Ежемесячно казанский агропромпарк посещают 300 тыс. человек, а заполняемость торговых залов достигла 87%. Генеральный директор ОАО «Агропромышленный парк «Казань» Олег Власов в ходе интернет-конференции в редакции газеты «БИЗНЕС Online» рассказал о том, кто торгует сегодня на его территории, как обеспечивается качество продукции и для чего нужна собственная переработка сельхозсырья.
Олег Власов: «Вся полученная прибыль направляется на развитие агропарка и новых направлений деятельности» |
КАЖДЫЕ ВЫХОДНЫЕ — ПО МЕНДЕЛЕЕВСКУ
За более чем четыре часа интернет-конференции генеральный директор ОАО «Агропромышленный парк «Казань» Олег Власов ответил на все интересующие читателей «БИЗНЕС Online» вопросы, даже на самые неудобные. В частности, он опроверг все слухи, что агропромпарком, построенным на бюджетные деньги, может владеть физическое лицо или какая-нибудь другая частная компания. «Все 100 процентов — это доля государства. Акции принадлежат министерству земельных и имущественных отношений. Каждый год нашу деятельность проверяет аудиторская компания, которая выбирается на основании объявленного конкурса и согласовывается с минземом РТ, также ежеквартально собственнику предоставляется отчет о финансово-хозяйственной деятельности агропромпарка. Все имущество, которым мы сегодня распоряжаемся, нам дано лишь в доверительное управление».
Агропромпарк «Казань» открылся в мае 2013-го. По плану, это событие должно было состояться осенью, и все к этому шло. Однако в то время президент РТ Рустам Минниханов принял решение, что дальше затягивать строительство уже нельзя. В сжатые сроки была сформирована команда из 100 человек, которая должна была запустить в работу огромный комплекс. Только одного инженерного оборудования необходимо было ввести в эксплуатацию на сумму более 400 млн. рублей. Открытие 50 тыс. кв. м комплекса готовило чуть ли не все министерство сельского хозяйства РТ во главе с начальниками отделов. Несмотря на все трудности, агропромпарк открылся 11 мая.
«Заполняемость торговых залов на тот период составляла 66 процентов, проработали с такими показателями 2 месяца, — говорит Власов. — Я хорошо помню тот момент, когда пошел отток арендаторов. Покупательский трафик был невелик. Сельхозпроизводители, покупатели только начали узнавать про наше существование, мы еще не успели ничего сделать ради того, чтобы житель из Кировского или Московского районов захотел приехать именно к нам. И арендаторы, видя, что покупательской способности нет, начали расторгать договоры. С осени 2013 года началась поэтапная работа с каждым сельхозпроизводителем, арендатором, на предмет построения нового взаимовыгодного формата отношений. В тот же период началась работа по популяризации агропарка, в результате чего на сегодняшний день реализовано более 90 рекламных мероприятий на сумму 11 миллионов рублей. Исполком Казани закольцевал несколько маршрутов общественного транспорта на агропромпарке, трафик несколько увеличился. Хотя проблема транспортной доступности окончательно не решена».
Президент Татарстана и мэр Казани на открытии агропромпарка «Казань» |
По словам Олега Геннадьевича, для того чтобы обеспечить нормальный проезд к агропромпарку, нужен целый ряд мероприятий, в числе которых и строительство новой развязки. Проект не дешевый, требует более 100 млн. рублей. Поэтому пока о его реализации речи не идет. Агропромпарком был закуплен автобус, и теперь он, раскрашенный в фирменную символику, бесплатно возит покупателей до проспекта Победы через 10 микрорайон. Однако, возможно, в скором времени его маршрут может быть изменен: агропарк — остановка Файзи. Слишком небольшая заполняемость автобуса в будние дни.
За почти двухлетнее существование команде агропромпарка удалось достичь определенных успехов. Если в начале 2014 года за покупками приходили 174 тыс. человек в месяц, сейчас эта цифра достигает 300 тысяч. По сути, это четверть Казани. За субботу площадку могут посетить до 19 тыс. человек. Количество посетителей определяется специальными средствами видеофиксации. «Я родился в Менделеевске, где население на тот момент было около 20 тысяч человек, — говорит Власов. — И это удивительная вещь, когда начинаешь осознавать, что за один день в комплекс пришло столько, сколько проживало в моем родном городе...»
ЧЕТВЕРТЬ ПРОДАВЦОВ — ФЕРМЕРЫ
Сегодня только в торговых залах заполнено 386 мест. Всего по агропромпарку создано более 600 рабочих мест. За 2014 год было продано товаров на сумму около 500 млн. рублей.
«2013 год был для нас убыточным, что характерно для этапа становления любого предприятия. В результате проведенных мероприятий по оптимизации затрат и увеличения заполняемости комплекса в четвертом квартале мы получили небольшую прибыль. Положительный итог финансово-хозяйственной деятельности первого квартала 2015 года подтвердил правильность выбранного администрацией курса развития. Вся полученная прибыль направляется на развитие агропарка и новых направлений деятельности. Содержание всего комплекса обходится более чем в 9 миллионов рублей в месяц».
Олег Геннадьевич еще раз отметил: если бы на первом месте стояла задача зарабатывать, то при существующей инфраструктуре это было бы несложно еще в 2013 году. Однако Минниханов всегда подчеркивал, в том числе и на последней встрече с предпринимателями, что это не главная задача. Первостепенным является оказание поддержки местным сельхозпроизводителям, предоставление материально-технической базы предпринимателям для переработки и реализации своей продукции. Это дополнительная помощь для малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства.
