Проект Артура Шамшадинова и Андрея Матвеева выиграл конкурс заявок крупнейшего российского фестиваля анимационного кино

XX СЪЕЗД МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ

Четверо 11-летних детей — вдумчивый Миша, хулиганистая Саша, эстетка и любитель природы Оливия и робототехник с индийскими корнями Джамал — обожают проказничать и фантазировать. Действие каждого эпизода сериала начинается в обычном мире, но очень скоро герои придумывают какую-нибудь игру, увлекаются ею и попадают в мир фантазий. Там их непременно ждут приключения и опасности: нашествие зомби, космические вредители, погони, сражения, темные пещеры и загадочные предметы. Чтобы преодолеть препятствия, ребятам необходимо вернуться в реальный мир и смастерить из подручных средств нечто, что решит проблему, вставшую перед ними в мире фантазийном. Далее следует пошаговая инструкция в виде мультипликационной вставки: герои объясняют зрителям, как создать поделку — будь то револьвер из фломастеров и воздушного шарика или мотоцикл, в который превратится модифицированный картонными коробками велосипед. В мире фантазий DIY-штуковина (от англ.: do it yourself — сделай сам) становится абсолютно реальной — она помогает друзьям справиться с непростой ситуацией и победить всех врагов. Ну а зрители (целевая аудитория «Марабаки» — дети от 7 до 11 лет) после просмотра мультфильма остаются с полезными навыками: они теперь и ракету из пластиковой бутылки сделать смогут, и лабиринт для хомяка собрать, и пресную питьевую воду в условиях дикой природы добыть.

Именно так выглядит проект мультсериала «Марабака», с которым Артур Шамшадинов из Казани занял первое место на конкурсе питчей 20-го всероссийского фестиваля анимационного кино в Суздале (автор персонажей и иллюстраций — тоже казанец Сергей Ключников). Этот самый масштабный съезд мультипликаторов в России ежегодно собирает более 1,5 тыс. режиссеров, сценаристов, звукорежиссеров, продюсеров, «свободных художников» и просто любителей мультфильмов.

Постоянными гостями Суздальского феста также являются отборщики международных фестивалей, которые специально приезжают сюда за российским продуктом. В этом году мероприятие проходило с 18 по 23 марта. Призы в 7 главных номинациях разделили между собой авторы уже готовых, состоявшихся произведений (абсолютный фаворит Суздаля-2015 — работа Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается», взявшая гран-при и несколько специальных наград). Конкурс проектов — дисциплина не основная, но тоже очень важная, что подтверждается как минимум составом жюри номинации. Татарстанскую «Марабаку» выбирали и награждали продюсер «Лунтика» и всех полнометражных мультфильмов про богатырей Сергей Сельянов, легендарный мультипликатор, автор более 60 работ Валентина Хижнякова, продюсер мультсериала про Машу и Медведя Дмитрий Ловейко и другие главные действующие лица российской мульт-индустрии.

КАК КРИЗИС УБИЛ ПАРОВОЗИКА, КРОЛИКА И ИХ ДРУЗЕЙ

Мультипликатору Шамшадинову 28 лет, по средне-специальному образованию он электрик с пометкой «свыше 1000 Вольт», по высшему — инженер мостов и автотранспортных тоннелей. «В Казани просто негде было научиться мультипликации, все пришлось изучать самостоятельно», — объясняет он нашему корреспонденту. Долгое время отрисовка мультфильмов оставалась для молодого человека и горстки его единомышленников приятным хобби, но около трех лет назад Шамшадинов и компания выиграли конкурс на производство «Паровозика Тишки» — сейчас сериал можно увидеть на федеральном канале в передаче «Спокойной ночи, малыши!» (в Казани произвели 15 эпизодов). Так появилась студия Propellers, специализирующаяся на 3D-анимации. Сегодня в ней трудятся порядка 10 человек, среди которых моделлер, отвечающий за создание 3D-моделей, ригер, который делает моделям трехмерные скелеты, композер, который доводит картинку до финального состояния, монтажер, концепт-художник, художник по текстурам, аниматоры и другие специалисты. «Я наивно полагал, что, когда открою свою студию, буду сидеть и спокойно заниматься анимацией, а в конечном итоге только и делаю, что координирую», — улыбается Артур.

