«ПАРАШЮТЫ» В ТАТАРСТАНЕ ПОЯВИЛИСЬ ПРИ ШАЙМИЕВЕ

Запретить на законодательном уровне выплату денежных компенсаций в случае увольнения чиновников предложили в «Общероссийском народном фронте». В результате мониторинга активисты ОНФ выявили 22 российских региона, где подобные «золотые парашюты», гарантирующие чиновникам комфортное увольнение, заложены в региональное законодательство и бюджет. Чиновники закладывали на свой уход денежную компенсацию от 4 до 10 месячных окладов.

Среди регионов, где приняты такие законы, есть, в частности, и Татарстан. Согласно закону «О государственной службе Республики Татарстан», госслужащему при выходе в отставку выплачивается пособие в 5-кратном размере месячного денежного содержания по должности, занимаемой на день выхода в отставку. Условие — 15-летний стаж работы на госслужбе. Если чиновник проработал больше, выходное пособие увеличивается: за каждый последующий год плюсуют по 0,5 месячного денежного довольствия. Предел выплат — 10 месячных выплат. При этом госслужащий должен уйти в отставку в связи с достижением предельного возраста нахождения на госслужбе, выходом на пенсию или по собственному желанию при наличии 15-летнего стажа. Закон действует уже 12 лет — в то время президент РТ Минтимер Шаймиев подписал его в декабре 2003 года.

По данным Росстата, в 2014 году средняя зарплата госслужащих в Татарстане — 34 тыс. рублей. Причем чиновники управлений федеральных ведомств зарабатывают немногим более 29,7 тыс. рублей. Примерно столько же — в корешке среднестатистического муниципального служащего. При этом, согласно опубликованным год назад результатам исследования Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, в республике 2,5 чиновника на 1 тыс. человек населения — это один из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе.

Закон действует уже 12 лет — тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев подписал его в декабре 2003 года
Закон о государственной службе РТ действует уже 12 лет — в то время президент РТ Минтимер Шаймиев подписал его в декабре 2003 года

ОНФ В ТАТАРСТАНЕ ОБЕЩАЕТ МОНИТОРИНГ

По словам Алексея Дмитриева — члена татарстанского штаба ТРО «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) и спикера проекта «За честные закупки», эта тематика стояла перед «Общероссийским народным фронтом» уже давно. Вопрос поднимался также на последнем форуме проекта «За честные закупки». Но в республике ОНФ лишь изучает ситуацию. Активисты республиканского отделения ОНФ начали эти работы с середины марта, без указаний из Москвы. Прежде эти вопросы рассматривались в рамках контроля закупочной деятельности, в рамках каких-то других вопросов, которые решает сегодня ОНФ. Но только сейчас взялись за эти так называемые «золотые парашюты».

«Сколько бюджет страны тратит на эти выплаты ежегодно, нам пока неизвестно, таких данных у меня, к сожалению, пока нет. Но мы предполагаем, что эти суммы достаточно велики», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».

При этом он отмечает, что ОНФ не говорит о полном запрете таких выплат в принципе. Речь идет об оптимизации расходов бюджета.

«Нужно сокращать размеры таких выплат. Может быть, при увольнении руководители и должны получать побольше, но не в тех размерах, которые есть сегодня. Я сужу об этом по общефедеральным компаниям: «Роснефть», ряду иных компаний. По Татарстану я сегодня не готов привести точные цифры», — рассказал Дмитриев.

По мнению члена штаба ОНФ, меры стимулирования чиновников, выходящих на заслуженный отдых, могут быть и другими, нематериальными: благодарственные письма, почетные грамоты, наконец, ценные подарки в виде бытовой техники, еще что-то подобное. Материальные же выплаты должны быть в пределах разумного. Дмитриев подчеркнул, что данная ситуация с выходными пособиями в Татарстане будет мониториться постоянно.

