Радик Миннахметов
Радик Миннахметов

«У НАС ЧЕТКАЯ ЗАДАЧА — СТАТЬ ПРИБЫЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ»

— Радик Заудатович, если подводить итоги года, то насколько выполненный план соответствует желаемому?

— В 2014 было привлечено порядка 94 миллионов, понятно, что год был особенный. Стадион принял футбольные матчи, и потому мы стали самостоятельно зарабатывать — стараемся делать все, чтобы стадион приносил прибыль. У нас есть понимание, что все возможности для этого есть.

— У многих компаний, которые получают деньги из бюджета, есть страх зарабатывать деньги. Условно говоря, дают тебе 10 рублей, а за год ты заработал рубль, значит, в следующем году тебе дадут 9 рублей. Так, к примеру, спортивные клубы во многом по этой причине долгое время даже и не думали работать с болельщиками и развивать маркетинговое направление. Понимание сейчас ко многим пришло, но этот стереотип все еще остается в головах руководителей.

— У кого-то, может быть, и есть такой страх, но у нас есть четкая задача — стать прибыльным проектом. Всегда ждать помощи из бюджета — это тупиковый путь. Как минимум до середины осени 2015 году у нас не будет футбола — это ключевой тезис. В то же время нам начнут приносить доходы помещения, сданные в аренду. В этом году мы планируем заработать около 10 миллионов рублей именно на аренде. К тому же наша задача в этом году — запустить в плане бизнеса все трибуны. Западная трибуна у нас футбольная, в ней расположены раздевалки, конференц-зал, пресс-центр, администрация, микст-зона и VIP-ложи, в том числе и президентская. Эта трибуна нам приносит доход в дни футбольных игр. Остальные же три должны быть заполнены людьми 365 дней в году и вне зависимости от того, когда и где играет «Рубин». Такова наша задача.

Сейчас мы частично задействовали восточную трибуну, где открылся детский город Кидспейс. Частный инвестор вложил деньги в проект, который уже сейчас достаточно популярен. Город профессий Кидспейс, где дети от четырех лет могут попробовать себя в качестве банкира, кондитера, автомеханика, врача и многих других профессий, общий список которых насчитывает более 60 специальностей. Дети проводят в Кидспейс практически весь день и еще не хотят уходить. Жаль, что «Рубин» остался равнодушным к этому проекту, футбольная зона пустует, хотя ее можно было забрендировать под футбольный клуб, приглашать игроков, подключить детскую школу «Рубина» и привносить культуру футбола в массы с детского возраста.

— Восточная трибуна превращается в полноценный семейный сектор.

— Именно. Планируем разработать специальную программу абонементов. Например, отец пришел на футбол, оставил ребенка в детском городе, сам спокойно посмотрел игру, забрал довольного ребенка и поехал домой. Комплексный отдых для всей семьи. Причем все это за очень умеренные деньги. Таких полноценных семейных секторов нет даже в Европе.

— На стадионе снова появились строители. Начались работы по подготовке к чемпионату мира по водным видам спорта. Останется ли что-то после водного мундиаля стадиону?

— Реконструкция в связи с ЧМ-2015 в большей степени коснется чаши стадиона и частично помещений ее северной трибуны, одной из трех, наряду с восточной и южной трибунами, имеющими коммерческое назначение. Изначально по проекту на севере находились помещения для фитнеса, которые мы перенесли на второй этаж восточной трибуны над Кидспейсом с целью дополнения Восточной трибуны возможностям для семейного отдыха. Данное местоположение выбрано не случайно — родители, оставившие детей в Кидспейсе, смогут с пользой для себя провести свое время.

Северная трибуна, в свою очередь, в этом году будет предназначена для участников чемпионата мира по водными видам спорта. Функционально помещения севера будут работать как зона для спортсменов с раздевалками, душевыми и т.д. После окончания чемпионата мы планируем на основе полученного базиса сделать общественный оздоровительный комплекс. Отделочные работы, необходимые к ЧМ, останутся таким образом для стадиона своего рода наследием предстоящего события и будут использованы для дальнейшего развития внутренней инфраструктуры объекта.

