Николай Суржко
Николай Суржко представил на заседании комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ пакет поправок, ужесточающих пожарный надзор

ОБЪЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОСОБОГО СТАТУСА: ТЕАТРЫ, ЦИРКИ, БАНКИ, ОФИСЫ...

Сегодня на заседании комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ представили конкретизированный пакет поправок в федеральное законодательство, с инициативой о внесении которых на мартовской сессии выступил первый вице-премьер РТ Алексей Песошин. Напомним, он предложил ужесточить контроль за объектами массового пребывания людей, вернув Госпожнадзору полномочия по проведению проверок и дав ему право останавливать деятельность тех учреждений, где выявлены нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. Эту инициативу поддержал президент РТ Рустам Минниханов: «Необходимо грамотно подготовить обоснованные наши поправки. Соответствующим образом их принять. Пару месяцев пройдет, люди забудут про эти события. Но раз мы с этим столкнулись, мы должны это дело довести до логического завершения. Нужно с привлечением специалистов грамотно расписать, какие полномочия, что и как должно надзираться». Он обратился к депутатам Госдумы РФ от Татарстана с просьбой «донести нашу боль».

И вот сегодня пакет поправок вынес на суд общественности замминистра МЧС по РТ Николай Суржко. Объясняя целесообразность новых санкций, он начал издалека. Суржко еще раз напомнил, что органы Госпожнадзора отстранены от контроля объектов нового строительства и реконструкции еще с 1 января 2007 года (как позже он пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», пожарный надзор в новостройках сейчас осуществляется в рамках Госстройнадзора). Также федеральный закон не разрешает Госпожнадзору заходить на объекты с плановыми проверками в течение первых трех лет после их ввода в эксплуатацию. В итоге, как посетовал Суржко, число пожаров на таких объектах довольно заметно выросло: с 875 пожаров в 2007 году до 969 пожаров в 2014 году. Замминистра пришел к выводу, что причиной тому являются множественные нарушения при строительстве, реконструкции и эксплуатации таких объектов. «Подтверждением этому является пожар, возникший 11 марта 2015 года в Казани в торговом центре «Адмирал», — привел Суржко всесокрушающий ныне аргумент.

Решить проблему замминистра предложил путем введения понятия «объекты защиты особого статуса» в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В это понятие входят как детские садики, так и больницы, гостиницы, школы, вузы. Также к объектам защиты особого статуса следует отнести театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки, музеи, выставки, здания торговых организаций и даже органы управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов, а также отдельно стоящие здания площадью свыше 3,5 тыс. кв. метров. Одним словом, те самые объекты массового пребывания, о которых говорил Песошин. «В Татарстане таких объектов около 2 тысяч», — сообщил Суржко журналистам уже после заседания.

Объекты с таким особым статусом в МЧС и проверять предлагают с особым пристрастием — не реже одного раза в год, начиная с первого года эксплуатации. Причем для проверки, как считает Суржко, следует отводить гораздо больше времени. Правда, сколько именно, он не пояснил. Замминистра отметил лишь, что по существующему законодательству срок проведения проверки в отношении малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а в отношении микропредприятия — 15 часов в год. «Для качественного обследования крупных объектов на предмет обеспечения пожарной безопасности 15 и 50 часов недостаточно», — заявил он и пояснил, что зачастую малые предприятия могут иметь в собственности крупные торговые центры.

Алексей Песошин
На мартовской сессии Госсовета РТ Алексей Песошин предложил вернуть Госпожнадзору полномочия по проведению проверок и дать ему право останавливать деятельность тех учреждений, где выявлены нарушения

ПРАВИЛО 90 СУТОК

Еще одно предложение, выдвинутое сегодня Суржко, — по изменению уже КоАП РФ в части «ужесточения санкций». Ведомство предлагает за нарушение требований пожарной безопасности разрешить административное приостановление деятельности компании-нарушителя на срок до 90 суток. Действующая система санкций, как считают в МЧС, не дает нужного эффекта. За два последних года ГУ МЧС РФ по РТ провело 12,6 тыс. плановых проверок, в ходе которых выявлено 100 тыс. нарушений. Позднее проштрафившиеся предприятия проверили повторно — внепланово. Но увы — неустраненными оказались более 25 тыс. нарушений требований пожарной безопасности. То есть 75% нарушители просто проигнорировали! Введение правила 90 суток, как считают пожарные, должно привести к «неукоснительному соблюдению» всех требований огнеборцев. Наконец, МЧС предлагает внести изменения в статьи Градостроительного кодекса РФ с тем, чтобы разрешить органам Госпожнадзора «участвовать во всех стадиях строительства (реконструкции) объектов защиты особого статуса, включая выдачу заключения при государственной экспертизе проектной документации, осуществлении государственного надзора на этапах строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатации». Предлагаемые изменения законодательства, по словам замминистра, помогут эффективнее проводить проверки.

