Представители власти встретились с предпринимателями сгоревшего ТЦ «Адмирал»

«МАШИНЫ БЕЗ ВОДЫ ПРИЕХАТЬ НА ПОЖАР НЕ МОГЛИ»

На встречу с представителями власти многие погорельцы пришли пешком — ДК вертолетного завода находится в пяти минутах ходьбы от сгоревшего торгового центра. Разумеется, большинство собравшихся (около 200 человек) были на взводе.

За 10 минут до начала собрания в президиуме сидел лишь представитель МЧС — начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РТ Сергей Сергеев. Пока зал наполнялся людьми, к нему на сцену вдруг выскочил мужчина, который громогласно начал обвинять пожарных в бездействии.

— Пожарные машины вообще приехали без воды, пожарные просто стояли и смотрели, как здание горит! — кричал мужчина. — Я вам вот что скажу: складывается ощущение, что вы хотели, чтобы все сгорело.

Раздались аплодисменты. Люди стали кричать, что 70 пожарных машин, о которых вечером говорили по телевизору, не было, недоумевали, отчего торговый центр не тушили специальной пеной. Сотрудник МЧС молча сидел, не глядя на мужчину. Но тут в зал вошли другие участники президиума, в том числе глава Кировского и Московского районов Казани Дамир Фаттахов, взявший на себя роль модератора и попросивший всех присутствующих успокоиться.

— Безусловно, произошла трагедия, и, несмотря на то что сотни людей были эвакуированы, без жертв не обошлось, — пытался перекричать людей Фаттахов. — Мы сами вторые сутки не спим и понимаем этот накал страстей, но нам нужен конструктивный разговор.

Глава района передал слово Сергееву, который рассказал о ходе аварийно-спасательных работ. По недовольным лицам предпринимателей стало ясно — для них эта тема не столь актуальна.

— Очень эмоциональный тут вышел товарищ, — заявил Сергеев (похоже, уязвленный озвученными ранее инсинуациями). — Похоже, он был нетрезвый...

Это была тактическая ошибка. Со всех сторон посыпались недовольные возгласы: «Что значит нетрезвый? Почему вы так говорите?»

— Под сильным эмоциональным впечатлением, — пожал плечами сотрудник МЧС. — Машины без воды приехать на пожар просто не могли — это из ряда фантастики...

Народ загудел еще больше — зал явно был с ним не согласен, все стали кричать про «пустые машины» и «тоненькие струйки».

— Сергей Валентинович, я прошу вас, дайте нам сухую цифру статистики, давайте не будем делать эмоциональные заявления, — вмешался Фаттахов.

Дамир Фаттахов (второй справа): «Мы с большим пристрастием вместе с вами спросим с Гусейна и всей его компании!»

Сергеев быстро отчеканил что-то в духе «сил и средств достаточно, работа по поиску пострадавших под завалами будет продолжена».

Впрочем, к этой теме разговор позже еще вернулся. После экспрессивного выступления предпринимателя Искандера Юнусова, который говорил о «пустых обещаниях» и снова пристыдил МЧС за то, что вертолет начал тушить пожар лишь через три часа, зал стал громко скандировать: «Позор! Позор!»

«РЫНОК БЫ НЕ РАБОТАЛ, ЕСЛИ БЫ ВЫ ТУДА НЕ ПРИШЛИ...»

— Как проводились проверки по пожарной безопасности? — закричала предпринимательница Динара Адельшинова. — Он мог просто нагло провести проверку и прикарманить взятку от самого же Гусейна! — не унималась женщина, указывая на невозмутимого Сергеева.

Тот обмолвился — комиссии по вводу объекта в эксплуатацию не было, поэтому все это время «Адмирал» фактически работал нелегально.

— Вы говорите, что это была незаконная постройка, а налог с нас законно брали, — заорал мужчина в первом ряду.