Будет ли этот оздоровительный комплекс отличаться от классических вариантов, к которым все привыкли?

— Концепция общественного оздоровительного комплекса может быть построена на смешении трех культур: японской, европейской и русской традиций, и вбирать в себя все лучшее от каждой. При этом все это будут зоны общественного пользования, позиционирование в качестве эксклюзивного дорогого спа на спортивном объекте неуместно: работа комплекса должна быть направлена в первую очередь на поддержание здорового образа жизни и массовость. Продолжением оздоровительного центра на втором этаже северной трибуны может стать частная медицинская клиника и реабилитационный центр для спортсменов.

Завершить данный проект после окончания чемпионата мира по водным видам спорта планируем либо за счет инвесторов, либо за счет внебюджетных доходов.

То есть можно будет прийти посмотреть футбол, а после игры сразу пойти погреться и отдохнуть в оздоровительный центр?

— Планируем, что комплекс будет работать и в дни футбола. Для клиентов коммерческих зон будет выделена отдельная парковка. На каждой трибуне коммерческого назначения должен быть свой якорный проект. Для северной трибуны — это оздоровительный комплекс. Для востока — Кидспейс.

Потенциальный инвестор будет делать ремонт в счет арендной платы?

— Да, именно так. Мы открыты для переговоров и готовы предоставлять инвесторам арендные каникулы.

«ДАЕМ ПАРТНЕРАМ КОНЦЕПЦИЮ И КАНИКУЛЫ»

Вы предлагаете готовые проекты или просто идею, а инвестор уже сам решает, что там будет?

— Все обсуждаемо. В плане изменения проектных решений на уровне перепланировок с кирпичными кладками корректировки возможны. В целом мы открыты для предложений и идей, которые можно реализовать на стадионе. В прошлом году по этому принципу появился детский город Кидспэйс. Это наш первый якорный партнер, который на сегодняшний день успешно работает.

Как происходит общение с контрагентами, наподобие Кидспэйса?

— Между ОАО «Казань Арена» и министерством земельного имущества РТ заключено соглашение, в котором прописано, что если через пять лет управляющая компания на стадионе «Казань Арена» поменяется, то условия для всех инвесторов останутся прежними. Данное соглашение необходимо, чтобы всем партнерам была гарантирована сохранность их инвестиций.

Все деньги, которые вложили Кидспейс, вошли в арендную плату?

— Да, Кидспейсу даны 11 месяцев каникул. На протяжении года они будут оплачивать только коммунальные услуги.

Привлекая партнера для фитнес-центра, какой формат проекта вы хотели бы видеть? Классический фитнес или что-то другое?

— Рынок фитнес-центров перенасыщен, мы должны иметь свои конкурентные преимущества. Фитнес на стадионе призван стать элементом спортивно-семейного сектора. Например, он может стать частью будущей единой абонементной программы для всех гостей стадиона: получая абонемент на фитнес, человек получает возможность льготного приобретения абонемента или билетов на футбол, в Кидспейс и другие зоны активности. Расположение фитнеса при этом достаточно выигрышно — свой выход на трибуны и близость детского городка позволяет гостю совместить все виды активности: оставить ребенка в Кидспейсе, посмотреть футбол и провести тренировку. Предполагаем, что такой комплексный подход не вызовет вопросов у «Рубина» и идея будет совместно проработана в части абонементов на футбол.

Добавлю, что в выходные дни фитнес-центр может работать в смешанном формате фитнеса и своеобразного лаунджа. Сегодня популярно вести здоровый образ жизни, создание атмосферы спорта и отдыха одновременно должно дать интересный результат. При этом мы не придумываем велосипед, подобные концепции в мире уже существуют. Возможности инфраструктуры на нашем объекте позволяют ее реализовать.