«Приходя в крупное учреждение, каким, например, был «Адмирал», мы можем проверять лишь ООО «Заря», которое было включено в план проверок. А фактически есть еще тысяча арендаторов, которые не включены в план проверок. И к ним мы не можем предъявить требования». Видимо, этот пробел пожарные хотели бы устранить.

Сергей Рачков и Вадим Махеев
Сергей Рачков и Вадим Махеев

«ЕСЛИ МЫ НЕ ПРИСУТСТВУЕМ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ, ТО БУДЕМ ПОЛУЧАТЬ ТАКИЕ «АДМИРАЛЫ»

Пакет этих предложений теперь, по идее, должен быть одобрен Госсоветом РТ и внесен в качестве законодательной инициативы в Госдуму. Однако, как выяснилось, под ними готовы подписаться далеко не все члены даже профильного комитета. И неудивительно, ведь многие из них являются владельцами крупного бизнеса, которых данные «санкции» затронут напрямую. Так, депутат Госсовета РТ и гендиректор ООО «Оптовик» (сеть гипермаркетов «Эссен») Вадим Махеев поинтересовался, какие уроки из трагедии в «Адмирале» вынесли сами работники МЧС, проводились ли учения и т.п. Суржко ответил в том смысле, что учения-то, конечно, проводятся (где и когда, не уточнилред.), но сваливать всю ответственность на МЧС тоже не годится. «Руки Госпожнадзора сильно связаны. Фирмы раз в три года меняют свои названия, и органы Госпожнадзора не могут к ним прийти», — стоял он на своем.

Далее в наступление перешел депутат и гендиректор ЗАО «Расстал», председатель совета директоров ЗАО «ТАТПРОФ» Сергей Рачков. Он вполне логично заметил: если в рамках уже имеющихся полномочий Госпожнадзора 25 тыс. предписаний не устранены, то зачем нужны новые карательные функции? Представители МЧС пояснили, что с повторной проверкой они могут прийти на предприятие лишь через год (страшно представить, что за этот срок может произойти!). Однако и в этом случае многим бизнесменам просто удобнее заплатить штраф и продолжать нарушать дальше. Существующие штрафы — около 100 тыс. рублей для крупных предприятий и порядка 10 - 15 тыс. — для малых. И это не те деньги, которые заставят руководителей шевелиться, считают спасатели. «Если мы не участвуем при проектировании, если мы не присутствуем на стройплощадке, то мы и будем получать такие «Адмиралы», — пригрозил Суржко перспективой ершистым депутатам.

Но даже глава комитета Шакир Ягудин в примирительной речи не смог удержаться от комментария, что 90 суток приостановки — это может быть немного круто. На стороне силового ведомства выступил их бывший коллега по цеху, а ныне депутат Рафил Нагуманов. По его мнению, пожарные должны контролировать процесс строительства еще с момента выбора участка. «Если дом построили, там лестницы пожарной нет, вода не подведена, что потом делать?» — логично рассудил он. Вместе с тем Нагуманов попенял и самим пожарным, которые в случае с «Адмиралом» не довели дело до конца. «Если прокурор (Кировского районаред.) снял приостановление, почему вы не пошли к вышестоящему прокурору?» — задал он больше риторический вопрос.

Ильдар Шамилов
Ильдар Шамилов

ТРОЕ ВОЗДЕРЖАВШИХСЯ

Наконец, с целым докладом, который не оставил камня на камне от инициативы МЧС, выступил заместитель гендиректора по безопасности ОАО «КАМАЗ» Ильдар Шамилов. Сделав анализ существующего законодательства, он пришел к выводу, что ничто не мешает органам Госпожнадзора и сегодня участвовать в проведении экспертизы строительных объектов на договорной основе. Также, по его мнению, введение правила 90 суток не вполне обоснованно. «Предоставление надзорным органам обширных полномочий может привести к злоупотреблению ими своими правами», — считает он. «Малейшего незначительного нарушения будет достаточно для того, чтобы на длительный срок приостановить деятельность даже крупного предприятия», — заявил Шамилов, отметив, что это может нанести серьезный ущерб экономике. Также депутат заявил, что наряду с расширением полномочий пожарных он не увидел в законопроекте мер для повышения степени ответственности самих надзорных органов. «Очевидно, что причины трагедий, подобных произошедшей с ТЦ «Адмирал», кроются не только в действиях собственников и арендаторов, но и в халатности контролирующих органов», — заявил Шамилов.

В итоге предложенные поправки в федеральное законодательство все же были поддержаны большинством депутатов, однако трое народных избранников демонстративно воздержались от голосования. Предложения МЧС будут сформулированы в виде трех законодательных инициатив по внесению изменений в законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности. Планируется, что депутаты обсудят их на ближайшей сессии 16 апреля, после чего они будут отправлены в Госдуму РФ.