Ринат Абдуллин (в центре)
Ринат Абдуллин (в центре)

«СИТУАЦИЯ С ТАРИФАМИ В ГОРОДЕ ЭНЕРГЕТИКОВ НЕНОРМАЛЬНАЯ»

На первых публичных слушаниях, прошедших в начале марта, первый заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов Ринат Абдуллин заявил директору филиала ОАО «Генерирующая компания (ГК) «Набережночелнинские тепловые сети» Айрату Зайнуллину, что не может принять предложенную схему, поскольку главный энергетик города не смог обосновать рост тарифа. Более того, Абдуллин просто прервал мероприятие и потребовал, чтобы к следующим публичным слушаниям тариф был раскрыт и население видело, из чего он складывается и за что люди платят.

Вопрос о повышении тарифа на тепло на одной из встреч с руководством города подняли и жители Челнов. Отвечая на него, Абдуллин «перевел стрелки» на гендиректора ГК Раузила Хазиева: «В комитете по тарифам мы только переругались с председателем комитета — вашим, теперь уже нашим тоже, земляком Раузилом Магсумьяновичем Хазиевым (почему Абдуллин перепутал должность Хазиева, непонятно, возможно, просто оговорился, однако эта деталь имеет существенное значение, но об этом нижеприм. ред.). Мы сказали ему: «Ты челнинец, почему так обижаешь свой родной город?!» Хазиев немножко разобиделся. Мы доложили президенту, что ситуация с тарифами на тепло ненормальная в городе энергетиков. Все мы кричим, что мы энергетики, здесь ТЭЦ, ГЭС, а у нас самый дорогой тариф! Президент дал команду сравнять тарифы, чтобы в Челнах они выше не были», — цитирует слова Абдуллина газета «Челны ЛТД».

Своего первого зама поддержал в этом вопросе и сити-менеджер Набережных Челнов Наиль Магдеев, который в начале недели так прокомментировал неудавшиеся публичные слушания: «Мы не можем на слух, без технико-экономического обоснования, формально проводить публичные слушания и проголосовать. То время прошло. Это должна понять и Генерирующая компания, при всем уважении к ней, и совет директоров, и генеральный директор. Поэтому пусть приезжают, объясняют. Тарифы для всех должны быть ясными и понятными. Для всех один рецепт: быть прозрачным и открытым. Это деньги граждан. Я думаю, наша позиция во всех отношениях социальная. И мы будем требовать, чтобы вся информация в плане формирования тарифов была нам ясна и понятна. Мы и сами должны понять, и гражданам объяснить».

Айрат Зайнуллин
Айрат Зайнуллин

В ВОПРОСЕ ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЛЯЧЕСТВО

Ответ энергетиков на уколы в свой адрес, причем достаточно эмоциональный, последовал моментально. В том же издании было опубликовано письмо Хазиева. Приводим его полностью.

«Указанный посыл о том, что «я обижаю свой родной город», подразумевая под этим, что виновен в установлении высоких тарифов, считаю неприемлемым. Полагаю, что столь высокая должность, доверенная Ринату Абдуллину, подразумевает, что ему известны, хотя бы в общих чертах, принципы тарифообразования на коммунальные услуги для населения. Да, действительно, я больше года возглавлял республиканский комитет по тарифам и с удовольствием готов поделиться этой информацией. Прежде всего, я должен сказать, что в вопросе тарифообразования не имеет значение землячество или даже родство. Это выстроенная система, регулируемая законодательством и жестко контролируемая всеми ветвями власти. Все стадии тарифообразования являются публичными. ОАО «Генерирующая компания», руководителем которой я являюсь, также в соответствии с действующим законодательством раскрывает всю информацию, связанную, в том числе с вопросом тарифообразования, на своем сайте www.tatgencom.ru и в средствах массовой информации.

Теперь относительно тарифов на тепловую энергию в городе Набережные Челны. С 1 июля 2015 тарифы на тепловую энергию для населения в Набережных Челнах установлены в размере 1 566,26 руб./гкал (рост составил 8,8%). Тариф в 1 полугодии 2015 года соответствует тарифу на 2 полугодие 2014 года и равен 1439,26 руб./гкал. Для сравнения рост тарифа на тепловую энергию для населения Казани составил 9%.