Все три года в Propellers занимались подрядами: сотрудники делали 3D-работы по так называемым «аниматикам» — отрисованным в карандаше черновым версиям мультфильмов. Сценарии, режиссура и композиция полностью оставались заботой заказчиков; среди наиболее известных из них были, к примеру, продюсеры сериала «10 друзей Кролика». Однако накануне 2015 года в жизнь студии вмешался финансовый кризис: остановилась работа и над «Кроликом», и над «Паровозиком». «Мы давно хотели научиться самостоятельно писать сценарии и работать с режиссурой — техническое понимание того, как делаются мультфильмы, у нас уже есть, теперь хочется создавать что-то свое. Поэтому в тот момент, когда большие заказы ушли, мы с Андреем Матвеевым придумали идею мультика «Марабака», — вспоминает Шамшадинов.

С создателем сайта marabaka.ru (полное название проекта — «Марабака. Всякие штуки своими руками»), 27-летним Андреем Матвеевым, Артур познакомился за год до кризиса — о совместном проекте стартаперы задумались уже тогда. «Марабака», как и Propellers, существует порядка трех лет: когда-то все начиналось с комиксов, потом появился сайт, настоящие конструкторские наборы (например, электроконструктор «Микрочасти») и даже невиртуальные клубы, в которых дети мастерят роботов, башни из макарон, макеты каньонов из пенопласта и многое другое. «Марабака» — это у меня такое слово из студенчества, мы им называли все самое хорошее. А теперь это ассоциируется с форматом «сделай сам» — все, что ты смастерил, и есть марабака», — объясняет Матвеев.

Сегодня на его сайте зарегистрированы уже порядка 3,5 тыс. детей со всего русскоговорящего интернета — все это потенциальная аудитория мультфильма. Здесь они находят инструкции к поделкам, по которым мастерят те самые ракеты и лабиринты, а иногда даже готовят кексы или пытаются кустарно извлечь ДНК из луковицы (оказывается, даже это можно сделать в домашних условиях). После маленькие пользователи выкладывают на портал фотографии получившихся работ, обсуждают их со сверстниками, получают виртуальные знаки отличия и призы. Главный интерес — «прокачаться» в каком-либо навыке. Хочешь получить значок «скульптор» — слепи из полимерной глины медвежонка и преврати кусок теста в фигуру человека; мечтаешь о виртуальном звании инженера — собери по инструкции USB-пылесос и сделай проектор, как в фильме про Бэтмана. «Наша задача — дать ребенку попробовать все, предоставить возможность получить максимально разноплановые знания о мире», — рассказывает Матвеев корреспонденту «БИЗНЕС Online». Во время нашего разговора он постоянно смотрит на часы: через несколько минут стартует занятие в клубе «Марабака». Сегодня ребята под его руководством будут учиться делать робота-собаку на кнопочном управлении.

12 СЕРИЙ ПО 7 МИНУТ — 12 МЛН. РУБЛЕЙ

«Идея мультсериала, которая вытекает из идеи проекта «Марабака», предельно прозрачна, — утверждает Шамшадинов. — Дети сегодня слишком увлечены виртуальным миром компьютерных игр и гаджетов, а наш мультфильм — идеальный способ вытащить их из-за планшетов и мониторов и приучить к идее, что умение делать что-то своими руками — это здорово». Когда Артур рассуждает о современных детях, он знает, о чем говорит. Пока мы беседуем в коридоре «Навигатор-кампуса», где базируются офисы Propellers и «Марабаки», вокруг бегает его 6-летняя дочка Алиса — она, как и Андрей, с нетерпением ждет начала занятия. Сегодня в Казани работает уже три клуба от «Марабаки»: в «Навигатор-кампусе», в музее советских игровых автоматов и в центре развития ребенка «Инженеры будущего». Скоро планируется открытие кружка в Саранске — местный бизнесмен купил у Матвеева франшизу.

Эстетка и любитель природы Оливия

«Из какого вы издания? «БИЗНЕС Online»? Тогда так про нас и напишите: стартаперы и нищеброды!» — шутит Андрей. Изначально деньги на «Марабаку» нашлись у русского предпринимателя из Китая: владелец фабрики деревянных развивающих игрушек проникся идеей молодого предпринимателя из Казани. Однако инвесторский бюджет ограничен, и в сентябре прошлого года, когда стало ясно, что деньги заканчиваются, пришлось искать эффективные модели заработка: тогда и появились клубы. Помимо них существует еще несколько вариантов монетизации проекта. Во-первых, на сайте и в клубах можно приобрести авторские наборы «Сделай сам», во-вторых сейчас ведется работа над коммерциализацией электронного конструктора «Микрочасти» — моторчики, провода, проволоки, кнопки и лампочки, которые дети уже активно используют на занятиях, будут фасоваться по пакетикам и также поступят в продажу. Кстати, некоторые детали для «Микрочастей» члены клуба «Марабака» добывают самостоятельно: моторчики, например, достаются из машинок для удаления катышков, которые можно купить в любом магазине «Все по одной цене».

