов. Тогда технический директор локализации проектов Haier в России Дмитрий Кайдаш, заявлял, что компания намерена занять 10% рынка холодильников в России. Уровень локализации невысок: в Татарстане китайские партнеры намерены закупать 20% комплектующих. Инвестиции в проект составят порядка $150 миллионов.

4.jpg
Радик Хасанов: «За счет наших налогов зарубежным компаниям предоставляют преференции. Это ненормально»

Выход на наш рынок столь крупного игрока сопровождался скандалом. В интервью «БИЗНЕС Online» генеральный директор зеленодольского завода POZIS Радик Хасанов высказал жесткую критику относительно позиции АИР РТ, назвав объявленные договоренности мнимым привлечением инвестиций агентства. «Мы два с лишним года вели переговоры с китайцами, и они всегда искали пути получения льгот. Но АИР, видимо, занимает позицию: лишь бы получить первоначальные инвестиции, создавая льготы зарубежным компаниям. Фактически это мнимое привлечение инвестиций. КИП «Мастер» — это что? Арендную плату возмещают из бюджета, поэтому аренда там низкая. Мы же платим все налоги — и теперь за счет наших налогов зарубежным компаниям предоставляют преференции. Это ненормально», — заявлял Хасанов.

Однако несогласие с ним высказал Стеблов. По его словам, конкуренции зеленодольскому заводу в любом случае нельзя было избежать. «Любой инвестор может прийти и организовать в России производство. Ему нельзя воспрепятствовать. Значит Haier, придя в Россию, в любом случае станет конкурентом POZIS. Так что, будет лучше, если Haier придет в Челябинск, а Татарстан лишится инвестиций и налоговой базы? Они же все зарплатные налоги, НДС — все будут платить здесь, в Челнах и республике. Выгодно это Татарстану? Конечно», — возражал гендиректор КИП «Мастер».

Накануне корреспондент «БИЗНЕС Online» еще раз созвонился с Хасановым. Его позиция несколько смягчилась: «Мы всегда приветствуем конкуренцию, но она должна быть равной, — сказал Хасанов. — Когда в Татарстане есть своя прекрасная качественная продукция, а преференции дают другим? Я со своими специалистами лично был в Haier. По части производства холодильников ничего эксклюзивного мы там не увидели. Так что, думаю, мы конкуренты. Поэтому мы за. Коли решили так, пусть делают. Им, конечно, это проще. Наше предприятие выплачивает налоги в бюджеты всех уровней, и мы не раз обращались в правительство, чтобы предоставили такие же льготы, какими будет пользоваться Haier, и нам. Есть поручение премьер-министра, чтобы подготовить соответствующее предложение. Правда, пока реально ничего еще нет».

Хасанов также считает, что нельзя забывать о складывающейся вокруг России геополитической ситуации. «Наше предприятие является одним из ведущих в оборонно-промышленном комплексе. Когда в 2010 - 2012 годах вообще не было госзаказа, за счет диверсификации производства нам удалось сохранить производственные мощности, специалистов и обеспечить запас боеприпасов нашей страны. Мы сохраняем свой рынок. По итогам первого квартала 2015 года рост объемов производственных продаж составил более 50%, хотя многие наши коллеги, к сожалению, серьезно упали. В том числе по результатам прошлого года у нас почти 40 процентов рост объемов на экспорт. Мы могли дать и больший показатель, но из-за недоступности кредитных ресурсов запасов техники у нас не было», — отметил гендиректор POZIS.

6.jpg
В учебном классе обнаружилась фирменная тюбетейка Haier

КИТАЙЦЫ: «СОТРУДНИЧЕСТВО С POZIS У НАС НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»

Сун Чженьхуа, отвечая на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online», рассказал, что выпуск первого холодильника на площадке КИП «Мастер» запланирован компанией Haier весной следующего года. «Все идет по плану, — сказал представитель китайской компании. — По нашим договоренностям нам должны передать готовые площади в мае этого года. Точнее, в мае будет готово только само здание, а еще внутри для нас они должны протянуть энергетические кабели, сделать другую необходимую работу. Мы надеемся, что в декабре начнется уже монтаж оборудования, который займет около полутора месяцев. Весной 2016 года мы намерены запустить производство мощностью 500 тысяч холодильников в год. Они в основном будут продаваться в России. Пока мы продаем на российском рынке товары, произведенные в Китае, а также на заводах в Италии и тайской стороне (видимо, имеется в виду Малайзия, Филиппины, Индонезия прим. ред.)».

Комментируя вопрос «БИЗНЕС Online» о том, что руководство зеленодольского производителя холодильников, мягко говоря, было не в восторге от прихода на рынок Татарстана компании Haier, Сун Чженьхуа высказался в духе изречения Платона «Сократ мне друг, но истина дороже». «Я лично знаком и, можно сказать, дружу с генеральным директором POZIS господином Хасановым, — сказал Чженьхуа. — Года три назад нами была получена рекомендация сотрудничать с этой компанией, мы хотели создать совместное предприятие. Но затем стратегия Haier поменялась, наше высшее руководство поменяло нам задачу, чтобы мы самостоятельно вышли [на российский рынок]. То есть по разным причинам у нас не получилось сотрудничество с POZIS, но в этом нет ничего плохого».

