Сергей Акульчев
Сергей Акульчев: «Решили закрывать этот проект еще в октябре, когда не было девальвации. Это было плановое решение. А девальвация лишь ускорила этот процесс»

«ПОЧТИ ВСЕ СЫРЬЕ БЫЛО ИМПОРТНОЕ»

Напомним, о якобы готовящейся продаже проекта Сергея Акульчева общественность узнала из объявления, размещенного на одном из сайтов. Первоначально Акульчев, к которому мы обратились за комментарием, категорически не хотел раскрывать причины продажи своего детища. «Почему я должен об этом говорить? Там много факторов. Все перечислять, что ли? Это объемный вопрос, зачем разглагольствовать? Мне не хочется отчитываться перед кем-то», — немного раздраженно ответил Акульчев.

Однако потом он все же ответил на несколько вопросов. Одна из причин закрытия «Десерт Бутиков» в том, что на них «требуется много сил, а сейчас силы надо сконцентрировать на большом». Подразумевается, видимо, основное производство под брендом «Акульчев».

Еще одним фактором явилось подорожание заграничных ингредиентов, признался владелец. «Почти все сырье было импортное: бельгийский шоколад, ваниль, сливки, масло. Поэтому по бутику санкции и девальвация ударили очень сильно. Правда, мы решили закрывать этот проект еще в октябре, когда не было девальвации. Это было плановое решение. А девальвация лишь ускорила этот процесс», — оговаривается Акульчев.

Рассуждая о рентабельности, бизнесмен упомянул, что мегаприбылей в кондитерском производстве премиум-сегмента, к которому относилась «Фабрика Десертов», не наблюдается, тем не менее если изначально заложена хорошая бизнес-модель, она может выдерживать любой кризис. «Если конкретно наш бизнес рассматривать, то при правильном управлении он рентабельный, при неправильном — нерентабельный», — пространно добавил Акульчев.

Торговый павильон «Десерт-Бутик»
«Десерт Бутик» и «Фабрика Десертов» были созданы Акульчевым в 2009 году и позиционировались как творческая лаборатория, а не источник заработка. В производство предприниматель вложил около 1 млн. евро

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КОНДИТЕРА

Напомним, что оба ООО — и «Десерт Бутик», и «Фабрика Десертов» — были созданы Акульчевым в 2009 году и позиционировались предпринимателем как творческая лаборатория, а не источник заработка. В производство он вложил около 1 млн. евро. Дорогие шоколадные десерты распространялись через специально созданную сеть бутиков: 6 точек расположились в крупных торговых центрах Набережных Челнов, Казани и Альметьевска. Общая площадь торговых точек составляет 199,5 кв. м, складских помещений — 29,3 кв. метров. Производство размещено на площади 718 кв. м, а офисные и складские помещения «Фабрики Десертов» занимают 744,8 кв. метров. Кроме того, фабрикой арендовано 23,6 кв. м холодильных камер в ООО «Торговая база». Производство было рассчитано на выпуск свыше 100 наименований десертов, тортов и пирожных. Отметим, что последние торговые точки — на площадях «Эссена» — были запущены совсем недавно. К примеру, бутик в торговом комплексе «Эссен Грин» торжественно открылся только 15 ноября 2014 года. Весной прошлого года Акульчев говорил, что не планирует дальше развивать сеть, однако намерен заняться ее франчайзингом. К слову, ни единой франшизы Акульчеву продать так и не удалось.

Как признался бизнесмен, причина в том, что процесс продажи шел достаточно пассивно. «Мы подготовили франшизу, но не продвигали. Это отдельное направление, которое нужно развивать. Но руки не дошли», — сказал Акульчев.

Отметим, впрочем, что Акульчеву удалось неплохо раскрутить бренд «Десерт Бутик» и за пределами автограда — на истории с тяжбой за торговый знак «Отелло». В марте прошлого года бренд оказался в центре скандала с участием московского кондитерского комбината «Черемушки», в ходе которого москвичи даже хотели возбудить уголовное дело. «Черемушки» выпускали под наименованием «Отелло» торты, а Акульчев — печенье, которое к тому же продавалось в Москве. После первых претензий в 2011 году Акульчев уничтожил московскую партию печенья, но в 2012 году челнинские сладости вновь привез в столицу некий индивидуальный предприниматель, и дело приняло серьезный оборот. На требование 10 млн. рублей компенсации Акульчев тогда ответил, что уничтожение печенья было ошибкой, что печенье не входит в подкласс «кондитерские изделия», в котором торговую марку застолбили «Черемушки», и что фирменный стиль двух товаров абсолютно различный. Тем не менее Арбитражный суд обязал Акульчева выплатить «Черемушкам» 650 тыс. рублей.

«НИКОГО НЕ УВОЛЬНЯЕМ»

Размер прибыли и выручки по кондитерскому производству Акульчев не стал комментировать, объяснив это тем, что еще эти цифры не анализировал. Однако о том, насколько хорошо или плохо идут дела в сфере производства кондитерских изделий, можно судить по информации, которая была озвучена во время недавнего посещения кондитерской фабрики «Акульчев» руководителем исполкома Наилем Магдеевым.

По информации издания business16.ru, в январе 2015 года на фабрике отметили спад продаж в тоннаже на 15 - 20%. «Мы подняли цены, потому что торговые сети поздно начали принимать решения. Пока они думали, мы не могли отгружать им свою продукцию. После того как они, наконец, приняли решения, мы постепенно выходим на показатели 2014 года. У нас две производственные площадки. Сейчас они загружены на 100 процентов. Наша продукция пользуется спросом не только в России. Продаем мы также в Беларусь, Азербайджан, Казахстан и другие страны СНГ», — цитирует источник.