«Мы не ставим перед собой конкретных сроков, когда мы закончим. Но надо понимать, что на сегодняшний день этот вопрос достаточно острый. И не только для нашей республики или для какого-то другого субъекта федерации. Он актуален в целом для страны», — делится своим мнением активист ОНФ.

«КОГДА УВОЛЬНЯЮТ ПОВАРИХУ, ЕЙ НИЧЕГО НЕ ВЫПЛАЧИВАЮТ!»

Справедливости ради нужно сказать, что Татарстан отнюдь не в лидерах среди регионов по размерам «золотых парашютов». Наиболее предприимчивыми стали чиновники дотационных регионов. Рекордсменом щедрости, по данным мониторинга, стала Республика Коми — здесь госслужащие получают единовременное денежное вознаграждение в размере 10 месячных окладов, если они по собственному желанию соберутся выйти на пенсию. Следом идут Якутия и Еврейская автономная область. Там занимающие государственные должности работники обеспечены шестимесячным окладом в случае прекращения полномочий. А представители госдолжностей в Дагестане покинут занимаемое ими кресло, имея четыре месячных оклада на руках.

В итоге в недрах ОНФ зреет поправка в законодательство с запретом подобных инициатив.

«Любой работающий гражданин — не важно, депутат или кто-то другой — не должен получать никаких «золотых парашютов». Нужно жить по Трудовому кодексу, как все граждане России, — рассказал «БИЗНЕС Online» член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы, представитель ОНФ Валерий Трапезников. — Не знаю, поддержат ли наше предложение, но, по крайней мере, «Народный фронт» заинтересовался этой идеей».

Депутаты Госдумы «золотых парашютов» не имеют, отметил Трапезников. В течение 30 дней после сложения полномочий они, например, должны освободить служебное жилье. Правда, и зарплаты у народных избранников (до инициативы о сокращении на 10%) окупают нехватку выходных пособий: 420 тыс. рублей в месяц плюс ежеквартальные поощрения — 81,5 тыс. рублей.

«Депутат должен радоваться, что его избрали и назначили ему хорошую зарплату, — считает Трапезников. — А при увольнении — извините! Если он достиг пенсионного возраста, то получит пенсию, если молодой — устроится на другую работу. В конце концов, если его не возьмут, например, по утрате доверия, он может устроиться на курсы, будет сантехником или кочегаром, или мост поедет в Крым строить. Когда увольняют повариху из кафе, ей не выплачивают никаких «парашютов». А по Конституции все граждане Российской Федерации равны».

Нельзя не отметить, что инициатива о сокращении пособий появилась как раз тогда, когда они, по всей вероятности, будут очень востребованы. В опубликованной на прошлой неделе антикризисной программе минтруда РТ прогнозируется, что органы государственного управления и безопасности «в результате плановой оптимизации» могут расстаться с 3,9 тыс. своих сотрудников из 97,3 тыс. ныне имеющихся. Однако из-за необходимости платить большие выходные пособия такая мера экономии дала бы крайне медленный бюджетный эффект. В случае принятия закона ОНФ «оптимизация» может пойти быстрее.

«ТАТАРСТАН НИКОГДА НЕ ДАВАЛ ЧИНОВНИКАМ ЧРЕЗМЕРНЫХ БЛАГ»

Чиновники годами получают «золотые парашюты» — и ничего. А сейчас вдруг вокруг этого повышается градус интереса. С чем это связано, нужны ли такие выплаты? Эти вопросы «БИЗНЕС Online» адресовал экспертам.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Этой темой ОНФ давно занимается. Я так понимаю, это обсуждалось и на уровне руководителя — президента страны. Поэтому для меня ничего неожиданного в этой истории нет: повестка предвыборная, кризис, поэтому такие истории тоже должны происходить.