Что касается вопроса конкуренции, то, по мнению китайца, между POZIS и Haier ее вовсе нет. «Я ее не вижу. Потому что в России и без нас хватает производителей холодильников: LG, Bosh, Indesit, «Норд», «Бирюса», «Атлант» и другие. В отличие от российских, у нас будет немножко другое позиционирование товаров, у нас все-таки и технологии, и качество, и характеристики товара отличаются. Поэтому и позиционирование на рынке чуть-чуть по-разному происходит. Исходя из этого, я и говорю, что не вижу прямой конкуренции».

7.jpg
Сун Чженьхуа: «По разным причинам у нас не получилось сотрудничество с POZIS, но в этом нет ничего плохого»

Кроме того, Чженьхуа заметил, что ряд китайских предприятий пристально следит за реализацией челнинского проекта Haier: «Когда мы запустим наш завод, они сюда приедут для того, чтобы изучить возможность инвестирования своих средств в Россию, в том числе и в Татарстан. Опыт показывает, что если есть такой удачный типовой проект, он притягивает за собой дополнительные инвестиции в эту территорию. И у нас тоже есть свой план, по которому мы как главные производители сюда приехали, а за нами, возможно, придут наши партнеры, которые производят нам комплектующие. Я вижу такие перспективы», — отметил представитель китайской компании.

«МЫ САМИ К НИМ ХОДИЛИ, НО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ»

Согласился прокомментировать те же вопросы «БИЗНЕС Online» и ректор КФУ Ильшат Гафуров. «Университет открыт для всех. Ни одна из отечественных компаний (кроме КАМАЗа, но об этом чуть нижеприм. ред.) не пришла к нам с инициативой сделать здесь собственную лабораторию, — сказал он. — Почему-то все сегодня стремятся создать у себя какие-то корпоративные учебные заведения, замыкаясь внутри самой компании. Они считают, что тем самым сэкономят определенные ресурсы. Это далеко не так! Поскольку именно в университетах сегодня сосредоточены возможности, которые через наших выпускников затем реализуются в этих же компаниях.. Если брать конкретно компанию Haier, то обратите внимание, что она планирует открыть производство только на следующий год, но есть продажники, есть сервисная компания, которые начинают здесь работать. И, думаю, наши выпускники с этого года уже будут пополнять ряды этих сервисных компаний, работающих в том числе с таким мировым лидером, как Haier».

8.jpg
В инжиниринговый центр КФУ со своими лабораториями уже пришли Ford Sollers, Siemens, Mitsubishi и ряд других компаний

Ректор КФУ напомнил, что компания Haier не в одночасье стала мировым лидером, был период, когда к китайским компаниям было некое пренебрежительное отношение. А сегодня они выпускают хорошую бытовую технику, компьютеры, телефоны, неплохие автомобили. «Поэтому нам нужно почаще смотреть в зеркало и работать в целях дальнейшего продвижения в жесткой конкурентной среде. И повторюсь: мы открыты. Если завтра придет зеленодольский завод и скажет: ребята, мы вложимся в вашу базу и сделаем либо лабораторию, либо класс... Мы сами к ним ходили, но воз и ныне там».

Впрочем, эти упреки не принимает Хасанов. Просто, судя по его словам, основное сотрудничество в сфере образования у него идет с другим вузом. «С зеленодольскими школьниками мы работаем по программе «Инженеры будущего» уже четвертый год. У нас есть два класса. Приезжает профессорско-преподавательский состав КНИТУ-КАИ. У нас есть соглашение, по которому мы работаем уже более 10 лет. В школах мы два раза в неделю по два часа готовим детей для дальнейшего получения ими инженерных специальностей, они не только углубленно изучают физику, математику, но и выкинутое несколько лет тому назад из школьной программы черчение, и даже основы инженерной графики проходят. Причем интерес проявляют не только в Зеленодольске. В прошлом году целая группа учителей и родителей приезжала из Марий Эл», — рассказал Хасанов.

Он сообщил, что предприятие сотрудничает с КАИ и по совместной программе подготовлены порядка 80 специалистов. «У нас на предприятии есть центр подготовки кадров, в том числе для изготовления холодильного оборудования: начиная от проектирования и до непосредственно производства. После каждого курса ребята с удовольствием работают на заводе. После первого-второго курса — на рабочих специальностях, после третьего, когда начинают осваивать инженерные профессии, мы открываем дополнительные должности техников-технологов, техников-конструкторов. Они уже непосредственно ведущими конструкторами работают», — поделился Хасанов.

В целом, по его словам, система подготовки кадров у него давно выстроена и дает реальные результаты. POZIS готовит их начиная со школы, затем продолжает в вузах и заканчивает системой стажировок, в том числе в зарубежных компаниях.

Одним словам, за рядовым, казалось бы событием — открытием учебного центра китайской компании — целый клубок противоречий, в которых у каждой стороны — своя правда.