АДВОКАТ АННЫ ДУРИЦКОЙ: «ОНА ВРЯД ЛИ СТАНЕТ ПОДОЗРЕВАЕМОЙ»

Сегодня в Москве в 10:00 в Сахаровском центре начнется церемония прощания с Борисом Немцовым, убитым под стенами Кремля поздним вечером 27 февраля. На мероприятие обещали приехать многие политики, в том числе и из-за границы — например, мэр Риги Нил Ушаков и председатель сената Польши Богдан Борусевич. Владимира Путина на похоронах Немцова будет представлять полпред президента в Госдуме Гарри Минх. В 15:30 состоятся похороны политика на Троекуровском кладбище, которые будут охранять порядка 200 представителей полиции и спецназа.

Тем временем вот уже три дня, как следственный комитет РФ расследует уголовное дело, возбужденное по факту его гибели — по статьям УК 105 ч. 1 («Убийство») и 222 («Незаконный оборот оружия»). История, с первых минут получившая международную огласку, пока обрастает лишь второстепенными подробностями. Но и они позволяют восстановить картину того, что произошло в 23 часа 31 минуту на Большом Москворецком мосту.

Главный свидетель преступления — украинская модель Анна Дурицкая, бывшая в момент расстрела рядом с Немцовым. Как ранее сообщал LifiNews со ссылкой на источник в следствии, оппозиционный политик познакомился с девушкой в Турции три года назад, после чего раз в месяц модель приезжала к Немцову в гости в Москву. «Дурицкая рассказала, что прилетела рейсом Киев — Москва в аэропорт Шереметьево, где ее встретил Немцов вместе со своим водителем. Из аэропорта они уехали в квартиру на Малой Ордынке. Вечером девушка направилась в один из тайских салонов, а Немцов уехал на интервью на радио, — рассказал источник внутри следствия. — Вечером, в 21:30, пара встретилась в кафе «Боско» в ГУМе, чтобы вместе поужинать».

Свою версию событий изложила в интервью по Skype телеканалу «Дождь» сама модель. По ее словам, после ужина в кафе, расположенном в ЦУМе (кстати, СМИ уже выяснили, что выбор Бориса пал на устрицы по 4300 рублей за порцию и тар-тар из лосося за 1150 рублей), они с Немцовым направились через Москворецкий мост к дому политика. Какой-либо слежки за ними или подозрительных людей Анна при этом не заметила. Не видела она и убийцу, так как он возник со спины.

«Я не знаю, откуда подошел убийца, — рассказала Дурицкая «Дождю». — Я не видела, потому что это происходило за моей спиной. Обернувшись, я увидела только автомобиль белого цвета, но не видела ни марки, ни номеров автомобиля, который уезжал. Я не видела, как убийца садился в машину».

После того как киллер успешно скрылся, шокированная украинка подбежала к работавшей рядом снегоуборочной машине и попросила назвать номер полиции. Водитель машины сообщил ей заветные цифры, после чего предпочел скрыться с места трагедии.

Еще одними свидетелем стал некий мужчина по имени Виктор, который шел за Борисом Немцовым и его спутницей на расстоянии примерно около 80 метров. По словам Виктора, он не сразу заметил, как шедший впереди спутник девушки упал на землю. В этот момент, по словам Виктора, от тела в сторону проезжей части стал убегать другой мужчина. Он перепрыгнул ограждение, выбежал прямо на мост и сел в машину, которая ждала его во втором ряду. Виктор бросился на помощь лежащему на земле мужчине, но Борис Немцов уже начал хрипеть и через некоторое время скончался.

Прибывшая через 10 минут на Москворецкий мост полиция забрала Анну Дурицкую в участок для дачи показаний. От проверки на полиграфе она отказалась, как и от участия в программе защиты свидетелей, заявляет, что хочет поскорее вернуться к маме в Киев.

