СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА ДЛЯ НИКОЛАЯ ФЕДОРОВА

Фойе «Корстона» накануне напоминало выставку достижений сельского хозяйства: флагманы республиканских производителей самых разных вкусностей развернули стенды с колбасами, сырами, йогуртами и кетчупами, как бы гордо намекая, что уж кому-кому, но Татарстану никакие продуктовые кризисы не страшны. Впрочем, выяснить, насколько выставочная скатерть-самобранка соответствует реальному положению дел, предстояло на заседании межведомственной комиссии Приволжского федерального округа по подготовке к грядущей посевной и развитию овощеводства закрытого грунта (проще говоря, тепличных хозяйств).

Председательствовал на мероприятии министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. Он прибыл на совещание вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым и татарстанским коллегой — Маратом Ахметовым. Обход выставки начался с продукции ООО «УК Просто Молоко», выгодно расположившегося почти у самого входа в зал. Генеральный директор компании Марат Муратов что-то долго с жаром рассказывал федеральному гостю. Какие-то комментарии давал представитель итальянской компании-партнера молочного гиганта — Gruppo Cremoninn Лучиа Бартали. Любопытно, но в свите гостей корреспондент «БИЗНЕС Online» приметила экс-сенатора от Татарстана Вагиза Мингазова, правда, пока Федоров с Миннихановым рассматривали сыры компании, некогда называвшейся «Вамин», экс-сенатор предпочел находиться несколько поодаль. К обходу он присоединился чуть позже, когда гости направились к стендам других производителей.

Помимо «Просто молоко», продуктовый рай республики представляли Казанский хлебозавод №3, Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат, «Мамадышские колбасы» предпринимателя Рифата Мутигуллина (он удостоился отдельной беседы с президентом и министром), КФК «Рамаевское», знаменитое своими вялеными и копчеными гусями и утками, комбинат «Майский», выставивший на стол помидоры просто гигантского размера. Под занавес обхода Федорову было предложено попробовать водки «Ханская» от ОАО «Татспиртпром», призывно разлитой в небольшие чарки. «А это на десерт», — пошутил Ахметов. Федорову ничего не оставалось делать, как ответить на гостеприимство татар и пригубить 40-градусного напитка.

СУБСИДИИ ЕСТЬ — РАЗДАВАЙТЕ!

На совещании праздничный настрой сменился деловым и даже в некоторой степени тревожным. Впрочем, для начала Федоров поностальгировал о студенческих временах, когда он учился в Казанском университете на юридическом факультете, и только потом перешел к главной теме — беспрецедентной поддержке в 2015 году отрасли АПК со стороны правительства страны. «Сегодня на счетах территориальных управлений федерального казначейства находится 98 миллиардов федеральных денег, на счетах ПФО — почти 25 миллиардов», — сообщил министр и напомнил, что в прошлом году общая сумма поддержки для сельхозпроизводителей была на треть меньше — порядка 32 млрд. рублей.

Далее он прошелся по данным, какому региону и сколько было выделено федеральных субсидий, какую сумму каждый из них успел перечислить непосредственным получателям этих денег. Как выяснилось, далеко не все регионы оперативно направили средства сельхозпроизводителям. Так, Башкортостан получил 2,6 млрд. рублей, а перечислил всего 5,5%, Мордовия — 6%. «Маловато», — заметил Федоров. Правда, данные по Татарстану (из 6,5 млрд. поступивших на счета субсидий аграрии получили на сегодня всего 7,7%) он комментировать не стал. Похвалил Оренбургскую область и Пермский край, где успели раздать 20 - 30% всех денег. Однако и Татарстану досталась похвала министра: республика предоставила инвестиционные проекты в системе АПК на 3,8 млрд. рублей, пропустив вперед только Нижегородскую область с 4,1 миллиарда. Однако Федорова возмутил тот факт, что есть регионы, где вообще нет ни одного проекта, и это при том, что правительство также субсидирует эту деятельность, на что выделило 84 млрд. рублей.

Далее обсудили то, что элитные и гибридные семена многим аграриям явно не по карману. Пока отечественные хозяйства не начнут в необходимом количестве производить качественные семена (а на программу развития семеноводческих предприятий до 2020 года будет выделено порядка 100 млрд. рублей) придется приобретать их за рубежом. «Тем, кто покупает элитные и гибридные сорта за рубежом, мы увеличили поддержку с 500 миллионов до 1,6 миллиарда рублей, — порадовал Федоров. — И хотим довести эту сумму до конца года до 3 миллиардов». Еще одна, несомненно, важная новость — принято решение о компенсации процентной ставки по краткосрочным кредитам на период проведения посевной: правительство готово компенсировать 17,4% банковской ставки. Министр напомнил, что банки предлагают среднюю процентную ставку по кредитам 22 - 25%. С компенсаций кредит для сельхозбизнеса останется на таком же уровне, каким он был в прошлом, докризисном году. Кстати, Федоров сообщил, что если раньше банки с неохотой кредитовали отрасль, то сейчас, узнав о компенсациях, чуть ли не наперебой зазывают клиентов.

