Ратмир Шайдуллин
Не доработав трехлетнего срока в муниципальных структурах, с креслом председателя комитета земельных и имущественных отношений расстается Ратмир Шайдуллин

«БЫВАЮТ МОМЕНТЫ ПЕЧАЛЬНЫЕ...»

О кадровых сдвигах объявил накануне мэр Казани Ильсур Метшин на сессии Казгордумы. Не доработав трехлетнего срока в муниципальных структурах, с креслом председателя комитета земельных и имущественных отношений расстается Ратмир Шайдуллин. Переходит он на работу в прокуратуру Татарстана — по приглашению прокурора Илдуса Нафикова, объявил градоначальник.

«Бывают моменты печальные, когда мы расстаемся с кадрами, потому что их просят на более ответственный и сложный участок», — отметил мэр.

Он напомнил, что Шайдуллин пришел туда, где было много вопросов и нареканий. «Все, что связано с землей, с имуществом, всегда вызывает большой интерес. Ратмир Фаритович смог за короткое время наладить прозрачную систему, при которой мы смогли достичь рекордных показателей в реализации имущества бизнес-сообществу, была проделана огромная работа, — сказал Метшин. — Прокурор Татарстана обратился с просьбой вернуть его в пенаты, откуда он вышел. И он возвращается, но теперь уже с серьезным повышением».

Метшин уточнил, что о конкретной должности Шайдуллина общественности станет известно позднее. Вручив Шайдуллину знак отличия «За труд и доблесть», поблагодарил его за работу и пожелал успехов на новом месте.

2,5 года пролетели как один день, признался в ответном слове Шайдуллин. «Благодарен за то доверие, которое вы мне оказали. Хочу пожелать вам и вашей команде успехов, это профессиональная команда», — обратился Шайдуллин к Метшину под аплодисменты участников сессии.

Илдус Нафиков забирает Шайдуллина обратно на работу в прокуратуру Татарстана

В пресс-службе прокуратуры РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что Шайдуллин написал заявление о приеме на работу, сейчас оно находится на рассмотрении прокурора РТ Илдуса Нафикова. «Приказ о назначении ожидается в ближайшие дни», — сказал старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.

КРИТИКУЕШЬ — ПРЕДЛАГАЙ, ПРЕДЛАГАЕШЬ — ВЫПОЛНЯЙ

Большая часть карьеры 34-летнего Шайдуллина связана с юриспруденцией и прокуратурой. После окончания в 2006 году аспирантуры КГУ он успел поработать юрисконсультом и преподавателем. А в 2010 году ушел из теории юридической науки в реальную жизнь — помощником прокурора Вахитовского района Казани. Карьера быстро пошла в гору, и буквально в течение двух лет он становится сначала помощником прокурора Советского района Казани, потом помощником прокурора Казани, которым в то время был не кто иной, как Нафиков. На этом посту он достаточно ярко себя проявил, часто выступая в СМИ по резонансным делам, в том числе связанным с городскими властями — одна история с засыпкой озера на ул. Чишмяле чего стоит.

Да и в целом земельные, имущественные вопросы в любом районе республики — то, на чем всегда «обжигаются» местные власти под бдительным оком надзорного ведомства. Не минула чаша сия и Казань — столичные власти не раз и не два оказывались под градом прокурорской критики. Видимо, под этим давлением — и с целью обеспечения большей прозрачности для прокуратуры — мэр Казани принимает решение привлечь прокуратуру к работе в мэрии. Воистину, не можешь бороться — возглавь! Так помпрокурора Шайдуллин в октябре 2012 года становится помощником мэра по борьбе с коррупцией.

С этой даты и начинается наиболее яркая страничка его биографии. В ранге «антикоррупционного меча» мэра экс-прокурор рьяно взялся за работу, объявив о создании специальной рабочей группы, которая была призвана следить за финансовой «чистоплотностью» строителей Универсиады. Но важнейшими направлениями в работе главного антикорруционера казанского исполкома стали те структуры, что вызывают максимум вопросов как у бизнеса, так и у простых казанцев. Больше всего от борца с коррупцией доставалось именно комитету земельных и имущественных отношений (КЗИО). Так, Шайдуллиным в 2013 году было зафиксировано в КЗИО более 3 тыс. грубых нарушений сроков согласования документов. «Согласование постановлений исполкома проходило по много месяцев, а иногда даже годами», — клеймил он бывшего главу КЗИО Ирека Фаттахова.

«Объекты недвижимости умышленно не проходят процедуру госрегистрации либо годами сдаются в бесплатную аренду. Четверть территории Казани не стоит на кадастровом учете. В сотнях муниципальных квартир проживают должники. А проверки только в одном Вахитовском районе показали, что живут в муниципальном жилье и незаконно вселившиеся, есть и квартиры-призраки...» — сообщил тогда Шайдуллин.

В общем, как говорят в таких случаях, сам напросился. В сентябре 2013 года прямо в зале заседания Метшин молниеносно (во всяком случае, для непосвященного в эту кухню стороннего наблюдателя) принял знаковое для КЗИО решение. И по принципу «критикуешь — предлагай, предлагаешь — выполняй» назначил Шайдуллина главой КЗИО.

Интересно, что очередной шаг в карьерной лестнице Ратмир Фаритович сделал практически синхронно со своим патроном в прокуратуре. В сентябре 2013 года Нафиков сменил Кафиля Амирова на посту прокурора Татарстана. Не исключено, что карьерный рост патрона сыграл свою роль и при назначении Шайдуллина.