Фаттахов решил подключить прокурора Кировского района Равиля Вахитова, который сообщил, что проверка пожарной безопасности проводилась в 2013 году и были выявлены многочисленные нарушения — всего 18 пунктов.

— По результатам проверки мы вынуждены были обратиться в суд, — объяснял прокурор. — Кировский районный суд обязал арендатора устранить нарушения. Было возбуждено исполнительное производство, этим занимаются судебные приставы, насколько вы знаете. И в 2014 году мы провели контрольную проверку, выяснив, что большинство нарушений не исправлено. При этом мы узнали о том, что исполнительное производство было закончено фактическим исполнением. Как это вышло, сейчас будут выяснять следователи.

По словам Вахитова, только после вмешательства прокуратуры это решение было отменено, исполнительное производство было возобновлено, в январе-феврале приставы активно исполняли решение суда от 2013 года. Частично нарушения уже были исправлены.

— Незаконные действия приставов мы будем проверять, — продолжал Вахитов. — Сегодня по нашему требованию было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Прокурор республики дал указание решить вопрос по возбуждению уголовного дела в отношении инспекторов Госстройнадзора и инспекторов отдела надзорной деятельности пожарной службы.

Но действия прокуратуры, увы, мало интересовали собравшихся.

— То, что вы сейчас спокойным тоном нам рассказывайте, нас никуда не приведет, — заявила, взяв микрофон, предпринимательница Сария Хабибуллина. — Просто отнимаете наше время! А потом отчитаетесь — «в течение двух часов ответили на все интересующие вопросы». Вот был задан вопрос о налогах! Почему на него не ответили?

Это была эмоциональная кульминация встречи. Люди, не стесняясь в выражениях, кричали: «Зачем вы открыли этот незаконный рынок?», «Да им в карман деньги текли!», «Кто за это ответит?»

— Подождите, а зачем вы туда пришли? — спросил руководитель исполкома Денис Калинкин. — Рынок бы не работал, если бы вы туда не пришли, правильно?

Предпринимателям, чье имущество пострадало от пожара в «Адмирале», власти Казани могут предоставить 2,3 тыс. свободных мест на альтернативных торговых площадках

«Я ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ С БОЛЬШИМ ПОЖАРНЫМ СТАЖЕМ...»

В какой-то момент журналистов с камерами попросили на выход. Предприниматели снова подняли шум. Но протест был услышан. Чтобы не нагнетать обстановку, прессе разрешили остаться.

— Я предприниматель с «большим пожарным стажем», — сказала женщина, которая, увы, не представилась. — Никакой помощи после «Новой Туры» не было! Был организован какой-то фонд, но денег мы так и не увидели. Я там сгорела, не успела еще погасить этот несчастный кредит за «Туру»! Здесь я снова обанкротилась на 10 миллионов рублей — что мне теперь, вешаться на соседнем дереве?

Женщине дали понять, что сегодня обсуждают проблемы погорельцев ТЦ «Адмирал», и попросили про «Новую Туру» не вспоминать. Тем не менее из песни слов не выкинешь — предприниматели напомнили, что после пожара погорельцам «Новой Туры» обещали предоставить на очень выгодных условиях кредит в 500 тыс. рублей. При этом было более 200 заявок, а одобрили в итоге только 20 из них. Кто-то начал кричать, что и эти люди не получили деньги. Нагуманов согласился — это очень плохой результат. Но тут же заявил, что схему «Туры» в случае с «Адмиралом» применять не будут.

— Да, на рынках Казани уже были пожары, — говорил омбудсмен. — Но этот случай особенный, потому что в этом пожаре есть человеческие жертвы. Но пока мы не видим масштабы проблемы — извините, но сейчас мы видим только трупы и пострадавших людей! И мы нуждаемся в информации — мы не знаем, сколько пострадавших, какой объем ущерба, где вы кредитовались — в конце концов, не знаем, оформлены вы как юридическое лицо или нет.

