В мире культуры Татарстана громкий конфликт: в челнинском драматическом театре «Мастеровые» разошлись во мнениях директор Армандо Диамантэ и главный режиссер Георгий Цнобиладзе. По информации «БИЗНЕС Online», все идет к тому, что «мейнстримовый» ученик великого Льва Додина покинет автоград, а экс-руководитель местного отделения «Эфира» будет строить «классический, драматический театр» в соответствии со своими представлениями о нем.
В театре «Мастеровые» случился серьезный конфликт между директором и главным режиссером (фото: tourprom.ru) |
«ШАЙХРАЗИЕВСКИЙ» ДИРЕКТОР И «ДОДИНСКИЙ» РЕЖИССЕР
В последнее время театральный мир республики дает массу пищи для размышлений и обсуждений. То в центре внимания миллиард рублей, потраченный на реконструкцию Качаловского театра, то ломаются копья вокруг экспериментов «камаловцев», то «БИЗНЕС Online» своими оперно-балетными рецензиями не дает покоя руководству ТАГТОиБ им. Джалиля... И вот теперь дело дошло и до второго главного города республики. По информации нашей газеты, в челнинском театре «Мастеровые» случился серьезный конфликт между директором и главным режиссером.
Эта история, возможно, не вышла бы за рамки городских пересудов, если бы не два «но». Во-первых, «Мастеровых», хотя они и редко гостят в столице Татарстана, часть казанской театральной общественности называет лучшим русским драматическим театром республики. Во-вторых, сами действующие лица конфликтной ситуации — далеко не рядовые персонажи. Директор — небезызвестный Армандо Диамантэ, ходивший в помощниках по культуре у прежнего мэра Василя Шайхразиева, несколько лет возглавлял челнинский офис ТК «Эфир», а в сентябре 2013-го неожиданно, прямо перед открытием нового театрального сезона получил назначение в «Мастеровые». Главный режиссер — Георгий Цнобиладзе, ученик самого известного в мире отечественного режиссера Льва Додина. В знаменитом питерском МДТ — Театре Европы Цнобиладзе выходил на сцену в громких додинских спектаклях последнего времени, таких как «Король Лир» и «Жизнь и судьба», снимался в кино, а затем решил сосредоточиться на режиссуре. Работал в режиссерской лаборатории «ON.Театр» в Санкт-Петербурге, ставил в других городах.
«Мастеровые» и Цнобиладзе познакомились летом 2013 года на творческой лаборатории в Свияжске, как результат — питерского режиссера пригласили сделать спектакль в Набережных Челнах. К моменту прихода Диамантэ на пост директора договоренности уже существовали, Цнобиладзе в качестве приглашенного режиссера поставил «Золушку», а в сентябре 2014-го стал главным режиссером «Мастеровых». Театральные круги республики с большим воодушевлением восприняли это назначение: нового главрежа уже хорошо знали по совместным проектам в фонде «Живой город», который занимается реализацией проектов в области искусства, да и само по себе появление в провинциальном городе постановщика с таким бэкграундом говорило само за себя. Однако все идет к тому, что Цнобиладзе не отработает до конца даже свой годичный контракт, заканчивающийся в сентябре.
Армандо Диамантэ |
«Я БЫ НЕ НАЗВАЛ ЭТО КОНФЛИКТОМ, У НАС ЕСТЬ РАСХОЖДЕНИЯ...»
Наш звонок директору «Мастеровых» Диамантэ застал последнего в командировке все в том же Питере. «На самом деле ситуация такова, — рассказал он. — Цнобиладзе работает главным режиссером, правда, в данный момент отсутствует и ставит где-то спектакли. У нас был договор на один год с возможной пролонгацией. Вариант, что мы пойдем по какому-то другому пути, существует. Вариант, что мы прервем наши отношения с Георгием Теймуразовичем раньше сентября, существует. Вариант, что мы продолжим отношения после сентября, маловероятен». Таким образом, директор театра подтвердил наличие самой конфликтной ситуации, но дал понять, что исход пока непонятен. «Я бы не назвал это конфликтом, у нас есть расхождения, но они появились не сегодня, — уточнил Диамантэ. — Мой принцип в управлении — мои вкусы не должны играть решающую роль. К примеру, мне не нравится спектакль Цнобиладзе «Тестостерон» (по популярной пьесе современного польского автора Анджея Сарамановича — ред.), но мы его играем».