«НА СТАДИОНЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ МУЗЕЙ И ФАН-ШОП «РУБИНА»

Как идея будет работать в условиях кризиса?

— Под фитнес «Казань Арена» имеет почти отделанные помещения с выполненными инженерными системами. Соответственно, для инвесторов вложения минимальны. Фактически необходимо вложиться только в оборудование, помещения требуют вложений в гораздо меньшей степени. В качестве первого этапа будущего фитнеса мы запустили на востоке сквош-корт. Что касается кризиса, то стадион должен жить в любой период активной жизнью: как в кризис, так и вне его. Инфраструктура объекта и его территория призвана работать для горожан круглый год. У нас каждый объект взаимосвязан и зависит друг от друга. По принципу «город в городе». Все трибуны организованы по методу дополнения. Есть якорные вещи, есть новые проекты. На южной трибуне, где располагается фанатский сектор «Рубина», планируем организовать музей футбольного клуба и магазин атрибутики.

Кто его будет делать?

— Эта ответственность на футбольном клубе, и сейчас ведутся переговоры на эту тему. Наша совместная задача: чтобы к чемпионату мира по водным видам спорта, когда будет серьезный поток туристов, они смогли увидеть историю нашего футбольного клуба, историю строительства стадиона. Идея открытия музея ФК «Рубин» на «Казань Арене» неоднократно обсуждалась. Мы ждем движения от клуба в этом вопросе.

Магазин атрибутики будет располагаться рядом с музеем?

— Да, они будут объединены.

Какой объем работ предстоит выполнить?

— Фактически на южной трибуне нужна полная чистовая отделка, все коммуникации при этом заведены.

— В «Рубине», насколько мне известно, не горят желанием делать музей на стадионе...

— Как на новейшем стадионе, в городе, где есть только одна большая профессиональная футбольная команда, может не быть музея и фан-шопа этого клуба? Я этого не понимаю, думаю, как и болельщики. Мы водим экскурсии по арене — ежемесячно поток составляет до тысячи человек, но о нашем «Рубине» мы рассказываем только с помощью видео на экранах и 10 фотографий на стенах центрального холла... «Казань Арена» ждет тысячи гостей со всего мира в рамках ЧМ-2015. В 2017 и 2018 году здесь будут играть лучшие сборные мира, гости захотят не только приобщиться к футбольному клубу, но и приобрести клубные сувениры и атрибутику, а их здесь не купить. Понимаете о чем речь? Уверен, что в «Рубине» это понимают.

Основная проблема — это проходимость. Есть у вас цифры за прошлый год, которые могли бы дать понять, сколько людей посетили стадион?

— Если взять все мероприятия, прошедшие на стадионе за 2014 год, то получилось более полумиллиона. К слову, только за январь на территории стадиона, на Новогодних елках и праздничных мероприятиях, побывали около 100 тысяч человек. Безусловно, большой поток гостей обеспечивает прилегающая территория: «Народный каток «Нэфис», ярмарка, организованная нами, зимний картинг... Жаль, что такая популярная среди горожан площадка, как «Народный каток», осталась вне зоны интересов с точки зрения активностей у наших любимых команд — «Ак Барса» и «Рубина». Организация собственных мероприятий, открытых тренировок, любой другой формат активности на прилегающей к стадиону территории стал бы лучшей популяризацией футбола и хоккея среди населения.

— Кроме инвестиционных проектов какие направления деятельности планируете развивать в текущем году?

— Мы продолжили развивать тему семейного отдыха на восточной трибуне и запустили проект In Joy Arena. Наш принцип — стараться делать те вещи, которых еще нет в Казани. Так, в рамках нового развлекательного проекта мы запустили первую и пока единственную в городе профессиональную площадку для игры в сквош. Рядом расположился другой достаточно редкий для нашей страны вид спорта — гольф, а точнее: интерактивный симулятор гольфа. Тему симуляторов мы дополнили еще одним интересным тренажером, это самая настоящая кабина «КАМАЗа», передающая полный эффект езды на грузовом автомобиле. Этот тренажер может использоваться как в развлекательных целях, так и в обучающих. Есть и привычные вещи: настольный теннис, беговые дорожки, минимальный набор спортивных тренажеров.