После того как информация будет собрана и проверена («чтобы не было зайцев»), правительство, по его словам, будет разговаривать с банками.

— Будем вести переговоры о том, чтобы вам дали отсрочки, провели реструктуризацию. Только что мы согласовали это с президентом, уверен: банки в беде нас не оставят. Но надо понимать, что они, по сути, такие же предприниматели, мы их заставить не можем, — сказал Нагуманов, оговорившись, что все это касается только кредитов в татарстанских банках — до Сбербанка и других федералов достучаться едва ли получится.

Посулил он предпринимателям и новые кредиты по льготной ставке — под 7 - 8% годовых. Но радости это не вызвало. В зале снова раздались крики: «А почему снова кредиты? Мы и так все в кредитах!» Одна из предпринимательниц заявила: «Дайте мне компенсацию, дайте бесплатный билет в Москву, чтобы я уехала без всяких проблем». Оказалось, что многие после пожара остались элементарно с пустыми карманами — и это не фигура речи...

«НОВАЯ ТУРА» ПРОСИТ 50 ТЫС. ТОЛЬКО ЗА ВХОД!

Пострадавшим предпринимателям предлагают переехать в другие торговые точки Казани. У коллективного сознания сидевших в зале предпринимателей возникло два резонных вопроса. Первый — где гарантия, что рынки, на которые они переедут, не сгорят? Люди ссылались на то, что предыдущие пожары «толком не расследовались». Второй — специфика работы «Адмирала» оптово-розничная, потому переходить в «Муравейник» и «Олимп», к примеру, они не могут. Не тот формат. На этот вопрос, к сожалению, пока не нашлось четкого ответа.

В части расследования предыдущих пожаров комментарий дал начальник УВД Казани Валерий Красильников. Он сообщил о том, что недавно из Москвы пришло заключение пожарно-технической экспертизы. Была установлена причина пожара на рынке в Караваево — «замыкание электропроводки». Зал наполнился недоверчивым стоном, люди яростно закричали: «Поджог!» Красильников парировал: «Хотите верьте, хотите нет». Он добавил, что причина возгорания Вьетнамского рынка всем уже известна — это был поджог, причем это произошло «по пьяни».

На вопрос о торговых местах ответил Калинкин, заявивший, что места для предпринимателей готовы предоставить 22 торговые площадки, причем ведутся переговоры об отсрочке оплаты аренды. По просьбе собравшихся он начал зачитывать список: Ново-Савиновский рынок — 50 мест, Московский рынок − 150 мест, «Родина» — 50 мест, Центральный рынок — 220, «Новая Тура» — 1,2 тыс. мест. Однако упоминание о последнем вызвало только гул в зале.

К микрофону подошла предпринимательница Танзиля Сариева, которая занимала активную позицию в общении с представителями власти еще во время пожара в «Новой Туре». Она снова напомнила про технополис, который заломил цены (там якобы на фоне трагедии в «Адмирале» просят 50 тыс. рублей только за въезд и ежемесячную арендную плату никто не отменял). С ней согласились все собравшиеся, раздались выкрики, что плата после пожара даже увеличилась.

— У нас сейчас один выход — ехать в «Новую Туру», — говорила Сариева. — Но там своя управляющая компания, у них свои правила. Не могли бы вы предоставить нам места в «Новой Туре»? Но сделайте этот рынок государственным!

Женщине дали понять, что это сомнительная перспектива, но обещали продумать иные варианты. Тогда Сариева предложила срочно создавать фонд помощи предпринимателям. Нагуманов обещал помочь, но только если будет инициативная группа самих погорельцев. Деньги смогут вносить все желающие, но окажется ли их много — большой вопрос.

Затем было еще много чисто технических вопросов — у одной женщины сгорел паспорт, и она в слезах просила восстановить удостоверение личности «без бюрократии», друзья погибшей гражданки Кыргызстана просили решить вопрос с ее товаром, сказав, что ее тело уже отправлено на родину — там у нее сиротами осталось трое детей. Еще один мужчина попросил вернуть деньги за аренду — он их заплатил администрации рынка за несколько часов до пожара.