Александр Сидякин
Александр Сидякин: «Голодный чиновник — потенциальный взяточник»

Конечно, я поддерживаю эту инициативу. Но чиновники, как и руководители госкорпораций, не могут быть нищими, не могут быть лишенными различных выплат, иначе это ведет к коррупциогенному фактору. Голодный чиновник — потенциальный взяточник. У нас, например, сократилась коррупция в органах полиции, когда мы реально денежное довольствие нормальное установили. То же самое в отношении судей, прокурорских работников. Но если мы любых чиновников выведем в категорию, которая не имеет ни на что прав, то, я думаю, это не совсем правильное решение. Но речь идет о тех «золотых парашютах», которые находятся за гранью добра и зла, потому что бывают такие «парашюты», которые всем «парашютам парашюты». ОНФ против таких выступает. 10 окладов, наверное, это неправильно. Но надо смотреть, что это за «парашюты». Но убирать абсолютно все выплаты, я думаю, неправильно, но ограничить их размер, да, разумно. Я думаю, об этом речь идет.

Артем Прокофьев — член фракции КПРФ в Государственном совете Республики Татарстан:

— Есть общие нормы социальной защиты, которые положены всем сотрудникам, например, при сокращениях, они должны распространяться на всех граждан РФ. Если речь идет о дополнительных социальных гарантиях, нужно смотреть, насколько они обоснованы. Что касается Татарстана, я не владею информацией, чтобы какой-то муниципалитет принимал решение о компенсациях, если депутата не переизбрали на следующий срок. Вообще, Татарстан никогда не был в числе регионов, где госслужащим предоставляли бы какие-то чрезмерные блага. Для примера: тот же Сахалин до недавнего времени устанавливал своим депутатам зарплаты выше, чем в Госдуме. Такие прецеденты есть во многих субъектах РФ.

Кирилл Кабанов — председатель Национального антикоррупционного комитета:

— Я считаю предложение «Народного фронта» правильным. В сегодняшней ситуации подобные выплаты излишни, это существенная нагрузка на бюджет — излишества, которые позволительны в жирные времена. Если человек увольняется самостоятельно, зачем нам выплачивать ему деньги? Государственная служба — это не бизнес. Компенсации выплачиваются в случае нарушения контракта работодателем. Если последний «купил» специалиста на пять лет, но затем решил его сократить. А специалист мог за это же время «продаться» по более высокой цене. Для этого в бизнесе и нужны «золотые парашюты». Хотя я знаю руководителей миллиардных компаний, которые уже отказались от таких «парашютов». Ну и правильно — у них и так очень высокие заработные платы.

НАС ЖДУТ НОВЫЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ ОНФ

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Мы видим, что ОНФ последовательно разоблачает чиновников, которые устраивают за госсчет банкеты на Новый год и прочие праздники, на пиар многие сейчас сильно тратят. Эта же ситуация с «золотыми парашютами», компенсациями и всем прочим. Поэтому, я думаю, что данная кампания будет продолжена, будут изыскиваться «Народным фронтом» новые критерии, по которым будут разоблачать злоупотребления чиновников. Там уже может быть все что угодно. Такая история, как закупка золотых ручек и унитазов, — сюжет изъезженный. Думаю, что будет, скажем, развернута кампания против определенных социальных гарантий бюрократии.

Хотя, если честно, не понимаю, как это вписывается в тренд. Недавно было принято противоположное решение о том, что чиновники, правда, на федеральном уровне, обеспечиваются бесплатной или по 50-процентной стоимости лекарствами. Получается, про федеральных чиновников забудут, а региональных чиновников за такого рода вольности будут весьма жестко преследовать?