МИННИХАНОВ ЗАСТУПИЛСЯ ЗА ЛИЧНЫЕ ПОДВОРЬЯ

Минниханов, поблагодарив министра за внимание федеральных властей к чаяниям региональных сельхозпроизводителей, напомнил, что для посевной кампании в РТ требуется порядка 15 млрд. рублей, и, конечно, эта цифра растет, заметил он, добавив, что посевная — это 10 - 15 дней в году, которые никак не отодвинешь». А пока кредитами не обеспечена большая часть необходимых средств — 9 млрд. рублей. Помимо этого, президент Татарстана вступился за «самых добросовестных» сельхозпроизводителей — личные подворья. Существующая кредитная ставка для крестьян просто невыгодна, рассказал об очевидном Минниханов и сообщил, что уже в новом году личным подворьям было выдано кредитов в 10 раз меньше, чем практиковалось ранее. «Если они не будут расширять производство, значит, продукция с личных подворий на рынок не пойдет, поэтому необходимо, чтобы та поддержка, которая для села принята, позволяла и личным подворьям кредитоваться», — обратился президент к Федорову.

Отметим, что совещание проходило в «турбо-режиме», чувствовалось, что люди собрались не для галочки, а чтобы, наконец, выяснить болевые точки и получить ответы на злободневные вопросы. Поэтому на обычные для таких совещаний протокольные выступления время тратить не стали. Зато бурно обсуждались вопросы сохранения посевных площадей, недопущения спекуляции удобрениями, и, наконец, развития тепличных хозяйств. Последней теме уделили особое внимание. Федоров сообщил, что проблема обеспечения собственными овощами и фруктами сегодня очень актуальна: правительство даже разработало программу по развитию тепличных хозяйств до 2020 года, на что запланировало 64 млрд. рублей. По сути, данную программу можно было бы оснастить лозунгом «Хватит кормить буржуев!», то есть зарубежных производителей овощей. «Примерно 10 миллиардов долларов США уходят нашим конкурентам, а это по нынешнему курсу 615 миллиардов рублей — мы их просто отдаем другим государствам!» — воскликнул министр. Выход один: снять зависимость от импорта может только развитие собственных тепличных хозяйств. Как выяснилось в ходе совещания, в Татарстане уже озаботились реализацией этого, пока еще только продекларированного, проекта. «У команды Рустама Нургалиевича большие амбиции, он вчера дал задание Марату Готовичу на разработку программы по строительству, не хочу никого пугать, тысячи гектаров теплиц!» — сообщил новость министр. Позже Федоров разъяснил журналистам, в чем амбициозность заявлений Татарстана — в России всего 2 тысячи гектаров теплиц. Он отметил: чтобы к 2020 году снизить зависимость от импорта овощей на 70%, необходимо как минимум вдвое увеличить количество тепличных хозяйств. А Минниханов добавил жизнеутверждающе: «Разве мы не можем производить овощи?!»

«НИ МОЛЕКУЛЫ ЯДА У НАС НЕТ, РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ, ГАРАНТИРУЮ!»

Очевидно, «тепличная» тема станет одним из приоритетов татарстанского АПК. Во всяком случае, Федорова во время визита в Казань повезли не куда-нибудь, а именно в тепличное хозяйство — гордость республики комбинат «Майский».

«Эти огурцы в республике мы отдаем по 102 рубля за килограмм, — рассказал генеральный директор комбината Ильшат Ганиев, демонстрируя длинноплодных красавцев. — Хотя в магазинах они и 180, и 220 стоят». Министр поинтересовался, правда ли комбинат продает овощи с минимумом посредников? «В Казани мы стараемся вообще без посредников работать, — похвастался гендиректор. — «Перекресток» с нами работает хорошо, цену почти не прибавляет. Постоянно проводят акции, на 5 - 10 процентов только повышают цены». «Вы договариваетесь с ними об условиях розницы? — допытывался Федоров. — Конфликтов нет по поводу цены?» Ганиев заверил, что серьезных проблем нет, а мелкие решаются по ходу дела. Минниханов уточнил, какая часть продукции попадает к ретейлерам. «В торговые сети идет только 12 - 14 процентов — объяснил гендиректор «Майского». — Остальное — мелким заказчикам. Но сейчас, думаю, мы доведем до 20 процентов».

Год от года урожайность предприятия растет, похвастался Ганиев, но признал, что еще больше ее повышать, увы, нет смысла: «Сначала урожайность была невысокая. Мы начинали с 17 килограммов, потом выросли до 30, потом до 60. На сегодня максимальная урожайность огурцов — 155 килограммов, на томатах — 81 с квадратного метра. Мы можем увеличить урожайность, но делать этого не будем, потому что нерентабельно становится».

Директор с гордостью рассказал о том, что овощи «Майского» не обрабатывают химикатами, с вредителями борются исключительно их естественные враги — насекомые, которых здесь специально для этого выращивают. Далее гендиректор презентовал гостям следующий «экспонат» — болгарский перец. «Перец под лампами в мире никто не производит, — торжественно сообщил он. — В этом году мы рискнули. Сейчас попробуем». И угостил участников делегации болгарским перцем. Судя по довольному виду дегустаторов, овощ пришелся им по вкусу. «Ни молекулы яда у нас нет, Рустам Нургалиевич, гарантирую!» — весьма оригинально прорекламировал свою продукцию Ганиев. В конце экскурсии Минниханов, восхитившийся отборными помидорами, пообещал министру накормить татарстанскими томатами и Москву. «Наладим, наладим», — подарил надежду на тепличное сотрудничество третьей столицы с первой Федоров.