Коммунисты настаивали на том, что ограничения нарушают их конституционные права и свободы

МИТИНГУЮЩИЕ НЕ ХОТЯТ В ЛЕС

Сегодня Конституционный суд РТ заслушал протесты коммунистов против татарстанского закона о митингах, который запрещает проводить массовые мероприятия рядом с государственными учреждениями, учреждениями культуры, образовательными и медицинскими учреждениями, а также рядом с прокуратурой и зданиями суда. Истцы настаивали на том, что ограничения нарушают их конституционные права и свободы. Они предлагали либо сократить количество типов зданий, около которых запрещались митинги и демонстрации, либо уменьшить 50-метровую зону, ближе которой к ним запрещается подходить, либо же определить специальные требования для шествий и демонстраций, которые по факту не являются статичными и по мере движения быстро освобождают улицы. Обращаясь к председательствующему, Артем Прокофьев попросил приобщить к делу карты и снимки со спутников, согласно которым пройти в центре Казани мимо 6 типов зданий по нормам существующего закона просто невозможно.

Своего коллегу поддержал и первый секретарь татарстанского регионального отделения КПРФ Хафиз Миргалимов, который отметил, что данные нормы республиканского закона ничуть не мешают властям в районах разрешать проведение соответствующих мероприятий в центре города, зато в Казани наблюдается желание выгнать митингующих «в леса». «В царские времена людей выгоняли на маевку в лес. Мы не хотим в лес, мы не хотим в район», — эмоционально говорил первый секретарь татарстанского регионального отделения КПРФ. По словам Миргалимова, депутаты из его фракции в Госсовете РТ три раза пытались изменить эту норму закона, подготовив соответствующий законопроект, но им это не удалось.

Хафиз Миргалимов: «В царские времена людей выгоняли на маевку в лес. Мы не хотим в лес, мы не хотим в район»

Представителями органа, издавшего оспариваемый акт, выступили председатель комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Шакир Ягудин, старший юрисконсульт правового отдела МВД по РТ Рауф Исмаилов и первый заместитель начальника правового управления аппарата исполкома города Казани Алексей Рыбушкин. Они настаивали, что власти руководствуются прежде всего требованиями безопасности и не видят в обсуждаемом законе какого-либо посягательства на гражданские права и свободы. По мнению Ягудина, если разрешить митинг возле школы, а школа в результате будет разрушена, это нарушит права учащихся на образование, а педагогов — на труд. Рыбушкин же подчеркнул, что митинги и демонстрации не должны мешать остальным горожанам, тем, кто в них не участвует.

1 Мая 2014 года коммунисты и их приверженцы, несмотря на отсутствие разрешения городских властей, прошли колонной от площади у театра им. Камала до памятника Ленину на площади Свободы

ПЕРВОМАЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Предыстория дела напрямую связана с предстоящими майскими праздниками. 1 Мая прошлого года руководство регионального отделения КПРФ и около сотни их приверженцев, несмотря на отсутствие разрешения городских властей, прошли колонной от площади у театра им. Камала, где у них состоялся митинг, до памятника Ленину на площади Свободы. Отказ городских властей «из соображений безопасности» согласовать шествие вызвал бурю негодования коммунистов. В итоге Миргалимов и Прокофьев были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в отдел «Вишневский».

«Я не призывал провести шествие — шел возложить цветы к памятнику на площадь Свободы, вокруг меня шли люди, мои товарищи, и этот пеший проход я не возглавлял, — объяснил Прокофьев в Вахитовском суде. — Первомайский праздник отмечается в 142 странах. В тот день, когда у нас был митинг, демонстрации и шествия проходили по всей стране и даже на главной площади страны — Красной площади. И при этом только в Казани Первомай закончился сегодняшним судом».

31 июля райсуд признал Прокофьева и Миргалимова виновными в административном нарушении и назначил штраф в 10 тыс. рублей. В итоге президиум Верховного суда РТ вынесенное ранее решение в отношении Прокофьева отменил — дело направлено на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд. Прокофьев сообщил «БИЗНЕС Online», что аналогичное решение должно быть принято и в отношении Миргалимова, так как «основания общие».

Правда, 26 декабря Верховный суд РТ отменил обвинительное решение Вахитовского районного суда Казани. Коммунисты же пошли дальше и подали жалобу в Конституционный суд РТ, считая, что их права и свободы нарушены трактовкой статьи 12 закона РТ №91.

«ПОСЛЕ СЕГОДНЯШНИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ МНЕ ДОБАВИТЬ НЕЧЕГО...»