Как уточнил «БИЗНЕС Online» адвокат украинской модели Вадим Прохоров, его подзащитная имеет статус свидетеля, а подписка о невыезде «применяется в отношении подозреваемого, коим она (Дурицкаяприм. ред.), безусловно, не является и вряд ли когда-нибудь будет являться». По его словам, сейчас Анна находится на квартире у одного из соратников Немцова.

Фото: скриншот

3 МИЛЛИОНА ЗА ПОМОЩЬ СЛЕДСТВИЮ

О том, что подробности убийства Немцова выпали из памяти не только его спутницы Дурицкой, но и камер городского видеонаблюдения в районе Большого Москворецкого моста, сообщили в понедельник многие СМИ. Якобы техника не работала из-за производившегося на месте ремонта. Впрочем, в пресс-службе столичного департамента информационных технологий это тотчас же опровергли, заявив, что камеры в ночь на 28 февраля на месте, где произошло преступление, работали исправно. При этом «доступ к картинке» есть только у федеральных структур и у спецслужб, которые наверняка изъяли записи для подробного изучения.

Тем временем следственный комитет России разыскивает других возможных свидетелей преступления на Москворецком мосту и даже обещает им, согласно официальному заявлению, «вознаграждение в размере 3 миллионов рублей за ценную для следствия информацию».

Пока что следствие предполагает, что преступник караулил Немцова и его спутницу на боковой лестнице моста, откуда по сигналу сообщников поднялся на пешеходную дорожку и открыл из пистолета Макарова огонь в политика. Выпущенные при этом 6 пуль, как показала экспертиза, были достаточно «древними»: четыре пули были произведены в 1986 году на Юрюзанском механическом заводе, еще две пули — в 1992 году на Тульском патронном заводе. В связи с этим в прессе уже распространились версии о непрофессионализме преступников и их ограниченных возможностях (дескать, «собирали со всех карманов»). Между тем, как полагает эксперт «БИЗНЕС Online», председатель координационного совета московского профсоюза полиции Михаил Пашкин, киллеры всего лишь разыграли роль непрофессионалов, чтобы повести следствие по ложному следу.

Всего, как считает следственный комитет, в убийстве Бориса Немцова были задействованы два автомобиля (первый — для наблюдения, а второй — тот, в котором скрылся убийца), но ни один из них до сих пор не найден. В розыске уже успели побывать Ford, KIA Rio и «ВАЗ-2110» белого цвета. Эти машины были найдены спустя какое-то время, но оказались непричастны к случившемуся, так же как и некая зарегистрированная в Ингушетии LADA Priora, обнаруженная у станции метро «Смоленская».

СЫЩИКИ ОТРАБАТЫВАЮТ СЛЕД УЛЬТРАПРАВЫХ?

Версий убийства Немцова сегодня озвучено множество. Но основные предположения, по информации следственного комитета и его официального представителя Владимира Маркина, сводятся к четырем сценариям.

О том, что Немцов стал «своеобразной сакральной жертвой для тех, кто не гнушается никакими методами для достижения своих политических целей», было заявлено в первый же день после убийства. На сегодняшний момент, по словам Маркина, следствие не исключает провокации для дестабилизации политической обстановки в стране. В тесной связи с этой версией находится и гипотеза о том, что к гибели оппозиционного политика могли привести и внутриукраинские события, поскольку «среди обеих конфликтующих сторон есть очень радикальные персонажи, не подчиняющиеся никаким властям».

Также отрабатывается исламско-экстремистский след и отмечается, что «у следствия есть сведения о том, что Немцов получал угрозы в связи с его позицией относительно расстрела журналистов редакции журнала «Шарли Эбдо» в Париже». Анонимные угрозы поступали к политику через социальные сети и чаще всего сводились к обещаниям вроде «Я тебя скоро грохну», но сам Немцов не придавал им значения и не озаботился обзавестись личной охраной.