— Вопрос хороший, но не совсем по адресу! — ответил ему Фаттахов. — Ваш Гусейн, как нам только что сообщили, сейчас находится в следственном комитете. Все вопросы, которые вы задаете, я с удовольствием задам ему вместе с вами! Платили вы ему, забирал деньги он, а не один из сидящих здесь в зале. Мы с большим пристрастием вместе с вами спросим с Гусейна и всей его компании!

Известие о том, что Гусейном Гахрамановым заинтересовались следователи, предприниматели встретили бурными овациями и даже как будто начали вести себя еще смелее. Они рассказали чиновникам в президиуме о том, что у директора торгового центра было три ресторана, и тут же попросили наложить арест на все его имущество.

— Они такие деньги тут зарабатывали! Пусть хоть что-то нам выплатит! — негодовали люди, уточняя, что за квадратный метр предприимчивый азербайджанец брал по 30 тыс. рублей в год, а торговая ячейка обходилась в 100 тысяч. Учитывая, что торговая площадь «Адмирала» составляла свыше 10 тыс. кв. м (общая — почти 20 тыс.), а число арендаторов превышало 1 тыс., бизнес действительно должен был приносить сотни миллионов.

БИЗНЕС ОДИОЗНОГО ГУСЕЙНА

Что же известно о Гахраманове, решение об аресте которого сегодня будет рассматривать суд? Согласно информационно-справочной системе «Контур-Фокус», до последнего времени он был частным предпринимателем и занимался розничной торговлей в палатках и на рынках. Но он закрыл этот вид деятельности, став директором ООО «Заря», которое была зарегистрировано в январе 2013 года и арендовало помещения под рынок «Адмирал». В этой фирме ему лично принадлежат лишь 25%. Другие соучредители — Альмира Ильдаровна Гибадуллина (25%) и Алла Игоревна Залялова (50%). Последняя, кстати, связана с ООО «Амина», которое занимается оптовой реализацией стройматериалов и зарегистрировано по адресу «Адмирала» — улица Клары Цеткин, 8. Кто эта женщина, которая как минимум по документам значится собственником бизнеса, выяснить не удалось.

ООО «Заря» зарегистрировано по адресу Вишневского, 61 — именно здесь находится довольно известное в Казани кафе «Давыл» (в Казани их два — второе на улице Пушкина). Владелицей ООО «Давыл» числится директор заведения Наталья Сорокина, однако источники, знакомые с ситуацией, говорят, что истинным хозяином является отец директора «Адмирала», которого зовут точно так же Гусейн Гахраман оглы. Кстати, мать Гахраманова-младшего, по некоторым данным, — татарка. Те, кто вел с ним дела, говорят, что директор злополучного ТЦ производил впечатление человека не слишком самостоятельного. Когда речь заходила о сколько-нибудь значимых вопросах, он брал паузу, чтобы «посоветоваться».

— Гусейн Гахраманов — хороший культурный парень, — рассказал «БИЗНЕС Online» Субхан Ахадзаде, председатель азербайджанской общины Татарстана. — Это не мой друг, но ничего плохого я про него не могу сказать. К примеру, участников Великой Отечественной войны мы приглашаем в ресторан «Давыл» — он всегда нам помогал организовать праздничный вечер. Произошедшее — большая трагедия для нас. Одна женщина-азербайджанка погибла, еще один парень находится под завалами, четыре человека — в больницах.