Вдумчивый Миша

В суздальской презентации мультфильма «Марабака» есть слайд под названием «Бизнес-план». Там написано, что инвестиционный запрос на проект составляет 24 млн. рублей — половина на предметы монетизации (клубы, сайт, игрушки и конструкторы), еще половина — на сам сериал (в бюджет заложено 12 серий по 7 минут). «Бизнес-план пока сыроват, это очень приблизительные цифры, — комментирует презентацию Шамшадинов. — 24 миллиона — те деньги, которые обеспечат взрывной эффект, но сумма, разумеется, обсуждается. Главное — нужно понимать, что «Марабака» — это целая экосистема, и этим она крута. Если бы был только сериал, без сайта, у детей из глубинки отсутствовала бы возможность поделиться результатами со всей Россией. А если будет только сайт — не произойдет тот взрывной рост, который бы обеспечил сериал в интернете или по телевидению. Все вместе — это очень круто, а по отдельности — просто круто».

Хулиганистая Саша

ПЛАНЫ ПО ЗАХВАТУ МИРА

Инвестора у мультфильма «Марабака» в данный момент нет. Несмотря на это, Артур уверен, что сериал в любом случае рано или поздно будет готов: «Конечно, мы очень хотим, чтобы кто-нибудь заинтересовался нами с коммерческой точки зрения. Но если не получится — будем потихоньку зарабатывать на клубах, конструкторах, крупных заказах студии Propellers». Суздальская поездка хоть и не продвинула стартаперов на финансовом пути, была очень полезна в плане опыта. «Мне удалось поговорить с несколькими продюсерами по поводу развития сериала и всего проекта целиком. Сейчас есть несколько основных путей: запуститься только в интернете, запуститься на российских федеральных каналах, осваивать российское ТV параллельно с зарубежным интернетом и самый интересный вариант — копродакшн с зарубежной студией. Если мы решим двигаться по двум последним направлениям, у нас появятся сценаристы, которые будут писать эпизоды на английском языке. Шутки в сериале, адаптированном под мирового зрителя, будут понятны любому ребенку в любой стране мира — это очень важно», — делится планами Артур.

Робототехник с индийскими корнями Джамал

Мультипликатор достает толстый скоросшиватель, внутри — сотни файлов. Это эскизы сцен будущего сериала, варианты внешности главных героев (в статике, в динамике, анфас и в профиль), раскадровки, черновики, наброски... «Мы знаем, что нравится детям, опыт сайта и клубов дал нам понимание, что DIY-проект реально работает. Сериал — дорогое удовольствие, поэтому, когда ты его выпускаешь, ты должен быть уверен в том, что делаешь», — рассуждает Артур. Осенью он планирует поездку в Канны на международную выставку детского телевидения MIP Junior — это еще один совет от экспертов, полученный в Суздале. Основной вопрос, стоящий сегодня перед создателями «Марабаки»: нужно ли выпускать пилотный эпизод? По словам Шамшадинова, некоторые продюсеры охотнее работают с теми проектами, которые пока еще не успели окончательно и бесповоротно сформировать концепцию: так проще откорректировать курс и подчинить его своим интересам.

Напоследок мы с Артуром заходим в зал, где ребята мастерят робота-собаку. Комната полностью забита детскими работами: макаронные многогранники, пенопластовые макеты, картонные башни. В середине — подсвеченный лампами стол, на котором разбросаны провода и электронные детали. Алиса тут же бросается на шею к папе: робототехника — это, конечно, интересно, но семья — в первую очередь. Кстати, супруга Артура тоже помогает вести занятие: когда-то она пришла в студию мультипликатором, но очень быстро поняла, что такая работа не для нее. «Чтобы этим заниматься, нужно быть фанатиком, — объясняет Шамшадинов. — Мне кажется, если ты ищешь какое-то дело для жизни, это должно быть что-то такое, чем ты просто не можешь не заниматься. И для меня это определенно мультипликация. Конечно, со временем романтичный флер с профессии спадает и ты понимаешь, что это не столько волшебство, сколько серьезный труд. Но несмотря на трудности, а иногда и долги, каждый раз находится вдохновение двигаться дальше».