На последнем месте — бытовые мотивы, «связанные с коммерческой деятельностью Немцова и личной неприязнью к нему», но и они не исключены. Следствие уверяет, что «к расследованию подключены лучшие силы СК и МВД России. Будут использованы все передовые технологии и современная техника, находящиеся в распоряжении криминалистов СКР». Дело находится на личном контроле у председателя следственного комитета России Александра Бастрыкина.

Тем временем СМИ сделали далеко идущие выводы из информации, что руководителем следственной группы из 12 сыщиков по делу об убийстве назначен Игорь Краснов — следователь по особо важным делам. Источники РБК в правоохранительных органах считают, что передача дела именно ему означает, что приоритетной становится версия о причастности к убийству ультраправых радикалов. Ранее Краснов расследовал все дела Боевой организации русских националистов (БОРН): дело об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, за совершение которого осуждены Никита Тихонов и Евгения Хасис; дело об убийствах антифашистов, судьи Чувашова и других.

ВСТРЕЧА ЯРОША С ЧЛЕНОМ ОРГАНИЗАЦИИ CANVAS

Тем временем осторожные высказывания следственного комитета заглушаются громкими неофициальными версиями, которые звучат из уст экспертов или даже государственных деятелей.

Самую радикальную, хотя в целом совпадающую с позицией СКР версию высказал президент Чечни Рамзан Кадыров. В социальных сетях появился его комментарий: «Нет никаких сомнений в том, что убийство Немцова организовали спецслужбы Запада, стремящиеся любыми путями вызвать внутренний конфликт в России. Такова их практика. Сперва приближают человека, окрыляют его, называют другом Америки и Европы, затем приносят в жертву, чтобы обвинить в этом политическое руководство. Таких примеров очень много. Нельзя при этом не учитывать и ненависть Киева к России. Именно руками украинских спецслужб мог быть приведен в исполнение приговор, вынесенный Немцову в какой-либо западной столице».

Политолог Сергей Кургинян в телепрограмме «Список Норкина» предположил, что к гибели Немцова может быть причастна организация CANVAS — бывшая сербская организация «Отпор», которая осуществила «оранжевую революцию» в Югославии и сейчас обучает кадры. По мнению Кургиняна, сейчас «Отпор» сделал ставку на РФ. Вскоре после появления интервью Немцова, в котором он рассказал об опасениях («Когда ты прекратишь ругать Путина? Он тебя убьет!») своей матери, живущей в Нижнем Новгороде, была якобы зафиксирована встреча лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша с членом организации CANVAS, а через неделю представители CANVAS уже были в Москве.

Либералы в выстраивании конспирологических версий тоже верны себе и по обыкновению указывают на околовластные круги. Так, политический обозреватель Станислав Кучер в своем комментарии в Facebook заподозрил в смерти Бориса Немцова кремлевскую «партию войны»: «Заказчики убийства Немцова — это те самые крысы, загнанные в угол. У них есть власть, деньги и уверенность в безнаказанности, но нет другого выхода, кроме как ввергнуть Россию в состояние сначала истерики и хаоса, а затем — максимально возможной изоляции от мира. Вплоть до настоящей войны с Западом. Потому что только в войне эти создания видят теперь смысл жизни».

«СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ: ЧЕЛОВЕК, КРИТИКОВАВШИЙ ТИРАНА, УБИТ ПОД СТЕНАМИ ЕГО ДВОРЦА»

О том, насколько эффективным может оказаться расследование уголовного дела по факту убийства Немцова, «БИЗНЕС Online» поговорил с экспертами:

Максим Шевченко — журналист, телеведущий:

— Конечно, убийство Немцова — это провокация. Для власти он был совершенно неопасным системным оппозиционером. Все доклады по Донбассу, которые он презентовал Порошенко, на самом деле были бы не более громкими и страшными, чем его доклады по Лужкову и Путину. На самом деле, это просто компиляция журналистских материалов.