Субхан Ахадзаде
Субхан Ахадзаде: «Произошедшее — большая трагедия для нас. Одна женщина-азербайджанка погибла, еще один парень находится под завалами, четыре человека — в больницах» (фото: azr.addnt.ru)

Корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» побывал накануне в одном из ресторанов «Давыл». Вечером там было занято 6 - 7 столиков из 25 - 30. Персонал был словно в ступоре. И бармен, и администратор, и официанты смотрели внимательно, ловя каждую интонацию вечернего выпуска «Эфира» про трагедию в ТЦ «Адмирал». Вскоре к администрации подошел один из постоянных клиентов и с со смешанными чувствами произнес: «Посмотрел, машин возле вас мало. Думал, вы уже закрылись...»

Затем подъехали пять крепких мужчин, один из которых подошел и вежливо поинтересовался: «Вы ждете кого-либо?» К этому моменту в зале было занято только два-три столика, подобный интерес сложно было объяснить — по всей видимости, постоянных клиентов здесь знают в лицо, а к новым посетителям относятся с недоверием...

По данным «БИЗНЕС Online», задержанного Гахраманова допрашивали в следственном комитете всю ночь.

ELG_3800.jpg
Работы на руинах ТЦ «Адмирал» будут вестись круглосуточно, ночью места расчистки завалов будут освещаться

ЧИСЛО ЖЕРТВ «АДМИРАЛА» РАСТЕТ

Тем временем на «пепелище» «Адмирала» продолжается разбор завалов и поиск тел погибших — найти кого-либо в живых спасатели уже не надеются. Накануне МЧС удалось, наконец, демонтировать фасадную часть здания, которая мешала поискам. На фоне обрушающегося фасада начальник Приволжского регионального центра МЧС России Игорь Паньшин объявил, что работы на руинах ТЦ «Адмирал» будут вестись круглосуточно, ночью места расчистки завалов будут освещаться.

Основная масса пострадавших, вероятно, находится в левом крыле, до которого огонь добрался в последнюю очередь. Их внесли в список разыскиваемых по звонкам на горячую линию и показаниям соседей по торговым точкам. «Под завалами люди находятся однозначно, есть порядка 25 человек, которые не выходят на связь», — заявил Паньшин. Гулявшую по соцсетям версию о «подвале, битком забитом нелегалами», представители МЧС опровергли.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» видел, как к штабу МЧС по одному подводили родственников пропавших без вести — те сообщали, где предположительно могут находиться оставшиеся под завалами. «У меня там муж!» — в слезах крикнула одному из журналистов женщина со светлыми волосами и направилась к выходу с территории торгового комплекса.

IMG_1342.jpg
Найти кого-либо в живых спасатели уже не надеются

Среди прочих под завалами ищут подполковника МЧС Татарстана Сергея Костина — начальника смены пожаротушения, который заступил на дежурство и пропал без вести. Как сообщает «Вечерняя Казань», 50-летний руководитель с четырьмя подчиненными проводил разведку и поиск пострадавших. Услышав треск конструкций, он приказал всем двигаться к выходу. Сам шел замыкающим. К моменту, когда произошло обрушение, из здания успели выйти все, кроме него...

Среди погибших — и 32-летний преподаватель юрфака КФУ, сын заместителя декана Ленар Сафин. Его жена, по некоторым данным, торговала в «Адмирале».Когда начался пожар, мужчина бросился помогать жене спасать товар. Вчера его похоронили на Арском кладбище, при этом занятия на факультете были отменены.

Основная версия пожара остается прежней — замыкание в электросети. Есть свидетельские показания, что охрана предпринимала самостоятельные действия по тушению пожара, но только усилила возгорание. «Когда открыли дверь и стали проветривать помещение кафе после дыма, огонь получил очень быстрое распространение в связи с притоком свежего воздуха и перекинулся в основное здание», — рассказал Паньшин. Нарушений пожарной безопасности, по его словам, в сгоревшем здании было очень много. Системы пожаротушения и дымоудаления отсутствовали как класс, равно как и противопожарные двери.

...К полуночи спасателям удалось достать из-под завалов тело седьмого погибшего, но к моменту публикации их число, вероятно, возрастет.