Между тем необходимо отметить, что в Набережных Челнах наблюдается снижение полезного отпуска тепловой энергии потребителям. В 2015 году по отношению к 2014 году это разница составит 16,4%. Думаю, не нужно объяснять, что уменьшение потребления также ведет к росту тарифа. Только за счет данного фактора повышение составляет 7,4%. При этом рост цен на оптовый газ с 1 июля 2015 года по отношению к 1 полугодию 2015 года составляет 7,5%. Доля топлива в тарифе поставки (выработки) составляет 74%.

Раузил Хазиев
Раузил Хазиев

Я неоднократно подчеркивал и хотел бы вернуться к этому вопросу вновь — ОАО «Генерирующая компания» не зарабатывает на реализации тепловой энергии. Вся прибыль, получаемая компанией, связана с работой на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Теплоснабжение населения для компании является социально ориентированной работой. Из года в год мы реализуем комплексные мероприятия, направленные на снижение издержек, а значит, минимизации повышения тарифа на тепло».

КАК ЭНЕРГЕТИКИ БУДУТ ТАРИФ НА ТЕПЛО СНИЖАТЬ

На вчерашних публичных слушаниях схему теплоснабжения представил заместитель директора «ТатНИПИэнергопром» филиала компании «КЭР-Инжиниринг» Дмитрий Загидуллин. Он сообщил, что сегодня основная задача — поиск путей оптимизации системы теплоснабжения. И в этом смысле основной ее недостаток — открытая система водоразбора, предполагающая значительные затраты на подготовку химически очищенной воды и высокую стоимость для потребителя. Как отметил докладчик, вопрос качества горячей воды и уменьшения тарифа решит перевод на закрытую систему водоразбора. Однако пока работы по переводу выполнены в Челнах на 86%.

Есть в прогнозах энергетиков и планы по сокращению избыточных мощностей. Для этого в 2015 - 2018 годах предполагается вывести из эксплуатации 6 водогрейных и 3 паровых котла. Суммарный резерв при этом составит 31% против нынешних 51%. Кроме того, через 15 лет за счет прироста строительных площадей увеличение тепловых нагрузок планируется на уровне 24 - 27% или 335 Гкал/час без учета индивидуального жилого строительства.

На снижение тарифа должно повлиять и выделение системы теплоснабжения «КАМАЗ-энерго», которая потребляет тепло от ТЭЦ, в отдельную систему со своим тарифом, что позволит уменьшить рост тарифа на 2,3%. Если рассмотреть структуру тарифа, отметил Загидуллин, то он складывается из топливной составляющей (46,8%), затрат на содержание тепловых сетей и расходов производства — это ремонт, амортизация, налоги, материалы и т.д. «Влияние на тариф оказывает рост цен на природный газ и общая инфляция. Если брать средние цифры, тариф на газ растет в среднем на 6,82 процента в год, а инфляция составляет более 9 процентов», — подвел итог докладчик.

Дмитрий Загидуллин
Дмитрий Загидуллин

ДЕПУТАТСКИЙ ДОПРОС С ПРИСТРАСТИЕМ

Но присутствовавшие в зале депутаты не спешили ему верить.

— Нам недавно устраивали экскурсию на теплоснабжающую организацию и на ТЭЦ, — сказал Владимир Васев. — Хотелось бы получить ответы на вопросы по тарифообразованию. В каком соотношении расходы по энергоносителям раскладываются между теплом и электроэнергией? Потому что есть ведь и отходы производства, которые в данном случае продаются. А то ни разу внятного ответа от тепловиков не было на этот вопрос.

— Вопрос хороший. Вы подразумеваете, что тепло бросовое? — ответил вопросом на вопрос Загидуллин.

— Нет, я так не говорю. Но на экскурсии я задавал этот же вопрос главному экономисту ТЭЦ, и мне было сказано, что 100 процентов расходов по теплоносителю идет в расход по себестоимости электроэнергии. Вот я и хочу понять, как это на самом деле.

Загидуллин предложил переадресовать вопрос работникам ТЭЦ, которые тоже находились в зале, но ничем не выдавали своего присутствия. Однако никто из них не пожелал раскрыть секрет. Васев продолжал настаивать на том, чтобы людям раскрыли основание расчета предполагаемого тарифа. Тогда Загидуллин ответил, что как в тарифе ТЭЦ, так и в тарифе Сетевой компании инвестиционная составляющая отсутствует.

— Мы базируемся на существующем тарифе и на инфляционных показателях, — заверил он.

