Следователи рассматривают версию, согласно которой пожар торгового центра начался из-за газовой горелки

В ДЕЛЕ ПОЯВИЛАСЬ ГОРЕЛКА

Сегодня стало известно о новых задержанных по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». Силовики «взяли» 22-летнего Наиля Габдулхаева, 49-летнего Фирдината Ульданова, жителя Марий Эл, и 52-летнего Альберта Халикова. По предварительной версии, в день трагедии они по поручению администрации рынка проводили ремонтные работы в ТК «Адмирал», в том числе на крыше, с использованием газовой горелки. Как объяснила «БИЗНЕС Online» помощник руководителя СК РФ по РТ Эльвира Газизова, следователи рассматривают версию, согласно которой именно из-за горелки началось возгорание торгового центра. Вину мужчины не признали. Подробности можно будет узнать сегодня вечером — всех троих должны доставить в Советский райсуд Казани для определения меры пресечения.

Таким образом, в настоящее время по делу проходят 9 фигурантов. Кроме директора ООО «Заря» Гусейна Гахраманова, который арендовал помещение под торговый центр, арестован собственник здания — генеральный директор ЗАО «УК «АС Менеджмент» (ASG) Роберт Хайруллин. В розыске находится судебный пристав Минзиля Сафина, которая незаконно закрыла исполнительное производство об устранении нарушений на объекте. Уголовное дело возбуждено также в отношении председателя совета директоров ЗАО «УК «АС Менеджмент» миллиардера Алексея Семина.

А сегодня утром Советский райсуд рассмотрел ходатайство следователя о заключении под стражу 52-летней Галии Исаевой — старшего специалиста третьего разряда инспекции Госстройнадзора РТ, которая стала шестой подозреваемой по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». Женщину на процесс пришли поддержать родственники и коллеги, а защитой ее интересов занимались адвокаты Сергей Симонов и Айдар Ситдиков.

Галия Исаева
Галия Исаева и ее адвокаты - Сергей Симонов и Айдар Ситдиков

Во время процесса стало известно, что от дачи показаний Исаева отказалась, вину не признала. Защитники заявили ходатайство о приобщении к материалам дела заверенной копии технического паспорта торгового комплекса от 2009 года, в котором, по словам защиты, «видно, что никаких реконструкций не производилось». Прокурор возразил против этого, но суд постановил копию техпаспорта ТЦ «Адмирал» приобщить.

Следователь Рустем Садыков, в свою очередь, рассказал суду, что Исаева подозревается в халатности (ч. 3 ст. 293 УК РФ), повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц. По версии следствия, 5 марта 2013 года во время проверки ТЦ «Адмирал» по поручению прокуратуры она приехала в комплекс и дала заключение, что при визуальном осмотре «не были обнаружены признаки реконструкции, требующие осуществления государственного строительного надзора и получения на ведение работ разрешительной документации». По данным следователей, Исаева при этом какие-либо меры, направленные на выявление изменения параметров здания, его частей, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения не приняла. В результате она, по версии следствия, направила в прокуратуру письмо об отсутствии у инспекции достаточных оснований для проведения внеплановой проверки. Аналогичный случай, по словам Садыкова, произошел также в 2014 году.

«ОТВЕЧАТЬ ДОЛЖЕН ПРОКУРОР»

«Я считаю, что я ни в чем не виновата. Я действовала согласно нашему административному регламенту», — заявила взволнованная Исаева, когда суд дал ей слово. Во время перерыва, когда судья удалился в совещательную комнату, она рассказала свою версию произошедшего журналистам.

В 2013 году, по словам подозреваемой, в Госстройнадзор по факсу пришло письмо из прокуратуры с приглашением посетить здание будущего торгового комплекса. «Мы не имели права туда выходить. По административному регламенту мы должны были обязательно написать заявление, чтобы согласовать проверку. Это по времени, конечно, очень долго было бы. Я стала готовить документы, но прокуратура созвонилась со мной и сказала, что нет времени. Раз они факсимильное сообщение высылают, значит, у них уже горят сроки, значит, время ушло на подготовку этих документов. И они просто пригласили меня как специалиста оценить, — рассказала Исаева. — Там было обычное здание — ангар. Никакие перегородки не отодвигались, стены были на месте. Они занимались монтажом легких конструкций. Я об этом и сказала в ходе проверки».

По словам адвоката Сергея Симонова, проверка была проведена по инициативе прокуратуры и отвечать за ее результаты должен прокурор.

«В Градостроительном кодексе есть 49 статья, в которой указано, в каком случае Госстройнадзор должен отреагировать. Были легкие конструкции установлены, которые не требовали на тот момент вмешательства Госстройнадзора. В конечном итоге все сводилось к прокурору, который отвечал гражданам, по заявлению которых проводилась проверка. Прокурор в том числе не усмотрел никаких признаков нарушений», — рассказал Симонов.