Весной в ежедневном режиме планируем запустить ресторан «Палладиум». Сейчас обтачиваем окончательный концепт, но сразу скажу, что это будет доступный ценовой сегмент, сейчас люди вынуждены считать деньги и поход в наш ресторан не должен наносить ущерб для бюджета среднестатистической семьи.

Еще один важный проект, который мы запустили в феврале, — это «Бизнес Арена». Сейчас очень непростое время для малого и среднего бизнеса, и есть большая потребность в доступной удобной площадке для проведения разного рода деловых мероприятий: конференции, деловые завтраки, круглые столы, презентации, мастер-классы и прочее. Инфраструктура стадиона позволяет все это делать, причем по очень конкурентным ценам.

Большая задача стоит перед нами по заполнению свободных коммерческих площадей. Безусловно, сложившаяся ситуация в экономике усложняет привлечение инвестиций, но площадка по-настоящему уникальна, и арендные ставки на нижней границе рынка. Мы давно могли сдать эти площади под склады, под производства, но мы не торопимся и ждем те проекты, которые дополнят инфраструктуру стадиона и еще больше оправдают наш слоган «Город в городе».

«ПЛАНИРУЕМ СОЗДАТЬ КАРТИНГ-ЦЕНТР»

Какие развлечения будут организованы в летнее время?

— В летнее время традиционно будет организован прокат велосипедов и роликовых коньков, для чего будет введено ограничение для автотранспорта на внутренней кольцевой дороге. Из нововведений, мы бы хотели часть бетонной парковки, это около 2 гектаров из 6, заасфальтировать под картинговую трассу при условии появления инвесторов. С этой целью готовим проект трассы. К слову, чемпионат Казани проходит в Сабинском районе. В черте города нет ни одной трассы. Хотелось бы расширить возможности инфраструктуры стадиона с точки зрения автоспорта. На настоящий момент для соревнований детей по автоспорту родителям приходится возить их за 120 километров в Сабы, тогда как на базе «Казань Арены» можно было бы сделать полноценный учебный центр. Кроме того, в рамках направления Kazan Arena Study планируем на базе стадиона сделать школу стюардов для подготовки персонала к проведению будущих футбольных матчей.

— Нечто подобное было у донецкого «Шахтера». Кто будет обучать персонал?

— Да, у них такое было. У нас это делается при участии Поволжской академии физкультуры и спорта. Планируем создать свою базу стюардов. Не секрет, что уровень стюардинга слабый практически на всех спортивных объектах, поэтому наша задача — повышать уровень сервиса в рамках проведения спортивно массовых мероприятий.

— Какие еще инвестиционные проекты остались нереализованными?

— На южной трибуне нужно открыть спорт-бар. Работу планируем начать уже после чемпионата мира по водным видам спорта. Он будет на южной трибуне рядом с музеем, на втором этаже. Предполагаем, что после запуска музея и магазина атрибутики привлекательность для инвесторов с точки зрения трафика спортивного бара будет выше.

В целом, что касается развития инфраструктуры на стадионе, если посмотреть материалы о «Казань Арене», опубликованные ранее, вы увидите, что мы только планировали открытие катка вместе с «Нэфисом», говорили о запуске рождественской ярмарки, рассказывали, что на стадионе появится детский город... Все это воплотилось в реальности, но работы еще очень много. Никто не хочет, чтобы стадион стал «белым слоном», как говорят в Бразилии. Там чемпионат мира по футболу прошел, а арена пустует, на ней ничего не происходит. У нас же должна быть жизнь вокруг и внутри стадиона круглый год.