— Хорошо. Ответа нет. Значит, будет запрос депутатский, — удовлетворился Васев. — Какой процент произведенного тепла удается продать в среднем по году, какой в сезон и межсезонье, а какой процент уходит в градирование? Четко можно ответить на этот вопрос?

— Четко, наверное, не получится, — вздохнул Загидуллин.

— Понятно. Нельзя. А сколько потребил жилой фонд города и каково полное потребление через теплосетевую компанию, кроме зоны обслуживания «КАМАЗ-Энерго»? — спросил Васев.

— Если брать годовой отпуск по ТЭЦ, то он составляет 4,3 миллиона гигакалорий в год. На «КАМАЗ-Энерго» уходит 617 тысяч гигакалорий.

— «КАМАЗ-Энерго» получает тепло по оптовой цене 700 рублей и доставкой занимается сам, — продолжал разоблачение Васев.

Владимир Васев
Владимир Васев

Коллегу поддержала депутат Татьяна Гурьева, которая также усомнилась в справедливости тарифов: «Мы уверены, что себестоимость гораздо ниже. Хазиев отвечал, что доля топлива в тарифе составляет 74 процента. Здесь мы увидели другую картинку — уже 46,8 процента. Постоянно идут какие-то манипуляции с цифрами. Себестоимость гораздо ниже, и мы бы хотели ее услышать». Но энергетики, видимо, дали себе слово свято хранить тайну. Депутат решила припугнуть представителей ГК тем, что жители могут вообще отказаться от системы теплоснабжения, и привела в пример Мурманск, где уже несколько тысяч горожан отказались от централизованного отопления в пользу электрообогрева. Однако за энергетиков заступился Загидуллин: «Во-первых, топить электроэнергией невыгодно — в 8 тысяч за гигакалорию вам обойдется такое тепло. Во-вторых, в этом тарифе нет никаких сверхприбылей организаций, участвующих в схеме теплоснабжения, они направлены лишь на поддержание существующего оборудования и тепловых сетей в работоспособном состоянии. В-третьих, если вы ходили в магазин, вы знаете, что происходит в стране, так что рост тарифа в разы ниже инфляции».

800 РУБЛЕЙ ЗА ГИГАКАЛОРИЮ — СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА

Свое экономическое обоснование тарифа на тепло неожиданно привел участвовавший в слушаниях обычный житель Челнов Олег Молоданов. Он заметил, что во всем мире стоимость газа падает. Сегодня она на бирже стоит $108 за 1 тыс. кубов. До скачка доллара газ стоил 3 тыс. рублей, а жители платят 4,8 тысячи. «Из учебника физики за 6-й класс известно, что при сжигании 1 тысячи кубов выделяется теплота 8 гигакалорий, — четко разъяснял Молоданов. — То есть 1 гигакалория по себестоимости топлива обходится дешевле 600 рублей. 72 процента стоимости составляет стоимость газа в общей себестоимости тепла. Если пересчитать, себестоимость 1 гигакалории на ТЭЦ составляет 699 рублей. Но на расстоянии в 10 - 15 километров чудесным образом эти 699 рублей превращаются в 1,4 тысячи! Тепловые сети относятся к трубопроводному транспорту, это самый дешевый вид транспорта, и наценка не должна превышать 10 процентов. То есть в пределах 800 рублей — это справедливая цена. Комитет по тарифам в Башкортостане, по прошлогодним данным, разрешал продавать населению тепло по 800 рублей за гигакалорию. Каким образом наша Генерирующая компания собирается снижать тариф? Тариф уже завышен в два раза. И здесь не нужно кивать на инфляцию, чтобы население не стало заниматься самодеятельностью и организовывать котельные во всех домах».

Энергетики упорно хранили молчание.

Завершая слушания, Абдуллин в общем повторил уже сказанное в первый раз: «Вся ваша актуализация, может, она и хороша, но сводится к этой же фразе — повышение на 5,5 процентов. И вы не можете сказать, с какого потолка вы ее взяли. Уберите вы тогда эту цифру из проекта, поставьте ноль, чтобы мы разошлись и все приняли». На том и порешили. Правда, потом, следуя из зала до гардероба исполкома, корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, как один из представителей «КЭР-Инжиниринга» все расссуждал о том, что не понимает, как минэнерго примет схему без прогноза по тарифу...

Генерирующая компания оставила итог публичных слушаний без комментариев...