Отметим, что встречные вопросы к прокуратуре появились и у службы судебных приставов. Главный специалист-эксперт УФССП по РТ, отвечающий за контакты с прессой, Арсений Галиев в разговоре с «Вечерней Казанью» подтвердил, что нарушение, которое допустила пристав Сафина, действительно состоит в том, что окончить исполнительное производства она могла лишь по исполнении решения суда в полном объеме, тогда как в здании «Адмирала» были устранены лишь 7 нарушений из указанных в судебном решении 18. Однако «закрыв» дело 12 ноября, Сафина в тот же день сообщила об этом обеим сторонам, и у выступавшей истцом по делу о нарушениях в «Адмирале» прокуратуры Кировского района по закону имелось 10 дней на обжалование действий пристава в суде, однако обжалованы они не были. Впрочем, прокурор Кировского района Равиль Вахитов решительно это опровергает, утверждая, что уведомления о закрытии исполнительного производства не было.

Игорь Паньшин: «На сегодняшний день у нас один проблемный вопрос - мы ищем два тела, от которых уже может остаться только один прах, потому что температура была очень высокая, в отдельных местах больше тысячи градусов»
Игорь Паньшин (в центре): «На сегодняшний день у нас один проблемный вопрос: мы ищем два тела, от которых уже может остаться только один прах, потому что температура была очень высокая»

ДВА ТЕЛА СГОРЕЛИ ПОЛНОСТЬЮ?

Со дня трагедии на «Адмирале» прошло уже 7 дней. К месту пожара предпринимателей по-прежнему не пускают — вдоль ограждений стоят полицейские. Возле въезда за огороженную территорию — несколько больших напольных ваз с цветами. К зданию рынка казанцы приносят гвоздики, розы, хризантемы, ромашки. Несколько не поместившихся в вазе букетов лежат на земле. Неподалеку свалены в кучу побитые манекены, детские рубашонки и пластиковые бутылки.

От павильона, где начался пожар, остался только обгоревший каркас с погнувшимися от огня металлическими балками. Завалы разобраны почти полностью, но оставшихся двоих погибших так и не нашли.

— Спасатели прошлись здесь с собаками, тел не обнаружили, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин. — На месте пожара была очень высокая температура, есть все шансы полагать, что от них ничего не осталось. Вероятность, что их найдут, есть, но очень маленькая.

Сейчас на месте трагедии работают 463 человека. Трудятся без спешки, нагружают «КАМАЗы» обломками стен. Несколько человек (видимо, на перерыве) кормят семечками голубей.

— Здание будет полностью разобрано, — продолжает Паньшин. — Строительные конструкции потеряли свою несущую способность — видите, они прогнулись? Сейчас они отдаются строительной организации. Это обыкновенный разбор стройки, чтобы в перспективе на этом месте построили другой объект. Никакого ажиотажа здесь уже нет.

К настоящему моменту из сгоревшего здания вывезли 12 тыс. кубометров строительного мусора. Осталось еще столько же, уточняет представитель МЧС. Спасатели будут следить за охраной труда, за соблюдением техники безопасности до окончания работ. Но когда они завершатся — сказать он не может: «Этот процесс очень долгий».

У соседнего павильона «Адмирала» уцелел не только каркас, но и обуглившиеся стены. Однако восстановлению оно тоже не подлежит.

— То здание еще опаснее, чем это, может в любой момент сложиться как карточный домик, — предупреждает Паньшин. — Колонны строительные разошлись. Любое движение — из зацепа выйдет плита и здание рассыплется.

В паре десятков метров от бывшего завода «Серп и молот» — закрытый на замок продуктовый магазинчик-киоск. За треснувшим стеклом вместе с пакетиками семечек и чипсов — уцелевшие разноцветные сумки. На холодильнике для мороженого — побитые и перепачканные золой расписные чашки и кувшин.

Предприниматели чего-то ждут в бывшем здании продуктового рынка.

— Не могу дома сидеть совершенно. Сюда приходим, разговариваем — вроде легче, — делится одна из продавцов с корреспондентом «БИЗНЕС Online», взгляд у женщины совершенно безжизненный. — Хоть бы нашли виновных! А то пришли в «Туру» — пожар, пришли сюда — опять все сгорело.

Несколько мужчин что-то обсуждают возле импровизированной доски объявлений. Там висят списки погибших и раненых, перечень организаций, предлагающих торговые места пострадавшим предпринимателям: «Муравейник», «Проспект», «Модная семья», «Торговая слобода», «Новая Тура» и другие. Всего «2446 мест плюс 5130 квадратных метров», указывается в объявлении. Некоторые торговые центры готовы рассмотреть льготные условия, несколько ТЦ в первый месяц и вовсе не будут брать с бизнесменов-погорельцев арендную плату.

— Да куда мы пойдем без денег! — машет рукой расстроенный мужчина в кожаной куртке. — Все сгорело. Продавал одежду, пожар начался, что-то успел вытащить. Кинулся другим помогать. Вернулся — нет ничего. Утащили! Вот как так можно? У людей такая беда, а кто-то последнее отнимает...