Объяснил Диамантэ и суть своих, как он подчеркнул, сугубо творческих разногласий с главным режиссером: «Есть тенденция — это любовь к внешним формам, и большой риск потерять содержание за красотой этих форм. Когда мы смело работаем с пространством, находим много креативных решений и так далее. Это имеет большое количество плюсов, это мейнстрим сейчас, это очень популярно. Но есть и понятие классического, драматического театра. И мы еще не исчерпали его возможностей. И сейчас мне бы хотелось, чтобы мы ставили то, что характеризовало «Мастеровых» как русский драматический театр. А если мы классно будем увлекаться мейнстримом, то давайте уберем название «драматический» из названия нашего театра».
Экстравагантный директор «Мастеровых», который в интервью одному из местных изданий демонстрировал свой рабочий кабинет в викторианском стиле и расположенные здесь же экраны, показывающие все происходящее на территории подотчетного ему учреждения культуры, считает, что с нынешнем вектором развития театр может потерять важнейшую просветительскую функцию. «Цнобиладзе — это очень талантливый режиссер, — подчеркивает Диамантэ. — Есть те инструменты, которыми он оперирует. Но это не единственные инструменты хорошего театра».
«Мне не нравится спектакль Цнобиладзе «Тестостерон», но мы его играем» (фото: russdramteatr.ru) |
В завершение беседы руководитель театра все же обнаружил точку отсчета личного конфликта с Цнобиладзе. В феврале Диамантэ высказался за возвращение в репертуар театра «Пигмалиона» Бернарда Шоу, а главреж был против, считая, что нужно делать нечто новое и не возвращаться к старым формам: «Я понял, что между нами двумя этот вопрос не решить. Я мог принять это решение единолично, но решил действовать демократическим путем, поставив вопрос на общем собрании. Каждый из нас выразил свою точку зрения, а затем по итогам голосования подавляющее большинство коллектива высказалось за возвращение «Пигмалиона». Думаю, Цнобиладзе воспринял это голосование как вотум недоверия». По мнению директора театра, возвращение «Пигмалиона» неизбежно сделает его кассовым хитом театра наряду с «нашим локомотивом, спектаклем «Дикарь».
«МЫ СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ ЭТА ТЕМА НЕ ВЫХОДИЛА ЗА ПРЕДЕЛЫ ТЕАТРА»
Факт голосования относительно возвращения «Пигмалиона» подтвердил нашей редакции и один из ведущих актеров «Мастеровых», попросивший не называть своего имени, мотивируя это тем, что «мы стараемся, чтобы эта тема не особо выходила за пределы театра». По словам нашего собеседника, «голосование, видимо, стало для Цнобиладзе последней каплей, после чего он отменил запланированный для женской части труппы музыкальный спектакль «Восемь любящих женщин» (эта пьеса хорошо известна благодаря фильму Франсуа Озона — ред.). Более всего актера театра беспокоит, что «Мастеровые» вновь остаются без творческого руководителя, а без такого человека театр существовать в принципе не может. Проблемой Цнобиладзе наш собеседник назвал тот факт, что из-за занятости в других проектах режиссер был в Набережных Челнах лишь наездами, хотя и старался «решать вопросы по мере возможности». А сам главреж характеризуется как «молодой, амбициозный, принципиальный человек, который хочет развиваться дальше, но не получил в «Мастеровых» такой возможности».
Пикантности нынешней ситуации добавляет и тот факт, что восстанавливать «Пигмалион» будет режиссер предыдущей версии этого спектакля и бывший худрук театра Валентин Ярюхин, фактически создавший «Мастеровых» в их нынешнем виде, но покинувший свое детище из-за конфликта с прежним директором Татьяной Певговой. Но, судя по всему, Ярюхин не будет претендовать на прежнюю должность худрука, поскольку, по словам Диамантэ, сейчас «отошел от театра и занят литературной деятельностью».