«Золотой парашют», конечно, нужен чиновникам, потому что у нас есть стереотип, что каждый чиновник — взяточник. Это далеко не так по одной простой причине: число чиновников, принимающих решения, составляет одну десятую или одну пятую от общего числа бюрократов. Эти чиновники — потенциальные коррупционеры, потому что они распоряжаются ресурсами. Но подавляющее большинство чиновников никаких решений не принимает, поэтому у них возможность для взимания коррупционной ренты весьма и весьма ограничена. Поэтому их необходимо стимулировать как-то по-другому. У нас, несмотря на то что уже 10 лет профессия чиновника является одной из самых привлекательных для молодежи, во всяком ведомстве, на всех уровнях существует много незанятых ставок, иногда 10 - 20 - 30 процентов, по одной простой причине — оклад у чиновников маленький, социальные гарантии так себе. Поэтому даже молодежь, несмотря на то что условия занятости чиновников во многом более привлекательны, чем в частном бизнесе, если не брать госкомпании, особо не привлечешь. Поэтому «золотые парашюты» чиновникам необходимы. Если с ними будет покончено, то руководство этих чиновников найдет обходные пути по одной простой причине: ставки нужно заполнять.

Тимур Тимуршин — блогер:

— «Золотые парашюты» — распространенная мировая практика в бизнесе: в случае, если это предусмотрено договором, топ-менеджеры крупных компаний при увольнении получают около трех годовых окладов. Условия контракта и размер компенсационных выплат определяются акционерами или советом директоров компаний, а сама концепция «золотого парашюта» решает вполне определенные задачи: привлекает квалифицированных управленцев, стимулирует их на эффективную работу и в какой-то мере защищает компании от рейдерства и других вариантов жесткого поглощения, отпугивая потенциальных «захватчиков» перспективами серьезных трат.

В случае с чиновниками и депутатами, на мой взгляд, такой подход в принципе не верен. Во-первых, в данном случае выплаты осуществляются не за счет экономического результата работы, как в бизнесе, а за счет бюджетных средств, то есть за счет граждан страны, а во-вторых, сама концепция «государевой службы» подразумевает работу на благо страны и народа, а не возможность безнаказанно использовать бюджет в целях личного обогащения и получать без того вполне нормальные бонусы в виде всевозможных льгот, повышенных пенсий и так далее. Нормы действующего законодательства, определенные этими самыми депутатами и чиновниками, прописывают вполне адекватный, на их взгляд, порядок расчетов между сотрудником и работодателем в случае увольнения, поэтому вполне справедливо будет если эти же принципы будут использованы и для расчета с покидающими свои должности «слугами народа». Я позитивно оцениваю инициативу ОНФ по ограничению размеров «золотых парашютов».

Но в Татарстане есть практика создания новых структур (зачастую дублирующих функции уже существующих) под ушедших с должности функционеров. Или назначением их на должности советников в госкомпании. Во-первых, такие псевдофункциональные образования — серьезная нагрузка на и без того страдающий от нехватки средств бюджет, а во-вторых, это фактически наглядная демонстрация неспособности таких людей найти себя в бизнесе, в конкурентной среде.

Татьяна Федорова — председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

— Я сама бывший чиновник и знаю, что у этих людей такие выплаты небольшие. Поэтому единственное, что у них остается после выхода на пенсию, — это выплата, этот «золотой парашют», который на самом деле далеко не золотой. Он не такой уж большой. И эта выплата — единственная, которая позволяет сделать им какой-то небольшой денежный запас «на всякий случай». Поэтому нужно разделять крупных чиновников и мелких, у которых размер этого выходного пособия невелик.

Я считаю, что у крупных чиновников размер этой выплаты надо снижать. Нельзя дразнить людей тем, что одни жируют на национальном богатстве, а простой человек не может себе позволить даже необходимого. Надо реально смотреть на эти вещи. Пусть будет не «золотой парашют», а какое-то единовременное вознаграждение по итогам работы. Но какой должна быть сумма этой выплаты... Тут надо смотреть. Я считаю, что ее нужно привести в соответствие со здравым смыслом и сегодняшней экономической ситуацией. Чтобы это не вызывало раздражения у простых людей. Но и полностью отменять такие выплаты, по моему мнению, тоже нельзя. Чтобы не получилось так, что мы «шашкой на скаку отрубим» эти выплаты, а потом будем жалеть.