Рассказал Власов и о том, кто же осуществляет предпринимательскую деятельность на территории парка. Это крестьянско-фермерские хозяйства, личные подворья, крупные аграрные фирмы, которые занимают порядка 25%. Остальные — индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм.
«Сейчас мы довели заполняемость торговых залов до 87 процентов. И этого пока достаточно. У нас в резерве всегда должны быть места для однодневных арендаторов. И на эти места встают аграрии, которые действительно сами выращивают скот и сельскохозяйственную продукцию. Фермер физически не может постоянно торговать на площадке. Иначе не останется времени для его основной деятельности. Сегодня в Татарстане нет ни одного крестьянско-фермерского хозяйства, личного подворья, которое способно было бы круглый год ежедневно реализовывать собственную продукцию должного объема на площадке комплекса. В этой связи очень важно сегодня отличать перекупщика от сельхозпроизводителя, реализуемую им продукцию и объем. Прямому сельхозпроизводителю собственной продукции всегда будет отдаваться приоритет, в том числе при распределении самых проходимых торговых мест на площадке».
С другой стороны, Власов считает, что не так уж важно, сколько именно фермеров представлено в агропромпарке, главное — чтобы их продукция была представлена на прилавках.
В начале 2014 года за покупками в агропромпарк приходили 174 тыс. человек в месяц, сейчас эта цифра достигает 300 тысяч |
ЕСЛИ НЕ БУДЕТ КАЧЕСТВА, ТО ВСЕМУ ОСТАЛЬНОМУ ГРОШ ЦЕНА
Любой товар, прежде чем попасть на прилавок в комплексе, проходит ветеринарную проверку. «Когда строился агропромпарк, были разногласия с определенными финансовыми органами по поводу того, какая ветеринарная лаборатория должна быть закуплена, — вспоминает Власов. — Мы хорошо понимали, что если не создать должного контроля качества продукции, грош цена будет всему остальному». В результате была приобретена самая современная ветеринарная лаборатория в Казани. Контроль за качеством продукции осуществляет главное ветеринарное управление РТ.
Все группы товаров попадают в торговый зал только через одни ворота. Для этого имеется специальная разгрузочная площадка. Далее товар проходит ветеринарную экспертизу. Анализ продукции начинается с документов и заканчивается непосредственно самим продуктом. Если он соответствует всем требованиям, стандартам и ГОСТам, тогда дается положительное заключение. Далее нужно пройти пост охраны, который сверяет количество товаров по документам с тем, что есть в наличии. И только потом — прилавок и покупатель.
У каждого анализа есть своя расценка. Она утверждена ГБУ «Государственное ветеринарное объединение Казани», главным управлением ветеринарии кабмина РТ, уточняет Власов. Агропромпарк не получает с этого никакой прибыли, оплату за услуги берет непосредственно ветобъединение.
50 тыс. кв. м разделены на 4 зоны: склады и холодильники занимают 13 тыс. кв. м, торговая галерея — столько же, есть еще зона поддержки инфраструктуры, производственная зона (2 тыс. кв. метров). Последняя состоит из 8 модулей, из них функционируют сегодня уже 5. Любой предприниматель может прийти, согласовать проект с Роспотребнадзором, установить свое оборудование, открыть собственное производство. «Сегодня у нас есть цех по изготовлению домашних обедов, переработке птицы, мяса говядины, изготовлению полуфабрикатов», — рассказывает Власов.
По своему функционалу агропромпарк единственный в России, где под одной крышей в одном месте собрано несколько направлений: складирование, переработка, торговля, сопутствующая инфраструктура. «Вы вырастили продукцию, приехали к нам, воспользовались складскими и холодильными помещениями, открыли собственное производство или переработали на нашем оборудовании, реализовали, в том числе и на нашей площадке. Есть цеха, которые мы запустили сами. На площадке успешно функционирует цех по производству хлебобулочных и кондитерских изделий, за изготовлением которых может наблюдать каждый через стеклянную стену», — говорит директор.
В этом году планируется запустить еще два производства. Это переработка овощей производительностью 10 тонн, мяса — 1,5 тонны в смену. Они были заложены в саму концепцию агропромпарка еще при его проектировании. Однако, по словам Власова, есть ряд моментов, которые требуют детальной проработки и времени. Это прежде всего рынок сырья, рынок сбыта, наличие достаточного количества оборотных средств. Сегодня в Казани 85% всей колбасной продукции завозится со стороны. Нет в столице своей мясопереработки, нет своего бренда — качественного продукта. Поэтому одна из задач агропромпарка — создать свой продукт под маркой «Агропромпарк «Казань». «В каких объемах это будет реализовано, покажет ближайшее время. Либо мы как управляющая компания организуем это производство самостоятельно, либо появится сельхозпроизводитель, который готов реализовать этот проект совместно. Пока решение по форме работы не найдено», — замечает Власов.
Также в планах агропромпарка на этот год — организация оптовой торговли. «150 километров от Казани — это комфортная зона для работы сельхозпроизводителей с агропромпарком. Дальше начинаются сложности с транспортной логистикой, что приводит к удорожанию продукции. В развитие этого направления я планирую встретиться с представителями фермерских и крестьянских хозяйств близлежащих районов в целях построения взаимовыгодного сотрудничества в рамках нового формата работы агропарка, сегодняшних реалий», — делится Власов.
О конфликте с некоторыми предпринимателями и о тех, кто за ними стоит, а также о других острых вопросах читайте в стенограмме интернет-конференции, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.