ПОЛИГРАФ И «РЕПРЕССИИ» В КЗИО

Буквально с первых дней своей работы Шайдуллин жутко напугал подчиненных. На парковке ТРК «Тандем» при получении взятки в 170 тыс. рублей был задержан 30-летний работник КЗИО Ринат Афзалутдинов, а его начальнику Алексею Чикирину был объявлен выговор. Но тот с расстройства (или испугавшись?) написал заявление об уходе по собственному желанию. После этого случая Шайдуллин предложил 97 сотрудникам КЗИО пройти проверку на полиграфе. Параллельно новый начальник потребовал от подчиненных активной работы, реформировал собственную приемную, потребовал довести эффект прозрачности до сайта КЗИО в интернете, занялся обновлением устаревшей техники и так далее.

Проведя зачистку в своих рядах, новоиспеченный начальник принялся шерстить арендаторов-должников КЗИО. Как выяснилось, ряд предприятий по два-три года не платили арендную плату, оплачивая долг лишь по истечении срока договора. Шайдуллин прикрыл эту «лавочку», поскольку это, по сути, стало способом бесплатного кредитования юрлиц, но не приносило ожидаемого дохода городской казне.

С прокурорской хваткой Шайдуллин взялся за поиск должников и их имущества. Применялись самые разные меры: от ареста счетов до запрета выезда за границу. В итоге собираемость текущих платежей достигла 98%. С недобросовестными арендаторами глава КЗИО стал бесцеремонно расторгать договоры.

В СИЯНИИ РЕКОРДНЫХ ПРОДАЖ

Что касается 2014 года, то он и вовсе стал для Шайдуллина пиком достижений. Косвенно оценку его работы Метшин дал в своем сегодняшнем итоговом выступлении. Назвав 2014 год рекордным по продаже имущества — в результате активной приватизации было выручено 3,018 млрд. рублей.

В самом начале кризиса на волне общей паники, когда люди стремились пристроить свои стремительно тающие рублевые накопления, КЗИО 3 декабря прошлого года удалось продать 36 городских объектов за 438 млн. рублей. Всего же в минувшем году в рамках приватизации муниципального имущества с аукционных торгов было реализовано недвижимое имущество на сумму порядка 1,3 млрд. рублей. В общей сложности в течение года было объявлено более 120 аукционных торгов. Впрочем, мэр не без горечи отметил, что теперь достичь успехов на этом поприще будет сложнее — продавать уже почти нечего.

Среди успехов КЗИО градоначальник упомянул волны «народной инвентаризации», которая была целиком инициативой Шайдуллина. Первая волна, напомним, позволила найти не только бесхозные пустыри и заброшенные постройки, но и вполне себе интересные находки. Так, в собственности Госжилфонда при президенте РТ «неожиданно» всплыл пустырь площадью 40 тыс. кв. метров, и это при том, что глава фонда Талгат Абдуллина в то время любил критиковать город за отсутствие свободного места для застройки. Весной 2014 года второй этап «Народной инвентаризации» был направлен на поиск незаконно установленных киосков. Третья волна была посвящена искоренению незаконного игорного бизнеса. Опыт инвентаризации высоко оценили на республиканском и даже федеральном уровне.

Всего благодаря процессу инвентаризации, в который кроме служб исполкома были вовлечены правоохранительные органы, управление Росреестра и активные жители, на учет было поставлено более 920 земельных участков площадью 2,6 тыс. гектаров. «Большая часть из них занята природными ландшафтами и парками, — отметил Метшин. — Но в перспективе возможно 15 - 20 процентов этих участков вовлечь в хозяйственный оборот».

Отдельная строка в списке достижений Шайдуллина — «дело Росреестра». В результате активной работы сотрудники КЗИО нашли 16 похищенных у казны помещений стоимостью в 490 млн. рублей. «Возбуждено уголовное дело, часть объектов возвращена в казну, по остальным идут судебные разбирательства», — отметил мэр. А в ходе инвентаризации муниципальных квартир обнаружилось 85 пустых и 90 незаконно занятых квартир — они будут распределены жителям аварийных домов и очередникам, пообещал градоначальник.

68043 (1).jpg
К удачам можно отнести и так называемую «высокогорскую реконкисту» — возвращение в собственность Казани незаконно проданных земель

К удачам 2014 года можно отнести и так называемую «высокогорскую реконкисту» — возвращение в собственность Казани незаконно проданных земель. КЗИО удалось доказать свои права на 95 га бывшей агрофирмы «Нокса» возле Константиновки. В результате ряда операций земли агрофирмы, которые ранее принадлежали Высокогорскому району, оказались во владении Акибанка. Однако в Арбитражном суде РТ юристам КЗИО удалось доказать, что после расширения границ Казани земля стала принадлежать столице Татарстана, в итоге сделка была признана незаконной, а земли отошли столице. Примерно по той же схеме городские власти отсудили землю у миллиардера Алексея Семина.

«Одно дело — проверять и нести надзор с позиции человека, который со студенческой скамьи и до пенсии находится только в проверяющих органах. Другое дело, когда человек приходит с другой стороны, со стороны проверяемых. Нет сомнений, что он будет серьезным помощником в команде прокурора РТ», — многозначительно заметил, провожая Шайдуллина на повышение, Метшин. То ли это был намек на предполагаемое сочувствие к участи проверяемых, то ли на то, что теперь Шайдуллин изнутри знает все узкие места и ходы-выходы...