После окончания сегодняшнего заседания Конституционного суда РТ Прокофьев следующим образом прокомментировал произошедшее: «Я совершенно поражен, что позиция у властей, получается, такая: митинг, шествие и демонстрация — это обязательно разрушения, пожары и все остальное... Когда шествия рассматриваются как апокалипсис, это значит, что ситуация в обществе ненормальная. Тем более когда об этом говорят такие высокопоставленные представители власти, как председатель комитета по законности и правопорядку».

Видимо, не надеясь, что решение суда удовлетворит его вместе с единомышленниками, Миргалимов привел еще более резкие определения: «Говорят о демократии, а демократию зажимают, говорят о правах человека, а их не защищают. Говорят о становлении гражданского общества, а я его не вижу. Россия ссылается на западную демократию, но не видит, что творится как в федеральном центре, так и в субъектах Федерации. Кто-то мне на днях сказал, что Россия превращается в тоталитарное государство с полицейским оттенком. После сегодняшних выступлений мне к этому добавить нечего».

Выслушав доводы сторон, председательствующий в заседании — председатель Конституционного суда РТ Фархат Хуснутдинов сообщил, что решение суда по этому делу будет вынесено позже. Миргалимов заявил «БИЗНЕС Online», что ждет решения в течение месяца. Тогда коммунисты смогут-таки пройтись традиционной первомайской демонстрацией.

«ДЛЯ МИТИНГОВ СЕЙЧАС ТОЧНО НЕ ВРЕМЯ...»

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Когда закон о проведении митингов принимался, Госсовет РТ брал за основу опыт Российской Федерации. То есть это не просто придумка наших парламентариев, этот закон уже действует во времени и показал свою состоятельность. Закон говорит о мерах, которые направлены на определенную безопасность: для того, чтобы проведение митингов не мешало работе государственных органов, не воспрепятствовало действиям муниципальных властей, чтобы проведение демонстраций было комфортно для самих участников этих мероприятий. Я считаю, что закон не стоит менять. Очень много мероприятий уже проведено у нас в республике. А если партия коммунистов хочет внести изменения в закон, то ее представителям лучше выйти с соответствующей законодательной инициативой. В суде сложно доказать несостоятельность закона.

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:

— Конечно, недостатки, имеющиеся в нынешнем законодательстве о митингах, ими подмечены правильно. И КПРФ пользуется этими обращениями в Конституционный суд как элементом подготовки к этому и последующему году. Конечно, все это можно назвать пиаром, но тогда всю политическую работу партий можно назвать пиаром. Дело здесь, думаю, вот еще в чем: власть была настолько раздражена и напугана целой серией митингов, в целом этой митинговой стихией 1989 - 2012 годов, что как только представилась возможность, когда изменилось соотношение сил, то сразу возможности для уличного выражения каких-то эмоций были перекрыты. Причем перекрыты достаточно всерьез и прочно. Коммунисты сейчас бьются за то, чтобы имеющуюся щелку расширить, словно в дверь просунуть ногу и потом влезть. Но не думаю, чтобы им сейчас это позволили сделать. Другое дело, что это, видимо, работа на перспективу, когда ситуация изменится, тогда это будет востребовано. Когда придет очередной цикл российской истории, когда будет перестройка-2, тогда эта свобода митингов им понадобится.

Рушания Бильгильдеева председатель татарстанского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия»:

— На мой взгляд, данный закон наши свободы не ограничивает. В Казани есть много мест проведения митингов, к которым люди уже привыкли. Например, площадь около театра имени Галиаскара Камала — это отличное место для проведения мероприятий. Оно безопасное, есть хорошие подъездные пути.

Сейчас ужесточаются многие законы, связанные с техникой безопасности и охраной труда. Исходя из последних событий, я считаю это правомерным. Штрафы стали очень большие, но если их не сделать — наш народ никогда не будет это делать, я, честно сказать, не исключение. Люди сейчас хорошо знают свои права, но плохо — обязанности. Если допустить, что любой может выйти и устроить митинг как угодно, где угодно и во сколько угодно, то нужно помнить о том, что митинг — это скопление народа, которое должно быть организовано и согласовано.

Вообще, на мой взгляд, сегодня людям не до этого. Многие предприниматели, с которыми я общаюсь, поддерживают эту идею: люди сосредоточены на том, чтобы в это тяжелое время прожить и обеспечить работой своих сотрудников. Для митингов сейчас точно не время. Мы об этом даже и не говорим, всех интересует понижение процентной ставки или годовая отчетность — то, что необходимо для работы. Сегодня нужно войти в систему, заплатить налоги — у тех, кто работает, нет времени даже говорить о таких вещах, как митинги.