Диана Сафарова в качестве режиссера под патронажем Цнобиладзе, который выступил в качестве руководителя постановки, выпустила спектакль «Маугли» |
Пока же творческое будущее «Мастеровых», чей небольшой, на 150 мест, зал почти всегда полон, а билеты на спектакли в дефиците, остается в подвешенном состоянии. Кстати, в конце прошлого года здесь побывал один из самых влиятельных чиновников республики — руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров. Его дочь, одна из учредителей фонда «Живой город» Диана Сафарова, в качестве режиссера под патронажем все того же Цнобиладзе, который выступил руководителем постановки, выпустила спектакль «Маугли». Но, видимо, сильные мира сего решили не вмешиваться в нынешнюю ситуацию, хотя с «Живым городом» пока еще главрежа «Мастеровых» связывают очень тесные профессиональные отношения.
По последней информации «БИЗНЕС Online», Цнобиладзе, несмотря на контракт, вряд ли будет ставить новые работы в «Мастеровых», а премьеру к новому сезону будет готовить приглашенный режиссер, которого директор Диамантэ присмотрел во время своей питерской командировки.
«ДИАМАНТЭ ХОЧЕТ КОМАНДОВАТЬ, ОН ХОЧЕТ БЫТЬ ГЛАВНЫМ»
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Цнобиладзе указал на то, что директор «Мастеровых» фактически не дает главному режиссеру работать над своими проектами в театре.
— Георгий, насколько верна информация о том, что вы уходите с поста главрежа «Мастеровых»?
— Факт в том, что я действительно ухожу из театра. При этом хочу доработать до конца этого сезона, о чем предупредил и сам театр, и актеров, чтобы не получилось так, что в сентябре «Мастеровые» вдруг неожиданно остались и без режиссера, и без спектаклей.
Не знаю, правда, дадут ли мне доработать до осени, но я уже предупредил, что в сентябре меня в Набережных Челнах уже не будет.
Георгий Цнобиладзе |
— Каковы причины вашего расставания с театром?
— Мне кажется, что с нынешним директором «Мастеровых» работать абсолютно бессмысленно. У нас был намечен определенный план на год. «Мастеровые» выпускали в год по две премьеры, мной было намечено пять. Три премьеры уже выпущены, в мае должен был выйти новый музыкальный спектакль. В июне ждали режиссера из Швейцарии. Параллельно должны были начать работу над еще одним спектаклем — к началу следующего сезона. Причем мы специально разработали это так, чтобы сразу несколько составов артистов могли работать над несколькими спектаклями одновременно. То есть была выстроена достаточно серьезная стратегия. Мы хотели играть спектакли 6 дней в неделю. Выпустили спектакль «Тестостерон», который играем в нашем кафе — фактически на малой сцене. Могли бы давать одновременно два спектакля: на большой сцене и в том же самом кафе. Могли бы играть одновременно и в театре, и на сцене ДК КАМАЗа, на это нам хватало и артистов, и названий. Но последние пару месяцев все мои предложения блокировались директором, любая моя инициатива. В апреле же вместо моих репетиций поставили репетиции другого режиссера. В такой ситуации у нас просто нет возможности что-то планировать и нормально выстраивать репетиционный процесс. А если нет возможности нормально репетировать и что-то делать, то я не вижу смысла работать.
— Директор театра Диамантэ говорит, что суть вашего конфликта лежит в разном видении развития театра. Что ваш подход — это театр формы, «современный мейнстрим», а он бы хотел видеть на сцене продолжение традиций русского драматического театра...
— Это глупость, которая придумана директором, чтобы «отмазаться» в этой ситуации. Театр сейчас выпустил детский спектакль «Маугли», он и экспериментальный, и традиционный. При этом, насколько мне известно, публике он понравился. Да, мы хотели изменить театр. Хотелось, чтобы в выходные он был театром традиционным, а в будни там находилось бы место эксперименту. В частности, мы начали проводить читки новых пьес. Хотя в отношении того же спектакля «Тестостерон» единственный негативный отзыв в интернете на него принадлежал... директору театра. Только ему одному там что-то не понравилось. При этом театр меня целый год уговаривал поставить «Тестостерон», поскольку видели мою прежнюю постановку этой пьесы. А к сентябрю мы и вовсе хотели поставить «Игроков» Гоголя... Но... если хотите, можете написать, что Цнобиладзе за экспериментальный театр. Пусть будет так.