К слову, как заверил бизнесмен, продукция под брендом «Акульчев» будет производиться и дальше. Вероятно, на это производство и перейдут порядка 50 человек, числящихся в штате «Фабрики Десертов». «Они остаются в компании, — проинформировал Акульчев. — Мы никого не увольняем. Если люди сами уволятся — это их решение, но у нас найдется для них и другая работа».

ИНТЕРЕС НЕ К СЛАДКОМУ, А К ПЛОЩАДЯМ

Сразу после объявления о продаже проекта Акульчева по сети распространилась информация и о возможном покупателе — рестораторе Эрике Гафарове, владельце ресторана SkyLounge, кинокафе VIPCinema и службы доставки вкусной еды «Йа».

Пищу для этого дал он сам. «Поехал на переговоры по покупке компании Dessert Boutique», — с такой пометкой 3 февраля выложил на своей странице в соцсети фотографию Гафаров. И хотя спустя некоторое время он удалил это сообщение, новость уже успели сообщить некоторые СМИ.

Однако сам Акульчев опроверг эту информацию. «С Эриком Гафаровым я не буду иметь абсолютно никаких дел. Я не знаю, кто такие слухи распространяет. Он один раз приехал, посмотрел «Десерт Бутик». Но продавать ему я ничего не буду», — довольно жестко сообщил Акульчев.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Гафаров, интерес к «сладкому» вызван не планами развития кондитерской сферы и не собственно брендом «Десерт Бутик», а исключительно локацией. «Мы будем переформатировать точки продаж бутиков и ребрендинг проводить в любом случае, — заявил Гафаров. — Но на самом деле я пока не могу говорить о деталях, рассказать все подробности я смогу не ранее середины марта. Потому что сейчас что-то односторонне заявлять — это будет некрасиво по отношению к моим партнерам. Сейчас у нас идут переговоры». О желаемой цене сделки Гафаров отозвался коротко: чем дешевле, тем лучше.

КРИЗИС ПОДСТЕГИВАЕТ СПРОС НА МЕЛКИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, НО...

Продажу бутиков элитных десертов прокомментировали «БИЗНЕС Online» представители пищевой отрасли.

Ольга Жукова — директор ресторана «Кремлин»:

— Если говорить именно про бренд «Десерт Бутик», то у Акульчева очень хорошее качество десертов. В Татарстане его знают. У нас очень многие гости берут именно его продукцию. Я сама себе беру торты в «Десерт Бутике». Этот бренд позиционируется так, что при производстве используются только натуральные продукты при шоковой заморозке. При этом, насколько я знаю, все ингредиенты он берет за границей. Поэтому стало все намного дороже. Торты Акульчева и раньше-то не были дешевыми — один в среднем стоит около 1 тысячи рублей. А сейчас цена в разы поднялась. Возможно, с этим и связано то, что он решил продать свою сеть бутиков.

А вообще, рентабельность кондитерского производства ведь довольно условная. Конечно, никто не будет работать в минус. Но сейчас ситуация довольно сложная. Если говорить, в частности, про ресторанный бизнес, то сейчас очень много стало наглых поставщиков. Они пытаются ставить нам условия, чтобы счета-фактуры выставлять нам в евро. А оплату требуют в рублях. Это, я считаю, незаконно. Потом все поставщики переходят на 100-процентную предоплату. То есть заплатить деньги я должна сейчас, а продукцию они мне потом привезут. Сейчас ведь очень много ресторанов закрываются и выставляются на продажу. И поставщики делают так, что в договор включают ответственность директора на случай закрытия. То есть если ресторан на момент закрытия имеет перед ними долг, то руководитель должен на себя лично его взять. В кризис надо, наоборот, друг другу как-то помогать. Бизнес же у нас общий, если мы закроемся, поставщики же тоже начнут испытывать проблемы с реализацией своей продукции. Кто у них еще будет брать-то, кроме нас.

Дмитрий Денисенко — гендиректор компании Organicake:

— Мы изготавливаем торты на заказ, причем у нас особая клиентура — это люди разборчивые в ингредиентах, предпочитающие органические продукты, без заморозки... В нашей нише продажи нисколько не пострадали от кризиса. Но я могу сказать, что в тяжелые времена люди часто отказываются от дорогих покупок, на которые нужно копить деньги. А сладким, наоборот, компенсируют эти ограничения, и в том числе дорогими сладостями. Кризис даже подстегивает спрос на мелкие удовольствия.

В нашей продукции импортных ингредиентов немного: ванильные палочки, еще несколько позиций. Они не сильно повлияли на себестоимость тортов и не отразились на конечной цене. Но у Акульчева себестоимость, должно быть, выросла существенно, и тут есть над чем задуматься.

Эдуард Юнусов — гендиректор ТД «Челны-хлеб»:

— Бренд «Десерт Бутик» работает в дорогом сегменте. Насколько я знаю, основная масса сырья — импортная. Себестоимость растет, при этом задействовано очень много ручного труда — автоматизация если и есть, то незначительная. Что такое сегодня бренд в дорогом сегменте? Его и купить-то вряд ли кто захочет. Хотя если у них закреплены за брендом регламентирующие документы для продажи франшизы, тогда есть смысл его покупать.