Сегодня Конституционный суд России вынес постановление по жалобе межрегиональной ассоциации «Агора», штаб-квартира которой находится в Казани, и ряда других НКО на бесконтрольные проверки прокуратурой российских юридических лиц.

Напомним, коллективная жалоба на положения закона «О прокуратуре» была принята к рассмотрению 10 ноября прошлого года. Согласно посылу правозащитников, прокуратура с неограниченными полномочиями доставляет массу неудобств индивидуальным предпринимателям, коммерсантам и прочим юрлицам (включая, конечно же, и НКО). Команда председателя «Агоры» Павла Чикова намеревалась добиться ограничения прокурорских полномочий.

— Прокуратура в силу оспариваемых положений наделена правом тотального контроля за любыми субъектами — будь то гражданин, юрлицо, коммерческая организация, муниципальные органы власти, — рассказал «БИЗНЕС Online» о своих доводах адвокат правозащитной ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев, который представлял жалобу в Конституционном суде. — Прокуратура действует по принципу «проверяю что хочу, когда хочу и как хочу». В чем заключается противоречие Конституции? Это противоречит основам конституционного строя России, ведь мы живем в правовом государстве. Одним из признаков правового государства является ограничение вмешательства любых органов в ту или иную сферу. Это исходит из принципа добросовестности граждан, это принцип любого правового государства. 

Как сообщает РАПСИ, в постановлении Конституционного суда, озвученном сегодня, подчеркивается «особая роль» прокуратуры в обеспечении законности. Отмечается, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением закона «на универсальной, межведомственной основе», а потому предусмотренные оспариваемыми нормами права прокуроров не противоречат Конституции. Вместе с тем КС перечислил ряд обязательных условий проведения прокурорских проверок НКО. Так, само проведение проверок должно быть мотивированным. Проверяемая организация должна быть уведомлена о проверке и ее результатах. Прокуратура не вправе требовать у НКО документы, которые уже есть в распоряжении государственных органов, общедоступную информацию. Представители других контролирующих органов вправе привлекаться к прокурорской проверке лишь для осуществления вспомогательных, а именно, экспертно-аналитических функций. Кроме того, как и ранее, действия прокуроров могут быть обжалованы в суде.

КС предписал федеральному законодателю внести изменения в соответствии со своим постановлением. До этого проверяющие должны руководствоваться теми же правилами, которые установлены в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Дела заявителей подлежат пересмотру.