— В чем же тогда суть вашего конфликта с директором «Мастеровых»?
— Диамантэ хочет командовать, он хочет быть главным. То, как театр развивается, куда он движется, — это для него неважно. Изначально, когда мы с ним договаривались, а у меня год был расписан, передо мной была поставлена задача поставить два спектакля. И все. Может быть, ему не понравилось, что я хотел чего-то большего.
— Вы пришли в «Мастеровые» в сентябре. Что можете отнести к своим достижениям за эти полгода у руля челнинского театра?
— Мне кажется, самое главное — это то, что мы начали больше работать с труппой, она далеко не самая плохая. Но было очень мало названий, а актеры должны играть. И мы начали работать. Основная задача, которую я поставил, — делать пять премьер в год и играть шесть дней в неделю, а не три, как было изначально. Но понятно, что все это нельзя было сделать за один день, это были планы на год, два, три... Конечно, я разговаривал и с фестивалями, все-таки у меня много знакомств. Но в первый год моей работы в «Мастеровых» нам просто банально нечего было туда послать. Теперь, я думаю, фестивальное направление будет полностью провалено, как и грантовое.
— «Мастеровые» — муниципальный театр. Не обращались в городское управление культуры, чтобы объяснить свою позицию?
— Я не считаю правильным куда-то ходить и просить поддержки. Я должен делать свою работу, репетировать спектакли. Всем остальным должен заниматься директор.
«МЕНЯ УХОД ГЕОРГИЯ ОПЕЧАЛИЛ»
Что касается позиции культурных властей Челнов, то начальник профильного управления исполкома автограда Рушания Кулакова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отказалась комментировать ситуацию в «Мастеровых», сославшись на то, что директор театра находится в командировке и ей не хочется комментировать домыслы и сплетни. А в конце прошлой недели она и вовсе ушла в отставку. Между тем эксперты нашей газеты сожалеют, что и так небогатое на яркие режиссерские лица театральное пространство Татарстана станет еще беднее, хотя и надеются, что Цнобиладзе еще поучаствует в проектах, например, в Казани.
Нияз Игламов — театральный критик, завлит Татарского государственного академического театра им. Камала, член экспертного совета «Золотой Маски»:
— Я с тревогой воспринял сообщение об уходе Георгия Цнобиладзе с поста главного режиссера «Мастеровых». Театр только начал приходить в себя после нескольких сезонов актерской вольницы. Ведь, несмотря на интеллигентность и человеческую мягкость, Георгий — приверженец железной дисциплины в вопросах творчества. Я не знаю, что конкретно произошло. Слышал лишь, что это вновь конфликт директора и художественного руководителя. Знаю я лишь одно: художественные амбиции «Мастеровых», оправданные амбиции, возможно реализовать лишь с большим режиссером. Кого попало и актеры не примут, и город, то есть зрители.
Георгий — очень талантливый режиссер, молодой, он в курсе дел театральной России, не замкнутый лишь на своем коллективе, потому он бы мог многое дать театру. Но не вышло. Не знаю, как тут быть. Серьезный режиссер в Челны, кроме как на разовые постановки, вряд ли поедет: здания нет, репутацию театр только начал завоевывать, гонорары в республике смехотворные по сравнению с другими регионами (репутационный рейтинг большинства наших режиссеров невысок, у себя на болотах они, конечно, те еще кулики, но за пределами Татарстана знают с хорошей стороны трех-четырех, и, отпуская Цнобиладзе, мы теряем одного из них), в целом у нас «директорский» театр, исключения редки.