Немцов стал политиком-символом: символом критики режима, символом либерально-демократических надежд. Поэтому его убили те, кто понимал, что и его убийство будет носить символический характер — символ произвола режима, того, что Путин не справляется с ситуацией. Убийство Немцова — это все абстрактно, неконкретно, туманно. А целью политического террора такого уровня, в общем-то, и является посеять взаимное недоверие, страх, сомнения в том, что можно добиться правды.

Думаю, что убийцы в ту же ночь уехали из страны. Но важно установить не личность убийц, а личность заказчиков. Это может быть группа каких-то условных силовиков, которые хотят договориться с Западом, свергнув Путина или заставив президента таким путем прекратить поддержку ДНР и ЛНР. По крайней мере, в этом страшном спектакле символическая роль Бориса Ефимовича очень велика.

И эта провокация удалась. Немцов мертв, весь мир смотрит на картинку с Кремлевского моста на Кремль, репортеры обсуждают, что убит главный критик Кремля у стен Кремля. И сложно представить, что это сделано без ведома власти. В Америке, в Западной Европе никто не будет вникать в детали, разбираться, как висят камеры, кого они «вели». И так понятно — человек, критиковавший тирана, убит у стен его дворца. Все вписывается в символический сказочный сюжет.

Удастся ли выяснить, кто стоит за этим преступлением, как вы понимаете, вопрос абсурдный. Мои друзья — журналисты Хаджимурат Камалов, Ахметнабий Ахметнабиев, Тимур Куашев — были убиты по политическим мотивам. Либеральная общественность не пролила по поводу их смерти ни одной слезинки, их убийство никто не расследовал. Хотя все примерно представляют, кто убийца и кто заказчик в Дагестане и Кабардино-Балкарии. У меня мало веры, что что-то можно расследовать в нашей стране.

Виталий Третьяков — российский журналист, политолог:

— Реакция на убийство Немцова абсолютно предсказуема. Те, кто хотел и очевидно обвинил бы в этом Кремль и прокремлевские силы, так и сделали. Те, кто видит руку других стран, очевидно, каких, пошли по этому пути. Реакция широкой публики, как мы все видели, вылилась во вчерашний траурный марш. Ничего непредсказуемого нет — все было ясно. В том числе и то, как на это отреагирует западная пресса, показывая «ужасный путинский режим». Через некоторое время — две-три недели — все забудется. Я считаю, что это провокация, направленная против Владимира Путина.

Сейчас органы должны делать то, что всегда делается в таких случаях, не обращая внимания на всю публицистику и пропаганду вокруг, — они должны найти убийц и, что гораздо важнее, заказчиков. Исполнителей, я думаю, найдут, с заказчиками, как и всегда, бывает сложнее.

Андрей Большаков — доктор политических наук, заведующий кафедрой конфликтологии КФУ:

— Борис Немцов — это все-таки человек прошлого. Да, когда-то он работал во властных структурах и мог принимать решения, но потом из этой политической элиты ушел. Эта фигура из массового общественного сознания, на мой взгляд, удалена — сейчас он не так раскручен, как в 90-е годы. Например, молодежь достаточно плохо с ним знакома.

Сейчас все так или иначе пытаются пропиариться за счет этого события, явно идет информационный «перекос». Прежде всего случившееся — это смерть человека вне зависимости от ее причины. Мы видим массу разных выводов, но мне представляется, что надо подождать до объявления официальной версии случившегося, которую установит следственный комитет. Будет ли оно раскрыто — вопрос к правоохранительным органам.

Когда я читаю мнения о том, что убийство Немцова — провокация для подавления каких-либо сил, мне представляется, что на сегодняшний день эта фигура не настолько значима, я бы даже назвал ее маргинальной в политическом смысле. Если причина именно политического, а не личностного характера, то она, на мой взгляд, именно в его опционной деятельности: здесь можно предположить и события, связанные с украинским кризисом, и его публикации о коррупции. Пока это все только версии, которых сегодня очень много, поскольку любое политическое преступление потрясает всю страну.