НА МЕСТЕ ОНФ СТОИЛО БЫ ОЗАБОТИТЬСЯ ВЕРХУШКОЙ, А НЕ РЯДОВЫМИ СОТРУДНИКАМИ

Сергей Смирнов — директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ:

— При увольнении нормальному сотруднику, в смысле не чиновнику, во многих сферах тоже выплачивается определенное пособие в размере определенного заработка. Так что называть «золотыми парашютами» эти 4 - 6 окладов не стал. Это не «парашют» на самом деле, он не сильно отличается от негосударственных управленцев. Поэтому это, мягко говоря, страховка тех людей, которые работают на это государство, плохое оно или хорошее, но оно купило их услуги и выплачивает им некие дополнительные гарантии.

Для большинства чиновников на региональном, а тем более муниципальном уровне оклады некрупных чиновников не очень значительны. Когда говорят «золотой парашют», это уровень таких руководителей компаний с госучастием, как Якунин или Греф. Там это точно «золотой парашют». А называть «золотым парашютом» 4 - 6 окладов рядовых чиновников? Нет, это, скорее, некий повышенный размер пособия по безработице, как мне представляется, для абсолютного большинства рядовых чиновников. Поэтому на месте ОНФ я бы все-таки озаботился, скажем так, правящей верхушкой. Тот же «золотой парашют» крупному госчиновнику. Есть такое понятие «кривая Лоренца», когда 90 процентов богатства сосредоточено у 10 процентов семей. Если говорить о социальной справедливости, к чему пресловутый «Народный фронт» призывает, то нужно говорить как раз о чиновниках верхнего уровня, руководителях корпораций с госучастием. Вот это действительно важно. Все остальное — ловля блох и поиски дешевого популизма.

Андрей Большаков — доктор политических наук, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникацией КФУ:

— Тема «золотого парашюта» давно обсуждается и находится на повестке дня, мы уже слышали о массе скандалов, связанных с людьми, которым давали эти деньги, когда они ушли от должности, эту практику надо заканчивать. Если такая инициатива появилась, мне представляется, что ее надо поддержать и придать ей законодательную силу. Если ОНФ выступит с этой инициативой уже в стенах Госдумы, то неплохо перевести это на уровень нормативного акта.

Госслужба не должна заканчивать подачками или бизнесом, который поможет существовать служащему на пенсии — все должны быть в равных условиях. Я думаю, что инициатива возникла в общем русле режима всеобщей экономии, чтобы не злить общественное мнение — здесь игра идет именно на мнение публики, чтобы поддерживать стабильность. С этой точки зрения время выбрано очень удачно.

Важно подчеркнуть, что в нынешнем законодательстве права государственных и муниципальных служащих учтены. Мне кажется, стоит выполнять те нормы, которые есть, они сегодня выполняются — здесь государство последовательно. Почему так престижно получить статус государственного служащего? Потому что человек получает ряд льгот и привилегий. Люди работают в специфической системе, где часто можно потратить на работу не 8 - 12 часов, а 16 часов в сутки. Если человек ушел на пенсию с должности государственного служащего, то у него и так достаточно привилегий, соответственно, эти люди не являются обделенными.

Что касается выплат для служащих, которые занимают особенно невысокие посты, выплаты для них, в принципе, не плохо, поскольку суммы здесь небольшие. Чиновник — такой же человек, как и все остальные. Но что касается своеобразных должностей «советников» или «помощников», то тут речь идет именно о высоком ранге. Да, где-то можно людей трудоустроить, чтобы они давали какие-то советы, но в таких случаях надо значительно срезать уровень дохода. В вузах есть такая практика, когда люди на пенсии получают должность профессора-консультанта — умудренный опытом человек за 70 со светлой головой остается на четверти ставки. В доходах, конечно, он терял, но чувствовал свою приобщенность к общему делу. То же самое и в государственной службе: если у человека есть большой опыт, он может им поделиться.