Кроме того, нынешний директор человек хоть и талантливый, но не особо театральный, сомневаюсь, что он в курсе ситуации с рынком режиссерских услуг. Сегодня ведь уже и с резюме мало кто работает. Серьезные директора отсматривают работы претендентов, ездят на фестивали. Ничего подобного я о Диамантэ не слышал. Впрочем, может быть, я чего-то и не знаю, так как при Диамантэ «Мастеровые» стали довольно «закрытым» театром, да и я не любитель собирать театральный инсайд. Все же и так видно — по постановкам. Ну да бог нам всем судья! 18 числа мы с коллегами смотрели и обсуждали «Маугли», внешне все обстояло благополучно, а несколькими днями позже Георгий написал мне, что уходит. Меня уход Георгия опечалил — в Татарстане стало меньше на одного театрального деятеля одной со мной группы крови.
Инна Яркова — директор некоммерческого фонда поддержки современного искусства «Живой город»:
— Мы с Георгием Цнобиладзе работаем на нескольких проектах и собираемся дальше сотрудничать, я считаю его одним из самых серьезных молодых режиссеров России. Это что касается творческой части... Что касается административной, то здесь, видимо, политика пошла вразрез с творческим видением Цнобиладзе. Хотя то, что я знала о его планах на «Мастеровые», думаю, что это было бы грандиозно для татарстанского театра. «Мастеровые» могли выйти на качественно новый уровень развития. Но если этого не случилось, значит, судьба такая, а у театра другие приоритеты. Это и не плохо, и не хорошо.
Справка
Георгий Цнобиладзе родился 22 июня 1980 года. В 2002 году окончил экономический факультет СПБГУ, в 2007 — актерско-режиссерский курс в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (мастерская Льва Додина).
2005 - 2009 — артист Малого драматического театра — Театра Европы. Исполнял роли в спектаклях «Жизнь и судьба», «Король Лир», «Бесплодные усилия любви» «Чевенгур» и других).
2010 - 2013 — преподаватель актерского мастерства и сценической речи в театре-студии СПБГУ.
2014 - 2015 — главный режиссер театра «Мастеровые» (Набережные Челны).
Значимые профессиональные события:
2010 год: победитель второй молодежной режиссерской лаборатории «ON.театра» (спектакль «Война молдован за картонную коробку» по пьесе Александра Родионова).
2011 год: участник лаборатории в Калининградском областном драматическом театре (спектакль «Как важно быть серьезным» по произведению Оскара Уайльда); участник лаборатории в Ельце в рамках программы Театра Наций (спектакль «Метод Гренхольма» по пьесе Жорди Галсерана); участник фестиваля Le vie dei festival-2011 — «Театр Индия» в Риме (спектакль Bello e lontano по пьесе Данилы Привалова).
2012 год: участник лаборатории в «Тильзит-театре» Советска в рамках программы Театра Наций (спектакль «Оркестр-титаник» по пьесе Христо Бойчева); участник лаборатории в Майкопе в рамках программы Театра Наций (спектакль «Остров Рикоту» по пьесе Натальи Мошиной); участник информанса Good doctor в Вашингтоне, США.
2013 год: участник лабораторий в Выборге (спектакль «Тестостерон» по пьесе Анджея Сарамановича), в Омске (постановки по текстам современных поэтов), Абакане (постановка грузинской сказки «Волшебные дары»); представлял Альметьевский театр на фестивале в Свияжске (спектакль «Черное молоко» по пьесе Василия Сигарева); участник лаборатории в Южносахалинске (постановка «Про Ивана Дурака» по пьесе Михаила Бартеньева).
2014 год: участник лаборатории в Екатеринбурге (постановка по книге Алексея Иванова «Блуда и МУДО») и Ачинске (спектакль «Ловелас» по драматургу Валерию Семеновскому); участник лабораторий в Казани (постановка пьесы Данилы Привалова «Прекрасное далеко»), Свияжске (вербатим «Кочка» — совместная работа с драматургом Полиной Бородиной); участник фестивалей в Лысьве (спектакль «Отель двух миров» по Эрику-Эмманюэлю Шмитту), Владикавказе (спектакль «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович) и Кемерово («Уступи место завтрашнему дню» драматурга Вины Дельмар в адаптации Пулинович).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.